Изобразительное искусство
методическая разработка (3 класс)

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_izobrazhenie_i_fantaziya.docx32.6 КБ
Файл maska.docx27.61 КБ
Файл rabochaya_programma_izo.docx78.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ «ИЗО».

2 Класс.

Программа: «ШКОЛА РОССИИ»

Тип урока

Изучение и первоначальное закрепление новых знаний.

Тема

Изображение и фантазия

Цель

Изобразить сказочное существо, используя фантазию и воображение.

Задачи

Образовательная:формировать представление о понятии «фантазия», формировать умение размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира, познакомить с изображением сказочных, мифических существ, формировать умение у обучающихся изображать сказочное существо путём соединения элементов разных животных, растений,

Развивающая: развиватьнавыки работы с гуашью, развивать воображение, память,умение делать сравнение, выводы.

Воспитывающая: продолжать воспитывать умение слушать друг друга, воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Универсальные учебные действия

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, развитие умения отгадывать ребус, формирование представления о сказочных существах, развитие умения составлять словесный план работы, ознакомление с детскими рисунками, в которых изображены сказочные существа.

Коммуникативные: умения слушать и понимать других, строить свои мысли в соответствии с поставленной задачей в устной форме и при работе с иллюстрациями.

Регулятивные: умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя, организовывать своё рабочее место, умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, умения адекватно оценивать свою деятельность (оценка), осуществлять самоконтроль и контроль.

Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, умения осуществлять актуализацию жизненного опыта, осуществление профилактики утомления. 

Оборудование

Для учителя: авторская презентация, ИКТ, Е.И. Коротеева 2 класс с.62-65.

Для учащихся: альбом, гуашь, стаканчик для воды, кисточки.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

(Слайд 2)

1) Эмоциональный настрой детей на урок.

(Слайд 2)

–Тихо встали прямо, подравнялись.

Настроенье у нас отличное,

А улыбка - дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Нам урок начинать пора!!!

- Садитесь.

2) Проверка наличия инструментов и материалов.

Посмотрели  на парту,         

На месте ли альбом, гуашь, стаканчик для воды, кисточки?

3) Контроль наличия инструментов и материалов.

4)Организация рабочего места.

Чем работаю правой рукой лежит справа, чем работаю левой – лежит слева.

Правила работы с гуашью

1) Гуашевые краски разводятся водой до состояния жидкой сметанообразной массы. Ввиду склонности гуашевых красок к расслоению их следует тщательно размешивать. Излишек воды делает красочный слой тонким, просвечивающим и краска теряет плотность, при этом краска высветляется, а после высыхания красочный слой обычно пачкается и растрескивается.

2)Работая гуашью, не следует размывать краску и растирать ее кистью в одном и том же месте.

3) Нужно помнить, что гуашь при нанесении ее на бумагу не должна собираться «островками», так как, высохнув, они образуют пятно, которое последующим нанесением краски перекрыть уже невозможно.

4) Чтобы закрасить поверхность ровным по цвету слоем, необходимо кисть предварительно смочить в воде и только после этого брать ею краску

5) Проверка организации рабочего места.

Встают, выполняют равнение.  

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку.

Коммуникативные УУД: умения слушать и понимать других, строить свои мысли в соответствии с поставленной задачей в устной форме.

Личностные УУД: формирование положительного отношения к процессу познания.

Регулятивные УУД: организация своего рабочего места.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний.

II. Актуализация знаний

– Отгадайте ребус и узнайте тему нашего урока. (Слайд 3)

- Какаябудет тема нашего урока?

– Тема урока (Слайд 4) «Изображение и фантазия».

- Как вы думаете, кого мы будем рисовать на уроке?

- Мы будем рисовать фантастических животных.

- Какую цель поставите себе на урок?

- Тема урока - «Изображение и фантазия».

- Будем рисовать фантастических животных.

- Цель урока: нарисовать фантастическое животное, узнать, как рисовать фантастическое животное и др.

Познавательные УУД: развитие умения отгадывать ребус.

Регулятивные УУД:

умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.

 Коммуникати-вныеУУД:  умения строить свои мысли в соответствии с поставленной задачей в устной форме.

