Контрольно-измерительные материалы для определения уровня сформированности когнитивных функций
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Никитина  Елена  Викторовна

Контрольно-измерительные  материалы    для определения уровня  сформированности  когнитивных  функций.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы

        Контрольно-измерительные  материалы    для определения уровня  сформированности  когнитивных  функций  (представлены  в  виде   методик,  которые  проводятся     в  начале,  середине  и  в  конце  учебного  года на коррекционных  занятиях).

    Оценка   уровня  сформированности  когнитивных  функций  осуществляется по следующим параметрам:

- состояние  зрительного  анализа  и синтеза;

- объём произвольного внимания;

- объём произвольной  слуховой  памяти;

- объём произвольной  зрительной   памяти;

- владение логическими действиями сравнения,  обобщения, классификации;

- скорость/логичность  мышления;

- способность  к  самоконтролю.

Обследование уровня развития когнитивных  функций

Содержание обследования

Объект

исследования

1  класс

2  класс

3  класс

4  класс

Состояние  зрительного  анализа  и синтеза

«Чего  не  хватает?»

«Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной)

«Поиск  информации»

«Диагностика  объема  восприятия»

Диагностика

Л. Ф. Тихомировой

Объём произвольного внимания

«Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной)

«Перепутанные  линии» (модифицированный вариант методики М.Н. Ильиной, вариант отличается упрощением стимульного материала (в её модификации всего 10 линий))

«Числовой  квадрат»

«Тест Пьерона-Рузера»

«Корректурная  проба»

Объём произвольной  слуховой  памяти

«Определение  типа памяти»

«Определение  типа памяти»

 «Арифметический  тест Векслер»

Объём произвольной  зрительной   памяти

«Определение  типа памяти»

 «Диагностика   зрительной  памяти»

Владение логическими действиями сравнения,  обобщения, классификации

«Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)

«Исключение  лишнего»

Методика «Выявление общих понятий»

Скорость /логичность  мышления  на  наглядном  материале

Методика «Простые аналогии»

Методика «Простые аналогии»

Методика  Б.Д.Карвасарского «Изучение скорости мышления»

Способность  к  самоконтролю

Методика   "Рисование бус" (методика И.И. Аргинской)

Методика «Палочки и крестики».

Метод  наблюдения  на  учебных  и  коррекционных  занятиях  

(оценка  уровней  сформированности действий самоконтроля  по  Репкиной Г.В. и  Зайке Е. В.)

Контрольно-измерительные  материалы    для определения уровня  сформированности  

когнитивных  функций

Обследование состояние  зрительного  анализа  и синтеза

1 класс

«Чего  не  хватает?»

Цель: диагностика уровня   развития  зрительного  анализа  и синтеза  у  первоклассников.

Ребенку   предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.

Инструкция:

"На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь". Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.

C:\Users\Елена\Downloads\46.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\Технолоогия  проект\Gde-kakih-predmetov-nedostaet_53662.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\Технолоогия  проект\hello_html_638a868.png

C:\Users\Елена\Desktop\Технолоогия  проект\hello_html_638a868.pngC:\Users\Елена\Desktop\Технолоогия  проект\hello_html_638a868.png

C:\Users\Елена\Desktop\Технолоогия  проект\01labgi0l1257791428.jpg

C:\Users\Елена\Downloads\image020_3.gif

C:\Users\Елена\Desktop\Технолоогия  проект\01labgi0l1257791428.jpgC:\Users\Елена\Desktop\Технолоогия  проект\hello_html_638a868.png

C:\Users\Елена\Downloads\5867347.jpg

Оценка результатов:

10  баллов   — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 секунд;

8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30 секунд;

6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35 секунд;

4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 секунд;

2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 секунд;

0—1 балл   — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд.

8-10- высокий уровень

4-7 - средний уровень

0-3- низкий уровень

«Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной)

Цель: установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ,   выявить  уровень  сформированности  произвольного внимания  у  первоклассников.

Инструкция: ребенку дается  образец

http://nsc.1september.ru/2007/16/8.gif

Узор выполняется двумя цветами, например красным и синим. Детям раздаются чистые листы в клетку. Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.

Работа состоит из двух частей:

1) срисовывание и продолжение трех узоров;
2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание узора (узоров), в котором (в которых) допущены ошибки.

