Занятие по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 2 класс
план-конспект занятия (2 класс)

Васильева Надежда Григорьевна

Занятие курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» Тема: «Первые русские монеты» 2 «А» класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей 5»

Занятие курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Тема: «Первые русские монеты»

2 «А» класс

Учитель начальных классов: Васильева Надежда Григорьевна

г. Железногорск, декабрь 2020 г.

Технологическая карта занятия

Тема

«Первые русские монеты»

Учитель

Васильева Надежда Григорьевна, учитель начальных классов

Класс

2 «А»

Цель:

Повысить интерес младших школьников к урокам финансовой грамотности, познакомить учащихся с понятием деньги, историей появления первых русских монет.

Планируемые результаты

Предметные:

ученики усвоят понятия «обмен», «бартер», «деньги»;

получат представление о товарно-денежных отношениях;

познакомятся с историей появления и видами денег при помощи текстов

Личностные:

ученики сформируют начальные навыки адаптации в мире финансов

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД: ученики будут осуществлять поиск информации на основе наблюдений, делать выводы и строить умозаключения.

Коммуникативные УУД: ученики будут учиться вести диалог, взаимодействовать при работе в группах.

Регулятивные УУД: ученики будут принимать цель и удерживать её в течении занятия, будут осуществлять планирование работы, саморегуляцию, контроль и самоконтроль и делать оценку учебной деятельности.

Основные понятия и термины

Обмен, бартер, деньги, денежная единица, рубль, копейка.

Ресурсы

1. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы общеобразоват. орг. В 2 ч. Ч. 1. – М.: ВАКО, 2020. – 112 с.: ил. – (Учимся разумному финансовому поведению).

2. Корлюгова, Ю.Н., Гоппе, Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–3 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2020. – 112 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).

 3. Мульфильм «Как появились деньги. История с самого начала».  https://www.youtube.com/watch?v=9EDcFosLmEQ

4. Фильм "Какие деньги раньше были..."

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: проблемно - поисковый

Ход занятия

(1 слайд)

I. Организационный момент.  

Убеждаюсь в готовности обучающихся к занятию, создаю эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы. Всё готово.

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

- Посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите друг другу:

- Я желаю тебе успеха.

II. Актуализация знаний.

Организую действия учеников, направленных на достижение целей занятия, на открытие новых знаний. Предлагаю детям посмотреть на слайд. Я знакомлю учеников с островом Ян, который находится в Тихом океане. Прошу обратить внимание на каменные круги. Прошу подумать, что это.

Начинаю беседу.

-Посмотрите на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане. Остров Яп знаменит своими удивительными каменными деньгами. Их ещё называют камни раи.  Это каменные диски  (2 слайд)

-Как вы думаете, что это? (совещаются в группах)

-Колечки для великанши? Нет!

-Колёса от первобытного танка? Тоже нет.

-А может, это компакт-диски древних инопланетян? Опять мимо!

-Ни за что не догадаетесь! Это ….ДЕНЬГИ.

-Да, да, деньги бывают и такими огромными – скорее, это уже деньжищи.

-А ещё деньгами бывают перья и гвозди, а ещё… Стоп! Не будем торопиться. Давайте обо всём по порядку.

III. Самоопределение к деятельности. (Формулировка темы занятия)

Предлагаю детям сформулировать тему занятия.

-Какой будет тема занятия? ( ………)

IV. Постановка учебной задачи.

Пытаюсь создать тот ориентир, на который учащиеся должны направить свою деятельность. Предлагаю детям подумать, что будем изучать на занятии, пользуясь словами – подсказками.

Что? Какие? Откуда?

1. Что такое деньги?

2. Какие они бывают?

3. Откуда они взялись? (Появились?)

V. Открытие новых знаний.

Предлагаю ученикам информацию о жизни первобытных людей.

1. Вступление учителя. 

Итак, поговорим о том, что такое деньги, какими они бывают и откуда они взялись.