III. Первичное усвоение новых знаний.

– Мы живем в реальном мире, нас окружают настоящие предметы и живые существа. Но человеку скучно было бы жить без тайн и секретов, и он их начинает выдумывать, а помогает ему в этом… фантазия.

- Как вы понимаете, что такое фантазия?

- Фантазия – это плод нашего воображения.

В основе всех фантастических животных лежат какие-то реальные животные.

(Слайд 5) Наши с вами прапрадедушки и прапрабабушки очень любили фантазировать. Давным-давно, когда еще не было телевизора, газет и интернета, все новости о других странах люди узнавали от заморских купцов, которые плавали за три моря и везли товары из восточных стран, а вместе с ними привозили и рассказы о диковинных зверях и птицах.

Одной из таких стран была страна чудес Индия, в ней и родились легенды о фантастических существах.

(Слайд 6)

Сказочная птица Сирин.

Птица Сирин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-счастья с головой девы. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц. Услышавший её пение от восторга можно забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Алконост.

Алконост – темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает. - Чем внешне отличаются эти две птицы?

(Слайд 7) Еще одно фантастическое существо- единорог.

Чем отличаются фантастические животные?

- Рассмотрите изображение. (Слайд 8)

- Части каких животных соединены на этомрисунке?

- Рассмотрите лягушку (Слайд 9).

- Какого она цвета?

- Какого цвета бывают лягушки?

- Верно, они бывают зелёные, коричневые, красные, жёлтые, чёрные, белые, оранжевые, синие, пятнистые. Это зависит от среды её обитания. Рассмотрите фотографии на слайде (Слайд 10).

- Обратите внимание, на то, как рисуется лягушка. На её цвет, лапки, голову, туловище, глаза, лапы.

- Рассмотрите кошку, которая как раз и была изображена на той картинке. (Слайд 11).(учитель также акцентирует внимание на её внешность)

Обратите внимание, на фон. Где изображено это фантастическое животное?

- Как вы думаете, почему она находится именно в этом месте?

- Внимательно посмотрите как изобразили следующее животное. Обратите внимание на её лапы.

- (Слайд 12). Обратите внимание на внешностьразных пород кошек.

Аналогичный разбор картинок

(Слайд 10) – сова и кролик

(Слайд 11) – суслик и верблюд

- Фантазия – это наше воображение.

Сирин – это птица с женской головой, а Алконост – это райская птица с головой и руками девы.

Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба.

Их тела состоят из нескольких частей тел реальных животных.

- Голова лягушки и туловище кошки.

- Она оранжевого цвета.

- Зелёные, коричневые и т.д

- Это животное находится рядом с водоёмом, стоит на листьях кувшинки.

- Она находится в этом месте, потому что там обитают лягушки.

Это лапы кошки

Познавательные УУД: формирование представления о сказочных существах.

Коммуникатив-ныеУУД:  умения слушать и понимать других, строить свои мысли в соответствии с поставленной задачей в устной форме и при работе с иллюстрациями.

Личностные УУД: умения осуществлять актуализацию жизненного опыта.

Физкультминутка

- Давайте немного разомнёмся(Слайд 13)

Один — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Семь — успокоились совсем.

Выполняют упражнения вместе с учителем в соответствии с текстом.

Личностные УУД: осуществление профилактики утомления.

IV. Первичная проверка понимания

Рассмотрим несколько детских рисунков

(Слайд 14-22)

Задание.Вам сегодня тоже нужно будет изобразить фантастическое животное.Рисовать его вы будете путём соединения элементов разных животных и даже растений, можно добавить части тела человека.

Не забудьте про фон.

Выполнять работу будете сначала карандашом, а затем гуашью.

Знакомство с критериями анализа работ

Давайте определим критерии оценивания работ.

  1. Композиционное решение.

(Изображение животного должно быть соразмерно листу бумаги (не большое и не маленькое). Обязательно продумайте фон своего рисунка, учитывая то, каких животных вы включите в этого фантастического существа. Что он будет делать? Лететь? Сидеть где-то? Бежать? И др)

  1. Цветовое решение.

(Если сказочное существо будет доброе, то надо использовать светлые тона, а если злое – тёмные цвета.)

