Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx96.29 КБ

Предварительный просмотр:

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас».

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно и под руководством учителя определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на занятии.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:        

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • планета Земля - наш большой дом;
  • Солнце - источник жизни на Земле;
  • неживое и живое в природе;
  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
  • самоценность любого организма;
  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
  • человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
  • различия съедобных и несъедобных грибов;
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
  • способы сохранения окружающей природы;
  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология – наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, цепи питания;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы,
  • оценивать поведение и поступки людей с точки зрения их экологической допустимости,
  • проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям,
  • выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.д.  

2. Содержание курсавнеурочной деятельности «Мир вокруг нас».  

1 класс

1 раздел – “Введение в экологию” – 3 часа.

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Беседа «Экологическая ситуация в городе». Игра «Почемучки».

Экскурсия в парк. Сбор природного материала. Изготовление поделок из природного материала. Конкурс рисунков «Я и природа».

Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним чистоту в моём селе». Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа».

2 раздел – “Молчаливые соседи” – 2 часа.

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».

Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой. Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей  на основе наблюдений. Рассказ-описание «Мой любимец».

3 раздел – “Пернатые друзья” – 3 часа.

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья”.  На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.

Наблюдение за птицами. Беседа «Почему птицы улетают?»  Экологическая игра «Найди зимующих птиц». Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки». Прогулка в парк. Операция «Подкормка».  Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе.  Кто улетит, а кто останется. Разгадывание кроссвордов, ребусов. Рисование птиц в разные времена года. Викторина «Птицы – наши друзья».

4 раздел – “Загадки животного мира” – 1 час.

Беседа «Как звери проводят зиму».  «Санитары леса». Викторина «Знакомые незнакомцы». Творческая работа об одном лесном жителе. Наблюдения «Внешний вид животных».

5 раздел – “Секреты неживой природы” – 2 часа.

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

Дидактическая игра «Город, в котором хотелось бы жить». Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы». Проведение опыта со льдом, снегом, водой. Экологическая акция «Гололед».

6 раздел – “Оранжерея на окне” – 1 час.

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями. Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа.

Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства».

7 раздел – “Человек  – часть живой природы”- 2 часа.

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

Посадка лука в классе. Уход за ним. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы.

Беседа о вреде никотина на здоровье нашего организма.

Акция «Нет - вредным привычкам!».

8 раздел – “Охрана природы” – 3 часа.

В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу.   КВН. Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.

2 класс

1 раздел – “Введение ” – 1 час.

Сейчас наша природа оказалась в опасности. Чтобы её сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом, Тогда и всё общество будет жить в согласии с природой.

-Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес».

2 раздел – “Оранжерея на окне” – 1 час.

Есть растения, которые мы можем увидеть, не выходя на улицу. Это – комнатные растения. Есть растения, которые выращивают ради красивых цветков, а ещё есть те, которые выращивают ради красивых листьев.

Комнатные растения в комнате дома и  в классе. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Конкурс рисунков «Мой любимый комнатный цветок».

3 раздел – “ Вода - источник жизни” – 2 часа.

Воды на Земле сколько угодно – моря и океаны покрывают большую часть поверхности планеты. Но не нужно забывать, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, которой на Земле не так уж и много.

Вода в моем доме и в природе. Стихи, рассказы о воде в природе. Вода в жизни растений и животных. Вода и здоровье человека. Личная гигиена.

4 раздел – “Жизнь животных ” – 2 часа.

Люди с древности охотились на животных ради пропитания.  В результате некоторые виды полностью исчезли.  Для природы это потеря, которую невозможно восполнить. А другим видам грозит опасность исчезновения. И если люди будут и дальше на них охотиться, они исчезнут совсем. Их нужно защищать.

Исчезнувшие животные  с планеты Земля. Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?». Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

5 раздел – “Человек и животные” – 3 часа.

С давних пор люди верили в необыкновенные свойства многих животных. Поэтому одних животных считали священными, других просто очень любили и уважали…

Жизнь среди людей. История домашней кошки. Породы кошек. Ролевая игра «Это все кошки». Домашние животные. Собаки – самые верные друзья. Стихи, рассказы, сказки о собаках. Викторина. Уход за домашними животными. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

6 раздел – “Дикие животные” – 3 часа.

Встречи с дикими животными трудно или совсем невозможно запланировать. Ведь это не растения, которые растут на одном месте. Животные бегают, прыгают, летают, многие из них очень осторожны, ловко прячутся от человека. Поэтому, увидев животное, нужно постараться его не спугнуть. Внимательно его рассмотрите, понаблюдайте за поведением…

Длинноухие трусишки.  Хитрая лисица. Хозяин леса – медведь. Почему волка называют санитаром леса? Лесной красавец – лось. Кабан - дикий родственник домашней свиньи. Выставка и защита книжек – малышек и проектов о животных.

