Анализ работы учителя-дефектолога
материал

Александра Владимировна Коротеева

Анализ учителя –дефектолога по итогам коррекционно–развивающей работы. В течение  учебного года моя работа, как учителя – дефектолога подразумевала достижение следующей цели -   применение разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном   развитии, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ учителя –дефектолога

по итогам коррекционно–развивающей работы

В течение 2021 – 2022 учебного года моя работа, как учителя – дефектолога подразумевала достижение следующей цели -   применение разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном   развитии, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.

В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ЗПР  я определила следующие задачи:

  • Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем  создания: климата психологического комфорта и эмоционального благополучия; развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать      наиболее близкие его способностям и задаткам; ситуации достижения успеха в учебной деятельности.
  •  Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого: опора на личный опыт ученика; обеспечение близкой и понятной цели деятельности; индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях; использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей); организация взаимодействия со сверстниками.
  • Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности: стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации; использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.

Работа учителя-дефектолога велась по следующим направлениям:

1.        Диагностическое направление

На начало года проведены входящие диагностические контрольные работы по русскому языку и математике.

Целью дефектологического обследования являлась диагностика личностного и интеллектуального развития младшего школьника, определение уровня сформированности саморегуляции познавательной деятельности обучающегося.

Основная задача этого направления – это определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

Первичная диагностика обучающихся. Целью является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностическое исследование проводилась до 15  сентября.

Отслеживаются параметры:

  • общая осведомленность;
  • эмоциональное реагирование в ситуации обследования;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • способность к обучению и восприимчивость к помощи;
  • особенности организации деятельности, сформированности регуляторных функций;
  • Темп работы, работоспособность;
  • общий запас представлений/знаний;
  • зрительное восприятие;
  • ориентировка во времени;
  • ориентировка в пространстве;
  • особенности внимания, памяти;
  • сформированность учебных навыков;

По его результатам был оформлен протокол обследования.

Дефектологическое обследование обучающихся проводилось с использованием стандартизированных методик:

1. Развитие общей и мелкой моторики.

Графические действия (по Л.А. Венгеру).

2. Особенности сформированности регуляторных функций.

Тест Пьерона – Рузена – уровень концентрации внимания

Методика «Исправь ошибки» П.Я. Гальперина, С.Л. Кабылицкой – направлена н изучение уровня внимания и  самоконтроля школьников

Методика Л. Ф. Тихомировой – направлена на точность и скорость восприятия

Методика «Узнай кто это ?» -  направлена на способность школьника формировать образы и делать умозаключения, представляя их в словесной форме.

Методика «Запомни и повтори» - уровень развития памяти.

3.Общая осведомленность и социально – бытовая ориентация

Интервью с использованием опросника

Методика «Нелепицы» - оцениваются элементарные  образные представления школьника об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира.

Методика «Чего не хватает» -  уровень восприятия и осведомленности

Субтесты :«Простые аналогии», «Обобщения», « Классификация»

5.Уровень развития мыслительных операций

  Методика «Исключение лишнего» - исследование особенностей аналитической и  синтетической деятельности мозга.

Тест (словесно – логическое мышление)

6.Особенности конструктивной деятельности.

Методика «Особенности конструктивной деятельности». Методика разработана на основе методики Кооса, развивающих игр Никитина «Сложи узор » и Хлебниковой «Узоры» - методика позволяет выявить уровень развития конструктивного праксиса.

7. Общая характеристика речевого развития.

Методика Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой.  - составление рассказа по предложенным  картинкам.

Метод наблюдения ( сформированность речи на протяжении всей диагностики )

Метод  «Прочитай выразительно незнакомый текст»

При чтении текста с целью выяснения понимания смысла прочитанного  используются следующие приемы обследования:

пересказ прочитанного рассказа;

ответы на вопросы о прочитанном;

объяснение значения отдельных прочитанных слов и выражений;

Обследующий фиксирует приемы чтения, которыми ученик пользуется при чтении слов различной структуры в тексте, отмечает количество и качество ошибок. Также ведется наблюдение за темпом чтения, что является весьма важным компонентом техники чтения, показателем его автоматизма.

8. Сформированность учебных навыков.

Уровень сформированности учебных навыков  диагностируется по итогам промежуточной аттестации, где прослеживаются основные навыки и умения  сформированные на  данном году обучения.

В мае 2022 года проводилась итоговая диагностика детей 2/3 классов «З», были написаны краткие педагогические характеристики на каждого ребёнка на конец года по усвоению ЗУН.

Коррекционное направление

В течение 2021 – 2021 учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности обучающихся.

В результате проведенной диагностики в дефектологическую группу коррекционно-развивающих занятий были зачислены 6 человек

Класс

Вид

Кол-во обследуемых

Диагностика на развитие  предметных ЗУН

2 «з»

7.1

1

1

7.2

3

3

3.7/2

7.2

2

2

В 2021-2021 учебном году были разработаны и реализованы 3 коррекционно-развивающие программы.

