В.Е. Маковский « Две матери»
методическая разработка (1 класс)

Кулабухова Ольга Витальевна

Методическая разработка занятия  внеурочной деятельности

«Музей в твоем классе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_muzey_v_tvoem_klasse.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия  внеурочной деятельности

«Музей в твоем классе»

Тема:  В.Е. Маковский  « Две матери»

Цель: учить  школьника находить и видеть на картине то, что изображено,  и  реконструировать то, что вышло за рамки изображения.

Инструменты: лупы, круглые рамки, большая прямоугольная рамка.

Ход занятия:

  1. Самоопределение к деятельности. (Работа с названием картины)

Учитель: Художника В. Маковского волновали сюжеты из окружающей жизни, например, семейные конфликты. Картина, которую мы рассмотрим, называется

« Две матери».

- Как вы понимаете название картины? Когда у человека может быть две матери?

Покажите главных героинь на репродукции (1 человек показывает у доски). Чьи это, на ваш взгляд, обе матери? (показать) А как вы думаете, почему у ребенка не одна мать, а две? (проблемная ситуация)

 -Сформулируйте цели занятия.

 Учащиеся формулируют цели.

  1. Анализ живописного произведения
  • Герои картины

Учитель: Кто еще кроме двух женщин и ребенка находится в комнате? Кем мальчику приходится мужчина, сидящий за столом?  А старушка, стоящая у входа в соседнюю комнату?  Как вы думаете, кто из женщин родная мать мальчика, а какая взяла его на воспитание? Почему? Кто из героев уже давно находится в комнате? А кто только вошел? Почему так решили? (ответы детей)

-Рассмотрите,  что держит родная мать мальчика? Как вы думаете, что это за листок? (ответы детей)

(дети рассматривают указанный фрагмент через лупу)

  • Обстановка комнаты

- Рассмотрите обстановку комнаты: какая мебель есть в комнате? Как украшены стены? Как вы думаете, это гостиная, кабинет или столовая? Подтвердите свое мнение.

-Как вы считаете, в этой семье любят искусство? Выделите круглой рамкой детали, подтверждающие ваше мнение (дети находит фрагменты и выделяют  их круглой рамкой.).

- Посмотрите в окно комнаты. Что можно разглядеть из окна? Судя по виду из окна, это городская квартира или загородный дом?

- На каком этаже находится квартира, в которой живет семья? Чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на вывеску магазина или лавки напротив окон. В 19-м веке магазины находились на первых этажах зданий.

- На какие детали нужно обратить внимание, чтобы понять, какое время года на улице? Какое время года изобразил художник? (ответы детей)

  • Занятия людей

-Чем занимались люди до прихода гостьи? Они завтракали? Обедали? Ужинали? Рассмотрите приборы, которые стоят на столе.  (Дети рассматривают через лупу).

- Посетительница прервала обед в середине или появилась, когда хозяева заканчивали пить чай?

- Какие детали помогли догадаться? (Дети выделяют детали с помощью круглой рамки.)

  • Одежда гостьи и ее поведение

- Рассмотрите одежду гостьи. Видно ли, что женщина пришла издалека? С помощью круглой рамки покажите деталь, которая это подтверждает.  ( Дети выделяют деталь круглой рамкой.)

- Как вы думаете, она живет в деревне или в городе? Почему так решили?

  • Отношение мальчика к гостье.

Как вам кажется, узнает ли мальчик родную мать? Кого он считает своей родной матерью? Можно ли предположить, что мальчик воспитывался в этой семье с раннего возраста?

- А родная мать соскучилась по мальчику? Бросилась ли его обнимать? Нужен ли ей мальчик, или она пришла за чем-нибудь другим, например, потребовать денег? (ответы детей)

  • Поведение взрослых членов семьи

Возьмите большую рамку вертикально и выделите фрагмент картины так, внутри него оказались неродная мать мальчика и он сам? (дети выделяют фрагмент вертикальной рамкой) Видно ли, что они встревожены? Старается ли мать успокоить и защитить ребенка?