  1. Оригинальность.

Дети составляют план вместе с учителем

Познавательные УУД: развитие умения составлять словесный план работы, ознакомление с детскими рисунками, в которых изображены сказочные существа.

Регулятивные УУД: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникатив-ныеУУД:  умение слушать и понимать других, строить свои мысли в соответствии с поставленной задачей в устной форме.

V. Этап закрепления знаний

Самостоятельная практическая работа обучающихся.

Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим заданием, и в конце урока у нас будет много красивых рисунков.

  • Наблюдение за работой обучающихся и при необходимости оказание помощи в выполнении задания (индивидуальное, фронтальное или групповое консультирование)

Познавательные УУД:  развитие умений рисовать сказочное существо, выполнять работу по плану.

Регулятивные УУД: умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, умение осуществлять самоконтроль.

VI. Итог

1) Уборка рабочего места

2) Обсуждаем, оцениваем работы детей по критериям (могут оценивать и дети, но под руководством учителя)

 Анализируем работы только нескольких детей, а работы остальных детейоцениваем индивидуально, или по рядам, или отдельно мальчики и отдельно девочки)

Выставление отметок всем обучающимся

Демонстрация работы ребёнка всему классу.

Убедиться в соответствии работ детей критериям

3) Вопросы по теме урока

– Какая тема урока была?

- Что мы сегодня сделали?

– Какие цели ставили перед собой?

- Добились ли мы этой цели?

- Что нового узнали?

- Понравилось ли вам то, что вы сделали?

Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД: умения слушать и понимать других, строить свои мысли в соответствии с поставленной задачей в устной форме.

Регулятивные УУД: умения адекватно оценивать свою деятельность (оценка), осуществлять самоконтроль и контроль.

VII. Рефлексия

– Оцените свою работу: (Слайд 23)

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно …
  • Мне захотелось…

Оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные УУД: умения адекватно оценивать свою деятельность (оценка), осуществлять самоконтроль.

VIII.  Домашнее задание

Придумай историю про свое фантастическое животное

Записывают домашнее задание



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ «ИЗО».

3 Класс.

Программа: «ШКОЛА РОССИИ»

Тип урока

Изучение и первоначальное закрепление новых знаний.

Тема

Маска

Цель

Формирование умения отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.

Задачи

  1. Образовательная: привлечение внимания детей к театральному искусству как лицедейству, формирование понимания роли художника в создании персонажа, формирование умения передавать выразительность маски, её характер.
  2. Развивающая: Развитие образного, ассоциативного мышления

Воспитывающая: Воспитание интереса к предмету

Универсальные учебные действия

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, осознанно и произвольно строить речевые высказывания при ответе на вопросы; анализировать. 

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других, строить свои мысли в соответствии с поставленной задачей в устной форме.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность; организация своего рабочего места; формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно оценивать свою деятельность (оценка); осуществлять самоконтроль и контроль.

Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, осуществление профилактики утомления.

Оборудование учителя

Авторская презентация, ИКТ, учебник Б.М. Неменского 3 класс с. 86-89, образцы поэтапного выполнения маски.

Оборудование обуающихся

Бумага А4, циркуль, ножницы, карандаш, украшения для маски (мех, верёвки, нитки, перья, ткань, бусенки и др.), гуашь, стаканчик для воды, кисточки, клей, резиночка (около 20 см.), по желанию цв. карандаши, цв ручки или фломастеры, цв. бумага.

ХОД УРОКА 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

1) Эмоциональный настрой детей на урок.

(Слайд 2)

–Тихо встали прямо, подравнялись.

Настроенье у нас отличное,

А улыбка - дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Нам урок начинать пора!!!

- Садитесь.

2) Проверка наличия инструментов и материалов.

Посмотрели  на парту,         

На месте ли бумага А4, циркуль, ножницы, карандаш, украшения для маски, гуашь, стаканчик для воды, кисточки, клей, резиночка?

3) Контроль наличия инструментов и материалов.

4) Организация рабочего места.

Чем работаю правой рукой лежит справа, чем работаю левой – лежит слева.

 5) Проверка организации рабочего места.

