Программа работы академической площадки АСОУ по теме "Личностные результаты обучающихся (нравственные ценности и нравственные идеалы)"
учебно-методический материал

Киселева Ольга Александровна

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ap_pavlovskiy_posad_1.docx45.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №2 имени

В.В. Тихонова» городского округа Павловский Посад Московской области

Программа работы академической площадки АСОУ

 по теме «Личностные результаты обучающихся

(нравственные ценности и нравственные идеалы)»

Краткая аннотация.

1. Актуальность программыПроблема диагностики личностных результатов обучающихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с принятием ряда документов, закрепляющих главную миссию школы – воспитывать нравственного человека, гражданина и патриота. Сегодня эта миссия закрепляется в ряде государственных документов. Так, В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание трактуется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве приоритетной задачи Российской Федерации в сфере воспитания детей объявляется развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Данное определение позволяет считать, что в качестве показателей сформированности личностных результатов можно считать нравственные ценности и нравственные идеалы, поскольку они определяют поведение человека.

Новизной исследования в процессе реализации программы является следующее: успешность личностных результатов образования ученика обусловлена  успешностью опережающих системных изменений в образовательной организации в связи с реализацией Стратегии развития воспитания, Федеральных государственных образовательных стандартов. Новизна заключается  в выявлении и научном обосновании принциповпроектирования и мониторинга личностных результатов обучающихся в условиях инновационного развития системы воспитания; в разработке и  обосновании «типовой модели развития воспитания», отвечающей вызовам времени.

2.Цели работы:

1. Обновление  процесса духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников, связанного с новыми социальными условиями в стране.

2. Создание в лицее особой воспитательно-образовательной среды, в которой формируются истинные граждане и патриоты России.

3.Задачи работы:

1) развитие образовательной среды школы, направленной на формирование нравственных идеалов обучающихся как интегрированных показателей сформированности личностных результатов;

2) овладение технологиями формирования нравственных идеалов обучающихся;

3) овладение методами диагностики нравственных идеалов и способами интерпретации результатов;

4) создание условий для личностного и профессионального самоопределения школьников;

5) обобщение и распространение опыта экспериментальной деятельности;

6) развитие образовательной среды школы, направленной на формирование нравственных идеалов обучающихся как интегрированных показателей сформированности личностных результатов;

7) повышение научно-методического уровня членов педагогического коллектива в вопросах духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

4. Содержание работы:

1) разработка, апробация и внедрение:

новых элементов содержания образования и системы воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания;

методик подготовки, профессиональной переподготовки и  повышения квалификации педагогических кадров на основе применения современных образовательных технологий;

новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий;

новых институтов общественного участия в образовании и воспитании;

2) инновационная деятельность в сфере образования и воспитания, направленная на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, кадровогообеспечения системы образования и воспитания.

5.Ожидаемые результаты работы:разработка и апробация модели системы духовно-нравственного и гражданско-патриотическоговоспитания в условиях образовательной  организации;инновационных педагогических проектов, программы мониторинга личностных результатов обучающихся.

6.Имеющиеся наработки (опыт, методики, программы, публикации по теме АП и пр.)

№п/п

Наименование программы

Год реализации программы

Виды работ, выполненные в рамках реализациипрограммы

1

1.

Программа  опытно-экспериментальной  деятельности по теме «Воспитательная среда общеобразовательного учреждения как фактор ценностного самоопределения школьников» (Федеральная экспериментальная площадка  Федерального государственного Института семьи и воспитания Российской академии образования  (ФГУИСВ РАО)

2012-2014 гг.