7 раздел – “Что такое погода?” – 1 час.

В природе очень многие явления связаны между собой: от холода или жары меняются сроки цветения растений, от развития растений зависит жизнь многих животных и т.д. Например, с изменением погоды меняется давление воздуха. Это чувствуют насекомые, и у них меняется высота полёта. Вслед за ними поднимается или опускаются птицы, питающиеся насекомыми. Человек, наблюдая за полётом птиц, может предсказать погоду.

Погода. Климат. Предсказание погоды по народным приметам. Практическая работа. Определение погоды по небу, термометру.

8 раздел – “На земле, под землёй и в небе” – 1 час.

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень. Камни- дети самой Земли. Наша планета, сложенная, построенная в основном из твёрдых пород, дарит нам,  то пёстрый кусок гранита, то жёлто-коричневый кремень, то чёрную прозрачную пластинку слюды. ..Любуйтесь! Каждый камень по-своему красив, каждый интересен.

Звёздное небо раскрывается над нами по вечерам, словно огромное окно в неведомый, волнующий, завораживающий мир. Поднимешь голову и смотришь, смотришь, как будто путешествуешь во Вселенной…

Звёздное небо. Заглянем в кладовые земли. Практическая работа. Рассматривание коллекции образцов камней и минералов.

9 раздел – “Воздух и здоровье ” – 1 час.

Чистый воздух – одно из самых главных богатств  природы. К сожалению, в воздух попадает много вредных веществ и он загрязняется. Такой воздух опасен для людей, растений, животных.

Воздух и здоровье человека. Полезные и вредные привычки.

10 раздел – “Мой чистый город” – 2 часа.

Задумывались ли дети над тем, сколько всего выбрасывается каждый день в мусорные контейнеры? Это - использованная упаковка от съеденных продуктов, старая одежда и обувь, устаревшая техника и многое, многое другое. А для изготовления всего этого люди используют полезные ископаемые, водные и энергетические ресурсы, древесину. Всё это мы берём у природы, которая является местом обитания человека и источником всех благ, необходимых ему для жизни. Человек – часть природы, он может существовать, только используя её ресурсы, и жить только в тех природных условиях (температура, давление, влажность, состав атмосферы и др.), к которым он приспособлен.

Производя всё большее количество продуктов питания и товаров с использованием природных ресурсов для возрастающего из года в год населения планеты, мы получаем и большее количество отходов, которые загрязняют окружающую нас среду: нашу землю, воду и воздух и наносят при этом непоправимый вред нашей природе и нашему здоровью. Поэтому нужно нам знать о возникших за последние десятилетия экологических проблемах, о том, что каждый из нас может сделать для сохранения нашей планеты.

Экскурс в историю: от древности до наших дней. Мой дом в современном мире. Что происходит с отходами? Переработаем старое, получим новое. Что дает переработка отходов для природы и человека? Это интересно знать. Практическое занятие. Территория моей школы – самая чистая в городе.

3 класс

1раздел – “Вводное занятие ” – 1час.

В природе всё тесно связано между собой. И человек, который сам часть Природы, тоже связан с окружающей средой: с землёй, реками, воздухом и всеми живущими вокруг существами. Увы, в наши дни почти нет таких животных, которым не угрожало бы вымирание по вине людей.

Вмешательство человека в жизнь Природы нельзя остановить. Но  всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинять ей вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить животных, которые живут нашей планете рядом и одновременно с нами, их повадки, привычки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь.

А попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном. Но это ещё не самое страшное. Что было бы, если бы вдруг не стало того, что мы не видим, но без чего мы не смогли бы жить – воздуха, кислорода?  Ведь именно растения вырабатывают кислород и, благодаря им, вокруг планеты образовалась атмосфера – воздушная оболочка, без которой невозможна жизнь. Взаимосвязь Человека и Природы.

2 раздел – “Эти удивительные растения” – 2 часа.

Когда на Земле появились первые растения? Какими они были? Значение растений в жизни человека. Растения, которые нас кормят, одевают, радуют. Знакомство с растениями родного края. Видеофильм «Культурные и лекарственные растения». Беседы о доброте в природе и         «Влияние деятельности человека на природу».

Изображение природоохранных знаков. Конкурс загадок о растениях.

Конкурс рисунков «Растения родного края». Конкурс рисунков «В волшебном лесу. Изображение правил поведения в природе».