6) Техника безопасности с ножницами и циркулем.

 - Вспомним технику безопасности при использовании ножниц. (Как правильно пользоваться ножницами?) (Слайд 3)

- Вспомним технику безопасности при использовании циркуля. (Как правильно пользоваться циркулем?) (Слайд 4)

Встают, выполняют равнение.  

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку.

II. Актуализация знаний

 - Над каким разделом мы работали уже несколько занятий на уроках рисования?
- Что вы делали на прошлых уроках?

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство о театре.
- Послушайте стихотворение и определите тему урока.
Наденешь ее - и тебя не узнать,

Ты - рыцарь, бродяга, ковбой...

Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.

А снимешь - вновь станешь собой.

(Слайд 5)

- Так какая будет тема нашего сегодняшнего урока?

- Исходя из темы урока, определите цель: урока.

- «С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Поэтому маска пришла к нам из глубокой древности. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра. Украшали драгоценными камнями, выдалбливали из дерева, вырезали на них орнамент и узоры. (Слайд 7-12)
- Где появился первый театр? (в Древней Греции).
-
(Слайд 13)

Какие маски изображены на слайде на  картинке справа? (Трагедия и комедия).

- Относясь ко времени дней древней Греции, маски Комедии/Трагедии играли длинную и важную роль в развитии театра. Маски комедии (смеющийся лицо) и маски трагедии (плачущий лицо) являются иконическими изображениями. (Слайд 14) Театральные сценки в Древней Греции разыгрывались из жизни.
Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках. Меняя маски, актеры играли по несколько ролей в каждом спектакле.

- Маски бывают самые разные. Они могут изображать зверей (Слайд 15-20) и героев сказок (Слайд 21-22): чудищ, весельчаков, ведьм, красавиц.

Также, так мы уже говорили, маска выражает характер персонажа. Выразительность маски меняется от того, какие нарисованы или приклеены глаза, рот, брови или нос.
- И в России тоже были праздничные игрища с масками и чучелами.
- На какие праздники люди наряжались в маски? (Масленица, Рождество).

Маски на масленицу (Слайд 23)
- А чем сейчас заменили маски? (гримом).
(Слайд 24)

- В театре артисты, стремясь изменить своё лицо, часто наклеивают бороду или усы, используют парики.
- Как называется художник накладывающий на актёров грим? (гримёр).  

- (Слайд 25) Маски бывают плоские и объёмные. Самые простые маски можно сделать из плотной бумаги или картона. Носы и брови можно нарисовать или приклеить. Также можно украсить маску саамы разными материалами, а для причёсок, усов и бороды можно использовать мех, верёвки, нитки и др.

- Маска может закрывать  только часть лица – это будет полумаска. Карнавальную маску (Слайд 26)  украшают узорами, блёстками, лентами.

Маски по характеру бывают разные: (Слайд 28)

Равнодушие можно изобразить в виде круглых нейтральных, глаз, линии бровей и рта - прямые, горизонтальные.

Веселье — глаза растянуты, уголки рта приподняты.

Удивление - брови высоко приподняты, даже стали углами вниз, рот вытянут в трубочку, округлен.

Страх — глаза широко раскрыты, брови сведены вместе, рот широко раскрыт.

Гнев, злоба — брови сведены под углом, глаза сужены, углы рта опущены.

Уныние, грусть — брови растянуты к сторонам лба и опущены вниз, глаза закрыты, даже можно нарисовать, как из-под одного из них струится слеза.

- Художник и зрелище.

- Театральную Афишу.

- Маска.

- Маска.

- Научиться создавать маску в технике аппликация.

III. Введение нового материала

- Сегодня на уроке наша с вами задача создать свою театральную маску.

- Вы будете делать маску, либо которая будет закрывать всё ваше лицо, либо полумаску.

- Итак ребята, внимание, я сейчас покажу, как выполнить 1 маску.

1 этап:

Овал лица. Складываем листок вдвое, чертим контур (полукруг), обрезаем края по линии

2этап.
Подбородок у любого человека чуть выступает. Сделаем надрез.

3этап:
Делим овал лица пополам – на этой линии прорезаем глаза, располагая их по характеру: если персонаж злой, глаза заужены книзу, если добрый, то уголки глаз приподняты вверх.

