Дом, который строим вместе
план-конспект урока (4 класс) на тему

сафонова жанна леонидовна

Очередное открытое итоговое  мероприятие по курсу ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Итоговое занятие курса ОРКСЭ.31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дом, который строим вместе

Цели урока: показать учащимся и гостям, чему научились ребята на уроках курса ОРКСЭ, обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, продолжить формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России;

                    воспитывать чувство уважения и любви к своей Родине, к своей стране, способствовать развитию представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

                   развивать умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения, развивать способности младших школьников к общению в полиэтнической среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия, развивать информационные умения.

Формы и виды деятельности: творческие задания: викторины, инсценировки,  логические задания; защита творческих проектов учащихся.

Основные термины и понятия: вежливость, дружба, трудолюбие, любовь к Родине, семья, уважение, искренность.

Оборудование: Карта мира; модель дома, презентации учащихся, ладошки вырезанные из картона.

Ход урока:

I  этап. Оргмомент.

II  этап. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Весной этого года  вы закончили новый, очень интересный и весьма необычный учебный курс – основы религиозных культур и светской этики. Наши уроки не были похожи на обычные школьные занятия. Мы пели, рисовали, играли, ставили сценки, обсуждали прочитанное в учебнике, спорили, но всегда вместе приходили к единому решению: как жить в нашем мире так, чтобы было хорошо не только нам, но и всем, кто нас окружает. Мы учились быть справедливыми и честными, терпеливыми и порядочными, добрыми и искренними. А еще мы строили наш дом, дом – в котором мы будем жить. Мы его вырезали, клеили. Но в доме главное не стены, а люди – жильцы дома. Вот сегодня мы и будем праздновать новоселье – заселять наш дом добродетелями, которые помогают сделать наш мир прекраснее.

.

III  этап. Объявление темы урока.

Итак, тема нашего урока «Дом, который строим вместе» и я приглашаю всех будущих жителей нашего дома рассказать нам, кто они такие и почему вы хотите, чтобы они поселились в нашем доме.

IV  этап. Защита проектов учащимися.

1.Я хочу, что бы в нашем доме жила ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ.

Родина – это страна, где мы родились. Это самое родное для нас место. Наша Родина огромна и красива. И у каждого она одна, как мама.

         Любить Родину – и просто, и сложно. Любить – значит беречь ее просторы, ее природу, гордиться ее достижениями, знать ее великую историю.

        Но любить Родину – это и уважать ее граждан, заботиться о ветеранах, помогать пожилым людям, защищать от врагов.

            А сейчас я хочу задать вам несколько вопросов:

  1. Как называется наша Родина?
  2. Соберите  карту.
  3. Из каких цветов состоит наш государственный флаг?
  4. Какие народы проживают в нашей стране?

2. Я хочу, чтобы в нашем доме поселилось МИЛОСЕРДИЕ.

        Одно из самых красивых слов на свете – милосердие. Оно говорит о сердце, которое любит, милует и жалеет. Милосердие подсказывает тебе: чужой беды не бывает.

           Нельзя поступать по принципу «как ты ко мне, так и я тебе». Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

           Человек может научиться милосердию. Если вы будете совершать дела милосердия, то эти дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным.

Предлагаю вам посмотреть презентацию

3. Я хочу, чтобы в нашем доме жила ДРУЖБА.

           Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и совместной деятельности.

         Дружат люди, похожие друг на друга. Не случайно появилась поговорка: «Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты».

       Чтобы быть настоящим другом надо искренне, без зависти радоваться успехам другого человека.

       Дружба приносит радость и уважение. Дружбу надо беречь и за нее стоит побороться.

Я прошу вас из отдельных фрагментов составить пословицы о дружбе и прочитать их.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Настоящий друг познается в беде.

Нет друга, так ищи, а найдешь – береги.

В настоящей дружбе так – сам пропадай, а друга выручай.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Легче друга потерять, чем найти.

Человек без друга – что дерево без корней.

 

  1. Я хочу, чтобы в нашем доме жила ВЕЖЛИВОСТЬ.

        Вежливость – повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома, в школе, в общественных местах.

       Вежливый культурный человек соблюдает правила приличия, умеет выслушать другого уважительно, тактично разговаривает с людьми.

        Слово «вежливость»  произошло от слова «вежа», то есть знающий человек. И сейчас вежливым называют человека, который знает и употребляет вежливые слова.

 

Ребята приготовили для нас сценку.

Вежливый кролик

Действующие лица; Автор , Кролик , Лисица и Змея .

Автор:  – Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, возвращаясь с прогулки домой, он увидел Лисицу. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита т голодна.

Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там его поджидала другая грозная опасность – в пещере поселилась …

Змея:  – Ш-ш-ш …

Автор:  –  Змея… Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

Кролик:  –  Нужно поздороваться… Но с кем? С пещерой, конечно! Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

Автор:  –  До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика!