Инструкция к 1-й части задания состоит из трех этапов:

а) «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор – такой же, как на доске, – и продолжите его до конца строки».
б) «Теперь срисуйте такой же, как на доске, второй узор и его тоже продолжите до конца строки».
в) «А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки».

Инструкция ко 2-й части задания:

«Теперь сверьте всю вашу работу с узорами, нарисованными на доске: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Нарисуйте новый узор пониже. (Учитель показывает на доске, где следует рисовать исправленный вариант.) Все ли поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно».

Оценка задания (оценивается лучший вариант)

  • 4-й уровень: все три узора срисованы и продолжены правильно: соблюдена закономерность в расположении, величине линий, чередовании цветов;
  • 3-й уровень: срисованы правильно второй и третий варианты узора;
  • 2-й уровень: срисован правильно третий вариант;
  • 1-й уровень: все узоры срисованы неправильно.

2 класс

«Поиск  информации»

Цель: диагностика особенностей зрительного  анализа  и синтеза младших школьников

Инструкция: Школьнику предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание - подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем – 2 и т.д.

Снимок1

Оценка результатов: Проводиться в целом по классу. Отбрасываются 25% лучших результатов и 25% худших. Остальные 50% составляют учащиеся со средним восприятием. Неправильный подсчет цифр или более медленный подсчет свидетельствует о снижении восприятия.

3 класс

«Диагностика  объема  восприятия»

Цель: диагностика объема воприятия у детей младшего школьного возраста

На листе бумаги  крупно написано:

10 слов (из 4-8 букв каждое);

10 трёхзначных чисел;

10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева).

Все это следует расположить горизонтальными рядами в любой последовательности.

Инструкция: Посмотри на лист, на котором есть слова, числа, картинки. На своем листе бумаги после знакомства с этой информацией в течение 1 минуты воспроизведи, что как точно,  что  увидел.

Оценка  результатов: Нормальное восприятие - 7+,-2 объекта

4 класс

Диагностика Л. Ф. Тихомировой

Цель: диагностика точности и скорости восприятия младших школьников

Инструкция:

Перекопируй графические изображения с 100-клеточную таблицу и сосчитай:

Сколько раз встречается знак «плюс» (+)?

Сколько раз встречается знак «минус» (-)?

Сколько раз встречается знак деления (:)?

Сколько раз встречается знак «равно» (=)?

Сколько раз встречается знак умножения (x)?

Сколько раз встречается знак точка (.)?

/

II

:

+

/

-

I

=

=

-

x

.

.

II

/

+

:

+

I

+

-

II

-

=

I

I

=

II

=

.

x

+

/

/

.

I

x

I

I

-

:

x

x

II

=

/

:

-

II

+

.

-

+

.

=

:

/

+

-

II

I

/

.

-

.

=

.

-

x

-

.

-

II

:

+

I

+

+

x

.

+

II

:

x

.

x

=

I

/

I

:

Математическое определение уровней:

Сумма точно воспроизведенных графических изображений за определенное время (3 минуты) равна:

42-62- высокий уровень

22-42 - средний уровень

0-21- низкий уровень

Обследование объёма произвольного внимания

2 класс

«Перепутанные  линии»

Цель: диагностика концентрации внимания младшего школьника

Инструкция: «У тебя перед глазами рисунок, на нём много перепутанных линий. Найди конец каждой, проследи её с самого начала. Пальцем и карандашом пользоваться нельзя». Экспериментатору необходимо внимательно наблюдать за ребёнком, обращая внимание на точность его действий, скорость и длительность выполнения задания, комментарии, которые он делает в процессе прохождения теста.

    Не каждый испытуемый   будет с интересом водить взглядом по чёрным   линиям. Поиграйте с тестируемым. Например, поведайте ребёнку историю про маленького, но очень любопытного ёжика, которому будет грустно, если он не узнает, какая буква находится в конце дорожки.

C:\Users\Елена\Desktop\Технолоогия  проект\Перепутанные-линии-№1.png

Описание процесса выполнения задания

Уровень концентрации внимания

Ребёнок полностью справляется с заданием, выполняет без ошибок за 1–2 минуты. Высокая устойчивость внимания.

Выше среднего

В работе присутствуют некоторые неточности, которые испытуемый сам исправляет. Время выполнения увеличивается.

Средний.

Задание выполнено с ошибками, появившимися ближе к концу работы над стимульным материалом. Использовался палец или карандаш.

