Особенности коррекционно-развивающей работы при детском аутизме
презентация к уроку

подбор материала для работы при детском аутизме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_autizma_1.pptx339.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности коррекционно-развивающей работы при детском аутизме 1 .

Слайд 2

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ КОРРЕКЦИИ АУТИЗМА Не существует единого оптимального метода терапии; она , как правило, подбирается индивидуально . Методологические ошибки, допускаемые при проведении исследований разных терапевтических подходов, не позволяют с уверенностью говорить об успешности той или иной концепции. Некоторые улучшения отмечаются при использовании многих методик психосоциальной помощи; это говорит о том, что любая помощь лучше её отсутствия . Методология систематических обзоров остаётся на низком уровне, клинические результаты вмешательств в основном расплывчаты, недостаточно данных по сравнительной эффективности подходов. Заявления о том, что помощь особо важна в возрасте около трёх лет , не подтверждены доказательствами. 2

Слайд 3

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ КОРРЕКЦИИ АУТИЗМА Несмотря на широкое использование безглютеновой диеты в качестве альтернативного лечения для людей, страдающих аутизмом, нет никаких доказательств того, что безглютеновая диета полезна при лечении симптомов аутизма. Нейропсихологические данные часто плохо доводятся до учителей, что создает разрыв между рекомендациями и характером преподавания. Неизвестно, приводят ли программы для детей к значительным улучшениям после их взросления,а скупые исследования эффективности взрослых программ, осуществляемых по месту жительства, говорят о смешанных результатах. 3

Слайд 4

АУТИЗМА Несмотря на доступность широкого спектра альтернативных подходов и методик, лишь немногие из них стали предметом научного исследования [ . Данные о результатах таких подходов редко связаны с показателями качества жизни , и во многих программах используются мерки, не имеющие прогностической валидности и далёкие от действительности. По достижении взрослого возраста на первый план выступают вопросы попечения по месту жительства, обретения профессии и поиска работы, сексуальных отношений, использования социальных навыков и имущественного планирования. 4

Слайд 5

Организации, предлагающие услуги родителям аутистов , судя по всему, при выборе методик руководствуются в первую очередь не научными данными, а маркетинговыми предложениями авторов программ, доступностью обучения своих сотрудников и запросами родителей. Хотя большинство альтернативных методов, например использование мелатонина , вызывают лишь небольшие побочные эффекты, некоторые из них могут представлять риск для ребёнка. Так, исследование 2008 года показало, что в сравнении со сверстниками мальчики- аутисты , соблюдающие бесказеиновую диету, имеют более тонкие кости. В 2005 году неадекватно проведенное хелирование убило пятилетнего ребёнка- аутиста . 5

Слайд 6

Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков [4] , часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения [117] . Доступные подходы с доказанной эффективностью включают: Структурированное обучение (TEACCH), П рикладной анализ поведения , Логопедическую терапию, О бучение социальным навыкам, Трудотерапию . Для контроля аутистических симптомов при неуспехе поведенческого вмешательства, когда проявления расстройства не позволяют ребёнку интегрироваться в школьный коллектив либо семью, прибегают к помощи широкого списка медикаментов. Так, в США более половины детей с расстройствами аутистического спектра получают психотропные или противосудорожные препараты, причём чаще всего прописываются антидепрессанты, стимуляторы и антипсихотики. Биомедицинское лечение аутизма у детей (сочетание специальных диет с приемом витаминов, БАДов , противовирусными и противогрибковыми комплексами ). Метод биоакустической коррекции аутизма. Биоакустическая коррекция предполагает прослушивание ребенком акустически преобразованной собственной энцефалограммы . 6 ТЕРАПИЯ И ОБУЧЕНИЕ

Слайд 7

Структурированное обучение повышает уровень самостоятельности ребенка (выполнение задания без подсказки взрослого), что является важным и универсальным умением. Для эффективного его использования необходимо оценить индивидуальные сильные стороны и персональные нужды учащегося . 7

Слайд 8

Основные компоненты структурированного обучения ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 8

Слайд 9

ABA‑терапия (метод прикладного анализа поведения) На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA ( Applied behavior analysis ). АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения . АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека. Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом ( Іvar Lovaas ) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет . 9

Слайд 10

Методика глобального чтения 10 Уже давно было установлено, что человек способен обучаться с самых малых лет, причем малыши все хватают на лету. Именно поэтому очень важно уделять внимание развитию ребенку с младенчества. Одна из методик в этом вопросе – методика глобального чтения — принадлежит Глену Доману . Особенно эффективно глобальное чтение для аутистов . Два видеоролика:»Методика глобального чтения» и «Глобальное чтение для аутистов ». И поверьте, приложив усилия, вы в любом случае сможете добиться результата !

Слайд 11

МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ КОРРЕКЦИЯ Распространенность: более половины детей с расстройствами аутистического спектра получают психотропные или противосудорожные препараты, причём чаще всего прописываются антидепрессанты, стимуляторы и антипсихотики. Эффективность и безопасность: За исключением антипсихолитиков , эффективность и безопасность применения различных средств при расстройствах аутистического спектра крайне слабо отражена в качественных научных публикациях. У человека с таким расстройством лекарство может вызвать атипичную реакцию либо неблагоприятные побочные эффекты, и ни одно из известных средств не показало способности смягчать ключевые для аутизма коммуникативные и социальные проблемы. Из-за трудностей в коммуникации дети- аутисты часто неспособны сообщить о побочных эффектах применяемых психотропных средств, а испытываемый ими вследствие этих побочных эффектов дискомфорт может проявляться усилением того самого патологического поведения, на которое направлено лечение. Исследования показали высокий риск развития у детей- аутистов экстрапирамидных побочных действий нейролептиков, в частности поздней дискинезии . Нейролептики нежелательно применять при аутизме, за исключением лишь наиболее тяжёлых случаев неконтролируемого поведения — при выраженной тенденции к самоповреждению и агрессивности, резистентной к другим вмешательствам (в случаях, когда неэффективными оказались поведенческая терапия, коррекция имеющихся неврологических и соматических нарушений, нормотимики и антидепрессанты). [130] 11