Змея:  –  О-о-о! Да это же Кролик! А я очень люблю кроличье мясо. Надо его обмануть. «Входите, входите!»

Автор:  –  Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело!

Кролик:  –  Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания!

Змея:  –  Ш-ш-ш … Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики. Нужно же было ему просить разрешение войти!

Автор:  –  А Кролик прискакал в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила!

 

Скажите ребята, какие вежливые слова прозвучали в этой сценке?

 

А давайте вспомним и другие вежливые слова. Я буду читать стихи, а вы их продолжите.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»                                 А его сосед ушастый

                                                               Отвечает: «Ёжик, …»

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»                                 Неуклюжий песик Костик

                                                             Мышке наступил на хвостик.

                                                             Поругались бы они,

Трясогузка с бережка                        Но сказал он: «…»

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»                        Чудно пел среди ветвей

                                                             Голосистый соловей,

                                                             И ему на всю дубраву

Толстая корова Лула                        Воробьи кричали: «…»

Ела сено и чихнула,

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»                        Говорит Лиса Матрена:

                                                          «Отдавай мне сыр, ворона!

                                                          Сыр большой, а ты мала!

                                                           Всем скажу, что не дала!

                                                          Ты, Лиса, не жалуйся,

Бегемот и Слон, поверь,                 А скажи: «…»

Не полезут в эту дверь.

Тот, кто вежливей, сейчас

Скажет: «Только …»                    Муха, Жу, хоть не хотела,

                                                       В скорый поезд залетела.

                                                       Ей букашки Фло и Фти

                                                       Скажут: «…»

  1. Я хочу, чтобы в нашем доме жила ЛЮБОВЬ К МАМЕ.

        Семья – это не просто родственники, которые живут под одной крышей. Это близкие люди. И самый главный человек в семье – это мама.

       Мама несет в себе радость и доброту, любовь к своему дому. Она делает счастливым детство своих детей.

       Мамочка. Сколько  тепла таит это маленькое слово! Материнская любовь греет нас до старости. Мама – самый верный друг, который никогда, ни при каких обстоятельствах не предаст своего ребенка. Сердце матери всегда с ним.

 

А сейчас я буду вам читать пословицы о маме, а вы должны их продолжить.

Ближе матери друга нет.

Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

Нет такого дружка, как родимая матушка.

При солнышке тепло – при матери добро.

 

  1. Я хочу, чтобы в нашем доме жила любовь к семье.

         Семья – это дом, в котором ты живешь. А самое главное, в нем живет любовь. Любовь родителей к детям, детей к взрослым.

      Любовь в семье не может существовать без прощения и терпения.

     В каждой семье существуют свои традиции. А чтобы семья создала традиции, нужно знать, кто из членов семьи что любит.

 

Если вы не против то,  я хотела бы задать вам несколько вопросов о вашей семье. Можно?  

Скажите, а что любит ваша мама?

Назовите день рождение своей мамы.

Сколько лет вашей семье?

 

  1. Я НЕ хочу, чтобы в нашем доме поселилось ЗЛО.

           Все плохое, вредное, дурное, все, что относится к беде и несчастью, является злом.

          Обида на другого человека приводит к враждебности, а если люди ненавидят друг друга, то появляется ненависть и злоба.

         Первопричиной зла во многих случаях бывают ссоры между людьми.

         Высшее проявление зла – это убийство, война.

Вопросы викторины

1. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? 
(День народного единства.)

2. Столица нашей Родины?. (Москва)

3. Родина Деда Мороза (Великий Устюг)

 4. Кто написал музыку и слова современного гимна? (Слова С.В.Михалкова, музыка А.В.Александрова.)

  1. Я хочу, чтобы в нашем доме жило ТРУДОЛЮБИЕ.

Трудолюбие – способность человека трудиться с удовольствием, радостью, получать от труда удовлетворение.

Нельзя только пользоваться трудом других людей, самому ничего не делая. Человек будет счастлив, если внесет свой вклад в общее дело, будет полезен другим людям.

Главный труд школьника – это учеба.

1.Брат жены. (Шурин.)

2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.)

4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща.)

  1. Я хочу, чтобы в нашем доме жило УВАЖЕНИЕ К ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА.

Отечество – это страна, где человек родился и вырос. Это наша Родина, Россия.

Родина воспитывает своих детей, удивляет и радует своей красотой. Но защитить сама себя не может. Обязанность по защите Родины лежит на смелых, сильных и мужественных людях.

Защищать Родину – долг каждого гражданина, почетная обязанность каждого мужчины. Без солдат не может быть армии, без них беспомощны самые мощные ракеты, танки, сверхзвуковые самолеты. Солдат – это высокое звание!

