ПРОЕКТ «Я б в рабочие пошел…»
рабочая программа (3 класс)

Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого человека,  поскольку активная профессиональная деятельность занимает примерно половину жизни и влияет на личностные качества человека и отношения с окружающими людьми и  миром. Старший школьный возраст – время формирования жизненных планов и перспектив, представлений о будущей профессии и карьере. Важнейшую роль в этом играет семья, именно в ней происходит становление человека как личности и профессионала. С сожалением приходится констатировать, что в современной России произошло ослабление  роли и значимости трудового воспитания подрастающего поколения.  Некоторые факторы (периодические печатные издания, телевидение, семья) часто способствуют потребительскому отношению к жизни, стремлению к удовольствиям, а не к  становлению человеческого достоинства в труде на благо семьи, родного города (села), области.                                                                            

В г. Ноябрьск в настоящее время есть проблема занятости населения. В нашем регионе существует потребность в специалистах рабочих профессий, в то время как  выпускники школ стремятся стать экономистами, бухгалтерами, юристами, менеджерами. В связи с экономическим кризисом наиболее актуальна проблема роста безработицы, особенно среди молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_b_v_rabochie_poshel.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Я б в рабочие пошел…»

Разработка модели профориентационной работы                                 подрастающего  поколения в условиях  современной школы

                                                                                          Автор:  Ситдикова Гульшат Ришатовна,

                                                                                                           учитель начальных классов

Рассмотрено и принято на заседании

педагогического совета

Протокол № ________

от «____»________________20____г.

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

В.Маяковский

Профориентационный проект

Тема проекта: «Я б в рабочие пошел…»

Проблема, которая натолкнула на реализацию данного проекта:

- острая нехватка рабочих кадров на предприятиях г. Сургут Тюменской области

- кризис, угрожающий промышленным предприятиям города;                                                                    

- непрестижность рабочих профессий.

Участники проекта:  

-  учащиеся 1-4 классов;

-  педагоги школы;

-  родители.

Партнеры проекта:  образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, промышленные предприятия г. Сургут Тюменской области

Срок выполнения проекта: проект рассчитан на 1 год  

Этапы проекта:

I этап – 31 мая 2022 года – запуск проекта (стартовое мероприятие) 

II этап  – сентябрь 2022 года – март  2023 года – школьный этап 

III  этап –  25 мая 2023 года участие в школьных краеведческих чтениях                                                                                      

                    (в соответствующих номинациях)

Главные  цели проекта:                                                                                                                                                             -  формирование  положительного отношения к труду;                                                                                   -  популяризация рабочих профессий;                                                                                                                 -  анализ регионального компонента трудовых вакансий;                                                                                 -  социально-трудовая адаптация школьников.

 

Задачи проекта.

- Анализ сложившейся ситуации  в области занятости населения в г. Ноябрьск

- Разработка цикла мероприятий для школьников 1- 4 классов «Мир профессий», а также - цикла бесед (лекций)  для старшеклассников и родителей по проблемам выбора профессии детьми;

- Организация мероприятий  со специалистами по профориентации;

-  Создание картотеки востребованных профессий;  

-  Расширение знаний обучающихся о рабочих профессиях;                                                                          -  Воспитание личности, умеющей ставить перед собой достижимые цели;                                                   -  Развитие  умения выбирать оптимальный путь самореализации

Обоснование проекта.

Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого человека,  поскольку активная профессиональная деятельность занимает примерно половину жизни и влияет на личностные качества человека и отношения с окружающими людьми и  миром. Старший школьный возраст – время формирования жизненных планов и перспектив, представлений о будущей профессии и карьере. Важнейшую роль в этом играет семья, именно в ней происходит становление человека как личности и профессионала. С сожалением приходится констатировать, что в современной России произошло ослабление  роли и значимости трудового воспитания подрастающего поколения.  Некоторые факторы (периодические печатные издания, телевидение, семья) часто способствуют потребительскому отношению к жизни, стремлению к удовольствиям, а не к  становлению человеческого достоинства в труде на благо семьи, родного города (села), области.                                                                            

В г. Ноябрьск в настоящее время есть проблема занятости населения. В нашем регионе существует потребность в специалистах рабочих профессий, в то время как  выпускники школ стремятся стать экономистами, бухгалтерами, юристами, менеджерами. В связи с экономическим кризисом наиболее актуальна проблема роста безработицы, особенно среди молодежи.