3 раздел – “В царстве грибов” – 2 часа.

Раньше грибы считали растениями. Но сейчас учёные выделили их в особое царство живой природы. Грибов на свете очень много. И они очень и очень разные.

Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов в природе. Просмотр видеоролика о грибах. Викторина «Знаешь ли ты грибы родного края?» Конкурс поделок и рисунков «Грибная полянка».

4раздел – “Разнообразие животного мира ” –4 часа.

Когда говорят о животных, многие представляют себе зверей. Но животные – это не только звери. Это ещё и птицы, и рыбы, и насекомые, и моллюски, и черви… Всех даже трудно перечислить.

Дикие животные родного края. Просмотр и обсуждение видеофильмов: о животных, о растениях, о птицах. Красная книга. Беседа о поступках в природе: «Что такое хорошо и что такое плохо», «В гости к Деду Природоведу», «Создание охраняемых территорий в России». Чтение рассказов Бианки «Лесная газета».Перелётные, оседлые и домашние птицы: сходство и отличие.Беседа о помощи птицам зимой. Изготовление плакатов: «Берегите животных». Проектная работа: «Как мы можем спасти животных».  Конкурс рисунков «Братья наши меньшие».  Животные, ходящие по ветвям. Создание свода законов о поведении человека в природе.  КВН «Птицы – наши друзья». Дидактические  игры «Живая и неживая  природа», «Узнай по голосу и описанию».Акция «Птичья столовая» - изготовление кормушек; выставка на лучшую кормушку; заготовка корма  для птиц; развешивание кормушек. Изготовление и развешивание скворечников.

5раздел – “Что такое экология?” – 2 часа.

Экологические знания – как основа деятельности людей по охране природы. Решение экологических ситуаций: «Судьба природы – наша судьба». Просмотр видеофильма об экологических катастрофах. Беседа «Последствия экологической неграмотной деятельности людей».Международный день Земли.

Изготовление плакатов на тему «Живи – Земля!» Конкурс рисунков и плакатов на тему: «Земля – наш общий дом». День экологических знаний: викторина юных экологов.

6 раздел – “Опасности вокруг нас” – 1 час.

Во время летнего отдыха дети много времени проводят на природе. Мало кто задумывается, что им может угрожать опасность – ядовитые растения. Чаще от них страдают маленькие дети от 2 до 10 лет. Ведь дети любопытны и любознательны, пробуют все интересное на ощупь и на вкус. Откуда же им знать, что красивый цветок может вызвать сильнейший ожог, а «аппетитные» ягодки  - отравление или летальный исход. Также надо иметь в виду, что у детей летальные дозировки  яда в разы меньше, чем у взрослых, так как  обменные процессы протекают быстрее и интенсивнее.

Ядовитые растения - это растения, вырабатывающие и накапливающие в процессе жизнедеятельности яды, вызывающие отравления животных и человека. Запомнить их все невозможно. В мировой флоре известно более 10 тыс. видов таких растений.

Но не только растения могут быть опасными. Опасны и животные, встречающиеся на нашем пути. Поэтому лучше с ними не встречаться в их естественной среде обитания.

Опасные растения, которые должен знать каждый. Что делать при встрече с дикими животными? Опасные и надоедливые насекомые.

7раздел – “Водоёмы и их разнообразие ” – 1 час.

Водоёмы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоёмах, это единственный дом.

Легенда о реках. День охраны водных ресурсов «Вода мира – единый организм».

Наблюдение за разнообразными водоёмами, нахождение их сходства и отличия. Экологический десант «Поможем реке».

8раздел – “Помоги себе и другим или безопасность в чрезвычайных ситуациях” – 2 часа.

Опасно ли «домашнее электричество»? Что делать, если кого-то ударило током? А если в доме пожар? Если дом вот – вот обрушится? Как вести себя на улице? Как обезопасить себя в толпе? На эти и другие вопросы мы с вами должны знать ответы, чтобы с нами не случилось несчастного случая.

Люди давно научились передвигаться на большие расстояния с помощью технических средств. В старину это были кареты и повозки, запряжённые лошадьми, а для морских путешествий – парусные корабли. Потом были изобретены пароход, паровоз, построены железные дороги, появились автомобили, а затем самолёты… И чем более технически мощным становился транспорт, тем большую опасность он представляет для человека. Какие же самые опасные транспортные аварии происходят в наше время?

Аварии на железной дороге. Правила поведения на железной дороге. Автомобильные аварии. Авиакатастрофы и чрезвычайные ситуации в воздухе. Что делать во время кораблекрушения?

