Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя родина-Россия. Край Воронежский"
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя родина-Россия. Край Воронежский» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной, общекультурной; по форме организации — групповой; по времени реализации — трехгодичной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя родина-Россия. Край Воронежский» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной, общекультурной; по форме организации — групповой; по времени реализации — трехгодичной.
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373).
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Концепции УМК «Школа России».
- Закона «Об образовании».
- Примерных образовательных программ научно-познавательного направления.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №76
- Учебного плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ №76 на 2022-2023 учебный год.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 3 года,105 часов. В 1 классе -34 часа, 2 класс-35 часов, 3 класс- 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут( а 1-х класса), по 45 минут в 2-3 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-3 классов.
Цели курса:
- формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае;
- изучение истории города Воронежа, его искусства через судьбы и творчество знаменитостей города: писателей, художников, архитекторов и т.д.; создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в городе; содействие в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры;
- воспитание воронежца на лучших традициях воронежской культуры, через возрождение духовности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через возрождение духовности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбу собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему города Воронежа;
Задачи курса:
- создание условия для освоения знаний об основных понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности;
- создание условия для применения знаний в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы; формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия. Достижения результатов увеличат вероятность появления образовательных эффектов, сформируются универсальные учебные действия и личностные результаты.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в ней реализуются следующие принципы:
1. Актуальность.
В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
2. Научность.
Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Понятие «гражданственность» трактуется как освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.
3. Системность.
Создается система краеведческой деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками краеведческой деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;
- урочной и внеурочной деятельностью;
- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации знания, получаемые учащимися, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, становятся важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой.
4. Практическая направленность.
Содержание занятий направлено на расширение кругозора и развитие познавательных интересов учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.
5. Обеспечение мотивации.
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
6. Реалистичность.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 36 занятий.
7. Курс ориентационный.
Он осуществляет знакомство с Воронежским краем, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам нашего края, расширяет кругозор, углубляет знания о крае.
8. Принцип гуманистической направленности.
При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
9.Принцип креативности.
Данная программа поддерживает развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
10.Принцип успешности и социальной значимости.
Формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
Особенности программы.
Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы при переходе из класса в класс. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и внеурочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций. Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 7-9 летнего школьного возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Курс «Моя родина-Россия. Край Воронежский» является интегрированным курсом, состоящим из нескольких содержательных блоков, которые обеспечивают системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с социальной, культурной, духовной, а также природной средой города Воронежа.
Второй период имеет направление литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Основная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края.
Третий период имеет историческое направление и нацелен на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской истории, повлиявшие на развитие края. Особое место занимает изучение петровской эпохи – пребывание Петра I на Воронежской земле, его роль в преобразовании нашего края. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут( а 1-х класса), по 45 минут в 2-3 классах.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- конкурсы, выставки.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Учебно – тематическое планирование
1 год.
№ п/п | Тема занятия |
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. |
2 | Сбор природного материала. Наблюдение за осенними изменениями в природе. |
3 | Творческая мастерская «Город осенью». |
4 | Моя семья. Семейные традиции. |
5 | Моя семья. Семейные традиции. |
6 | Моя семья. Семейные традиции. |
7 | Кольцов и Никитин – воронежские поэты. Разучивание стихотворений поэтов. |
8 | Кольцов и Никитин – воронежские поэты. Знакомство с достопримечательностями города, носящими имена поэтов. |
9 | Посещение театра юного зрителя. |
10 | Имя твоё. Индивидуальная поисковая деятельность. |
11 | Моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика. |
12 | Моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика. |
13 | Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. |
14 | Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. |
15 | Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. |
16 | Памятные места города. Заочное путешествие. |
17 | Памятные места города. Заочное путешествие. |
18 | Обзорная экскурсия в краеведческий музей. |
19 | Мой город. Из истории образования города. |
20 | «Воронеж – колыбель российского флота». Рассказ-экскурсия по родному городу. |
21 | Промышленные предприятия города. Заочное путешествие. |
22 | Мой край на карте страны. |
23 | С Днем рождения, Воронеж! Игра-викторина. |
24 | Мой вклад в дело процветания края. |
25 | Мой вклад в дело процветания края. |
26 | Удивительная история и судьба Винивитиных. Заочное путешествие. |
27 | Экскурсия в музей-усадьбу Винивитинова. |
28 | Животный мир Воронежской области. |
29 | Гордость области – бобры. |
30 | Экскурсия на станцию юных натуралистов. |
31 | Красная книга Воронежской области. |
32 | Красная книга Воронежской области. Экскурсия в краеведческий музей. |
33 | Воронеж-город высокой культуры. Заочное путешествие. |
34 | Театры в нашем городе. Заочная экскурсия. |
2 год.