Методы реализации проекта

- Исследовательская работа по изучению трудовой династии семьи, профессий родителей, близких;

- Исследовательские работы по изучению деятельности предприятий и организаций г. Ноябрьск;

- Экскурсии в организации и предприятия г. Ноябрьск;

- Экскурсии в учреждения начального и среднего профессионального образования;

- Анкетирование, опрос, беседы, наблюдение;

- Встречи с трудовыми династиями, с представителями различных профессий;

- Защита исследовательских работ, презентаций;

- Конкурсы рисунков, сочинений разного жанра и т.д.

Ожидаемый результат

Настоящий проект  сможет следующее:

-   Помочь детям ориентироваться в мире профессий, осознать важность труда в жизни человека;

- Оказать методическую помощь и информационную поддержку специалистам, занимающимся подготовкой молодежи к будущей профессии;

 - Привлечь внимание родителей, общественности к проблеме необходимости целенаправленного трудового воспитания, подготовки молодежи к будущей профессии;

 - Укрепить сотрудничество между школой, учреждениями начального и среднего профессионального образования, предприятиями и организациями г. Ноябрьск с целью координации усилий по профориентационной работе с обучающейся молодежью.

Перспективы развития проекта.

В дальнейшем данный проект может получить статус городского и способствовать совместному сотрудничеству всех организаций и учреждений г. Ноябрьск  по проблемам профориентации молодежи.  

Факторы, влияющие на внедрение проекта.

На реализацию проекта могут повлиять следующие факторы:

Внутренние:

Позитивные: наличие определенного опыта работы с обучающимися  в данном направлении, заинтересованность коллектива педагогов в реализации проекта.

Негативные: недостаточность знаний  по проблеме профориентации детей и подростков при реализации проекта

Внешние:

Позитивные: актуальность проблемы выбора профессии в г. Ноябрьск, острая нехватка рабочих кадров, заинтересованность организаций и промышленных предприятий в  помощи по реализации данного проекта,

 имеется опыт взаимодействия с учреждениями начального и среднего профессионального образования, с предприятиями и организациями,  библиотекой, с центральной детской библиотекой г. Ноябрьск  по вопросам профориентации.

Негативные: отсутствие финансирования проекта  

Содержание проекта.

           Профориентационная работа в МБОУ «СОШ 12»  проводится  посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, путем расширения представления о мире профессий. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно- воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

           Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении должна включать в себя следующие компоненты:

  •  профессиональное просвещение;
  •  развитие профессиональных интересов и склонностей;
  •  профессиональная  консультация.

  Система внеклассных, общешкольных профориентационных мероприятий

1-2 классы

Профессии наших родителей.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Форма проведения мероприятий

Ответственные

Примечания

1.

Знакомство с профессиями родителей

Июнь-сентябрь

Беседа с родите-лями. Организация  встречи с родителями, имеющими рабочие профессии

Родители

Учитель

2.

Организация работы кружка «Умелые руки»

В течение учебного года

Внеурочные занятия

       Руководитель

3.

Классный час «Труд моих родителей вливается в труд моего города»

Октябрь

Выступления обучающихся о профессиях родителей

Учитель

4.

Конкурс рисунков «Мамы разные нужны!» (к Дню матери)

Ноябрь

Выставка рисунков с защитой, с подведением итогов

,

              Учитель

5

Выставка детских творческих работ «Мир моих увлечений»

Март

Защита творческих работ

Руководители, родители

6.

III Районные краеведческие чтения

Апрель

Защита исследовательских работ

Оргкомитет

7.

Подведение итогов реализации проекта

Май

Игра –путешествие по станциям

Зам.дир. по ВР, учителя нач кл., руководители объединений, родители

8.

 Школьные краеведческие Чтения

май

Защита исследовательских работ

        Руководители  

9

Запуск нового профориентацион-ного проекта

30 мая 2023 года  

Зам.дир. по ВР

3-4 классы

Мир профессий.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Форма проведения мероприятий

Ответственные

Примечания

1.