Ниже среднего

Тестируемый допускает большое количество ошибок. Внимание неустойчивое.

Низкий 

 

3 - 4 класс

«Числовой  квадрат»

Цель: диагностика объема, распределения и переключения внимания.

СОДЕРЖАНИЕ. В квадрате с 25 клетками в случайном порядке расположены числа от 1 до 40. 15 чисел пропущены. Обследуемый должен зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате. Время на работу – 2 минуты. При обработке подсчитывается количество правильных ответов (пропуск, исправление – ошибка). Оснащение: бланк, демонстрационный плакат, карандаши, секундомер.

ИНСТРУКЦИЯ: перед вами квадрат с 25 числами и числовой ряд из 40 чисел. Вам необходимо за 2 минуты зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате. Оценка по 9-балльной шкале.

Оценка  в  баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во  правильных

15

14

13-12

11-10

9-8

7-6

5-4

3

меньше 2

1-3- низкий уровень,

4-6- средний уровень,

7-9- высокий  уровень.

14

5

31

27

37

40

34

23

1

20

19

16

32

13

33

2

6

8

25

9

12

26

36

28

39

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Ключ:  подчеркнуты  числа,  отсутствующие    в  квадрате.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

«Тест Пьерона-Рузера»

Цель: диагностика  объема  произвольного  внимания младшего школьника

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: 

Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.

Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

C:\Users\Елена\Desktop\Технолоогия  проект\16182_html_m2ab1d018.jpg

«Корректурная  проба»

Цель: диагностика  устойчивости, сосредоточенности, объема, переключения и распределения внимания младшего школьника.

Описание: 20 строк букв, по 20 букв в каждой. По сигналу «начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы – 3 минуты.

ж

ф

с

я

а

б

ц

у

и

к

е

н

г

ш

щ

з

х

ф

м

о

ы

в

а

и

р

о

о

л

д

ж

з

я

ч

м

и

т

ь

с

т

в

о

б

ю

е

а

в

ы

р

е

н

о

л

б

ж

д

л

о

р

у

к

ц

у

к

е

н

г

ш

щ

з

х

ф

ы

в

а

п

р

о

л

д

ж

я

ч

с

м

и

т

ь

б

ю

э

ж

д

л

о

р

п

а

в

в

ы

е

а

е

ы

ф

я

ч

с

м

и

т

б

ю

ф

ы

в

а

к

й

ц

э

л

д

ж

э

ц

у

к

е

н

г

ш

щ

н

е

к

ц

ф

у

К

и

м

с

ч

я

а

х

о

х

р

з

х

о

щ

н

е

к

у

ы

в

ц

к

э

д

ж

л

о

н

с

а

в

и

ф

ю

в

м

б

ю

и

м

е

к

у

ц

з

щ

ш

г

н

е

к

у

ц

м

с

ч

ю

т

и

п

ф

ы

в

а

п

р

о

л

д

ж

з

щ

ш

г

н

е

к

у

н

г

ж

д

л

о

р

п

ф

ы

в

а

п

р

о

л

д

ж

ю

б

и

м

ф

ы

в

к

у

ц

е

н

г

ш

щ

л

о

р

п

и

т

м

с

ч

р

п

а

о

л

д

и

м

с

ч

и

т

б

л

о

д

ш

е

н

г

а

п

р

о

н

е

г

к

у

в

а

п

л

д

ж

и

т

б

м

с

п

а

е

к

н

г

о

л

п

д

ж

ш

н

г

к

у

в

м

с

и

э

л

д

ш

г

н

щ

у

к

е

н

д

о

р

г

с

и

т

п

р

к

у

е

н

г

ш

л

о

р

д

ж

в

а

п

р

н

д

и

т

в

в

а

п

р

н

г

о

л

д

и

т

ж

з

х

к

у

п

р

н

е

с

и

т

р

н

г

е

ц

ы

в

с

и

м

п

р

о

н

е

г

б

Работоспособность определяется по формуле:

Работоспособность = количество строк x количество строк / количество ошибок

Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более устойчивым является внимание.

Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам нужно давать следующим образом: на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей строчке – «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей – «к» и «ч» и т.д.

Оценка результата:

Процент ошибки = 100 x количество строк, неверно отмеченных / общее количество просмотренных строк.