 

Я предлагаю вам поучаствовать в викторине про богатырей. Для начала разгадайте имена богатырей

боДныяр киНичти, шалеА

 Почивоп, яИль руМоцем

 

А теперь вопросы викторины:

  1. Назовите, каких еще богатырей вы знаете.
  2. Кто самый старший и самый младший из богатырей?
  3. Из какой семьи Алеша Попович?
  4. Какому князю служили это богатыри?
  5. Что богатырям указывало путь?
  6. С кем сражался Алеша Попович?
  7. Как звали коня Ильи Муромца?

 

  1. Я хочу, чтобы в нашем доме жила ЧЕСТНОСТЬ.

Честность – это искренность, добросовестность и безупречность. Слово честность произошло от слова «честь».

Жить честно – это значит жить без обмана, по совести. Честность – это когда мы готовы признать свои заблуждения и правоту других людей.

Честность помогает добиться справедливости. Она вызывает уважение.

 

Я предлагаю вам разрешить одну ситуацию. Как бы вы поступили?

В классе учились два товарища: Андрей и Женя. Однажды Андрей пришел к товарищу домой и увидел, что его мама больна. Андрей подумал: «Вот почему Женя стал хуже учиться, даже плохих отметок нахватал». А в это время мама Жени его спросила: «Как там учится мой сынок? Что-то беспокойно за него стало»

 

  1. Я хочу, чтобы в нашем доме жила ПОРЯДОЧНОСТЬ.

Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всем установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим поступкам.

Порядочный человек никогда не будет лгать, сплетничать. Он не обманет доверия другого человека.

Порядочный человек – справедлив, и если не прав, то обязательно признает это, как бы тяжело ему не было.

Найдите качества порядочного человека:

Доверие, искренность, глупость, честность, ненадежность, милосердие, зависть, надежность, равноправие, хитрость, бескорыстие.

 

V  этап. Подведение итогов.

Подарки для родителей : «Ладошки мира»  с пожеланиями. Вручение сертификатов об окончании курса ОРКСЭ.

Вот и заселили мы наш дом самыми лучшими человеческими качествами, а как им будет жить в нашем доме – зависит от нас. Будем мы о них помнить и поступать так как они требуют – будет в нашем доме любовь и достаток, не будем – превратится наш дом в развалины. Давайте же, ребята, беречь и любить наш дом, который мы построили своими руками.

1.        Как называется наша Родина?

2.        Соберите  карту.

3.        Из каких цветов состоит наш государственный флаг?

4.        Какие народы проживают в нашей стране?

Птица сильна крыльями,                   а человек дружбой.

Крепкую дружбу и                               водой не разольешь.

Настоящий друг                                   познается в беде.

Нет друга, так ищи,                             а найдешь – береги.

В настоящей дружбе так –     сам пропадай, а друга выручай.

Дружба крепка не лестью,                а правдой и честью.

Легче друга потерять,                           чем найти.

Человек без друга –                               что дерево без корней.

______________________________________________________

боДныяр киНичти,  шалеА   Почивоп, яИль руМоцем

1.        Назовите, каких еще богатырей вы знаете.

2.        Кто самый старший и самый младший из богатырей?

3.        Из какой семьи Алеша Попович?

4.        Какому князю служили это богатыри?

5.        Что богатырям указывало путь?

6.        С кем сражался Алеша Попович?

7.        Как звали коня Ильи Муромца?

Доверие, искренность, глупость, честность, ненадежность, милосердие, зависть, надежность, равноправие, хитрость, бескорыстие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.

Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с  трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...

Театр здоровья "Это игры, которые мы заслужили вместе с тобой"

Сценарий театра здоровья можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, посвящённых олимпийским играм в Сочи....

Проект "Строим город вместе"

Практический проект во 2 а  классе "Строим город вместе "...

Программа внеурочной деятельности "Югра - мир, который строим мы"

Программа, которая носит метапредметный комплексный характер, модули которой как ступеньки ведут младших школьников  вверх к познанию традиций народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном о...

"Вместе строим дом" - театрализованная викторина для младших школьников.

Цели:-сохранение и поддержка физического, психического, духовно-нравственного здоровья детей; -развитие стремления к здоровому образу жизни, бережного отношения к семейным ценностям и традициям. Зад...

Разработка урока "Домики, которые строит природа".

Класс: 1.Тема: Домики, которые построила природа.Цель: Учить детей наблюдать за природными явлениями с точки зрения Мастера Постройки.Планируемые результаты:Предметные:- изготавливать н...

Программа внеурочной деятельности "Югра - мир, который строим мы"

Программа, которая носит метапредметный комплексный характер, модули которой как ступеньки ведут младших школьников  вверх к познанию традиций народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном о...