Программа внеурочной деятельности "Югра - мир, который строим мы"
методическая разработка

Хурамшина Алиса Нажиповна

Программа, которая носит метапредметный комплексный характер, модули которой как ступеньки ведут младших школьников  вверх к познанию традиций народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, духовно-нравственных понятий, лежащих в основе культурных ценностей разных этносов, служат ценностно-смысловым ориентиром. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_yugra.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«ЮГРА – мир, который строим мы»

Цель программы

Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста в рамках анимационно-игровой программы внеурочной деятельности через знакомство с культурой и традициями народов, проживающих в ХМАО-Югре.

Предполагается, что в процессе использования различных форм работы с мультипликационным фильмом в рамках программы могут быть получены  следующие положительные эффекты:

  • активное включение младших школьников через создание мультфильма в совместную деятельность;
  • понимание значимости рассматриваемых в рамках мультфильмов понятий, традиций, нравственных ценностей разных этносов;
  • эмпатийное восприятие описываемых в рамках мультфильма сюжетов, традиций, поступков и реакций персонажей;
  • яркость речевого описания сюжета мультфильма;
  • приобретение нового социального опыта;
  • аргументированность анализа сюжетов создаваемых мультипликационных фильмов;
  • оценочно-речевая активность младших школьников при создании сюжетов будущих мультфильмов;
  • эмоционально-чувственное раскрепощение младших школьников, находящее свое выражение в спонтанных речевых высказываниях.

Целевая группа

Дети младшего школьного возраста, в том числе проявляющие интерес к коммуникативно-информационным технологиям, творческим видам деятельности. Младший школьный возраст представляет собой один из важнейших периодов в развитии личностных качеств детей, что определяет необходимость создания условия для духовно-нравственного развития детей.

В данном периоде развития детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому их привлекает занимательный интересный материал, который они охотно используют в своей практической деятельности. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте –  это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Поступки обучающихся этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе духовно-нравственного воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. Младшие школьники проявляют интерес к применению информационно-коммуникационных технологий в совместной работе со сверстниками. Поэтому основным принципом организации деятельности в рамках мероприятия будет принцип «равный - равному» - это взаимодействие, при котором дети передают знания, формируют установки и способствуют выработке навыков среди равных себе по возрасту, имеющих сходные интересы.

Планируемые этапы достижения цели деятельности в рамках программы

На   подготовительном этапе идет разработка содержания анимационно-игровой программы внеурочной деятельности «ЮГРА – Мир, который строим Мы». Учитель организует информационное сопровождение мероприятия, проводит диагностику ИКТ-компетенций детей, с целью определения возможностей каждого участника проекта.

На основном этапе организуется работа с группой детей в рамках внеурочной деятельности, включающая знакомство с технологией производства анимационных фильмов, поддержку интересе к данному виду деятельности. В рамках вводного модуля младшие школьники знакомятся с историей родного края и города, определяют состав микро-групп в рамках которых будут реализовывать свои проекты в модулях анимационно-игровой программы. Содержание анимационно-игровой программы носит модульный характер, младшие школьники постепенно знакомятся с традициями и культурными ценностями народов, проживающих в ХМАО-Югре. При этом используются как игровые, так и другие продуктивные формы организации деятельности детей. Программа включает в себя модули –  «Игры народов Югры», «Сказки народов Югры», «Праздники народов Югры», «Религия народов Югры».

На заключительном этапе реализации проекта младшие школьники представляют отчет о проделанной работе одноклассникам, родителям, обсуждают получившиеся результаты деятельности, выявляют проблемы и пути их решения.

В качестве итогового мероприятия в рамках реализации программы предполагается проведение фестиваля мультфильмов – МультиТАВРА, на котором идет демонстрация и защита детьми младшего школьного возраста созданных мультипликационных фильмов и вручение призов в соответствующих номинациях победителям и призерам фестиваля. Фестиваль приурочен к Международному дню анимации, отмечаемому ежегодно 28 октября.