4 этап:

Ниже центра овала лица делаем надрез, согласно характеру персонажа.

5 этап:

Чуть ниже центра делаем надрез, здесь у нас будет находиться нос.

6 этап: Отрезаем 4 небольших кочка бумаги (примерно 1 см.). Склеиваем 2 куска друг с другом, и также отдельно склеиваем 2 оставшихся куска бумаги.

Клеим их к концам маски (с изнаночной стороны).

7 этап: Проделываем в них отверстия и продеваем резинку, предварительно измеряя размер головы и оставляя несколько см справа и слева (для узелков).

8 этап: Украшение маски.

Сначала необходимо закрасить всю маску целиком, а потом уже можно нарисовать детали, т.е. ,например, нарисовать нос, румянец на щеках, можно сделать брови и ресницы, тени и др. Затем можно использовать украшения, которые вы принесли.

Ещё можно добавить волосы. Их можно сделать из ниток или бумаги.

- Сейчас покажу, как выполнить 2 маску, т.е. полумаску.

1. Берём бумагу А4. Ставим её горизонтально. Берём циркуль. Ппри помощи линейки раскрываем его на 10 см. Ставим острый конец циркуля в нижней части листа примерно на середину. Рисуем циркулем полукруг.

2. Оформляем ушки, если это будет животное.

Помните, что у каждого животного своя форма ушей.

3. Вырезаем по контуру.

4. Складываем пополам, рисуем нос и низ мазки.

5. Вырезаем низ маски по контуру.

6. Складываем полукруг пополам и вырезаем отверстия для глаз. Помните, что у каждого животного своя форма глаз.

7. Отрезаем 4 небольших кочка бумаги (примерно 1 см.). Склеиваем 2 куска друг с другом, и также отдельно склеиваем 2 оставшихся куска бумаги.

Клеим их к концам маски (с изнаночной стороны).

8. Проделываем в них отверстия и продеваем резинку, предварительно измеряя размер головы и оставляя несколько см справа и слева (для узелков).

9. Раскрашиваем маску. Также оформляем её при помощи украшений. Помните, что если это животное, то надо будет сделать усы при помощи ниток.

Знакомство с критериями анализа работ

- Выполненные вами работы, я буду анализировать по следующим критериям.

  1. Выполнение работы по плану.
  2. Аккуратность выполненной работы.
  3. Передача характера персонажа.
  4. Внешний вид маски (украшение маски).

Физкультминутка

Теперь давайте немного разомнёмся разомнемся  (Слайд 9)

Один — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Семь — успокоились совсем.

Выполняют упражнения вместе с учителем в соответствии с текстом.

IV. Закрепление нового материала

Самостоятельная практическая работа обучающихся.

Задание: создавать маску в технике аппликация..

А сейчас приступайте к работе. Соблюдайте технику безопасности с ножницами и циркулем. Желаю вам успехов.

Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим заданием, и в конце урока у нас будет много красивых и красочных театральных масок.

Наблюдение за работой обучающихся и при необходимости оказание помощи в выполнении задания (индивидуальное, фронтальное или групповое консультирование)

V. Итог урока

1) Уборка рабочего места

2) Обсуждаем, оцениваем работы детей по критериям (могут оценивать и дети, но под руководством учителя)  (Слайд 14-15)

Анализируем работы только нескольких детей, а работы остальных детейоцениваем индивидуально, или по рядам, или отдельно мальчики и отдельно девочки)

Выставление отметок всем обучающимся

Демонстрация работы ребёнка всему классу.

Убедиться в соответствии работ детей критериям

3) Вопросы по теме урока

– Какая тема урока была?

- Что мы сегодня сделали?

– Какие цели ставили перед собой?

- Добились ли мы этой цели?

- Что нового узнали?

- Понравилось ли вам то, что вы сделали?

- Кому было трудно на уроке?

- Какая получилась маска по характеру?

- Тема урока «»

- Мы ставили цель .

