Дополнительная общеразвивающая программа «Служу Отечеству»
методическая разработка (4 класс)

Дополнительная общеразвивающая  программа  «Служу Отечеству» (далее - программа) имеет социально-педагогическую направленность.

            Актуальность программы. Программа «Служу Отечеству» дополняет школьный курс истории сведениями о военной истории нашего государства с древнейших времен до начала двадцатого века и об искусстве полководцев. Программа призвана привить интерес к военной истории нашего Отечества. Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.

            В рамках патриотического воспитания школьников основное внимание уделяется рассмотрению событий, связанных с историей создания российской армии, её боевому прошлому, историческим личностям, внесшим большой вклад в отстаивание независимости нашей страны, возвышению её международного авторитета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_sluzhu_otechestvu.docx54.81 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Служу Отечеству»

Адресат программы: 9-13 лет

Разработчики программы: Буржатова Ирина Цыреновна, учитель истории и обществознания, педагог дополнительного образования

Сексенбаев Мейрам Еркенович,

                                  учитель технологии, педагог дополнительного образования

2022 г.

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Служу Отечеству» составлена в соответствии с:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273- ФЗ;
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 09.03.2004 г.;
  • Приказ Минобрнауки России от 29.08.203 №1008 о Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам, регулирующих организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе особенности организацию образовательной деятельности для учащихся с ОВЗ, детей- инвалидов.
  • Методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в МБОУ «СОШ №40» г. Ангарска.
  • Уставом учреждения.

Дополнительная общеразвивающая программа «Служу Отечеству» (далее - программа) имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы. Программа «Служу Отечеству» дополняет школьный курс истории сведениями о военной истории нашего государства с древнейших времен до начала двадцатого века и об искусстве полководцев. Программа призвана привить интерес к военной истории нашего Отечества. Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.

В рамках патриотического воспитания школьников основное внимание уделяется рассмотрению событий, связанных с историей создания российской армии, её боевому прошлому, историческим личностям, внесшим большой вклад в отстаивание независимости нашей страны, возвышению её международного авторитета.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа способствует умению общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Знание родной истории является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Адресат программы: обучающиеся 9-13 лет.

Наличие специальной подготовки не требуется, набор детей в группы свободный.

Программа состоит с учётом возрастных психологических особенностей детей.

Срок освоения программы: 1 год, 36 недель

Форма обучения: очная.

Режим занятий: количество часов в год – 108 часов, количество занятий в неделю – 3 часа по 40 минут.

Количество обучающихся в группе: 15 человек.

Цели программы:

  1. познакомить учащихся с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей военной истории нашей страны;
  2. способствовать расширению знаний об этапах развития и становления Российской армии;
  3. расширить знания учащихся о памятных датах отечественной военной истории.
  4. подготовить команду участников историко-патриотических конкурсов и викторин.

Задачи программы:

  1. развитие культуры ведения дискуссий, объяснять и излагать своё мнение в исследовательских работах, рефератах, презентациях;
  2. развитие мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
  3. овладение умениями и навыками работы с историческими источниками, литературой, поиска и обработки информации;
  4. воспитание уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
  1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Объёмы и содержание программы

Объём программы: 1 год, 108 часов.

Содержание программы

Раздел 1. Войско древней Руси

Княжеские дружины и «вои», вооружение, стратегия и тактика древнерусской рати. Крепостные оборонительные сооружения средневековой Руси, основные этапы развития русского архитектурно-строительного искусства. Роль лодейного флота в походах русских князей.

Раздел 2. Развитие военного дела в XIII веке

Евпатий Коловрат, легендарный русский богатырь, герой борьбы против монголо-татарских завоевателей в 13 в. Военное искусство Александра Невского в Невской битве и Ледовом побоище. Вооружение русских воинов: доспехи и холодное оружие. Дмитрий Донской и его войско в Куликовской битве.

Раздел 3. Военное дело в период складывания централизованного государства

История русского ручного огнестрельного оружия и зарождение артиллерии. Способы формирования, рода войск, вооружение, стратегия тактика и управление в Московском войске. Полки нового строя – попытка реорганизации войска по образцу западноевропейских армий.

Раздел 4. Русская армия в XVIII век

Создание регулярной армии и флота. Военное искусство Петра I и его военачальников в сухопутных и морских сражениях Северной войны: Полтавская битва, сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Первый командующий российским флотом генерал-адмирал Ф.М.Апраксин.

Раздел 5. Развитие русского военного искусства в конце XVIII – начале XIX веков

Победы русской армии в войнах XVIII века. Русские полководцы и флотоводцы18 века: Г.А. Потёмкин, П.А. Румянцев, Ф.Ф Ушаков. «Наука побеждать» А.В. Суворова. Русская

армия времён наполеоновских войн. Полководческий талант М.И. Кутузова. Награды

18 -19 веков.

Раздел 6. Армия России во второй половине XIX века

Героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Флотоводец П.С. Нахимов. Стратегия и тактика флота 19 века. Парусное вооружение корабля XIX века. Русское стрелковое оружие 18 – 19 веков. Военная реформа 1874 года. Полководцы русско- турецкой войны 1877-78 гг.