Раздел

Цели мероприятий

Кол-во часов

Результаты мероприятий

«Путешествие в страну Мульти-пульти»

Создание мотивации и положительного настроя к созданию мультипликационного фильма. Знакомство с историей возникновения мультипликации. Формирование представлений детей о видах мультипликации. Определение особенностей технологии создания пластилиновых мультфильмов. Расширение знаний детей о профессиях, принимающих участие в создании мультфильмов: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер и др.. Выявление особенностей и места, отводимого героям в мультипликационном фильме. Определение наиболее удачных методов рисования для работы над фоном для съемки мультфильма. Развитие навыков работы с пластилином. Развитие творческих способностей, воображения, в процессе продуктивной деятельности. Закрепление полученных знаний об особенностях пластилиновой мультипликации в процессе создания мультфильма. Определение причины успеха /неуспеха в процессе создания мультфильма

11

- определение детьми знания и незнания об особенностях мультипликации

- расширение знаний о мультипликации как виде искусства

-формирование представлений об истории возникновения и развития мультипликации

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

- овладение логическими действиями сравнения, анализа

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-  выявление многообразия видов создания мультипликационных фильмов

Игры народов Югры

- создание мотивации и положительного настроя детей на знакомство с играми народов Югры

- приобщение детей к игровой культуре народов ханты и манси через устное народное творчество (сказки, легенды)

- определение связи образа жизни коренных народов со сказками

- знакомство с историей возникновения и разнообразием  игр коренных народов

- изучение возможности анимации (мультипликации), разработка, апробирование и описание ряда модулей, применение которых на занятиях, будет способствовать развитию речи детей младшего школьного.

- способствовать эмоциональной включенности и мотивированности каждого ребенка

- создавать условия каждому ребенку для субъектной оценки происходящего действия.

- развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни коренных народов, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске

- развитие умения работать в группе

- создание условий для проявления творческой активности, умений создавать целое изображение из частей

5

- расширение знаний у детей об устном народном творчестве народов ханты и манси

 - расширение знаний о промысле, быте, традициях, одежде коренных жителях севера и об их играх

- формирование у детей интереса и уважения к национальной культуре, коренным народам Севера, любви к родному краю

-повышение творческой активности;

- физическое и коммуникативное  развитие

- развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу традиций многонациональной культуры ХМАО и России, в целом

Праздники народов Югры

- познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традиционным национальным праздникам

- в процессе коллективной работы совершенствовать изобразительные навыки, умение работать с гуашью, формировать умения подбирать красивое сочетание цветов и оттенков

- развитие и воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов

- формирование навыков работы в коллективе, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи

- развитие творческих умений создания анимационных фильмов

- воспитывать у детей бережное отношение к животным; уважительное отношение к праздникам коренных народов Севера

4

- могут назвать главные праздники народов ханты и манси

- сотрудничают со сверстниками при работе в группе

- проявляют большой интерес к традициям народов Югры

- проявляют творчество в выполнении заданий, создают целое изображение из частей.

- проявляют творческую активность при создании мультфильма по мотивам игр коренных народов.

-проявляют заинтересованность к творчеству народов Югры.

Религия народов Югры

- изучение основ религиозных верований северных народов

- формирование уважительного отношения к религиозным верованиям народов Севера

- воспитание интереса к традициям и обычаям коренных народов Севера

- познакомить учащихся с взглядами народов севера на жизнь духов.

- создание мотивации и положительного настроя детей на знакомство с богами  народов Югры

6

- повышение интереса и уважения к религиозной культуре, коренных народов Севера

- могут назвать три категории духов.

- могут назвать основных духов трех миров.

- расширение знаний у детей о традиционных игрушках обских угров

- могут назвать значение игрушек в культуре хантов и манси

- могут назвать основные традиции, связанные с куклами.