Слайд 12

Диетотерапия Кетогенная диета по данным отдельных исследований обладает хорошим терепевтическим потенциалом благодаря своим нейрозащитным и противовоспалительным свойствам. Диета может быть особенно эфективна при гипометаболизме глюкозы мозга. На 2018 год количество и качество исследований недостаточно, чтобы рекомендовать диету всем больным. 12

Слайд 13

Системно-векторный подход Юрия Бурлана Однако одного понимания недостаточно. Существует ли эффективное лечение аутизма у детей ? Что будет более эффективно для ребенка, имеющего синдром раннего детского аутизма: медикаментозное лечение или специальное обучение, коррекционная работа? Во многом это зависит от той формы раннего детского аутизма, которая диагностирована у ребенка. Несомненно, что при синдроме Ретта может требоваться серьезная медикаментозная помощь. Кроме того, часть детей, страдающих аутизмом, подвержена эпилептическим приступам. В таких случаях без противосудорожных препаратов никак не обойтись. Однако в большинстве случаев при раннем детском аутизме психиатры массово назначают так называемые корректоры поведения. Современная наука, описывающая аутизм как первазивное нарушение развития, в таких случаях отдает предпочтение специальному обучению и коррекционной работе , а не попыткам «погасить» неблагоприятные поведенческие отклонения с помощью лекарств. В системно-векторной психологии Юрия Бурлана разработан детальный механизм, как создать благоприятные условия для воспитания и обучения особого ребенка. Эффективная коррекция аутизма требует системно-векторного подхода. 13

Слайд 14

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ , ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 14

Слайд 15

Возможности компенсации и коррекции РДА Коррекция: преодоление негативизма и установление контакта с аутичным ребенком, преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии. ориентация на сохранные резервы аффективной сферы (достижение общего расслабления, снятие патологического напряжения, увеличение произвольной активности). Компенсация: Аутостимуляторные действия – гиперкомпенсаторная активность для восполнения недостатка положительных раздражителей извне в виде: двигательных (раскачивание, прыжки, пробежки), речевых (повторение отдельных звуков, слов, фраз), поведенческих, интеллектуальных, слуховых и зрительных стереотипов

Слайд 16

Возможности социализации и эффективность коррекционной работы определяются: Тяжестью, глубиной аутистических расстройств Ранней диагностикой Ранним началом специализированной коррекции и ее комплексным характером Адекватным, гибким подходом к выбору методов коррекционной работы, ее последовательностью, продолжительностью, достаточным объемом Единством усилий специалистов и семьи.

Слайд 17

Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми ориентация ребенка во внешний мир обучение его простым навыкам контакта обучение ребенка более сложным формам поведения развитие самосознания и личности аутичного ребенка Условия: Эмоциональный контакт с ребенком, Поэтапность решения проблем, Комплексность коррекции «Программирование» деятельности и поведения ребенка в различных ситуациях Следование за интересами ребенка Индивидуальный характер

Слайд 18

Психолого-педагогическая помощь при РДА 1. Понимание аутизма. 2. Начало работы с тщательного и обследования. 3. Адаптация окружающей среды. 4. Обращение внимания на функциональные навыки. 5. Использование индивидуального подхода, специально разработанных стратегий обучения применительно к каждому ребенку, страдающему аутизмом.

Слайд 19

Задачи коррекционной работы: - преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком - смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта - повышение психической активности в процессе общения со взрослым и детьми - преодоление трудностей организации целенаправленного поведения - преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм) - организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.

Слайд 20

Этапы коррекционной работы при РДА 1. Диагностический : установить форму и тип аутизма, специфику стереотипности, формы аутостимуляции , особенности взаимодействия с окружающим миром, особенности интеллектуального развития. Подбор группы для аутичного ребенка. 2. Установление контакта . Педагог в качестве наблюдателя, фиксирует реакции ребенка, отмечает, что вызывает отрицательные и положительные эмоции. 3. Усиление психической активности. Зависит от умения почувствовать настроение, понять специфику поведения ребенка и использовать это в процессе коррекции. 4. Организация целенаправленного поведения . Метод «эмоционально-смыслового комментария». Поощрение активности ребенка. Использование пооперационных карт

Слайд 21

Заключение Детям со сниженным интеллектуальным развитием необходима коррекционная работа, которая должна проводиться по специально разработанным методикам, учитывающим особенности эмоциональной сферы, общения, восприятия окружающего мира. Идеальным вариантом является комплексная работа, включающая педагогическое воздействие, музыкальные, танцевальные и т.п. занятия и, обязательно, психотерапию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ

Особенности работы логопеда в специальной коррекционной школе с детьми с ОВЗ, специфика речевых нарушений детей с ОВЗ, речевые особенности логопатов, взаимодействие с другими специалистами школьной сл...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому

В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...

Особенности коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками.

Презентация об особенностях коррекционно-развивающей работы  с детьми классов компенсирующего обучения....

Особенности коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для детей 1 класса с детьми, имеющих сенсорные нарушения

Особенности речевых расстройств и их устранения у слепых и слабовидящих детей, глухих и слабослышащих  детей....

презентация "Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР"

quot;Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР"...

доклад "Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР"

доклад к презентации "Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР"...

Особенности обучения детей с ранним детским аутизмом

Аутизм представляет собой первазивное, т.е. всепроникающее расстройство развития, проявляющееся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и мотор...