Разработка классного часа на тему: "Их имена не забыты"
классный час (4 класс)

Лагутенко Дарья Сергеевна

Разработка классного часа на тему: "Их имена не забыты"  для учащихся 4-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока33.03 КБ
Файл УУД17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Части

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Организационная

Часть

Приветствие

Организационная часть

(Слайд)Здравствуйте, дорогие ребята! Встали, сегодня классный час проведу у вас я, а  зовут меня Дарья Сергеевна. На нашем занятии мы с вами поговорим на очень интересную и важную тему для всех нас, и, я надеюсь, что вы будете работать, и у всех до конца занятия будет сохраняться хорошее настроение. Присаживайтесь.

Есть события, даты, и имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже историю всей земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И это память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашисткой Германии.

(Слайд)

Ребята, давайте посмотрим видео «Первые месяцы войны».(Слайд)

-О чем это видео? Какие чувства вызвал данный ролик?

-Вы наверное уже догадались о чем мы сегодня будем с вами говорить. Какой будет тема нашего классного часа?

Ребята, тема нашего классного часа «Их имена не забыты» (Слайд)

Приветствуют

О войне, страх

Война, герои

2.Основная часть

На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Не жалея своих жизней, люди вставали на дорогу войны, чтобы их дети и внуки жили в свободном и мирном государстве. В первый день войны солдатам было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

(Слайд)

Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.

(Слайд)

Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

(Слайд)

Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

(Слайд)

Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы.

(Слайд)

Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.

Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев (Слайд). Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

- Назовите время начала и окончания Великой отечественной войны?(Слайд)

- Как долго длилась война?  (1418 дней) (Слайд)

(Слайд)

- Почему войну 1941-1945г. называют Отечественной?

Война, проходившая в период с 1941 по 1945 годы на территории СССР, получила название Великой Отечественной именно потому, что основной театр военных действий разворачивался на территории СССР – Отечества народов, которые в этих военных действиях участвовали.

(Слайд)

У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашего Отечества.

Сражались не только взрослые, но и дети-пионеры-герои.

Вы знаете кто такие пионеры?

Пионер — активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.(Слайд)

Давайте послушаем про этих героев

Леня Голиков (Слайд) (1926–1943), бригадный разведчик 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады, ему было 17 лет.Летом 1942 года около деревни Варницы Леня Голиков подорвал машину, в которой ехал генерал-майор инженерных войск Германии Рихард фон Виртц. Лене удалось добыть документы о наступлении вражеской армии, благодаря чему атака немцев сорвалась. За этот подвиг мальчик был представлен к званию Героя Советского Союза.

Голиков погиб зимой 1943 года, когда фашисты напали на партизан под селом Острая Лука.

  • Какой подвиг совершил Лёня Голиков?
  • При каких обстоятельствах умер?

Валя Котик (14 лет) (Слайд)

 Валя Котик родился в крестьянской семье в селе Хмелёвка Шепетовского района в Каменец-Подольской области Украины. Эта территория была оккупирована немецкими войсками. Когда началась война, Валя только перешел в шестой класс. Однако подвигов совершил немало. Вначале он вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Потом подростку доверили более значимую работу. На счету мальчика работа связным в подпольной организации, несколько боев, в которых он был дважды ранен, разрыв телефонного кабеля, по которому осуществлялась связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве. Кроме того, Валя подорвал шесть железнодорожных эшелонов и склад, а в октябре 1943 года, находясь в дозоре, бросил гранаты во вражеский танк, убил немецкого офицера и вовремя предупредил отряд о нападении, тем самым спас жизни солдат. Мальчик был смертельно ранен в бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года. Спустя 14 лет ему присвоили звание Героя Советского Союза. Кроме того, он удостоен Ордена Ленина, Ордена Отечественной войны I степени и медали «Партизану Отечественной войны» II степени.

•        Какой подвиг совершил?

•        При каких обстоятельствах умер?

Вилор Чекмак(14 лет) (Слайд)

 Боец партизанского сопротивления Вилор Чекмак к началу войны только закончил 8 классов. У мальчика было врожденное заболевание сердца, несмотря на это, он пошел на войну. 15-летний подросток ценой своей жизни спас Севастопольский партизанский отряд. 10 ноября 1941 года он был в дозоре. Парень заметил приближение врага. Предупредив отряд об опасности, он один принял бой. Вилор отстреливался, а когда кончились патроны, подпустил врагов к себе и подорвал себя вместе с фашистами гранатой. Его похоронили на кладбище ветеранов ВОВ в поселке Дергачи под Севастополем. После войны день рождения Вилора стал Днём юных защитников Севастополя.

  • Какой подвиг совершил?
  • При каких обстоятельствах умер?

