Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-исследователь".
рабочая программа (4 класс)

Цель программы  развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ya_-_issledovatel_4_klass_2022.docx197.89 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Первый уровень

предполагает приобретение обучающимися  новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень

предполагает позитивное отношение обучающихся к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень

предполагает получение обучающимися самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставках, конференциях, фестивалях, чемпионатах.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

 - широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

 -  ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

            Метапредметные результаты

           Познавательные:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

-  ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

 - владеть основами смыслового чтения текста;

 - анализировать объекты, выделять главное;

 - осуществлять синтез (целое из частей);

-  проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

 - устанавливать причинно - следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

-  обобщать (выделять класс объектов по какому - либо признаку);

 - подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи .

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

 - различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия;

 - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Коммуникативные:

- допускать существование различных точек зрения;

 - учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

-  соблюдать корректность в высказываниях;

 - задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

-  владеть монологической и диалогической формами речи.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел курса

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

Тренинг исследова

тельских способнос

тей

(19 ч.)

     Наблюдение и экспериментирование. Что такое наблюдение и экспериментирова ние. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

    Методы  исследования. Совершенствование  владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания -   использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

     Наблюдение и наблюдательность. Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. Работа с приборами, созданными для наблюдения (бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.

       Совершенствование техники экспериментирования. Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе. Практическое занятие «Проведение экспериментов».

       Интуиция и создание гипотез. Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

      Правильное мышление и логика. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

     Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

      Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Проблемный  диалог;

 беседа с элементами дискуссии;

практическая работа;

проведение опытов и экспериментов;

Познавательная;

проблемно – ценностное общение;

исследователь

ская и проектная деятельность

Самостоятельная исследовательская практика (15 ч.)

       Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.

      Индивидуальная и групповая работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

      Коллективная игра – исследование.

      Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.  Индивидуальная работа с обучающимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.

       Семинар «Как подготовиться к защите». Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

       Подготовка детских работ к публичной защите.

        Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

Работа в группах;

индивидуаль

ная работа;

коллективная игра – исследование;

семинар;

конференция по итогам исследований и творческих проетов.

Познавательная;

проблемно – ценностное общение;

исследователь

ская, проектная

и игровая

деятельность


Тематическое планирование

№ п/п

Дата

проведения

Тема  занятия

Тренинг исследовательских способностей (19 ч.)

1

Наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

2

Методы  исследования. Практические задания -   использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

3

Наблюдение и наблюдательность. Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения.

4

Практические задания: работа с приборами, созданными для наблюдения.

5

Как спланировать эксперимент. Совершенствование техники экспериментирования.

6

Практическое занятие «Проведение экспериментов».

7

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов.

8

Интуиция и создание гипотез. Примеры интуитивных решений проблем.

9

 Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

10

Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

11

Правильное мышление и логика. Практические задания на анализ и синтез.

12

Практические задания «Как делать обобщения».

13

Правильное мышление и логика. Классифицирование.

14

Практические задания «Как давать определения понятиям».

15

Искусство делать сообщения.

16

Практические задания по структурированию текстов.

17

«Умные и глупые вопросы». Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

18

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

19

Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Самостоятельная исследовательская практика (15 ч.)

20

 Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

21

Индивидуальная и групповая работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

22

Индивидуальная и групповая работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

23

Коллективная игра – исследование.

24

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

25

Индивидуальная работа с обучающимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.

26

Индивидуальная работа с обучающимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.

27

Семинар «Как подготовиться к защите». Анализ полученных материалов.

28

Семинар «Как подготовиться к защите». Подготовка текста доклада.

29

Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей.

30

Подготовка работ к публичной защите. Подготовка к ответам на вопросы.

31

Подготовка работ к публичной защите.

32

Конференция. Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

33

Конференция. Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

34

Итоговое занятие. Выбор исследовательского задания на летние каникулы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...