Сказки народов Югры

- создание мотивации и положительного настроя детей на знакомство с творчеством народов Югры

- определение связи образа жизни коренных народов со сказками

- знакомство с историей возникновения и разнообразием  сказок коренных народов

 - знакомство обучающихся с произведениями наиболее известных писателей  Югры

- развитие умения работать в группе

- воспитание любви к Югорской земле, уважения к коренным народам ХМАО, интернациональных чувств

- знакомство с творчеством народов ЮГРЫ: народных  сказок и сказок  известных писателей Югры

- воспитание уважения к творчеству народов ЮГРЫ

8

- заинтересованы в изучении творчества народов Югры,

  - могут назвать историю возникновения и разнообразие сказок коренных народов

- готовность слушать собеседника и вести диалог

- формирование основ гражданской идентичности

- называют писателей Югры и их произведения

- сотрудничают со сверстниками при работе в группе

- проявляют уважительное отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

- могут назвать особенности прочитанных сказок и связать их с образом жизни коренных народов

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема 

Кол-во

часов

Дата

план

факт

Модуль 1 «Путешествие в страну Мульти-пульти»

1

 Просмотр мультипликационных фильмов с проведением проблемной беседы:

«Что такое мультипликация?»

1

2

Беседа «История возникновения мультипликации»

1

3

Просмотр мультфильмов (знакомство с видами мультфильмов: пластилиновый, рисованный, кукольный)

1

4

Анализ мультфильмов и просмотр презентации «Технология создания пластилиновых мультфильмов»

1

5

Сюжетно–ролевая игра «Волшебники мультипликации» (знакомство с профессиями: сценарист, режиссер-мультипликатор, художник-мультипликатор, звукорежиссер, оператор и др.)

1

6

Наблюдение за героями во время просмотра мультфильмов

1

7

Работа над фоном, используя нетрадиционные методы рисования.

1

8

Лепка героев из пластилина.

1

9

Словотворчество детей

«Сочинение собственных сказок, на основе просмотренных мультфильмов»

1

10

Создание  пластилиновой мультипликации на основе придуманных сказок

1

11

Просмотр мультипликационного фильма

1

Модуль 2 «Игры народов Югры»

12

Знакомство с хантыйскими играми

1

13

Ролевая игра «Хантыйские забавы»

1

14

Подвижные игры

1

15

КТД Тайны игр народов ЮГРЫ

1

16

Создание мультфильма по играм народов ЮГРЫ

1

Модуль 3 «Праздники народов Югры»

17

Экскурсия в краеведческий музей г.Сургута (в этнографический зал)

1

18

Игра-путешествие «Праздники народов ЮГРЫ»

(«Вороний день», «Праздник Трясогузки» и «Медвежий праздник»)

1

19

Проведение праздника «Вороний день»

1

20

Создание мультфильма по традициям праздников народов ЮГРЫ

1

Модуль 4 Религия народов ЮГРЫ

21

Этическая беседа «Религия: боги, духи, люди»

1

22

Беседа «Анимизм как способ познания мира»

1

23

Экскурсия в городской музей на тему: «Игрушки моего народа. Куклы богов»

Знакомство с куклами богов 3 уровней.

1

24

Литературный праздник «Мифология северных народов о возникновении земли»

1

25

Театрализованные представления по мотивам мифов северных народов.

1

26

Создание собственных иллюстраций к мифам коренных народов севера в качестве основы для мультипликационного мультфильма

1

Модуль 5 Сказки народов ЮГРЫ

27

Оформление книжного уголка «Сказки народов Югры».

Вводная беседа «Связь коренных народов Югры со сказками»

1

28

Чтение сказок коренных народов севера. Беседы о героях сказок коренных народов севера, их поступках, особенностях быта, традициях

1

29

Творческое мероприятие театр хантйских и мансийских сказок

1

30

Просмотр мультфильмов, созданных на основе сказок коренных народов Севера (Ханты и Манси),

1

31

Беседа «Звери – герои хантыйских сказок»

Образы животных в хантыйских народных сказках

1

32

Создание книжек-раскладушек. Иллюстрация сказок своими рисунками

1

33

Создание словаря незнакомых слов коренных народов севера

1

 

34

Создание мультипликационного фильма по сюжетам сказок народов ЮГРЫ

1

Критерии эффективности реализации программы

Оценка эффективности реализации программы осуществляется по следующим критериям: активное участие детей младшего школьного возраста во всех проводимых мероприятиях в рамках проекта; установление дружеских контактов между участниками проектной деятельности; расширение знания детей младшего школьного возраста о культурных ценностях разных этносов, проживающих в регионе.