Зина Портнова (Слайд) (1926–1944),ей было 18 лет, разведчица партизанского отряда им. Ворошилова на территории, оккупированной фашистами в Белоруссии

Будучи пионером, в 1942 году Портнова вступила в подпольную организацию «Юные мстители», где занималась распространением антифашистских листовок на захваченных немцами землях. Вскоре она устроилась работать в столовую для немцев. Там ей удалось устроить несколько диверсий. В 1943-м

девочка попала в плен к фашистам — ее сдали перебежчики. Зина Портнова прошла пытки и допросы, на одном из которых схватила со стола пистолет и убила троих немцев. Была расстреляна в тюрьме.

  • Вы знаете, что такое диверсия?(Слайд)

специальные мероприятия  по выводу из строя противника наиболее важных объектов или их элементов путём подрыва, поджога

  • Какой подвиг совершила Зина Портнова?
  • При каких обстоятельствах умерла?

(Слайд)

Свыше 11 тысяч воинов удостоены звания героев Советского союза. За героизм и мужество званием город герой отмечены города. Я предлагаю вам вспомнить их названия и на партах приготовлены карточки для того .чтобы вы собрали название города.(Слайд города герои)

Ленинград, Волгоград, Севастополь ,Одесса, Киев, Москва,

 Какие города запомнили?

Продолжим рассказы про героев

Зоя Космодемьянская (Слайд) (1923–1941),ей было 18 лет, партизанка, член диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта

В октябре 1941 года Зоя направилась в школу для диверсантов, а потом была отправлена под Волоколамск. Здесь она занималась минированием дорог и разрушением узлов связи. Подсыпала яд немецким солдатам в суп. Во время одной из таких диверсий Космодемьянская оказалась в плену. Ее долго пытали фашисты, но Зоя не сказала им ни слова, и девушку решили повесить. Перед смертью партизанка крикнула собравшимся местным жителям: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен!».

Она стала первой женщиной-Героем Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

  • Какой подвиг совершила Зоя Космодемьянская?
  • При каких обстоятельствах умерла?

Аркадий Каманин(18 лет) (Слайд)

Аркадий Каманин был самым молодым лётчиком Второй мировой войны. Он начал летать, когда ему было всего 14 лет. Это совсем не удивительно, учитывая, что перед глазами у мальчика был пример отца — известного летчика и военачальника Н. П. Каманина. Аркадий родился на Дальнем Востоке, а воевал впоследствии на нескольких фронтах: Калининском — с марта 1943 г.; 1-ом Украинском — с июня 1943 г; 2-ом Украинском — с сентября 1944 г. Мальчик летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам. Первую награду подростку вручили в 15 лет — это был орден Красной Звезды. Аркадий спас пилота, разбившегося на нейтральной полосе штурмовика Ил-2. Позднее его наградили также орденом Красного Знамени. Мальчик умер в 18 лет от менингита. За свою, пусть и короткую, жизнь он совершил более 650 вылетов и налетал 283 часа.

•        Какой подвиг совершил?

•        При каких обстоятельствах умер?

Володя Дубинин (Слайд) погиб в 15 лет. Пионер-герой был членом партизанского отряда в Керчи. Вместе с еще двумя ребятами он носил боеприпасы, воду, питание партизанам, ходил в разведку.

В 1942 году мальчик вызвался помочь взрослым товарищам — саперам. Они разминировали подходы к каменоломням. Произошел взрыв — подорвалась мина, а вместе с ней один из саперов и Володя Дубинин. Мальчика похоронили в ратской могиле партизан. Его посмертно наградили орденом Красного Знамени.

В честь Володи назвали город, улицы в нескольких населенных пунктах, сняли фильм и написали две книги.

        Какой подвиг совершил?

•        При каких обстоятельствах умер?

Ребята, вашу школу тоже охватила великая отечественная война, здесь так же было много героев (слайд)

Напряженный, творческий труд коллектива школы, сделавшего 5 выпусков, прервала Великая Отечественная война. Она явилась суровым испытанием для учителей и выпускников, самым строгим экзаменатором их морального духа, идейной зрелости и стойкости. Это был самый главный экзамен для них, который они выдержали с честью. Примером для молодых поколений служит мужество завуча школы, героя Гражданской войны Е.Ф.Агеенко,(Слайд) с боями прошедшего от Москвы до Кенигсберга. Он участник операции по ликвидации 100-тысячной группировки врага в районе Минска и знаменитого рейда отряда советских войск по фашистским тылам в Белоруссии.

Самоотверженность, отвагу, беззаветность в борьбе с врагом проявили многие учителя и выпускники. Их жизнь и служба Родине могут служить примером для каждого из нас.