Бороться с терроризмом должны все государства. И делать это надо сообща. Но и каждый из нас  может и должен знать, как распознать угрозу взрыва и что делать в этом случае.

Что делать при угрозе теракта? Если вас захватили в заложники? Если на улице стреляют? На эти вопросы мы должны знать ответы.

О средствах и методах, позволяющих оказать первую помощь пострадавшему участнику туристического похода, человеку, укушенному змеёй или тонувшему нужно уметь оказать первую помощь. Поэтому каждый человек должен знать некоторые общие приёмы, которые пригодятся для оказания первой помощи в любой экстремальной ситуации.

Искусственное дыхание. Массаж сердца. Помощь при обмороке. Помощь при обморожении, ушибе, ожоге. Практическая работа.

9 раздел – “Великие путешественники” – 1 час.

В истории географических открытий немало славных имён. Все путешественники были разными людьми. Одни- неисправимые романтики, которых влекли захватывающие приключения в неведомых странах. Другие – одержимые учёные, которые мечтали о великих открытиях. Третьи – искренние патриоты, для которых интересы своей страны были важнее собственной жизни. Встречались среди них и честолюбцы, желающие снискать себе мировую славу, и те, кто надеялся сказочно разбогатеть в далёких краях.

Но какие бы цели ни преследовали путешественники, их объединяло неподдельное мужество, умение стойко переносить лишения и не отступать от поставленной цели.

Смельчаки, которые открыли Южный полюс нашей планеты. Самый знаменитый в мире мореплаватель Христофор Колумб.

10раздел – “Экскурсия в краеведческий музей” – 1час.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - об этом знают даже дети. Поэтому в конце учебного года нужно детям показать наглядно, как выглядят животные и растения в природе. Экскурсия в краеведческий музей будет как нельзя кстати.

4 класс

1 раздел – “Вводное занятие. Что такое экология? Невидимые нити” – 1час.

Невидимыми нитями человек называет связи, которые есть в природе повсюду. Связаны между собой неживая и живая природа, растения и животные, различные животные. Да и человек тысячами нитей связан с окружающей его природой.

Что такое экология? Невидимые нити.

2 раздел – “Загадки растений” – 2 часа.

Окружающий нас мир растений невероятно богат и разнообразен. В нем остается много тайн, загадок, открытий. Результаты исследований, проведенные с разными растениями, изумляет даже самых опытных ученых.

Большинство из нас не знает названий многих дикорастущих трав, даже самых распространенных. Я не говорю про такие, как всем известные одуванчики или мать-и-мачеху, а другие - желтенькие, синенькие, беленькие...Что же это за травы?

Растения–хищники! Неужели такое возможно? Немало есть зверей и птиц, питающихся животными. Если есть такие же растения, как они кормятся? Почему вдруг стали хищниками. Где обитают? Хищные растения не фантастика, а реальность. Обитают по всему миру, в различной среде обитания. Они стали плотоядными не по своей воле.

Такие способности эти растения приобрели из-за того, что растут на торфяных, болотистых почвах, в песке, прудах. Недостаток полезных веществ они компенсируют охотой. Все микроэлементы получают из пойманных насекомых и мелких животных. Обычно такие растения очень яркие, что привлекает к ним насекомых. Ловят добычу они тоже по-разному. У каждого свои хитрые ловушки. У одних «кувшин» с захлопывающейся крышкой, у других листья в виде створок ракушки, захлопывающиеся в момент попадания внутрь жертвы. Третьи приклеивают добычу к своим листьям специальной клейкой жидкостью. Большинство из нас не знает названий многих дикорастущих трав, даже самых распространенных. Я не говорю про такие, как всем известные одуванчики или мать-и-мачеху, а другие - желтенькие, синенькие, беленькие...Что же это за травы?

Растения – путешественники. Растения – хищники.  Лекарственные растения. Дикорастущие растения луга, водоёма и леса. Охрана растений. Практическая работа «Рассматривание гербария».

3 раздел – “Планета насекомых” – 1 час.

Яркие порхающие бабочки мало кого могут оставить равнодушным. Плавно кружась над цветочной поляной, они завораживают своей красотой и глубоко затрагивают струны человеческой души. Кроме красоты, эти необыкновенные насекомые интересны своим поведением и особенностями жизнедеятельности.

Кузнечики – обитатели лугов и полей – частые гости парков. Зелёная окраска делает их такими незаметными в траве, что чаще всего узнаешь о присутствии кузнечика по его необычной стрекочущей песне. Но голоса у кузнечика нет, а звуки он  издаёт  специальным звуковым аппаратом. Муравьи — одни из самых высокоорганизованных насекомых на планете. Их способности к кооперации и самопожертвованию во благо колонии, высокая приспособляемость, деятельность, по сложности напоминающая разумную, — все это давно привлекало внимание ученых. Интересен тот факт, что,  перебираясь через ручьи и канавы, муравьи делают живой мост, сцепившись друг с другом ножками и челюстями, по которому переходят остальные муравьи.