1.Коррекционно-развивающая программа по курсу «Развитие навыков письма»

Цель программы: коррекция пробелов ЗУН и помощь учащимся с   ЗПР  в овладении программным материалом  по русскому  языку.  

2.Коррекционно-развивающая программа по курсу «Развитие математических представлений».

           Цель программы: коррекция пробелов ЗУН и помощь учащимся с   ЗПР  в овладении программным материалом  по математике.

3.   Коррекционно-развивающая программа по курсу «Ритмика»

          Цель программы: коррекция недостатков психического и физического развития   школьников с ЗПР средствами музыкально - ритмической деятельности.

       Цель программы обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Рабочие программы выполнены в полном объеме.

Аналитическое направление

        На протяжении всего учебного года проводился анализ коррекционной работы.

В сентябре 2021 учебного года проведена первичная диагностика. После проведенной диагностики были написаны дефектологические представления на каждого ребёнка, зачисленного в   группу.  В мае  2022 учебного года проведена итоговая диагностика. Были рассмотрены  контрольные работы.

       Вывод: По итогам иоговой диагностики, особое внимание в следующем учебном году следует уделить работе с текстовыми задачами, развитию орфографической зоркости, звуко-буквенной характеристике слов и работе с текстом. Проводилась корректировка календарно-тематического планирования.

Консультативно-просветительское направление

      В 2021-2022 учебном году были проведены консультации для   учителей, которые  непосредственно в тесном контакте работают с обучающимися 2/3 класса ЗПР. Это учитель физической культуры и учитель английского языка. Были проведены родительские консультации по ознакомлению с результатами  первичной и итоговой диагностики, с дефектологическими представлениями на начало года.

Организационно-методическое направление

В течение года оформлялась и велась необходимая документация:

-  годовой план работы учителя-дефектолога

-  циклограмма рабочего времени

-  дефектологические представления на начало года и характеристики

-  рабочие программы

-  журнал посещения коррекционно-развивающих занятий дефектолога

-  календарно-тематическое планирование коррекционной работы

Вывод:

Таким образом, годовой план организационно-методической, коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи на учебный год выполнены.

Проанализировав проводимую коррекционную работу в течение учебного года и проследив положительную динамику детей, можно говорить о том, что поставленные цели были достигнуты, а поставленные задачи на учебный год решены.

       Планирую продолжить работу по коррекция пробелов ЗУН и оказание помощи учащимся с   ЗПР  в овладении программным материалом  по русскому  языку, математике.

     

План работы учителя- дефектолога ___________________ учебный год

Цель работы:

- работа по коррекции пробелов ЗУН и оказание помощи учащимся с   ЗПР в овладении программным материалом по русскому языку, математике.

- коррекция и развитие познавательной сферы ребенка в динамике образовательного процесса.

Задачи коррекционно-педагогической работы:

 - Диагностика и анализ уровня развития овладения ЗУН по русскому, математике.

 - Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений в формировании ЗУН по русскому языку, математике.

 - Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий).

Мероприятия

Сроки

Диагностическая работа

Изучение медицинских и педагогических сведений о развитии вновь прибывших детей

  сентябрь

Знакомство с результатами диагностики специалистов сопровождения: психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда  

  сентябрь

Педагогическое наблюдение.

 Входящая диагностика

на протяжении года

сентябрь

Обследование детей с целью выявления динамики развития  ЗУН по предметам

декабрь

 Итоговая диагностика.

май

Коррекционно-развивающее направление:

Проведение фронтальных занятий по математике, русскому языку в виде групповых коррекционных занятий  согласно циклограмме рабочего времени.

на протяжении года

Аналитическая работа

Анализ диагностических работ .  

на протяжении года

Внесение корректировок в коррекционно-педагогическую деятельность .

на протяжении года

Итоговый анализ учителя - дефектолога за год

май

Консультативно-просветительское и профилактическое направление:

Проведение консультаций для родителей, учителей.  

на протяжении года

Участие в семинарах-практикумах для учителей сопровождения

 

на протяжении года

Организационно- методическая работа

Комплектование дефектологических групп для занятий

сентябрь

Разработка рабочей программы коррекционно-развивающих дефектологических занятий  

сентябрь

Изучение новинок специальной литературы

на протяжении года

Участие в школьном консилиуме. Подготовка документации к ЦПМПК.

на протяжении года

 Изготовление методических и дидактических пособий для детей с ЗПР

на протяжении года

Прохождение курсов повышения квалификации

на протяжении года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...

Аналитический отчёт по итогам коррекционно-развивающей работы за 2017 – 2018 учебный год в работе учителя-дефектолога

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области         Выступление н...

«Работа с родителями как составляющая работы учителя-дефектолога»

Публикация в сборнике материалов научно-практической конференции «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС»...

анализ работы учителя-дефектолога за 2022-2023 уч.год

Аналитический отчет учителя - дефектологапо итогамкоррекционно -  развивающей работы за 2022 - 2023 учебный год...

анализ работы учителя-дефектолога за 2023-2024 уч.год

анализ работы учителя-дефектолога за 2023-2024 уч.год...