На войне школа потеряла 59 учителей и выпускников. Полной победе над врагом отдали свои .Не перечесть всех — их много, и все они заслуживают того, чтобы мы с уважением относились ко всем, кто участвовал в войне и, прежде всего, к тем, кто в ней погиб. Они не напрасно воевали, жертвовали жизнью. Солнце Победы ярко светит сегодня над планетой. Жизнь продолжается. Никто не забыт, ничто не забыто! Благодарные потомки в 1985 году воздвигли памятник бывшим учителям и выпускникам школы(Слайд). 

Он был открыт в 1985 году, в год сорокалетия  Победы погибшим учителям и учащимся , которые сразу после своего выпускного вечера ушли на фронт.

На нем три человеческих лица .

  • Первое – доброго пожилого учителя, который готов пожертвовать жизнью ради своей Родины, ради молодого поколения своих учеников, ради светлого будущего.

  • Второе  —  лицо сразу повзрослевшего юноши, который прямо с выпускного вечера ушёл на фронт,  

  • Третье - лицо милой девушки, с болью провожающей своих одноклассников на войну.

Этот памятник строили те, кому была дорога память о погибших. Деньги на его сооружение присылали бывшие выпускники, приносили родители погибших , друзья ,  одноклассники.

(Слайд)

На  памятнике строчки :

Они прикрыли жизнь собой,

Жить начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зеленая трава.

Ребята, кто из вас знает, что такое «Бессмертный полк»?(Слайд)

Так называется акция, цель которой сохранить в памяти период Великой Отечественной Войны .А так же вспомнить про тех героев, которые за счет собственной жизни смогли подарить нам счастливое мирное будущее. Они боролись за освобождение России и заслуживают вечную память

Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

(Слайд)

Минута молчания

В честь победы я предлагаю вам раскрасить  праздничный салют, и рассказать сочинения про ваших бабушек и дедушек (Если останется время)

(Слайд)

22 июня 1941- 9 мая 1945

22июня 1941 – 9мая 1945

1418 дней

Не знаем

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей

 Ответы детей

Рефлексия

3.Заключительная часть

Ребята, что вам помог понять классный час?

Что вы узнали для себя?

Что вы пожелаете нынешнему поколению?

Вечная слава героям! Вечная слава! Вечная слава! Вечная слава героям! Слава героям! Слава!!  …Но зачем она им, Эта слава, – мертвым? Для чего она им, Эта слава, – павшим?  Все живое – спасшим. Себя – не спасшим. Для чего она им, Эта слава, – мертвым?..  Если молнии в тучах заплещутся Жарко, и огромное небо От грома оглохнет, Если крикнут все люди  Земного шара, – ни один из Погибших даже не вздрогнет. Знаю: солнце в пустые глазницы Не брызнет!  Знаю: песня тяжелых могил Не откроет! Но от имени Сердца, от имени жизни, Повторяю! Вечная Слава Героям!..

(Слайд)

На это наш классный час подходит к концу, встали, всем до свидания.

Ответы детей

Учитель____________Методист__________Оценка__________



Предварительный просмотр:

Тема: «Их имена не забыты»

Цель: расширить знания школьников о Великой Отечественной войне, дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле, познакомить с героями Великой Отечественной войны и пионерами-героями.

Задачи:

  •  способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа;
  • воспитывать у подрастающего поколения уважительное отношение к памяти защитников Отечества, к ветеранам войны, чувство гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
  • развивать навыки самостоятельной творческой и поисковой работы;

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, конверты, пазлы из слов, шаблоны салюта

УУД:

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

формировать мотивацию к работе на занятии  и целенаправленной познавательной

Регулятивные: выдвигать гипотезы, самостоятельно  формулировать тему и цели занятия;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

Литература: 

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/08/29/klassnyy-chas-nikto-ne-zabyt-nichto-ne-zabyto

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/klassnij_chas_mi_pomnim_ih_imena_193056.html

https://infourok.ru/klassnyj-chas-nikto-ne-zabyt-nichto-ne-zabyto-4282940.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина"

Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина" для учащихся 4 класса....

Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"

Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...

Разработка классного часа на тему: "Олимпийские игры. История и современность".

Материал данной разработки может быть использован как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории, кубановедения....

Методическая разработка классного часа на тему "В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души"

Классный час разработан для учащихся 3-4 классов.      Подобранный материал раскрывает смысл таких нравственных понятий как "доброта",   "милосердие"; показывает нео...

Классный час на тему "Их имена не забыты"

Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, взрывами, голодом, холодом.Но в это страшное время ,дети были не только жертвами, они становилиь воинами.тому и посвящен наш к...