Удивительная соль.
опыты и эксперименты

Дорджи-Горяева Наталья Романовна

Опыты с солью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эта удивительная соль»

        

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи исследования.

Образовательные: - выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? - узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? - исследовать свойства соли опытным путём. - стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей, продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования.

Развивающие: - развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к изучению неживой природы; - развивать творческие способности, воображение, любознательность.

Воспитательные: - воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; - воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.

Методы и приемы:

- практические: опыты с солью; изобразительная деятельность; физкультминутка

- наглядные: презентации, наблюдение;

- словесные: беседа, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы.

Словарная работа: Обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая», «лаборатория», «эксперимент».

Предварительная работа: Беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли, проведение экспериментов «что мы знаем о соли», опытов по выращиванию кристаллов, изготовление цветной соли для творческих работ; работа с солёным тестом, дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Солёный - несолёный»

Интегрируемые образовательные области:

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: слайдовая презентация на тему: «Добыча соли и её применение», мультимедийное оборудование, музыкальный центр, опытно-экспериментальная мини - лаборатория «Очень – умелые ручки!» микроскоп, песочные часы, баночки с солью «выращивание кристаллов», соль: поваренная, морская. баночки с солью, ложки, яйцо, прозрачные емкости, шишки, сосновая веточка, воронка, цветной мел, красивые стеклянные баночки для декорирования, солёное тесто, формочки и настольная поделка из бросового материала «Как добывают соль».

Ход занятия:

Воспитатель:

- В круг широкий вижу я - встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.

- Посмотрите, что это? (ответы детей)

 - Ребята, мы с вами попали в научную лабораторию «Хочу всё знать!», в которой проводят разные опыты и эксперименты.

- А кто работает в лабораториях? Ответы детей (ученые).

Воспитатель: - А что делают ученые? (опыты)

- Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят опыты.

     - А вот с чем мы будем работать, вы узнаете, если отгадаете загадку.    (Загадывает загадку.)

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

     Ответы детей. СОЛЬ

Воспитатель: - Правильно это соль. Вот какие вы умные.

- А вы знаете какая бывает соль? Ответы (морская, крупная, мелкая).

- Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с солью.

- Ученые работают в специальной одежде – в халатах, фартуках.

Я вам предлагаю надеть фартуки.

А теперь я напомню правила безопасности.

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

Не трогать руками глаза.

Соблюдать тишину.

Не толкать соседа во время работы.

Сначала посмотри, а потом повтори.

Выполнил и положи на место.

Опыт №1

- Посмотрите, что перед вами? (соль). Правильно, перед вами пищевая соль, а бывает еще морская соль, но с ней мы познакомимся поближе в следующий раз. Я вам предлагаю взять лупу и рассмотреть соль поближе, сначала одну, потом другую. Чем они отличаются и чем похожи? Ответы детей. (Одинаково белая, у одной частички мелкие, а у другой – крупные). (Дети смотрят через лупу.)

- Рассмотрели? Попробуйте описать ее.

- Какого цвета соль? Ответы детей (Белого)

- На что похожи ее частички? Ответы детей (На кристаллики или крупинки)

- Наклонитесь над тарелочкой и понюхайте, имеет ли запах соль? Ответы детей (Нет)

- Наверняка вы дома пробовали соль на вкус, какая она? Ответы детей (Она солёная)

- Правильно, соленая.

- Наберите в ложечку немного соли и попробуйте высыпать ее обратно в стаканчик!

- Что с ней происходит? (Она сыпется)

- Сыпучая или не сыпучая? Ответы детей (Сыпучая)

- Давайте сделаем вывод, соль, она какая

(Белая, не имеет запаха, солёная, сыпучая)

Опыт №2

Воспитатель: - Ребята, перед вами стоят стаканчики с водой, потрогайте стаканчики и скажите, что вы чувствуете? Ответы детей (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая).

- Теперь в стакан под номером 1 положите три ложки соли и размешайте, теперь тоже самое со стаканчиком под номером 2. Что получилось?  Соль растворилась или нет? Ответы детей (Соль растворилась).

Воспитатель: - Да, ребята, соль растворилась в воде.

- А кто заметил, в какой воде, соль растворилась быстрее, в тёплой или в холодной? Ответы детей. (В тёплой воде соль растворилась быстрее).

Сделаем вывод: (Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее).

- Для следующего опыта я попрошу вас вылить теплую воду из стакана.

(Ставлю яйца на стол)

 

Опыт № 3. «Плавающее яйцо»

- А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Хотите это проверить? (Да). 

- Поможет нам в этом обычное куриное яйцо.

- Возьмите яйцо и опустите его в стакан с обычной водой, не солёной. Что произошло с яйцом? (утонуло).

- А теперь в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).

Сделаем вывод: (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт №4 «Рисуем на соли»

- Я знаю, что вы у меня любите рисовать. Я загадаю вам загадку, а отгадку вы должны будете нарисовать на соли.

Загадка:

  1. Красный нос, в руках метёлка.

          Проживает рядом с ёлкой.

          К холодам давно привык

          Наш весёлый… (Снеговик)

- Правильно, рисуем снеговика.

  1. К нам домой под Новый год

Кто-то из лесу придет,

Вся пушистая, в иголках,

А зовут ту гостью … (Ёлка)

- Конечно ёлка. Нарисуем ёлку.

- Ребята, какой можно сделать вывод? (На соли можно еще и рисовать)

Итог занятия:

- Ребята, а где мы с вами были сегодня? Ответы детей. (В лаборатории, превращались волшебников).- Кем вы были?

- А что делали? Ответы детей. (Проводили опыты, играли)

- Ребята, какое задание было самым трудным? Что вы не знали, а сейчас узнали? Ответы детей.

- Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опыта и творчества.

- Я хочу вас наградить медальонами «Учёных»!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме: «Привычная и удивительная соль»

Как-то раз на занятии по внеурочной деятельности учитель рассказала легенду о принцессе из французской народной сказки, которая сказала своему отцу: «я люблю тебя, как соль». Король разгневался на так...

Исследовательский проект "Удивительная сила соли".

Исследовательский проект выполнен учащейся 2 класса и может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности по окружающему миру. Содержит интересные сведения о свойствах соли....

Исследовательская работа "Эта удивительная соль"

quot;Эта удивительная соль" - исследовательская работа....

Проект "Эта удивительная соль"

Оказывается соль – это необходимый строительный материал длякаждой клетки человека, поэтому ни один организм не может обходитьсясовсем без соли....

Удивительная соль

Исследовательская деятельность...

конспект урока-исследования "Удивительная соль"

Конспект крока- исследования про соль и её свойства,в ходе которого учащиеся познакомятся  с новой наукой -бионикой.Проведут интересные опыты и самостоятельно сделают выводы о свойствах соли...

презентация по окружающему миру "Удивительная соль"

Урок-исследование "Удивительная соль" в ходе которого учащиеся узнали о свойствах соли, "вырастили кристалл", провели много опытов....