Обследование объёма произвольной  слуховой    

и  зрительной  памяти

1 – 4 класс

«Определение  типа  памяти»

Цель: определение преобладающего типа памяти

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер. Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут. Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут. Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут. Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

2 - 4 класс

«Арифметический  тест Векслер»

Цель: определение объема слуховой  памяти

Порядок исследования. Ребенку предлагается повторить несколько цифр так, как услышал (прямой порядок).

Например: 1 3;   4 8 3;    5 7 4 9;    1 6 4 8 6;    2 4 6 3 9 4;    9 4 7 2 5 6 2.

Рекомендуется  читать цифры медленно, не спеша, хорошо проговаривая.

■ Нужно  предупредить ребенка о том, чтобы он внимательно слушал и старался запомнить цифры. Затем задание усложняется. Ребенок должен повторить цифры в обратном порядке. Например: 8 3, ребенок повторяет: 3 8. Цифровой ряд: 6 2; 1 7 3; 5 2 6 1; 8 2 5 1 9; 3 7 6 1 5 8; 4 6 8 3 7 2 5.

Результат Ребенок покажет хороший уровень развития памяти, если назовет:

■ 5-6 цифр при прямом повторении,

■ 4-5 цифр при обратном повторении

«Диагностика   зрительной  памяти»

Цель: исследование уровня зрительной памяти младшего школьника.

Можно воспользоваться одной из следующих строчек с буквами, знаками или геометрическими фигурами:

фигуры 

Время предъявления строки – 5 сек.

ИНСТРУКЦИЯ: тебе необходимо просмотреть ряд из 10 цифр (10 букв, 10 знаков), постарайтесь их как можно лучше запомнить. Затем необходимо по памяти воспроизвести предъявленные буквы, цифры, знаки, обязательно сохраняя порядок следования.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ: правильным считается только в том случае, если правильно назван знак под своим порядковым номером. Показатель 5 и выше считается хорошим.        

Обследование логических действий сравнения,  

обобщения, классификации

1 класс

«Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)

Цель: выявить умения сравнивать,  классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.

Организация работы. Детям раздаются листы с нарисованными треугольниками. Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.

http://nsc.1september.ru/2007/16/9.gif

Инструкция: 

«Вы много раз рисовали и раскрашивали разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами». (Задание повторяется дважды.)

Оценка задания

  • 4-й уровень: классификация выполнена – выделены три группы треугольников (3 равнобедренных треугольника, 3 равносторонних и 3 прямоугольных – названия треугольников даются для учителя);
  • 3-й уровень: допущена одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении или неразличение одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении);
  • 2-й уровень: допущены две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении и в прямом и зеркальном положении);
  • 1-й уровень: а) допущены три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных треугольников); б) бессмысленное хаотическое раскрашивание фигур.

2 - 4 класс

«Исключение  лишнего»

Цель: изучение способности к обобщению.

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

3. Собака, лошадь, корова, лось.

4. Стол, стул, пол, кровать.

5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

6. Очки, глаза, нос, уши.

7. Трактор, комбайн, машина, сани.

8. Москва, Киев, Волга, Минск.

9. Шум, свист, гром, град.

10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

11. Береза, сосна, дуб, роза.

12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов. 1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда). 3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов.

Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;

хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним;

средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием;

низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.

Методика «Выявление общих понятий»

Цель: методика предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации.

Обследуемым предлагается бланк с 19-ю рядами слов. В каждом из них набор из 5-ти слов, два из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого - найти в каждом ряду по два слова, наиболее соответствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы - 3 минуты.

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

Чтение (глава, книга, печать, картина, слово).

Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага. редактор).

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Война (самолеты, пушки, сражения, ружья, солдаты).

Книга (рисунки, война, бумаги, любовь, текст).

Землетрясение (пожар, смерть, колебания, почвы, шум, наполнение).

Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, волк).

Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

Больница (помещение, сад, враг, радио, больные).

Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Инструкция: «В каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».

Оценка выставляется по 9-бальной шкале

Оценка в баллах:

Оценка  в  баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во  правильных

19

18

17-16

15-14

13-12

11-10

9-8

7-6

меньше 5

Высокий  уровень -  9-8

Средний  уровень – 5-7  баллов

Низкий  уровень – 1–4  балла

Слова   подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Обследование скорости /логичности  мышления  на  наглядном  материале

Методика  «Простые  аналогии»

Цель: исследование логичности и гибкости мышления.

Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1  класс

Какое слово подходит к слову «самолет» так же, как слово  «машинист» подходит к слову «поезд»? «Подбери из пяти слов, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» - к слову «огурец».

1. Огурец - Овощ

Гвоздика - ?  (Сорняк, роса, садик, цветок, земля)

2. Огород - Морковь

Сад - ?  (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка)

3. Учитель - Ученик

Врач - ?  (Очки, больница, палата, больной, лекарство)

4. Цветок - Ваза

Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост)

5. Перчатка - Рука

Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка)

6. Темный - Светлый

Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный)

7. Часы - Время

Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач)

8. Машина - Мотор

Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег)

9. Стол- Скатерть

Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди)

10. Стул - Деревянный

Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная)

Помощь детям в процессе  работы с методикой не предусматривается.

За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

Количество баллов

Интерпретация результатов, рекомендации

0-2

недопустимый уровень

3–4

низкий уровень, рекомендованы ежедневные занятия по развитию навыков мышления

5–6

средний уровень развития, логика и внимание требуют тренировок

7–8

достаточный уровень развития, нужно поработать над внимательностью ученика

9–10

высокий уровень развития  мышления

2 - 4 класс

Методика  «Простые  аналогии»

     Цель: исследование логичности и гибкости мышления.
    Порядок исследования.

Ученику прочитываются   пара слов, размещенных слева, устанавливается между ними логическую связь, а затем по аналогии ученик  должен найти   пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

1.Лошадь:Жеребёнок=Корова:?Пастбище,Рога,Молоко,Телёнок,Бык.

2.Тонкий:Толстый=Безобразный:?Красивый,Жирный,Грязный,Урод,Веселый.

3.Свинец:Тяжёлый=Пух:?Трудный,Перина,Перья,Лёгкий,Куриный.

4.Ложка:Каша=Вилка:?Масло,Нож,Тарелка,Мясо,Посуда.

5.Яйцо:Скорлупа=Картофель:?Курица,Огород,Капуста,Суп,Шелуха.

6.Коньки:Зима=Лодка:?Лёд,Каток,Весло,Лето,Река.

7.Ухо:Слышать=Зубы:?Видеть,Лечить,Рот,Щётка,Жевать.

8.Собака:Шерсть=Щука:?Овца,Ловкость,Рыба,Удочки,Чешуя.

9.Пробка:Плавать=Камень:?Пловец,Тонуть,Гранит,Возить,Каменщик.

10.Чай:Сахар=Суп:?Вода,Тарелка,Крупа,Соль,Ложка.

11.Дерево:Сук=Рука:?Топор,Перчатка,Нога,Работа,Палец.

12.Дождь:Зонтик=Мороз:?Палка,Холод,Сани,Зима,Шуба.

13.Школа:Обучение=Больница:?Доктор,Ученик,Учреждение,Лечение,Больной.

14.Песня:Глухой=Картина:?Хромой,Слепой,Художник,Рисунок,Больной.

15.Нож:Сталь=Стол:?Вилка,Дерево,Стул,Пища,Скатерть.

16.Рыба:Сеть=Муха:?Комар,Комната,Жужжать,Паутина.

17.Птица:Гнездо=Человек:?Люди,Птенец,Рабочий,Зверь,Дом.

18.Хлеб:Пекарь=Дом:?Вагон,Город,Жилище,Строитель,Дверь.

19.Пальто:Пуговица=Ботинок:?Портной,Магазин,Нога,Шнурок,Шляпа.

20.Коса:Трава=Бритва:?Сено,Волосы,Острая,Сталь,Инструмент.

21.Нога:Сапог=Рука:?Галоши,Кулак,Перчатка,Палец,Кисть.

22.Вода:Жажда=Пища:?Пить,Голод,Хлеб,Рот,Еда.

23.Электричество:Проволока=Пар:?Лампочка,Ток,Вода,Трубы.

24.Паровоз:Вагоны=Конь:?Поезд,Лошадь,Овёс,Телега,Конюшня.

25.Алмаз:Редкий=Железо:?Драгоценный,Железный,Твёрдый,Сталь,Обычный.

26.Бежать:Стоять=Кричать:?Молчать,Ползать,Шуметь,Звать,Плакать.

27.Волк:Пасть=Птица:?Воздух,Клюв,Соловей,Яйца,Пение.