Инновационные педагогические проекты:

  1.  «Нравственно-эстетическое воспитание школьников на уроках и во  внеурочной деятельности».
  2. «Современные подходы к воспитанию личности обучающихся».
  3. «Гражданско-нравственное воспитание школьников на уроках и во  внеурочной деятельности».
  4. «Организация самоуправления старшеклассников».
  5. «Нравственно-экологическое воспитание старшеклассников на уроках и во внеурочной деятельности.  
  6.  «Духовно-нравственное и нравственно-эстетическое воспитание школьников на уроках и во   внеурочной  деятельности».
  7. «Воспитание экологического сознания  подростов на уроках и во внеурочной деятельности. («Мы  в ответе за тех, кого приручили».Формирование толерантности.)
  8. «Развитие чувства патриотизма младших школьников во внеклассной деятельности. Моё отечество. Малая родина. Моя семья… Я -  гражданин России».
  9. «Активизация учебной деятельности обучающихся на уроках физики посредством акцента на развитие навыков сравнения, анализа физических явлений, их обобщения и умения делать выводы». «Формирование  навыка  научного мышления на уроках физики».
  10. «Формирование культуры взаимоотношений подростков».  
  11. «Духовно-нравственное воспитание обучающихся  в процессе преподавания отечественной словесности, основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья».
  12. Создание условий для свободного развития личности школьника».
  13. «Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Воспитание чувства милосердия, доброты, терпимости на примере отношения к животным».
  14. «Нравственно-эстетическое воспитание в процессе формирования приоритетных ценностных ориентаций».
  15. «Интеграция проектной деятельности во внеурочную и урочную художественно – эстетическую деятельность обучающихся».
  16. «Личностно ориентированное обучение и воспитание на уроках английского языка. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников и подростков на уроках и во  внеурочной деятельности».
  17. «Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».
  18. «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».
  19. «Психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной деятельности в лицее».

Виды работ, выполненные в рамках разработанных проектов:

1.Мониторинг  важных учебных  качеств и гармоничности эмоциональной  сферы обучающихся.

2.Исследование  групповой  самооценки по  нравственным качествам  в отношении к окружающим.

3.Мониторинг  роста социальной зрелости.

Анализ динамики  развития навыков сравнения, анализа языковых  явлений,  их  обобщения и  умения делать выводы.

4.Школьный тест умственного развития, субтесты «аналогии, обобщения, понятия, числовые ряды».

5.Диагностика направленности интересов.

6.Проведение социометрии с целью выявления межличностных отношений в экспериментальных классах.

7.Мониторинг динамики развития приоритетных ценностных ориентаций обучающихся.

8.Мониторинг исследования  структуры темперамента (по личностному опроснику

Г. Айзенка).

9.Тестирование по методике «Социализация» (мониторинг степени социализированности,  уровня нравственно-этической культуры и умственного развития).

2

2.

Программа  опытно-экспериментальной  деятельности по теме «Научно-методическое проектирование и мониторинг личностных результатов образования обучающихся в условиях обновления стратегии развития воспитания и профессиональных стандартов педагога» (Экспериментальная  площадка Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУДПО АПК и ППРО)  

Публичное представление педагогического опыта на сайте  

МОУ «Лицей №2»

2017 -2019 гг.

Инновационные образовательные проекты:

  1. «Совершенствование профессиональной компетенции педагога как исследователя личностных результатов образования: управленческий аспект».
  2. «Формирование научного мировоззрения (мировоззренческой компетентности, методологической компетентности) старшеклассников на уроках математики».
  1. "Формирование социальной компетентности (социальной активности, социальной инициативы) в процессе организации ученического самоуправления". 
  2. «Формирование гражданской идентичности старшеклассников в условиях социально направленной научно-исследовательской и проектной деятельности».
  3. «Нравственно-эстетическое воспитание».
  4. «Формирование нравственных чувств и нравственного поведения  в процессе  организации научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся».
  5. «Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе исследовательской деятельности».
  6. «Формирование гражданской идентичности обучающихся в процессе исследовательской деятельности».
  7. «Развитие коммуникативной компетентности школьников в условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания»
  8. «Формирование гражданской позиции обучающихся в процессе организации научно- исследовательской  и проектной деятельности».
  9. "Воспитание гражданской идентичности и патриотизма обучающихся в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности".
  10. «Формирование нравственных, эстетических ценностей и творческих способностей обучающихся на уроках технологии в условиях исследовательской и проектной деятельности".

https://pplic2.edumsko.ru/activity/experiment

33.