  1. Планируемые результаты

Обучающиеся будут знать:

  • теоретическое содержание фактов военной истории;
  • знать российских полководцев. Обучающиеся будут уметь:
  • самостоятельно находить информации по предложенной тематике, делать ее критический анализ и отбирать необходимые факты и мнения;
  • анализировать точки зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулировать собственною позицию;
  • обсуждать результаты исследований и рефератов, электронных презентаций;
  • участвовать в викторинах и исторических конкурсах;
  • уметь выполнять индивидуальные и коллективные творческие работы.

По завершению, обучающиеся научатся находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. В дальнейшем, получив знания, умения и навыки, обучающийся сможет успешно пройти итоговую аттестацию по предмету «история».

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Учебный план

Наименование

Количество часов

Форма

разделов, тем

всего

теория

практика

текущего контроля и промежуточной

аттестации

Раздел 1. Войско древней Руси

14

3

11

1

Древнерусская рать

1

1

2

ИЗО: рисунки

древнерусской рати

1

1

3

Крепостные сооружения

средневековой Руси

1

1

4-7

Изготовление макета крепостных сооружений

средневековой Руси

4

4

8

Ладьи против триер

1

1

9

ИЗО: рисунки ладьи и

триер

1

1

10-11

Круглый стол по теме

«Войско древней Руси»

2

2

12-14

Образовательная экскурсия в музей

школы №37 г. Ангарска

3

3

Раздел 2. Развитие военного дела

в XIII веке

18

4

14

15

Русский богатырь

Евпатий Коловрат

1

1

16

ИЗО: рисунки с изображением русского

богатыря

1

1

17

Две битвы Александра

Невского

1

1

18

ИЗО: рисунки с изображением битвы

на Неве

1

1

19-22

Изготовление макета

Ледового побоища

4

4

23

Битва на Куликовом

поле

1

1

24

ИЗО: рисунки с изображением битвы

на Куликовом поле

1

1

25

Доспехи и холодное

оружие русских воинов

1

1

26

ИЗО: рисунки с изображением доспехов и холодного

оружия русских воинов

1

1

27

Изготовление

холодного оружия русских воинов из дерева

1

1

28-29

Творческая выставка с защитой работ

обучающихся

2

2

30-32

Образовательная экскурсия в музей

школы №37 г. Ангарска

3

3

Раздел 3. Военное дело в период складывания

централизованного государства

14

5

9

33

Рождение

огнестрельного оружия

1

1

34

ИЗО: рисунки с изображением

огнестрельного оружия

1

1

35

Войско Московского государства в 15 – 17

веках

1

1

36

Служилые люди в

Московском войске

1

1

37

ИЗО: рисунки с изображением

служилых людей

1

1

38

Артиллерия государей

московских

1

1

39-40

Изготовление макетов

артиллерийского

оружия

2

2

41

Тактика и управление в

Московском войске

1

1

42-43

Защита творческих

работ

2

2

44-46

Образовательная

экскурсия в музей ГУВД г. Ангарска

3

3

Раздел 4. Русская армия в

XVIII веке

12

3

9

47

Полки нового строя

1

1

48

Армия и флот времён

Петра I

1

1

49-50

ИЗО: рисунки с изображением

Полтавского сражения

(групповые работы - А3)

2

2

51

Генерал-адмирал

Ф.М.Апраксин.

1

1

52-53

Реконструкция

Полтавского сражения

2

2

54-55

Защита творческих

работ

2

2

56-58

Образовательная экскурсия в Иркутский

музей ГАИ

3

3

Раздел 5. Развитие русского военного искусства в конце XVIII

– начале XIX веков

19

7

12

59

Победы русской армии

18 века

1

1

60

«Наука побеждать» А.В.

Суворова

1

1

61

Русские полководцы и

флотоводцы 18 века

1

1

62

Флотоводец Ф.Ф.

Ушаков

1

1

63

Русская армия времён

наполеоновских войн

1

1

64

Полководец М.И.

Кутузов

1

1

65-66

Бородинское сражение в творчестве русских

поэтов и писателей

2

2

67

Интеллектуальная игра

«Бородино»

1

1

68-71

Изготовление макета Бородинского

сражения

4

4

72

Награды 18 – начала 19

веков

1

1

73-74

Защита творческих

работ

2

2

75-77

Образовательная экскурсия в музей

школы №11 г. Ангарска

3

3

Раздел 6. Армия и флот России во второй половине XIX

века

20

9

11

78

Герои Севастополя

1

1

79

Военная реформа 1874

года

1

1

80

Стратегия и тактика

флота 19 века

1

1

81

Флотоводец П.С.

Нахимов

1

1

82

Парусное вооружение

корабля

1

1

83

ИЗО: рисунки с изображением

парусного судна

1

1

84

Энергия ветра

парусного судна

1

1

85-86

Изготовление макетов

парусного судна

2

2

87

Русское стрелковое

оружие 18 – 19 веков

1

1

88

ИЗО: рисунки с изображением русского стрелкового оружия 18

– 19 веков

1

1

89

Полководцы русско-

турецкой войны 1877-

78 гг.