Давным-давно, когда люди ещё охотились на мамонтов, никаких денег не было. Да они были и не нужны. У людей всё было общее, жили они в пещерах и сами добывали пищу – охотились, ловили рыбу или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось. Но время шло, люди выбрались из пещер и стали жить отдельными племенами. Они научились изготавливать копья и топоры, одежду и посуду, строить дома и делать ещё много разных полезных вещей. К тому же они стали чаще встречаться с людьми из других племён. И тут выяснилось, что в одном племени лучше делали что-то одно, а в другом – другое. Представь, например, что ты – охотник из племени мумба-юмба и лучше всех умеешь ловить рыбу. Только что ты поймал здоровенную рыбину и шагаешь по тропинке со своим уловом. А навстречу тебе идёт человек из соседнего племени у-гу-гу. Он лучше всех умеет делать оружие и как раз несёт новенький лук и стрелы. Тебе очень понравился его лук, а ему – твоя рыба. Что вы тогда сделаете? Правильно! Вы обменяетесь: ты ему дашь рыбу, а он тебе – лук со стрелами. Так люди стали обменивать что-то своё – вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно.

(3 слайд) Давным-давно, когда люди ещё охотились  на мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы – охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось. Но время шло. Люди выбрались из пещер и стали жить отдельными племенами. Они научились изготовлять копья и топоры, одежду и посуду, строить дома и делать ещё много разных полезных вещей. К тому же они стали чаще встречаться с людьми из других племён. И тут выяснилось, что в одном племени лучше делают что-то, а в другом - другое. 

Организую работу по группам. Прошу учеников прочитать правила работы в группах.

На столах каждой группы лежат листы самооценки, листы оценки других групп и листы с заданиями.

Поясняю детям, за правильно выполненное задание, они будут получать РАКУШКУ. В конце занятия, спрошу, почему, именно, ракушку? Спрашиваю, всё ли понятно?

Правила работы в группе:

1. Распределите роли в группе.

2. Говорите тихо, чтобы не мешать другим группам.

3. Слушайте друг друга.

4. Дополняй ответы в группе.

5. Умейте договориться, прийти к общему мнению – это и будет ответом.

Лист оценки в других группах. Аналогично лист самооценки.

1

задание

2

задание

3

задание

Работа

с текстом

Соотнесение столбиков

2. Работа по группам. (4, 5 слайды)

 -Представьте, например, что вы (1 группа) охотники из племени Мумба-Юмба. Поприветствуем наших охотников. У вас замечательные луки со стрелами.

Вы (2 группа) племя Тумба-Юмба лучше всех умеете ловить рыбу в реке. Поприветствуем наших рыбаков.

Вы (3 группа) племя Шипибо (приветствие племени) занимаетесь земледелием, у вас богатый урожай лука, чеснока, капусты.  

А (4 группа) племя Аймара (приветствие) лучше всех делает посуду.

Предлагаю детям выполнить первое задание в группе.

Задание первое: Прошу придумать названия группам.

1.Охотники.    

2.Рыбаки.      

3.Земледельцы.    

4.Племя Аймара.

Дети приветствуют друг друга.

Задание второе:

Группам предлагается подумать и решить, что какие предметы необходимы их племени в соответствии с названием. Составляют список предметов.

Предлагаю детям поиграть в игру «Попробуйте поменяться» (Задание третье)

 Помогаю детям понять, что первым было ПОЯВЛЕНИЕ ОБМЕНА ТОВАРА, что являлось совсем непросто.

- Что вы сейчас делали? (меняли товары)

- У кого получилось поменяться?

- Как и с кем вы менялись?  

 - Легко ли было производить обмен?                    

-У кого не получилось? Почему? (совершать обмен – это непросто)

Вывожу вывод на (6 слайд): То, что люди предлагают для обмена, называется товаром.

VI. Физминутка. 

Провожу физминутку

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Монетки, видно, не нашел.
Чтоб монетки нам достать,
Нужно на носочки встать.

Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

VII. Продолжение работы по теме.

Знакомство с появлением первых денег.

Предлагаю детям узнать о том, как люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся, и при этом являются достаточно ценными. Дети смотрят мультфильм «Как появились деньги. История с самого начала». 

- И тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (твоя рыба для этого не годится) и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами. (слайд 7)

 - Как всё это происходило Просмотр м/ф «Как появились деньги. История с самого начала».  https://www.youtube.com/watch?v=9EDcFosLmEQ 

Задаю вопросы после просмотра мультфильма:

-Какими были «первые» деньги? (соляные плитки...)

-Что же вы узнали из м/ф? Везде ли ценились эти деньги?

-В Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки, где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, а где-то – даже шерсть слона. Ну, а про каменные деньги с острова Яп мы уже говорили. (8 слайд)

Из просмотра мультфильма дети узнают о появлении монет на Руси, название самых мелких малоценных монет ГРОШ, знакомятся с выражение НИ ГРОША ЗА ДУШОЙ и узнают его значение, выясняют, что обозначает выражение ЛОМАНОГО ГРОША НЕ СТОИТ.

Появление монет.

-И тогда люди придумали… (монеты)

-В старину на Руси одной из самых мелких малоценных монет был ГРОШ – монета 2 копейки. (9 слайд) 

Поэтому об очень бедном человеке говорили, что у него нет НИ ГРОША ЗА ДУШОЙ. А про то, что никуда не годится или совсем не имеет ценности, говорили: ЛОМАНОГО ГРОША НЕ СТОИТ. И правда, если малоценный грош погнуть, испортить или разломать на части, он уже точно ничего не будет стоить.  (10 слайд)

Появление бумажных денег.

-Кроме монет, какие ещё есть деньги и в какой стране они появились, дети узнают из текста. (Работа в группах). Учащиеся узнают, где появились первые бумажные деньги и как по-другому они называются.

 (Приложение 2 - работа с текстом)

-Где появились первые бумажные деньги? (В Китае) (11 слайд)

-Как по-другому называются бумажные деньги? (банкноты, купюры)

VIII. Закрепление изученного.        

На этапе закрепление изученного прошу соотнести слова и пояснения столбиков.                                                                                                                      

- Соотнесите слова из 1 столбика с пояснением из другого. (Приложение 3) 

Обмен товара на товар                                                         Бартер

Удобные для обмена товары                                                Деньги

Бумажные деньги                                                                 Банкноты (Купюры)

Деньги, которые откладывают на будущее                        Сбережения

Заработная плата                                                                  Плата за работу

IХ. Итог занятия. Рефлексия.

При рефлексии прошу посчитать ракушки и выложить их на ту часть круга, которую выбрали ученики. Дети делают вывод: почему были именно ракушки.

-Посчитайте ракушки. Выложите их на одну часть круга

(было легко и интересно; было трудно, но интересно; было трудно и неинтересно). (Приложение 4)  (12 слайд)

-Почему были именно ракушки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расписание занятий по внеурочной деятельности 3 класс 1 полугодие

Расписание занятий по внеурочной деятельности 3 класс 1 полугодие...

Конспект занятия по внеурочной деятельности.1 класс

Тема занятия: «Сочинение загадок»Занятию предшествовала подготовительная работа. Дети играли в сравнения («На что по­хоже?»), учились подбирать точные слова для словесного рисунка, рифмы, отгадывали з...

Занятие по внеурочной деятельности. 1 класс

Занятие по внеурочной деятельности. 1 класс. ФГОС...

Конспект занятия по внеурочной деятельности 2 класс

Конспект занятия по внеурочной деятельности   «Что плавает  - что тонет?"     Первые предположения.Тема занятия «Что плавает - что погружается?»...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

Занятие по внеурочной деятельности 2 класс "Наша Родина"

Занятие по внеурочной деятельности "Наша Родина" проводится в форме игры-путешествия....