VII. Рефлексия

 – Оцените свою работу: поднимите зелёный карандаш, если у вас не было ошибок, и вы довольны своей работой на уроке; желтый, если вы понимали решение всех задач, но выполняли задания с некоторыми  недочетами; красный, если вы не понимали решение задач и их выполнение вам не удалось.

– Спасибо за работу, урок окончен.

Оценивают свою деятельность на уроке.

VIII.  Домашнее задание

Записывают домашнее задание



Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета

«Изобразительное искусство»

3 класс

Составитель :

Джанбекова Наида Убайдуллаевна 


Содержание

1.        Пояснительная записка        3 - 4

2.        Общая характеристика учебного предмета, курса        4 - 5

3.        Описание места учебного предмета в учебном плане        5

4.        Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета        6

5.        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета        6 - 9

6.        Содержание учебного предмета, курса        10

7.        Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности        11 - 20

8.        Описание  учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса        21

9.        Приложение:         22 - 25

10.   Система оценки планируемых результатов предмета……………………………………………………………………………………22 - 23

11.        Требования к уровню подготовки учащихся        24

12.        Требования к написанию проектной работы.        25

  1. Пояснительная записка

         Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» 3 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) на основе авторской программы по ИЗО под редакцией Б.М. Неменского, Н. А. Горяева, Г. Е. Гурова , Л. А. Неменской, УМК. «Школа России»,   сборника рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2014.  

        Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

 - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре  и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

 - овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных  задачах обучения:

Задачи курса:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

        Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе всех основных видов искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а так же постижение роли художника в синтетических искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а так же в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.                                

       Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:                                                                                                                                                                                            

 - изобразительная художественная деятельность;

-  декоративно-художественная деятельность;                                      

-  конструктивная художественная деятельность.

«Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

       Основные виды учебной деятельности - практическая   художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники.

       Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.

       Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального   практического творчества учащихся и уроков   коллективной творческой деятельности.  

                                                                                             

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

        Учебный план МБОУ «СШ № 1 имени А.В. Войналовича» предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства  в 3 классе в количестве 34 часов (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к  себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия.

У третьекассника будут формироваться:

-Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

-Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны  и мира в целом.

-Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.

-Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия.

-Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.

-Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

-Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Третьеклассник получит возможность для формирования:

-Понимания значения  изобразительного искусства в жизни человека.

-Понимания роли искусства в собственной жизни.

-Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ.

-Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям.

-Мотивации к коллективной творческой работе.

-Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека.

-Личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.

Метапредметные учебные  действия:

Третьеклассник научится: Овладеет умением творческого видения с позиции художника. Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой  работы.

-Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию.

-Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

-Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.

-Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.

Третьеклассник получит возможность научиться:

-Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике.

-На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла  и его воплощения.

-Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности.

-Воспринимать мнение и предложения своих сверстников.

-Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности.

-Делать несложные выводы.

-Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты.

-Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи.

-Следить за действиями других участников в совместной деятельности.

Предметные результаты. Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности.

Третьеклассник научится:

- Различать виды художественной деятельности.

-Различать виды и жанры ИЗО.

-Понимать образную природу искусства.

-Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.

-Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.

-Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.

-обсуждать и анализировать произведения искусства.

-Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.

-Видеть проявления  визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

-Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники

-Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.

Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения,  графической грамотности.

-овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,

Навыками изображения средствами аппликации и коллажа.

Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.

-Эстетически  воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.

-Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.

-Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

-Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Третьеклассник получит возможность научиться:

-Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.

-Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.

-Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.

-Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.

-Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.

-Овладеть на практике основами цветоведения.

-Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.

-Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.

-Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение

  1. Содержание учебного предмета, курса

Наименование разделов

Кол-во часов

Содержание программного материала

Универсальные учебные действия.

1

Искусство в твоем доме

8

Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги.  

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования.

2

Искусство на улицах твоего города

8

Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение.

Понимать условность и субъективность художественного образа.  Выполнять учебные действия. Выражать в беседах свое отношение к произведению искусства.

3

Художник и зрелище

10

Деятельность художника в театре в зависимости от видов зрелищ или особенностей работы.

Эмоционально откликаться на образы персонажей театрализованных представлений. Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре и т.д. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции.

4

Художник и музей

8

Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира.