Инновационный  проект «Организация квест-пространства для активизации и совершенствования научно-практической деятельности обучающихся»  (Региональная инновационная площадка Московской области)

2018-2021 гг.

Разработка квест-технологий.

Содержание, сроки и этапы деятельности АП

№п/п

Перечень мероприятий

Содержание мероприятия, методы деятельности

Необходимые условия для реализации программных мероприятий

Прогнозируемые результаты реализации мероприятия

2021 г. (подготовительный этап)

1

1.

Педагогический совет «Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 и от 21 июля 2020 г. № 474 и Стратегия развития воспитания -  инструменты успешной реализации государственной политики в сфере образования»

Изучение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018г. № 204            и от 21 июля 2020г. № 474 и Стратегии развития воспитания;

выступления педагогов

Организация деятельности исследовательской  лаборатории педагогов лицея;

проведение

установочных семинаров, деловых игр

Материалы педагогического совета;

публикация выступлений на сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность»

22.

Обучение на курсах повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации:

«Управление

качеством воспитательной работы: диагностика личностных результатов обучающихся»;

«Профориентация обучающихся в образовательной

среде школы»

Лекции, семинары, самостоятельные и контрольные, работы, тестирование по темам дополнительных профессиональных программ повышения квалификации

Лекции, семинары, самостоятельные и контрольные, работы, тестирование по темам дополнительных профессиональных программ повышения квалификации

Удостоверения о повышении квалификации по темам

 по темам дополнительных профессиональных программ повышения квалификации

3

3.

Круглый стол с участием

научного руководителя академической площадки АСОУ и педагогов-инноваторов МОУ «Лицей №2» по теме «Инновационная деятельность лицея как одно из важных условий повышения уровня духовно-нравственной культуры и гражданско-патриотического самосознания обучающихся».

Коллективное формирование тезауруса, библиографии;

изучение инструкций, функционала;

определение индивидуальных тем инновационных педагогических проектов  педагогов-инноваторов;

утверждение планов индивидуальной работы педагогов; разработка положения об  исследовательской лаборатории педагогов-инноваторов»; коллективное обсуждение  презентационных материалов.

Организация деятельности исследовательской  лаборатории педагогов-инноваторов  лицея;

проведение

установочных семинаров, деловых игр

Материалы  круглого стола;

публикация методических материалов,  индивидуальных тем исследований  педагогов-инноваторов на сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность»

2022 г. (формирующий этап)

14.

Заседание Координационного совета лицея по инновационной деятельности

Организация  инновационной деятельности в соответствии с программой и планом.

Создание комплекса управленческих условий для реализации программы

Материалы заседания Координационного совета лицея по инновационной деятельности; публикация материалов на сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность»

Публикации

25.

Заседание творческого объединения педагогов-инноваторов

Отслеживание хода инновационной  деятельности участников. Фиксация промежуточных результатов.

Научно-методическое  и психолого-педагогическое сопровождение  инновационной деятельности

Материалы заседания творческого объединения педагогов-инноваторов; публикация материалов на сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность»

36.

Заседание Координационного совета лицея по инновационной деятельности.

Сопоставление исходных данных с полученным результатом, обобщения и выводы, описание модели новой системы, процесса; мониторинг результатов реализации инновационных педагогических проектов по воспитанию, оценка результатов;  внесение изменений в ход и содержание инновационной деятельности, снятие негативных последствий

Реализация комплекса управленческих условий для  осуществления инновационной деятельности

Материалы заседания Координационного совета лицея по инновационной деятельности; публикация материалов на сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность»

2023г. (внедренческий этап)

17.

Заседание творческого объединения педагогов-инноваторов

Подготовка материалов для тиражирования (печатных и видео):методических рекомендаций;описания мероприятий;

описания опыта работы педагогов-инноваторов;публикаций, статей

Организация деятельности исследовательской  лаборатории педагогов-инноваторов  лицея.

