Метод Парето
учебно-методический материал

Погодина Наталья Сергеевна

Метод Парето

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_pareto_n.s._pogodina_.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Метод Парето

Как получить 80% результата, потратив 20% усилий.

Экономист Вильфредо Парето изучал домашнее хозяйство в Италии и заметил следующую закономерность: 20% граждан владело 80% земли, а 20% посаженных зерен давало 80% урожая. Проанализировав и другие сферы деятельности, Вильфредо Парето заключил, что принцип 1 к 4 действует практически во всем, в том числе в распределении времени и ресурсов в учебе.

Как применить принцип в обучении

В чем суть теории Вильфредо Парето: для выполнения 80% задач нужно всего 20% времени, а на оставшиеся 20% работы уходит 80% ресурсов.

Распределяем время и силы

Согласно закону Парето, на протяжении дня есть всего пару часов, в течение которых мы максимально продуктивны. Значит, что в этот период можно выполнить важные задания, которые будут составлять 80% всей работы. Остальное время тратится на отдых, потребности и другие дела.

Определите, когда вы лучше усваиваете информацию и как быстро можете включиться в процесс. Кто-то с самого утра полон сил и готов к работе, а кому-то легче обучаться после обеда. Одни могут сразу приступить к основным заданиям, а другим необходимо время для раскачки, тогда следует сначала выполнить второстепенные задачи, а затем приступить к важным — подготовиться к контрольной, сделать доклад, составить презентацию.

Определяем приоритеты

В среднем в школе обучают 18 предметам, а для поступления в вуз нужно сдать 3-4 экзамена — это примерно 20%. Если вы готовитесь к ОГЭ или ЕГЭ, то важно больше времени уделять тем предметам, которые вам пригодятся для будущей профессии. Но это не означает, что остальные уроки нужно забросить. Поступление в колледж происходит по среднему баллу аттестата. А если вы окончите 11 класс со всеми пятерками, то получите дополнительные баллы в конкурсе на место в вузе.

Отдыхаем с пользой

Мы часто смотрим видео, сериалы, играем в игры, бездумно листаем ленту в социальных сетях, чтобы восстановить силы. Но быстрее и качественнее отдохнуть помогают следующие занятия — спорт, чтение, прогулки, хобби, общение с друзьями и сон. Тратьте на полезный отдых 80% времени, а на гаджеты — 20%.

Отсеиваем неинтересный контент

И тут работает закон Парето: только 20% групп вам действительно интересны, а остальные отнимают время. Пересмотрите свои подписки и оставьте самые увлекательные и полезные паблики, чтобы тратить меньше времени на новостную ленту и узнавать проверенную информацию.

Резюмируем: закон Парето можно применить в любой области — в учебе, отдыхе, хобби. Главное правило — расставить приоритеты, определить важные задачи и выполнять их в то время, когда вы максимально эффективны.

Закон Парето, или Принцип Парето, или принцип 20/80 — эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата». Может использоваться как базовая установка в анализе факторов эффективности какой-либо деятельности и оптимизации её результатов: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданны (согласно кривой Парето).

Приводимые в законе цифры нельзя считать безусловно точными: это скорее просто мнемоническое правило, нежели реальные ориентиры. Выбор чисел 20 и 80 является также данью заслугам Парето, выявившему конкретную структуру распределения доходов среди итальянских домохозяйств, которой и было свойственно сосредоточение 80% доходов у 20% семей. Но любое другое конкретное распределение может иметь другую структуру и для каждой отдельной задачи следует проводить соответствующий анализ, направленный на выявление конкретной зависимости между удельным весом затраченных ресурсов и полученных результатов.

1. История

Как универсальный принцип предложен англичанином Ричардом Кохом (англ.), ссылавшимся на частную закономерность, выявленную итальянским экономистом и социологом Вильфредо Парето в 1897 г. Результаты анализа Коха отражены в книге «Принцип 20/80: секреты достижения больших результатов при затрате меньших усилий». Он распространил результат наблюдения Парето на все экономические и социологические явления, и вывел ряд следствий принципа, которые сейчас нередко употребляются как самостоятельные эмпирические правила (следствия Закона Парето). Само название "Принцип Парето" для "Принципа 20/80" предложил Джозеф Джуран в 1941-ом году. Конкретные кумулятивные зависимости распределения доходов населения (которые и исследовал В. Парето) принято называть кривой Лоренца, поскольку эта графическая зависимость предложена американским экономистом Максом Отто Лоренцом в 1905-ом году. Наиболее известным показателем измерения степени неравномерности кумулятивного распределения является Коэффициент Джини, предложенный итальянским экономистом и социологом Коррадо Джини в 1912-ом году.

Соблюдение принципа очень часто встречается в самых разных областях. Например в том, что 20 % людей обладают 80 % капитала, или 80 % пользователей посещают 20 % сайтов, 20 % покупателей или клиентов (постоянных) приносят 80 % прибыли. Но следует учитывать, что в этих утверждениях фундаментальными являются не приведённые числовые значения, а сам факт их существенного различия.