№ п/п | Тема занятия |
День Знаний | |
Беседа по ТБ и правилам поведения в общественных местах. Сбор природного материала. Наблюдение за осенними изменениями в природе. | |
Творческая мастерская «Осень в родном городе». | |
Осень в родном городе. Фотоконкурс. | |
Моя любимая мамочка. Презентация. | |
Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. | |
Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование. | |
Здесь живет моя семья. Заочное путешествие. | |
Я помощник в своей семье. | |
Я помощник в своей семье. | |
Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. | |
Я – ученик. Творческое задание. | |
Обязанности ученика в школе. | |
Подумай о других. Игра. | |
Школьная символика. | |
Символы родного края (герб). | |
Символы родного края ( гимн). | |
Символы родного края (флаг). | |
День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. | |
Мой любимый город. Презентация. | |
Наш город. Выпуск газет. | |
О чем шепчут названия улиц родного города. | |
О чем шепчут названия улиц родного города. Экскурсия по родному городу. | |
День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. | |
О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков. | |
Проект. Экология нашего города. | |
Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. | |
Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. | |
День птиц. Выставка рисунков. | |
Десант чистоты и порядка. | |
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей. | |
Открытка ветерану. Акция. | |
Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества. | |
Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов. | |
Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов. |
3 год.
№ п/п | Тема занятия |
1. | Беседа по ТБ и правилам поведения в общественных местах Как люди узнают о прошлом? |
2 | Лента времени |
3 | Лента времени |
4 | История на карте |
5 | «Город древний, город чудный» |
6 | Воронежский край – колыбель русского флота |
7 | Воронежский край – колыбель русского флота |
8 | Петровская эпоха |
9 | Поэты, историки-краеведы о воронежских страницах истории Российского военно-морского флота |
10 | Дворянско-купеческий город |
11 | Русская ярмарка |
12 | Век девятнадцатый |
13 | Балы и развлечения в жизни дворян |
14 | Революции в Воронежском крае (1905-1917 гг.) |
15 | Обобщающий урок «Знатоки родного края» |
16 | Обобщающий урок «Знатоки родного края» |
17 | КВН«Знатоки родного края» |
18 | Суровые годы Великой Отечественной войны |
19 | Герои – защитники города |
20 | Освобождение Воронежа |
21 | По страницам Великой Отечественной войны. Местные писатели и поэты о войне |
22 | Герои Советского Союза в моем крае |
23 | Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны |
24 | Под славными знаменами |
25 | Тыл – фронту |
26 | Судьбы моих родственников в Великую Отечественную войну |
27 | Памятники воинской славы в моем городе |
28 | Экскурсия к памятникам, посвященным освобождению города, к мемориальным доскам, улицам, названным именами героев войны |
29 | Из пепла пожарищ. Восстановление города после войны |
30 | Государственная символика России |
31 | Я – гражданин России, я – воронежец! |
32 | Воронеж – столица Центрального Черноземья |
33 | Воронеж сегодня |
34 | Наши праздники |
35 | Обобщающий урок « Люби и знай свой край» |
36 | Проект «Придумай и опиши город будущего» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Край наш Смоленский"
Рабочая программа по курсу «Край наш Смоленский» в 1-4 классах составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Ко...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/12/picture-621133-1428850764.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-909728-1490625614.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности.Кружок "Природа родного края"
В основе программы лежат следующие направления: нравственное и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невоз...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/20/picture-962034-1508524382.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/17/picture-1009913-1529246075.jpg)
Программа по внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия. Гид по Санкт-Петербургу"
Программа по внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия. Гид по Санкт-Петербургу". 3 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/01/picture-1230776-1598979869.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/27/picture-1016825-1519761189.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествуем по родному краю"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествуем по родному краю" для 4 класса. Направление: духовно-нравственное...