- Выделите  вертикальной рамкой отца. (дети выделяют нужный фрагмент)  Видно ли, что он напряжен? Или он ведет себя как обычно, отдыхает после обеда? (ответы детей)

- Как ведет себя старушка няня? Хочет ли она что-то объяснить непрошеной гостье? ( ответы детей)

-  Предположите, чем  может закончиться эта история. Могут ли наши наблюдения за поведением всех членов семьи сделать вывод, что ребенка не отдадут, и он останется в этой семье? (ответы детей)

  • Забота о ребенке

- Покажите на репродукции то место, где сидел мальчик.. Отличается ли его стул от стула взрослых? Для чего через спинку стула перекинута салфетка?  На какой картине уже встречалась такая деталь, как салфетка, предназначенная для самого младшего члена семьи? (ответы детей)

 Рассмотрите еще раз салфетку, а  затем кофточку няни. Они сшиты из одной ткани или разной? (ответы детей)

  1. Работа с фрагментами картины

– Кто из персонажей находится ближе всего к глазу художника и зрителя? Кто чуть даль? А кто на заднем плане? (ответы детей)

- Закройте полоской правую часть картины с фигурой гостьи. Рассмотрите оставшуюся часть картины. Какого цвета платье у женщины. Которую мальчик считает своей мамой? А рубашка у мальчика? Какие цвета использует художник, изображая одежду членов одной семьи? (ответы детей)

Введение понятие пастельные тона.

- А теперь уберите полоску. Какие цвета использует художник, изображая одежду гостьи? Можно ли сказать, что эти цвета выглядят тревожно и угрожающе?

-Рассмотрите кружки под репродукцией. Найдите все эти детали и выделите круглой рамкой все детали.  (дети работают с рамкой)

Какие детали принадлежат фигуре, которая расположена ближе к глазу зрителя, а какие относятся к предметам дальнего плана?

 Вертикальной рамкой выделите  фрагмент, в котором бы оказалась фигура только одного человека и натюрморт. Можно ли назвать этот фрагмент  « После обеда»?

( работают с вертикальной рамкой)

Найдите подпись художника (лупа). Картина была написана более 100 лет назад, но и в те времена случались семейные драмы, которые происходят и в наше время.

  1. Рефлексия

Вспомните свое первое впечатление от картины.  У кого получилось найти и рассмотреть все фрагменты картины? Кому удалось догадаться, чем закончится история, изображенная на картине? А теперь, когда мы изучили детали картины, изменились ли ваши впечатления? Кому захотелось, придя домой, рассказать об этой картине      взрослым?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Развитие речи. Сочинение по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Класс:4УМК: «Школа России»Продолжительность: 2 урокаЦель урока:Продолжить обучение написанию сочинений по картинеХод урока 1....

конспект урока с презентацией по картине К.Маковского "Дети, бегущие от грозы"

В конспекте урока описана поэтапная работа над сочинением по картине. Приведены примеры детских работ. В презентации рассказывается о художнике. Сочинение для 4 класса по УМК "Школа России"....

Конспект урока развития речи В.Е.Маковский "две матери. Мать приемная и родная" . 4 класс

Тема урока: В.Е.Маковский "Две матери. Мать приемная и родная". Бытовая живопись.Цели урока:Образовательные:·         Познакомить уч-ся с картиной В.Е.Маковског...

Презентация " В.Е.Маковский"

Материял презентации можно использовать при знакомстве с творчеством художника при написании сочинения по картине В.Е. Маковского "Свидание"...

Презентация " В.Е.Маковский"

Материял презентации можно использовать при знакомстве с творчеством художника при написании сочинения по картине В.Е. Маковского "Свидание"...

Сочинение по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Сочинение по картине К.Е.Маковского "Дети, бегущие от грозы"...

Сочинение по картине В. Е. Маковского «Свидание».

Занятие № 23 к авторской программе "Речевая копилка"...