Знакомство с профессиями родителей

Июнь-сентябрь

Беседа с родителями Организация  встречи с родителями

Родители

Учитель

2.

Организация работы кружка «Умелые руки»

В течение учебного года

Внеурочные занятия

       Руководитель

3.

Организация экскурсии в организации и учреждения г. Сургута

В течение учебного года

Экскурсии с составлением каталога профессий, оформление альбомов

Учитель

3.

Классный час «Труд моих ро-дителей влива-ется в труд мо-его города»

Октябрь

Выступления обучающихся о профессиях родителей

Учитель

4.

Классный час «Мир профессий»

Ноябрь

Выставка рисунков о профессиях с защитой

,

              Учитель

5.

Школьные краеведческие Чтения

Январь

Защита исследователь-ских работ

        Руководители  

6

Выставка детских творческих работ «Мир моих увлечений»

Март

Защита творческих работ

Руководители, родители

7.

Краеведческие чтения

Май  

Защита исследователь-ских работ

Оргкомитет

8.

Подведение итогов реализации проекта

Май

Праздник «В городе мастеров»

Зам.дир. по ВР, учителя нач кл., руководители объединений, родители

9.

Запуск нового профориентационного проекта

30 мая 2026

Игра –путешествие по станциям

Зам.дир. по ВР

Общешкольные мероприятия

  • создание каталога профессий «Профессиональная карта города Ноябрьск»
  • выпуск тематических газет к профессиональным праздникам;
  • профориентационные игры «Мир профессий»;
  • классные часы (встречи с представителями рабочих профессий);
  • посещение городской ярмарки профессий,  учреждений начального и среднего профессионального образования;
  • публикация статей и информации о мире профессий на  школьном стенде; Сотрудничество с руководителями  технических кружков, секций,  объединений;
  • Игра-путешествие «Город мастеров»

 Исследовательская деятельность обучающихся 2-4 классов

Что?

            Кто?

Для кого?

Когда?

1.

Запуск проекта

Зам.директора по ВР

Кл. руководители

2 – 4 кл.

май

2.

Исследовательская работа обучающихся в дни летних каникул

Участники проекта – обучающиеся 2-11 классов

2 – 11 кл.

Родители

До 1 сентября

3.

Систематизация собранного материала

Участники проекта

Учащиеся руководители

До 15 октября

4.

Классный этап краеведческих чтений (презентация исследовательских работ в классах с приглашением родителей)

  Участники проекта

учащиеся, руководители

родители

Дни осенних каникул

5.

Школьный этап краеведческих чтений

Зам.директора             по ВР с привлечением общественности          

2 – 4 кл.

Дни зимних каникул

6.

Районный этап краеведческих чтений номинации:

-Трудовая династия моей семьи;

- Профессии моей семьи;

- Все работы хороши – выбирай на вкус

Оргкомитет

Победители школьного этапа Чтений

Апрель .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я бы в армию пошел..."

Сценарий конкурсной программы в начальной школе кО Дню защитника Отечества...

Ваш ребенок пошел в 1 класс

Ваш малыш пошел в первый класс, стал школьником.И вас терзают смутные сомнения: а вдруг не справится, а вдруг будет плохо учиться… Не волнуйтесь, конечно, справится. Вот только на первых порах без ваш...

Патриотическая игра "Я бы в армию пошел..."

Игру проводила на 23 февраля среди мальчиков всех 4 классов. Команда из 5 человек. Игра закрепляет знания по истории России, воспитывает патриотическое отношение с своей Родине....

«ВАШ РЕБЕНОК ПОШЕЛ В ШКОЛУ»

В этом году ребенок идет в школу. У ро­дителей и детей появились новые заботы: надо заранее купить портфель, учебники, тетради, пенал, ручки и каран­даши, школьный костюм. Эти заботы волну...

проект "Как я пошел в 1 класс"

Личный проект учащегося 1 класса....

Проект: «Я бы в армию пошел, пусть меня научат».

Приближается знаменательная дата - 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, праздник, который является символом национальной гордости, славы, доблести и беспримерного подвига нашего народа, отст...