1

1

90

Подготовка исторической

викторины

1

1

91-92

Викторина «Русское

военное искусство»

2

2

93-94

Защита творческих

работ

2

2

95-97

Образовательная экскурсия в Музей

Победы

3

3

Раздел 7. Подведение итогов.

11

11

98-99

Экскурсия в Музей Победы

2

2

100-105

Подготовка к НПК

«Ратные страницы истории России»

6

6

106-108

НПК «Ратные страницы истории России»

3

3

Итого: 108 часов – 36 недель

  1. Календарный учебный график

Количество часов по месяцам

всего

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

12

12

12

12

12

12

12

12

12

108

  1. Оценочные материалы

В целях контроля и оценки результатов проводятся:

  • текущий контроль по основным разделам программы: викторины, эссе;
  • промежуточная аттестация - творческие работы (рефераты, электронные презентации, исторические портреты), участие в конкурсах.

Итоги деятельности клуба обсуждаются с обучающимися, с родителями.

В течение года проходит текущий контроль по основным разделам программы. Проверка усвоения программы осуществляется проведением промежуточной аттестации: в представлении творческой работы на НПК «Ратные страницы истории России». Промежуточная аттестация обучающихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений.

Уровень теоретической подготовки:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.

Уровень практической подготовки:

  • соответствие уровня развития практических умений по программным требованиям;
  • качество выполнения практического задания;
  • аккуратность и ответственность при работе.

Критерии оценки уровня обучающегося:

  • повышение мотивации обучающихся на учебную деятельность;
  • высокая оценка по предмету «история»;
  • овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;
  • умение не только констатировать те или иные исторические факты, но и объяснять их;
  • повышение исторической грамотности в знании военной истории.

Результаты промежуточной аттестации фиксируются в «Протоколе результатов промежуточной аттестации обучающихся», который является одним из отчётных

документов и хранится у администрации МБОУ «СОШ №40».

Протокол результатов промежуточной аттестации обучающихся

        учебного года

Наименование ДОП         

Фамилия, имя, отчество педагога         

№ группы / год обучения         дата проведения          Форма проведения                           Форма оценки результатов                          Члены аттестационной комиссии                          

Результаты промежуточной аттестации

Фамилия, имя обучающегося

Год обучения

Итоговая оценка

1

2

Подпись педагога         

Члены комиссии         

  1. Методические материалы

Для реализации программы используются методы обучения и воспитания:

  1. словесные: рассказ, беседа, объяснение;
  2. наглядные: показ презентаций, схем, таблиц;
  3. практические упражнения;
  4. аналитические: наблюдение, сравнение, самоконтроль, опрос;
  5. стимулирующие: поощрение, награждение, участие в конкурсе;
  6. проблемно-творческий.

По данному курсу используются такие формы как:

  1. дискуссии и диалоги;
  2. творческие задания;
  3. семинары, практикумы, конкурсы, конференции. Наглядный материал: презентации, таблицы. Раздаточный материал: карточки, тесты.

Диагностический материал: карточки с заданиями, тесты, анкеты.

  1. Условия реализации программы

Программа реализуется на базе ОО         

Оборудование

наименование

Количество, шт.

1

Стол

8

2

Стул

15

3

Доска

1

4

Учебное оборудование:

  • ноутбук;
  • проектор;
  • экран.

1

1

1

Список литературы

  1. Борисов Н.С. Русские полководцы 13 - 16 веков. М., 1993
  2. Военная энциклопедия. http://www.claw.ru/book/encilopedia.html
  3. Вооружение Руси в 11 – 13 вв. Вопросы истории 1997, №1
  4. История военного искусства. А.А. Строков. М.,1994.
  5. Школьная энциклопедия «Руссика». М., 2003
  6. Энциклопедия для детей. Аванта+. М., 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

К.Д. Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество».

Задачи урока: - актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России;- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами о Родине;- формировать умение анализи...

Областной конкурс «Герои Отечества - наши земляки», посвященный Дню Героев Отечества

Сочинение на областной конкурс "Герои Отечества - наши земляки"...

Беседа по теме: «День героев Отечества» в системе дополнительного образования.

День Героев Отечества в России – это памятная дата, которая отмечается в нашей стране ежегодно 9 декабря. Героями становились, как прославленные полководцы, князья, так и простые люди. Много гер...

Методическая разработка мероприятия, посвященного Дню Отечества. Встреча с военнослужащими "Сыны Отечества"

23 февраля – это День защитника Отечества. Это  особый день, когда почитается воинская слава, отдается честь и память мужчинам и женщинам, которые участвовали  в защите Родины. Это пра...

9 декабря – День героев Отечества. Герои Отечества - связь времён

Герои Специальной военной операции по защите Донбасса и Луганска, повторишие подвиги героев Великой Отечественной войны...