Живые цветы. Всё о бабочках. Прыгуны (кузнечики) и муравьи. Неприятные соседи человека – это мухи, осы, комары, слепни и другие насекомые.

4 раздел – “Под водой и у воды” –1 час.

На дне морском, в иле виднеются слабые следы, признаки того, что даже здесь есть жизнь. Кто же они, обитатели морского дна? Подводный мир и на дне океана богат и многообразен.

Есть животные, которые прочно ассоциируются у нас с водой, несмотря на то, что они не могут существовать без суши. Они отличаются размерами, внешним видом, живут в разных уголках земного шара, но их объединяет водная стихия – источник пропитания, прохлады и, если необходимо, надежного укрытия.

На морском дне. Животные, живущие около воды.

5 раздел – “Животные - рекордсмены” –1 час.

Не только люди способны бить рекорды и становиться частью всемирной истории. Даже в природе встречаются любители острых ощущений и жаждущих славы. Однако, в отличие от людей, животные-рекордсмены не получают титулов, наград и орденов. Зато их обязательно заносят во всемирно известную Книгу рекордов Гиннеса. Кто же эти непризнанные чемпионы? И какие вершины они способны покорить?

Рекорды, которые ставят животные. Храбрость превосходит силу. Самое крупное и громкое животное на планете. Самое талантливое и умное животное. Ядовитое и опасное животное. Самые скоростные жители планеты. Самое неторопливое существо…Животные, попавшие в книгу рекордов Гиннеса.

6 раздел – “Тайны за горизонтом” –4 часа.

Отличия Арктики и Антарктиды объясняются тем, что последняя из них находится на Южном полюсе Земли, в то время как первая – на Северном.

В мире до сих пор идут споры о том, кто открыл Австралию. Одни утверждают, что это Джеймс Кук, мореплаватель из Англии. Другие уверены, что первооткрывателями континента были датчане, искавшие путь к своей колонии на Яве.

Природа Северной Америки отличается большим разнообразием, что объясняется расположением материка во всех климатических поясах. Многие виды растения и животные типичны только для этой части планеты.

Южная Америка — четвертый по величине материк, он лежит в южном полушарии. Большая часть материка отличается теплым климатом. Растительный и животный миры очень богаты, многие виды встречаются исключительно здесь. Южная Америка — рекордсмен во многом, здесь течет самая длинная и самая полноводная река в мире Амазонка, находятся самая длинная горная цепь Анды, расположено самое большое горное озеро Титикака, это самый дождливый материк на земле. Все это значительно повлияло на развитие живой природы.

Животный и растительный мир Африки самый разнообразный на земле. Влажные тропические леса переходят  в саванны, далее в пустыни и полупустыни. К югу и северу раскинулись сухие степи и вечнозелёные хвойные леса. А побережья сплошь в густых зарослях жёстколистных вечнозелёных кустарников. В каждом уголке нашли приют и обитание  различные животные и диковинные птицы.

Семь Чудес Света знает каждый. Их историю изучают ученые всей планеты, о них написано много научных трудов, им посвящены презентации, сообщения, доклады, главы в учебниках. С каждым из необычных объектов всемирного наследия России и ЮНЕСКО связаны тайны и легенды, существует множество фактов и неподтвержденной информации. 12 июня 2008 мир узнал о том, что обнародованы 7 Чудес России.

Где находятся Арктика и Антарктида? И чем отличаются эти области Земли друг от друга? Австралия. Кто открыл Австралию? Природа и животный мир Северной Америки. Природа и животный мир Южной Америки. Растительный и животный мир Африки. Природный и растительный мир гор. Жизнь людей в горах.  Семь чудес света. Семь чудес России. Поле чудес «Животные нашей планеты».

7 раздел – “Тайны камней” – 2 часа.

Значение пещер для человека трудно переоценить. Ведь именно в пещеры стали первыми домами для первобытных людей, поэтому раскрытие тайн, хранимых пещерами, помогает добавлять недостающие элементы  в картину истории и эволюции человека. Полутьма, глубина, влажность, холод…Гроты подчас кажутся странным, нереальным, сказочным миром, где в течение тысяч лет вода застывала причудливыми формами. Но гроты обитаемы, животный мир здесь весьма разнообразен, хотя и скромен.