Иметь представление  о самых разных музеях и роли  художника в создании экспозиции. Рассуждать, рассматривать и сравнивать картины.Создавать композиции на заданную тему.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Универсальные учебные действия

Основные виды учебной деятельности

Перечень основных вопросов, подлежащих контролю на выходе

план

факт

I четверть

 Искусство в твоем доме (8 часов)

1

Твои  игрушки (создание формы, роспись).

С. 12 - 18

1

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение  находить нужную информации и пользоваться ею.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её.

Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки. Умение преобразитьсяв мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать  и расписывать игрушки

2

Посуда у тебя дома.

С.18 - 26

1

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками  создания выразительной формы посуды в лепке.

 

Знание работы мастеров Постройки, Украшения, Изображения. Знание отличия образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома)Умение изобразить посуду по своему образцу. Знание понятия «сервиз»

3

4

Мамин платок.

С. 30 - 34

2

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка.

Знание основных вариантов композиционного решения росписи платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза  росписи платка.

5

Обои и шторы  у тебя дома.

с. 26 - 30

1

Участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты.

Знание  роли художников в создании обоев, штор. Понимание роли каждого из Братьев-Мастеров  в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы.

6

Твои книжки.

С. 34 - 40

1

Участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Понимать роль художника и Братьев –Мастеров  в создании книги. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации

Знание художников, выполняющих иллюстрации. Знание отдельных элементов  оформления книги.  Овладеть навыками коллективной работы.

7

Поздравительная открытка (декоративная закладка).

С. 40 - 43

1

Участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Понимать роль художника и Братьев –Мастеров  в создании форм открыток изображений на них.

Знание  видов графических работ ( работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике)

Умение выполнить

простую графическую работу.

II четверть

8

 Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.

С. 43 - 46

1

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников , экскурсоводов.

Осознавать важную роль художника, его труда  в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Эстетически оценивать работы сверстников.

Искусство на улицах твоего города (8 часов)

9

Памятники архитектуры.

С.46 - 52

1

 Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение  находить нужную информацию и пользоваться ею.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание  основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города.

Знание художников – скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа.

10

Витрины на улицах.

с.64 - 68

1

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города.    

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина.

11

Парки, скверы, бульвары.

С. 46 - 52

1

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.

 Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения.  

Знание, в чем заключается работа художника-архитектора. Знание, понятия «ландшафтная архитектура»; что работа художника-архитектора – работа целого коллектива. Умение изобразить парк или сквер. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

12

Ажурные ограды.

С.56 - 60

1

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки.

Закрепить приемы работы с бумагой:   складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных формы ажурных сцеплений металла. Умение  конструировать  из бумаги ажурные решетки.

13

Фонари на улицах и в парках.

С. 60 - 64

1

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.

Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным  в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений.

Изображать необычные фонари. Знание  виды и назначение фонарей. Умение придумать свои варианты фонарей для детского праздника

14

Новогодний фонарик.

С.60 - 64

1

 Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

Наблюдать за разнообразием форм новогодних фонарей, конструировать новогодние игрушки-фонари. Работать в группе.

Знание основных приемов работы с бумагой. Умение конструировать фонарь из цветной бумаги к празднику, передавать настроение в творческой работе.

15

Удивительный транспорт.

С.68 – 73

1

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения.

Видеть, сопоставлять, объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями. Знание разных видов транспорта. Умение изобразить разные виды транспорта. Обрести новые навыки в конструировании бумаги

.

2 полугодие

16

Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы.

С.73 - 77

1

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

.Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в

качестве экскурсовода.

Овладеть приемами коллективной творческой деятельности

Художник и зрелище (10 часов)

    17

Художник в театре.

С. 80 - 88

1

Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям.

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Знание истоков театрального искусства.  Умение создать эпизод театральной сказки. Придумать эскиз театрального костюма Знание, каким был древний античный театр. Умение нарисовать эскиз театрального костюма.

18

Образ театрального героя.

С.80 - 88

1

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании образа театрального героя.

Знание истоков театрального искусства.  Умение создать образ героя.

19

Театральные маски.

с.90 - 98

1

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу.

Знание истории происхождения театральных масок. Умение конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

20

Театр кукол.