28.Растение:Семя=Птица:?Зерно,Клюв,Соловей,Пение,Яйцо.

29.Театр:Зритель=Библиотека:?Актёр,Книги,Читатель,Библиотекарь,Любитель.

30.Железо:Кузнец=Дерево:?Пень,Пила,Столяр,Кора,Листья.

31.Нога:Костыль=Глаза:?Палка,Очки,Слезы,Зрение,Нос.

32.Утро:Ночь=Зима:?Мороз,День,Январь,Осень,Сани.

Таблица: ключ к тесту (вопросы1–16)

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Ответ

4

1

4

4

5

4

5

5

2

4

5

5

4

2

2

4

Таблица: ключ к тесту (вопросы17–32)

Вопрос

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Ответ

5

4

4

2

3

2

4

4

5

1

2

5

3

3

2

4

Интерпретация результатов

Подсчёт результатов не занимает много времени. Правильный ответ—1 балл. Максимальное количество баллов—32.

Таблица: итоговых баллов

Количество баллов

Интерпретация результатов, рекомендации

0-4

недопустимый уровень

5–14

низкий уровень, рекомендованы ежедневные занятия по развитию навыков мышления

15–24

средний уровень развития, логика и внимание требуют тренировок

25–30

достаточный уровень развития, нужно поработать над внимательностью ученика

31–32

высокий уровень развития  мышления

Методика "Изучение скорости мышления"

Цель: определение скорости  мышления.         

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.         

 Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования.

В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Ключ к тесту: пора (пара), дерево, птица, письмо, гора, замок, рыба (роба), окно, поле, камень, финиш, звонок, коса (киса), песок, хоккей, кошка (кашка), тело, сани (сени), учитель, шишка, роба (рыба), стол, курица (корица), пирог (порог), река, школа, берёза, шапка, поля (пуля), книга, поезд, барабан, село (соло, сало), солнце, снег, коньки, море, доска, весна.         


Обработка и анализ результатов:

25-30 слов - высокая скорость мышления;

20-24 слова - хорошая скорость мышления;

15-19 слов - средняя скорость мышления;

10-14 слов - ниже средней;

до 10 слов - инертное мышление.         

       Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов,
первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня:

19-16 слов - высокий уровень мышления;

10-15 слов - хороший;

5-9 слов - средний;

до 5 слов - низкий.

Обследование  способности   к   самоконтролю

1  класс

Методика   "Рисование бус" (методика И.И. Аргинской)

     Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

     Организация работы. Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку. У каждого ребенка должно быть шесть разноцветных карандашей. Работа состоит из двух частей:

1) выполнение задания (рисование бус);
2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание бус.

     Инструкция к 1-й части задания (повторяется два раза):

     «У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте рисовать».

     Инструкция ко 2-й части задания:

     «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки – всё ли сделано правильно. Кто заметит ошибку, сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие задания повторяется еще раз медленно, каждое условие выделяется голосом.)

Оценка задания (оценивается лучший вариант)

  • 4-й уровень: задание выполнено правильно, учтены все четыре условия: количество бусин (пять), их форма (круглая или близкая к круглой), использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины;
  • 3-й уровень: учтены три условия;
  • 2-й уровень: учтены два условия;
  • 1-й уровень: учтено одно условие.

Оценка самоконтроля

  • 4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;
  • 3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;
  • 2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;
  • 1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.

2 - 4  класс

Методика  «Палочки и крестики»

     Цель:  определение уровня самоконтроля  и стиля учебной деятельности.  

    Организация работы. Обучающемуся  предлагается тетрадный лист в клетку с полями, на первой строчке сверху написан образец задания: | + | + | - | + | + | - | + | + | и т.д.

 

    Испытуемому необходимо в таком же порядке писать палочки и штрихи в течение 5 мин., соблюдая следующие правила:

1 - пиши палочки и крестики точно в такой же последовательности.

2 - переходи на другую строчку после знака "-".

3 -  не пиши на полях.

4 -  пиши каждый знак в одной клеточке.

5 - соблюдай расстояние между строчками в 2 клеточки. Все правила можно сначала разъяснить и показать ребенку.

Оценка результатов:

5  баллов - обучающийся точно следует инструкции на протяжении всего задания, не отвлекается, сам находит и исправляет ошибки, старается делать аккуратно, не спешит сдать работу по окончании и пытается еще раз проверить написанное.

