"Использование развивающих игр в процессе обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития"
статья

Евгения Владимировна Богданова

"Использование развивающих игр в процессе обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование развивающих игр в процессе обучения детей с ТМНР»

      Игровая деятельность - это важный этап в развитии психики и становления личности каждого ребёнка. У детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития  часто несформированными оказываются элементарные игровые действия, не возникает потребность в игре, не обнаруживается интерес к игровому процессу, поэтому овладеть игровой деятельностью в условиях школы  помогает обучение.

      Главной целью воспитание детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития  является социализация детей, приучение их к самостоятельной жизни.

      Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными или локальными нарушениями. У детей с ТМНР отмечается бедное представление об окружающем мире, несформированность сенсорного опыта, не развиты средства коммуникации, зачастую отсутствует речь.

      Вследствие интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети с ТМНР не могут самостоятельно по подражанию овладеть предметно-практическими навыками, не формируются целенаправленные действия с предметами. Основной задачей педагога в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития    является подбор методов работы, которые помимо обучения корректировали его психические особенности развития.

      Игровая деятельность реализуется на всех уроках и коррекционных занятиях. Игра является основным видом деятельности у детей с  тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Игровой материал должен быть доступен для ребенка с любым видом нарушения. Ребенку во время игры необходимо чувствовать искреннюю симпатию и заинтересованность педагога к нему. У всех детей с ТМНР разный уровень обучаемости, поэтому приходиться использовать различные способы взаимодействия с ребенком. Игровые действия обязательно должны сопровождаться речью.

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта ребенком. Научить ребенка подражать одна из важнейших задач начального этапа обучения. Ребенку легче подражать движениями, чем поражать действиями с предметами. Без специального обучения дети с ТМНР не овладеют способами, приемами игры.

      К важным способам усвоения общественного опыта относятся действия по образцу, но они принципиально отличаются от действий по подражанию, т.к. производить действия по образцу ребенку гораздо труднее, чем по подражанию.

Для развития детей  важно использовать разнообразные игры:

- предметные;

- дидактические:

- строительно-конструктивные;

- подвижные;

- пальчиковые.

      Предметная деятельность является основной для развития мышления ребенка. Все виды продуктивной деятельности призваны развивать мелкую моторику рук детей. Развитие мелкой моторики благотворно влияет на общее развитие ребенка, помогает им адаптироваться в ближайшем для них окружении. Стимулирование и организация двигательной активности каждого ребенка является необходимым условием при проведении игр. Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковая гимнастика необходимы для развития мелкой моторики рук и речи, пространственного и наглядно-действенного мышления, слухового и зрительного восприятия, произвольного и непроизвольного мышления. Простые движения помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Для этого используется нетрадиционный массаж кистей и пальцев рук с  карандашами, мячами и др.

 Играя в различные игры, ребенок запоминает учебный материал, обучается. Например, в классе, где обучаются дети с ТМНР, на уроках «Коррекционно-развивающие занятия» предлагается собрать мозаику по цветам. Первый ряд красного цвета, второй - жёлтого и т.д.

       Для развития зрительного восприятия и элементов логического мышления используется комплект геометрических фигур, дидактические игры, видеоматериалы. Для развития слухового восприятия, формирование умения вслушиваться, проводятся игры на узнавание знакомых звуков и голосов, различение звуков и голосов по громкости. Игры и упражнения на звукоподражание птицам, животным, нравятся детям, с желанием   воспринимают, играют.  Игры «Волшебный мешочек», «Что в сундучке», игры с водой – развивают тактильные ощущения, развивают восприятие, речь. Можно использовать разные материалы в работе с этими играми: мелкие игрушки, шишки, массажные мячи, пуговицы, ткань, семена гороха и фасоли.

При проведении уроков «Окружающий природный мир» используется природный материал (листья, веточки, овощи, фрукты). Например, такие игры: «Угадай, что это» с завязанными глазами ребёнок должен отгадать и назвать, попробовав на вкус овощ или фрукт. «Собери все фрукты» или «Собери все овощи», эти игры развлекают детей, развиваются вкусовые качества.

 «Только та игра целесообразна, в которой ребенок, активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности». (Макаренко А.С.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Расширение представлений учащихся о предметах быта и убранстве дома" (урок устной речи для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Цель урока:развитие коммуникативных навыков учащихся.Задачи урока:Образовательные:- формировать и расширять пассивный и активный словарный запас, связанный с содержанием бытового, предметного, игровог...

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Обучение - это выработка умения слушать учителя и слышать его задания. Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...

Обучение и развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями все чаще принимаются в образовательные учреждения. Чем больше таких детей попадает в образовательные учреждения, тем больше возникает вопросов и проблем у пе...

Использование метода визуальной поддержки, как средство формирования начальных этапов самоконтроля у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)

Использование  метода визуальной поддержки, как средство формирования начальных этапов самоконтроля у детейс тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Самоконтроль – ...