Коралловый остров — это коралловый риф, который разрастается до таких размеров, что образует целый остров. Типичными примерами коралловых островов являются острова Бермуды и Багамы. Они — настоящие жемчужины Тихого океана.

В давние времена люди полагали, что дольмены были построены великанами. Научный интерес к ним появился еще в XVII веке, но и сейчас ученые с точностью не могут определить, каким образом строились эти гигантские сооружения из массивных монолитных камней. Дольмены в районе Геленджика недалеко от реки Пшада.

Драгоценный камень - это редкое природное минеральное образование, обладающее необычной красотой и высокой прочностью. В природе известны более четырех тысяч минералов, но лишь немногие могут считаться драгоценными. Самым важным атрибутом драгоценного камня является его красота: привлекательный цвет, блеск, "игра", редкие оптические эффекты (например, эффект смены цвета у александрита).

Сначала люди пользовались тем, что находили на поверхности земли, не подозревая, какие несметные сокровища скрываются глубже. Но по мере развития цивилизации подземные кладовые распахнули для них свои двери. Человечество научилось находить и добывать нужные материалы даже в очень труднодоступных местах, изобретя для этого огромное количество механизмов и способов.
Полезные ископаемые по воле человека превращаются в самые разнообразные необходимые вещи, которые обеспечивают безопасность, обогревают, перевозят, кормят. Они необходимы в современном мире всюду.

Пещеры и гроты. Где находится самая большая и самая глубокая пещера?  Что такое коралловый остров?  Как образуется коралловый риф? Что такое дольмены? Где в России можно увидеть дольмены? Показ презентаций. Драгоценные камни в природе. Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли. Практическая работа « Угадай камень по внешнему виду и описанию».

8 раздел – “Тайны и загадки вселенной ” –1 час.

Посмотрите на небо темной и безоблачной ночью, и вы увидите, что все оно покрыто мерцающими, светящимися точками. Что собой представляют эти звезды и планеты? Как далеко они находятся? Можем ли мы узнать о них что-нибудь? Существует ли жизнь на далеких планетах?

Космос – это что такое? Интересные факты о космосе.

Тайны звёздного неба. Солнце – источник жизни на Земле. Планеты Солнечной системы. Особенности каждой планеты. Показ презентаций.

9 раздел – “Экологические связи в природе ” – 2 часа.

Охрана природы в нашем крае - важнейший комплекс мероприятий в сложившейся сложной экологической обстановке, которая наблюдается во многих регионах страны. Такой деятельностью занимаются не только в России. Существует огромное количество международных организаций, которые контролируют состояние окружающей среды по всей Земле.

Охрана природы в нашем крае. Организации по охране природы. Экосистемы – экологические связи в природе. Приспособленность видов к условиям жизни.

Экологическая беседа «Поможем природе». Практическая работа «Составим экологические связи природы».

10 раздел – “Мы – юные экологи” – 2 часа.

Что мне больше всего понравилось и о чём я хочу рассказать. Защита проектов и исследовательских работ. Экологический праздник «Земля – наш дом родной». Чтение стихов, исполнение песен, танца, частушек.

3. Тематическое планирование.

1 класс

Курс «Мир вокруг нас» - 17 ч

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Всего

часов

Количество

часов

Универсальные учебные  действия (УУД), проекты, ИКТ - компетенции, межпредметные понятия

Аудиторные

Внеаудиторные

Введение в экологию

3

1

2

Личностные результаты

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно и под руководством учителя определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на занятии.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:        

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

-Основы экологической культуры.

-Некоторые особенности природы своего края.

-Основные признаки времен года.

-Значение природы для человека.

-Группы растений и животных.

-Некоторые охраняемые растения и животные нашей края, страны.

-Правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

-Выполнять правила личной гигиены.

-Называть окружающие предметы и их взаимосвязи.

-Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.

-Называть основные особенности каждого времени года.

-Различать изученные растения, животных.

-Уметь определять своё отношение к миру.

-Оценивать правильность поведения людей в природе.

-Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ).

-Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.

-Подкармливать птиц в простейших кормушках.

-Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

-Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя.

1

Вводное занятие. Почему мы часто слышим  слово «Экология»?

1

2

Практическое занятие. Творческая мастерская. Я и мир вокруг.

1

3

Отношение человека к природе. Экологическая безопасность

1

Молчаливые соседи

2

-

2

4

Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме? Породы собак.

1

5

Породы кошек. Чем питаются домашние животные? Как ухаживать за своим питомцем?

1

Пернатые друзья

3

-

3

6

Прогулка в парк «Мы – друзья птиц». Перелетные птицы.