С.88 - 94

1

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям.

Иметь представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр.

Знание  театра кукол как пример видового разнообразия театра. Умение создать театральных кукол из различных материалов.

21

Театральный занавес.

С.80 - 88

1

Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям.

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса.

Знание устройства театра. Умение анализировать отличие театра от кинотеатра. Знание театральных  художников.

22

Афиша и плакат.

С.98 - 102

1

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста.

Знание  назначения афиши.   Умение создать эскиз афиши к спектаклю. Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения.

23

Художник в цирке.

 С. 77 - 80

1

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное.

Знание отличия и сходство театра и цирка. Умение создать эскиз циркового представления. Знание элементов оформления, созданных художником в цирке: костюм, реквизит.

24

Театральная программа

 С.98 - 102

1

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Понимать и объяснять важную роль художника в театре и цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное.

Знание о назначении программы. Умение создать эскиз программы к спектаклю или цирковому представлению.

25

Праздник в городе

С.102 - 104

1

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, новому году.

Знание элементов праздничного  оформления, умение использовать художественные материалы, передавать настроение в творческой работе.

26

Школьный карнавал. Обобщение темы

 С.104 - 108

1

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Знание роли художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества.

Художник и музей (8 часов)

27

Музеи в жизни города.

С.108 - 110

1

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления  о самых разных видах музеев.

Знания о самых значительных музеях искусства России. Знания о роли художника в создании музейных экспозиций. Умение изобразить интерьер музея.

28

Картина – особый мир. Картина-пейзаж.

С.110 - 112

1

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи.

Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Умение  изобразить пейзаж по представлению.

29

Картина-натюрморт. Жанр натюрморта.

С. 126 - 130

1

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ

Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.

Знание, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт. Умение изобразить натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развитие композиционных и живописных навыков. Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта.

30

Картина-портрет.

С. С. 121 - 126

1

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Овладевать основами живописи. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке.

Знание картин и художников, изображающих портреты. Умение создать кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета.

31

Картины исторические и бытовые.

С. 130 - 132

1

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать  о наиболее понравившихся картинах.

Знание отличия исторических  и бытовых картин. Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике.

32

Скульптура в музее и на улице.

С. 132 - 138

1

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Сопоставить изображение на плоскости и объемное. Наблюдение за скульптурой и её объемом. Закрепление навыков работы с пластилином.

Знание, что такое скульптура. Знание нескольких знаменитых памятников и их авторов. Умение смотреть на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

33

Музеи архитектуры.

с.112 - 114

1

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы.

Рассказать о древних  архитектурных памятниках. Учиться изображать соборы и церкви. Закрепление работы графическими материалами.

Знание правил работы с пастелью. И восковыми мелками. Компоновать на плоскости листа архитектурные постройки и задуманный художественный образ.

34

Художественная выставка. Обобщение темы

С.138 - 140

1

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ.

Участвовать в организации выставки детского творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.

Знание  крупнейшие музеи страны. Понимания роли художника в жизни каждого человека.

  1. Описание  учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Печатные пособия.  

1.        Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк.  /[ Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред.  Б. М.Неменского. – 8-е изд. -  М: Просвещение, 2014.

Интернет-ресурсы.

http://www.proshkolu.ru

http://pedsovet.org

http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219

http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html

     

Материально-технические средства.

Компьютер, интерактивная доска, проектор

  1. Приложение

 

Приложение 1

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания

Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

Викторины

Кроссворды

Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

Тестирование

Приложение 2

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

            К концу обучения в третьем  классе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).

           В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

           В результате изучения изобразительного искусства ученик научится:

понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Дымково);

различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.

         Третьеклассник  получит возможность научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Приложение 3

  1. Требования к написанию проектной работы.

Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится на педагогике  сотрудничества,   изучает не только технологии, но и деятельность  людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.  Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

      Примерная последовательность проектной деятельности

  1. Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.
  2. Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.
  3. Сбор информации, изучение социальной литературы  опрос
  4. Выработка идей, вариантов выполнения проекта.
  5. Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой.
  6. Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.
  7. Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.
  8. Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление и анализ результатов. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.

Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...