Ресурсы

Вид ресурса

Характеристика ресурса

интеллектуальные

Проект; знания, умения, навыки, профессиональные компетенции студентов, преподавателей, учителей

материальные

Оборудование, аудитории для занятий, аудио и видеоаппаратура, компьютерная техника, интернет-ресурсы, библиотека

технологические

Современные технологии организации деятельности детей: проектные, игровые, аннимационные

Результат

Ожидаемые результаты

Личностные УУД:

- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за город, в котором живут

- формирование ценностного отношения к культуре своего народа

- принятие и освоение социальной роли обучающегося

- формирование эстетических потребностей, ценностей в познании культуры народов, проживающих в ХМАО-Югре

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ситуации совместной деятельности

- формирование установки на бережное отношение к духовным ценностям

Метапредметные УУД:

познавательные:

- овладение способностью принимать и сохранять задачу поисковой деятельности, поиска средств для осуществления

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

регулятивные:

- развитие самоконтроля;

- освоение социальной роли ученика;

- планирование поисковой деятельности;

коммуникативные:

- развитие готовности слушать собеседник и вести диалог

- формирование умений определения общей цели и путей ее достижения, умений договариваться о распределении ролей, осуществлять взаимный контроль.

Перспективы развития дальнейшей деятельности в рамках проводимого мероприятия

  1. Расширение содержания модулей за счет изучения культурных ценностей, традиций, праздников других национальностей, проживающих в регионе.
  2.  Привлечение в качестве социальных партнеров по направлениям проектной деятельности организации дополнительного образования, культурные центры, поддерживающие развитие и сохранение традиций и культурных ценностей различных этносов.

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением  правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р.
  2. Государственная программа Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном  округе – Югре на 2014 – 2020 годы». Постановление правительства от 9 октября 2013 г. № 413-п.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный  ресурс]. – Режим доступа:  http://iro.sakha.ru/files/NEWS/2010/1kv/jon_sov/materialy/ulusy/Концепция%20духовно-нравственного%20воспитания%20 российских%20школьников.doc
  4. Дармодехин С.В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.niisv.ru/ newsection2448
  5. Захарченко М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.spbda.ru/news/a-551.html
  6. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
  7. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №. 273-ФЗ.
  8. Федеральный государственный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 
  9. Шермухомедов С. К вопросу о культуре межнационального общения // Философия науки. – 1990. - №8. – с. 35

Интернет-ресурсы:

  1. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/
  2. Фрумин И. Современные вызовы перед школой и системой социализации: доклад на дискуссионной площадке Фонда «Стратегия 2020» (13.04.2011) / И. Фрумин, А. Подольский, С. Косарецкий, И. Ясина, Я. Кузьминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strategy-2020.ru/ru/article/sovremennye-vyzovy-pered-shkoloi-i-sistemoi-sotsializatsii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...

Дом, который строим вместе

Очередное открытое итоговое  мероприятие по курсу ОРКСЭ....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» (1-4 кл.)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» (1-4 кл.)...

Программа внеурочной деятельности "Югра - мир, который строим мы"

Программа, которая носит метапредметный комплексный характер, модули которой как ступеньки ведут младших школьников  вверх к познанию традиций народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном о...

Разработка урока "Домики, которые строит природа".

Класс: 1.Тема: Домики, которые построила природа.Цель: Учить детей наблюдать за природными явлениями с точки зрения Мастера Постройки.Планируемые результаты:Предметные:- изготавливать н...