Участие в конференциях по диссеминации опыта работы по формированию и диагностике личностных

результатов обучающихся

Материалы заседания  творческого объединения педагогов-инноваторов; публикация материалов на сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность»

28.

Заседание Координационного совета лицея по инновационной деятельности.

Оформление научно- методической продукции для применения в широкой педагогической практике;

выпуск тематического номера лицейского  журнала  «Методист».

Реализация комплекса управленческих условий для  обобщения результатов инновационной деятельности

Защита инновационных педагогических проектов на заседании Координационного совета лицея по инновационной деятельности; размещение видеоматериалов на сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность»

39.

Круглый стол с участием научного руководителя академической площадки АСОУ и педагогов-инноваторов  МОУ «Лицей №2» по теме «Результаты инновационной деятельности лицей в рамках академической площадки АСОУ по теме «Личностные результаты обучающихся (нравственные ценности и нравственные идеалы)»

Внедрение результатов инновационной работы, распространение положительного опыта на другие субъекты (образовательные организации городского округа Павловский Посад)

Реализация комплекса управленческих условий для  внедрения результатов инновационной деятельности

Представление  инновационных педагогических проектов на круглом столе; размещение видеоматериалов на сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность»

  1. Возможность диссеминации (конкретные направления, мероприятия и пр.).

Планируемая апробация и внедрение результатов программы, полученных после её реализации

№ п/п

Перечень организаций, участие которых планируется в качестве площадки для апробации и (или) внедрения результатов  проекта (программы)

Место нахождения организации

Согласие организации
на проведение апробации и внедрения результатов программы на её территории
[1]

11.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18
имени Н.В. Менчинского

городского округа Павловский Посад Московской области

142500, Московская область, Павловский Посад, улица  Мира, д.1

Информационное письмо-согласие № 36 от 17.03.2021 МОУ

СОШ №18 имени

Н.В. Менчинского  городского округа Павловский Посад Московской области на проведение  апробации и внедрение результатов  программы на его территории

№п/п

Перечень мероприятий

Содержание мероприятия, методы деятельности

Необходимые условия для реализации программных мероприятий

Прогнозируемые результаты реализации мероприятия

1

Круглый стол с участием представителей МОУ СОШ №18 – площадки для  апробации  и внедрения результатов программы

Подготовительная работа по подготовке площадки для диссеминации опыта работы;

изучение положения о Федеральной инновационной площадке

Организация деятельности исследовательской  лаборатории МОУ СОШ №18;проведение

установочных семинаров, деловых игр

Материалы круглого стола;

публикация методических материалов на сайте МОУ СОШ №18  в разделе «Инновационная деятельность»

2

Круглый стол с участием представителей МОУ СОШ №18 – площадки для  апробации  и внедрения результатов программы

Внедрение результатов инновационной работы, распространение положительного опыта.

Представление модели  системы духовно-нравственного и гражданско-патриотическоговоспитания в условиях общеобразовательной организации.

Реализация комплекса управленческих условий для  внедрения результатов инновационной деятельности

Представление  инновационных педагогических проектов на круглом столе; размещение видеоматериалов на сайте МОУ СОШ №18  в разделе «Инновационная деятельность»

Диссеминация (конкретные направления, мероприятия и пр.).

Руководитель организации-заявителя

и.о. директора МОУ «Лицей №2»

О.А.Боброва

__________________

«____»_______2021 г.

Руководитель

структурного подразделения АСОУ

Кирсанова В.Г. ________________

«____»______2021 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"

Эссе на тему " Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"...

Исследовательская работа на тему: "Может ли прп.Сергий Радонежский стать нравственным идеалом младшего школьника."

Данная работа запланирована на 3 года обучения. Представляю пока только первую часть, так как только начала работать над данной темой....

Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Нравственные ценности, идеалы, принципы".

Данный  урок построент с учетом новых требований ФОП начального образования и с использованием интерактивных приемов....