Рабочая программа по внеурочной деятельности для детей 7-9 лет
рабочая программа (1, 2, 3 класс)

Базарова Лариса Дамбаевна

Курс «Читаем, считаем, наблюдаем» реализует интеллектуальное направление внеурочной деятельности и направлена на формирование основ функциональной грамотности младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_programma_dlya_detey_7-9let.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Читаем, считаем, наблюдаем»

для детей 7-9 лет

МБОУ «Уржильская НОШ»

                                   

        

                                                     Пояснительная записка

Рабочая программа развивающего курса «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана на основе  нормативных документов:

  • Устава  муниципального общеобразовательного учреждения «Уржильская НОШ»
  • Положения об организации внеурочной деятельности МБОУ «Уржильская НОШ».

Курс «Читаем, считаем, наблюдаем» реализует интеллектуальное направление внеурочной деятельности и направлена на формирование основ функциональной грамотности младшего школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность. 

Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

  • формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
  • учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
  • учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
  • обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
  • учить детей уважать всякий честный труд, талант;
  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
  • приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Программа  «Читаем, считаем, наблюдаем» рассчитана для детей 7-9 лет на 1 год, включает 33 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут

            Личностные и метапредметные результаты освоения курса    

Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать свою вежливость;
  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;
  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

  •  знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

                                   Содержание программы внеурочной деятельности      

                                            Я - настоящий читатель (16 ч)

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

                                      Технология продуктивного чтения (11 ч)

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Учимся задавать вопросы. Учимся отвечать на вопросы. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.

                                            Проект «Дружим с книгой» (6ч)

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

                            Календарно-тематическое планирование

Количество часов

Тема занятия

Дата план

Дата факт

Примечание

Я – настоящий читатель

1

1

Кого можно считать настоящим читателем? С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях».

2

1

Моя первые книги. В.Берестов « Мастер птица»

3

1

«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко»

4

«Ребятам о зверятах». Книги о животных.  С. Маршак «Детки в клетке»

5

1

Экскурсия в библиотеку.

6

1

«О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход».

7

Р.Сеф. «Необычный пешеход»

А. Барто «Мы с Тамарой»

8

Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»

9

1

«Лес -не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио»

10

1

«Лес- не школа, а всему учит»

Н. Сладков «Лесные шорохи»

М. Пришвин «Ёж».

11

1

Сказки о животных

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

12

1

Сказки о животных. С. Михалков «Как медведь трубку нашел»

13-14

2

Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит»

15-16

2

Любимые сказки

Ш.Перро «Красная шапочка»

         Технология продуктивного чтения.

17

1

Продуктивное чтение – что это? Мониторинг.

18

1

Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова.

19

1

Читаем и переживаем. Чтение рассказов Н. Сладкова: «Воздушный замок», «Болтливые окуни»

20

1

Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Чтение рассказов  В.  Осеевой:  «Долг», «Картинки»

21

1

Учимся отвечать на вопросы

Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец».

22

1

Книги учат уважать старших

А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота»

23

1

Читаем и реагируем на прочитанное - гордимся

А.Митяев «Богатыри»

24

1

Учимся фантазировать

Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».

25

1

Учимся задавать вопросы

Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».

26

1

О чем я мечтаю.

В. Катаев « Цветик – семицветик»

27

1

Учимся размышлять над прочитанным

Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др..

Проект «Я дружу с книгой»

28-29

2

Уточнение, выбор под тем проекта. Составление плана работы над проектом.

30-31

2

Выполнение проекта.

32

1

Защита проекта.

33

1

Праздник «Я – настоящий читатель»

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей 7-10 лет общекультурной направленности "Французский театр"

Данная программа  внеклассной деятельности   относится к программам общекультурной направленности,  ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художествен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - дети природы"

Программа разработана для 1 класса на основе интегрированного курса  краеведения "Мы - дети природы" ХМАО - Югры. ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Человек и его здоровье"( для детей с девиантным поведением)

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Фитнес детям 1-класс

Программа направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями.Программа предусматр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебница Речь» направление «Интеллектуальное» для 3 класса, возраст детей 9-10 лет

        Программа  кружка «Волшебница речь» имеет интеллектуальное  направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей " Я познаю мир" 4 класс

Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, получе...