1

7

Экологическая акция «Поможем птицам!»

1

8

Экскурсия «По тропинке в лес пойдем». Наблюдение за птицами в природе.

1

Загадки животного мира

1

1

-

9

Зимовье зверей. Поле чудес «Эти забавные животные»

1

Секреты неживой природы

2

1

1

10

Природа – наш общий дом. Времена года.

1

11

Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.

1

Оранжерея на окне

1

-

1

12

Экскурсия по школьным кабинетам. Любители света и тени, влаги и тепла. Аптека на окне.

1

Человек – часть живой природы

2

-

2

13

Человек! Будь природе другом! Выращивание лука в домашних условиях.

1

14

Вредные привычки.

1

Охрана природы

3

1

2

15

Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

1

16

Охрана природы – долг каждого жителя планеты. Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала.

1

17

Праздник друзей природы.

1

Итого

17

4

13

2 класс

Курс «Мир вокруг нас» - 17 ч

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Всего

часов

Количество

часов

Универсальные учебные  действия (УУД), проекты, ИКТ - компетенции, межпредметные понятия

Аудиторные

Внеаудиторные

Введение

1

1

-

Личностные результаты

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно и под руководством учителя определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на занятии.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:        

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- неживое и живое в природе;

-примеры  групп растительных и животных организмов России;

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

-способы сортировки мусора;

-правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

-выполнять правила поведения в природе;

-ухаживать за комнатными  растениями и домашними животными (посильное участие);

-заботиться о здоровом образе жизни;

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

-сортировать мусор;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших знаков, рисунков, описаний.

1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес».

1

Оранжерея на окне

1

-

1

2

Комнатные растения в комнате дома и  в классе. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями».

1

Вода - источник жизни

2

1

1

3

Вода в моем доме и в природе. Стихи, рассказы о воде в природе.

1

4

Вода в жизни растений и животных. Вода и здоровье человека. Личная гигиена.

1

Жизнь животных

2

1

1

5

Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров.

1

6

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?».

1

Человек и животные

3

1

2

7

История домашней кошки. Породы кошек. Ролевая игра «Это все кошки».

1

8

Собаки – самые верные друзья. Стихи, рассказы, сказки о собаках. Викторина.

1

9

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

1

Дикие животные

3

3

-

10

Длинноухие трусишки.  Хитрая лисица.

1

11

Хозяин леса – медведь. Почему волка называют санитаром леса?

1

12

Лесной красавец – лось. Кабан - дикий родственник домашней свиньи.

1

Что такое погода?

1

-

1

13

Погода. Климат. Предсказание погоды по народным приметам.

1

На земле, под землёй и в небе

1

-

1

14

Звёздное небо. Заглянем в кладовые земли.

1

Воздух и здоровье

1

-

1

15

Воздух и здоровье человека. Полезные и вредные привычки.

1

Мой чистый город

2

1

1

16

Что происходит с отходами? Переработаем старое, получим новое.

1

17

Практическое занятие. Территория моей школы – самая чистая в городе.

1

Итого

17

8

9

3 класс

Курс «Мир вокруг нас» - 17 ч

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Всего

часов

Количество

часов

Универсальные учебные  действия (УУД), проекты, ИКТ - компетенции, межпредметные понятия

Аудиторные

Внеаудиторные

Введение

1

1

-

Личностные результаты

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно и под руководством учителя определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на занятии.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:        

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

      - что такое экология,

      - способы охраны природы,

      - роль живой природы в жизни человека,

      - многообразие природы,

      - экологические катастрофы,

      - влияние экологии на здоровье человека,

      - знаменитых путешественников,

      - правила поведения в природе,

      - известные озёра и реки Мордовии,

- значение воды в жизни человека,

- как действовать в случае чрезвычайной ситуации,

      - как оказать первую помощь,

- какие опасности окружают нас в природе,

- съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов.

Учащиеся должны уметь:

      - классифицировать экологические связи,

      - устанавливать сети питания,

      - выявлять характерные отличительные и похожие признаки животного и растительного мира,

      - оформлять собственные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе,

      - участвовать в исследовательской и практической деятельности по охране природы,

       - отличать озеро от реки,

       - оказывать первую помощь,

       - отличать съедобные и несъедобные грибы,

       - классифицировать группы животных

      - соблюдать правила дорожного движения.

1

Человек и природа.

1

Эти удивительные растения

2

1

1

2

Когда на Земле появились первые растения? Какими они были? Значение растений в жизни человека.

1

3

Растения, которые нас кормят, одевают, радуют. Знакомство с растениями родного края!» Конкурс рисунков «Растения родного края».