2. Важнейшие следствия закона Парето

  • Значимых факторов немного, а факторов тривиальных множество — лишь единичные действия приводят к важным результатам.
  • Бо́льшая часть усилий не даёт желаемых результатов.
  • То, что мы видим, не всегда соответствует действительности — всегда имеются скрытые факторы.
  • То, что мы рассчитываем получить в результате, как правило отличается от того, что мы получаем, — всегда действуют скрытые силы.
  • Обычно слишком сложно и утомительно разбираться в том, что происходит, а часто это и не нужно: необходимо лишь знать — работает ли ваша идея или нет, и изменять её так, чтобы она заработала, а затем поддерживать ситуацию до тех пор, пока идея не перестанет работать.
  • Большинство удачных событий обусловлено действием небольшого числа высокопроизводительных сил; большинство неприятностей связано с действием небольшого числа высокодеструктивных сил.
  • Бо́льшая часть действий, групповых или индивидуальных, являет собой пустую трату времени. Они не дают ничего реального для достижения желаемого результата.

3. Применение закона Парето

Основная сфера использования закона — экономика, менеджмент, хотя он также эффективен и в политологии [1].

Принцип Парето лежит в основании идеи компьютерных RISC-процессоров (впрочем, неизвестно, опирались ли авторы идеи на известный им принцип, или повторно изобрели его сами). В то время как электронная промышленность шла по пути создания всё более сложных микропроцессоров со всё более объёмными системами сложных команд, чтобы обеспечить выполнение как можно большего числа сложных операций одной командой, создатели RISC обратили внимание на тот факт, что в течение большей части машинного времени процессор выполняет команды, составляющие очень небольшое подмножество всей системы команд. Было сформулировано то же правило 20/80 в применении к работе процессора: «в течение 80 % времени работы процессор выполняет 20 % от общего числа реализованных в нём команд». Возникла естественная идея: выбросить из схемы процессора реализацию 80 % редко используемых команд, оставив только 20 % используемых часто, и за счёт упрощения схемы сделать её более производительной.

Стоит отметить, что "виртуализация" аппаратных процессов направлена на снижение воздействия закона Парето на производительность системы, прямым тому подтверждением является использование терминальных систем. Однако использование таких систем не вводит их в исключение закона Парето, так как правило 20/80 выполняется, но последствия данного правила зависят от количества клиентов терминальной системы.

4. Критика принципа Парето

Математический анализ закона Парето позволяет высказать в его отношении две основные претензии:

  • в качественной формулировке (то есть без учёта конкретных значений 20/80) закон представляет собой тривиальное с точки зрения математики наблюдение, согласно которому в ситуации, когда результат складывается из действия множества различных факторов, вклад этих факторов в результат часто бывает различным[2];
  • количественная часть закона математически очевидно некорректна:
  1. действительное распределение вклада большей и меньшей части факторов в реальной жизни бывает каким угодно, и вовсе не обязательно оно равно 20/80[3];
  2. легко проверить, что конкретные значения распределения меняются даже при анализе одних и тех же данных, достаточно изменить правила группировки выборочных значений.

Можно также заметить, что основное следствие закона Парето, на котором базируется всё его применение: то, что факторов, дающих наибольший вклад в результат, всегда немного, — является лишь эмпирическим наблюдением, которое вовсе не обязано сбываться в каждом конкретном случае.

Данные факты определяют границы применимости закона Парето: он ни в коем случае не должен рассматриваться как непреложный закон природы с конкретно заданными числовыми параметрами. Применение же его в качестве общего принципа, требующего обращать внимание на неравномерность вклада разных факторов в результат и необходимость уделять различное внимание разным по важности факторам, вполне оправдано и полезно.

В применении принципа Парето есть ещё один «подводный камень»: в реально существующих системах такие свойства как полнота, качество, функциональность описываются не одним параметром, а некоторой их совокупностью. Даже если распределение вклада различных факторов в каждый из этих параметров по отдельности определяется законом Парето, как правило, вклады одного и того же фактора в различные параметры системы неодинаковы. Один и тот же фактор для одного параметра может относиться к числу малозначительных, для другого — попасть в число определяющих. Поэтому, пытаясь оптимизировать что-либо путём избавления от ненужных частей, оптимизатор должен быть уверен, что учитывает все существенные параметры системы.

Несмотря на то, что «20 % усилий дают 80 % результата», часто невозможно организовать деятельность так, чтобы не затрачивать остальные 80 % усилий. В качестве примера можно указать компанию, которая оказывает комплекс услуг заказчику, из которых наиболее прибыльными являются только 20 %; но заказчик не согласен получать только эти услуги, ему необходимы все 100 %. В науке существует аналогичный принцип, который гласит, что «20 % ученых совершают 80 % открытий и создают 80 % изобретений», но это было бы невозможно, если бы не было оставшихся 80 % ученых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

освоение метода социальных проектов в процессе работы над методом здоровьесбеергающего направления

Данная работ а рассказывает   о применении комплекса упражнений в начальной школе для повышения качества знаний учащихся, для сохранения и укрепления их здоровья...

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....

Метод проектов как один современных методов достижения дидактической цели

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим резу...