1

В царстве грибов

2

-

2

4

Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов в природе. Просмотр видеоролика о грибах.

1

5

Викторина «Знаешь ли ты грибы родного края?» Конкурс поделок и рисунков «Грибная полянка».

1

Разнообразие животного мира

4

1

3

6

Дикие животные родного края. Красная книга Краснодарского края.

1

7

Их стихия -  небо. Покормите птиц зимой!

КВН «Птицы – наши друзья».

1

8

Создание свода законов о поведении человека в природе. Работа над проектом «Как мы можем спасти животных».

1

9

Чтение рассказов Бианки «Лесная газета». Подготовка к конкурсу рисунков и плакатов «Берегите животных»

1

Что такое экология?

2

1

1

10

Экологические знания – как основа деятельности людей по охране природы.

1

11

Решение экологических ситуаций: «Судьба природы – наша судьба».

1

Опасности вокруг нас

1

-

1

12

Опасные растения, которые должен знать каждый. Что делать при встрече с дикими животными? Опасные и надоедливые насекомые.

1

Водоёмы и их разнообразие

1

1

-

13

Озера нашего края. Реки и речушки Краснодарского края. Берегите воду!

1

Помоги себе и другим или безопасность в чрезвычайных ситуациях

2

-

2

14

Безопасность дома и на улице. Как оказать первую помощь?

1

15

Террористический акт: угроза и реальность. Безопасность каждый день.

1

Великие путешественники

1

1

-

16

Смельчаки, которые открыли Южный полюс нашей планеты. Самый знаменитый в мире мореплаватель Христофор Колумб.

1

Экскурсия в краеведческий музей

1

-

1

17

Экскурсия в краеведческий музей.

1

Итого

17

6

11

4 класс

Курс «Мир вокруг нас» - 17 ч

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Всего

часов

Количество

часов

Универсальные учебные  действия (УУД), проекты, ИКТ - компетенции, межпредметные понятия

Аудиторные

Внеаудиторные

Вводное занятие

1

1

-

Личностные результаты

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно и под руководством учителя определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на занятии.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:        

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

      -наиболее типичных представителей животного мира нашей планеты,

-какую пользу или вред  приносят представители животного мира;

- пословицы, поговорки, загадки, стихи, песни  о животных и растениях;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживую  и живую природу (примеры);

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

-значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

-человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология - наука об общем доме;

-названия полезных ископаемых, драгоценных камней;

- чудеса света и России;

- организации, которые занимаются охраной природы;

- реки и озёра Мордовии;

- названия планет и созвездий;

- названия материков и океанов;

- названия гор.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

-составлять экологические модели, цепи питания;

доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

-наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

-ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы,

- показывать на карте океаны, моря, материки, горы;

- находить на небе созвездия  Большой и Малой Медведиц,

- различать чудеса света и России,

-отличать полезные ископаемые.

1

Что такое экология? Невидимые нити.

1

Загадки растений

2

1

1

2

Растения – путешественники. Растения – хищники. Лекарственные растения.

1

3

Дикорастущие растения луга, водоёма и леса. Охрана растений.

1

Планета насекомых

1

-

1

4

Живые цветы. Прыгуны и муравьи Неприятные соседи.

1

Под водой и у воды

1

1

-

5

На морском дне. Живущие около воды.

1

Животные – рекордсмены

1

1

-

6

Рекорды, которые ставят животные. Животные, попавшие в книгу рекордов Гиннеса.

1

Тайны за горизонтом

4

3

1

7

Арктика и Антарктида. Кто открыл Австралию? Растительный и животный мир Австралии.

1

8

Растительный и животный мир Северной и Южной Америки.

1

9

Растительный и животный мир Африки.

1

10

Семь чудес света. Семь чудес России.

1

Тайны камней

2

-

2

11

Пещеры и гроты. Что такое дольмены? Где в России можно увидеть дольмены?

1

12

Что такое коралловый остров?  Как образуется коралловый риф?

1

Тайны и загадки вселенной

1

-

1

13

Космос – это что такое? Тайны звёздного неба. Солнце – источник жизни на Земле.

1

Экологические связи в природе

2

-

2

14

Охрана природы в нашем крае. Организации по охране природы.

1

15

Экосистемы – экологические связи в природе.

1

Мы – юные экологи

2

-

2

16

Что мне больше всего понравилось и о чём я хочу рассказать. Защита проектов и исследовательских работ.

1

17

Экологический праздник «Земля – наш дом родной»

1

Итого

17

7

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» социокультурного направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» социокультурного направления ­­­­­­­­­­­ ориентирована на учащихся 4 класса и р...