4 балла — делает больше ошибок, но не замечает их и не старается исправить, не очень заботится о качестве выполнения работы, но стремится к успеху.

3 балла — безразличен к результату работы, не стремится исправлять ошибки, не соблюдает все правила инструкции.

2 балла — следует лишь некоторым правилам, но забывает быстро и их, выполняет работу хаотично.

Уровни сформированности действия самоконтроля,

    Психологи Репкина Г.В. и. Зайка Е. В разработали уровни сформированности действия самоконтроля, которые помогут учителю в обобщении накапливающихся у него сведений о каждом ученике, получаемых во время проведения различных по содержанию и сложности уроков, в результате анализа выполняемых учеником самостоятельных видов работ и т.д.

     Первый уровень - отсутствие контроля. Совершаемые учеником действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются. Часто допускаются ошибки даже при решении хорошо знакомых задач. Не умеет исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способен свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствия. Некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашается с любым исправлением, в том числе, когда оно тут же меняется на противоположное. Неоднократно повторяет одни и те же ошибки после их исправления учителем. Не может объяснить, почему действие надо совершать именно так, а не иначе. Ошибок, допущенных другими учениками, так же не замечает. Обращает внимание лишь на нарушение внешних требований ("грязно", "загнуты углы"). При просьбе учителя проверить свою работу и исправить ошибки действует хаотично, не придерживаясь никакого плана проверки и не соотнося свои действия ни с какой схемой.

     Второй уровень – контроль на уровне непроизвольного внимания. Контроль выполняется неустойчиво и неосознанно. В его основе лежит неосознаваемая ил плохо осознаваемая учеником схема действия, которая зафиксировалась в его непроизвольной памяти за счет многократного выполнения одного и того же действия. Контроль же в форме специального целенаправленного действия по соотнесению выполняемого учеником процесса решения задачи с усвоенной им схемой действия отсутствует. Ученик действует импульсивно, хаотично, но за счет непроизвольного запоминания схемы и непроизвольного внимания как бы предугадывает направление правильных действий, однако не может объяснить, почему следует делать именно так, а не иначе, легко отказывается от своего решения. Хорошо знакомые действия может совершать безошибочно, а если допустит ошибку, может обнаружить ее самостоятельно или по просьбе учителя, однако делает это не систематически. Не может объяснить ни саму ошибку, ни правильный вариант, дает лишь формальные ответы типа: "так неправильно". Что касается новых, недостаточно хорошо усвоенных действий, то ошибки в них допускаются часто, и при этом не замечаются и не исправляются.

     Третий уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания. Выполняя новое задание, ученик может допустить ошибку, однако, если учитель просит его проверить свои действия или найти и исправить ошибку, ученик, как правило, находит ее и исправляет и может при этом объяснить свои действия. Вводимые учителем схемы действия осознает и может сличать с ними собственный процесс решения задачи, хотя делает это не всегда, особенно при выполнении новых действий. Выполнив действие без осознаваемого контроля, тут же по просьбе учителя может проконтролировать его ретроспективно и в случае необходимости внести соответствующие исправления. Как самостоятельное целенаправленное действие, контроль такому ученику доступен и может выполняться, но приходит это преимущественно только после окончания действия по просьбе учителя. Одновременно совершать новое действие и соотносить его со схемой ребенок затрудняется. Что касается хорошо освоенных или неоднократно повторенных действий, то в них ребенок почти не допускает ошибок, а если допустит, может самостоятельно найти и исправить. Во всех случаях, исправляя ошибку, ребенок может обосновать свои действия, ссылаясь на усвоенную и осознаваемую схему действия.

     Четвертый уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания. В процессе выполнения действия ученик ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи. Это приводит к тому, что действия выполняются, как правило, безошибочно. Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, причем случаи повторения одних и тех же ошибок крайне редки. Может правильно объяснить свои действия. Может безошибочно решать большое число разнообразных задач, построенных на основе одного и того же способа действия, умело соотнося их с усвоенной схемой. Осознанно контролирует действия других учеников при совместном выполнении заданий. Однако, столкнувшись с новой задачей или изменением условий действия, требующими внесения корректив в саму схему действия, ученик оказывается беспомощным и не может отступить от заданной схемы. Другими словами, ученик может успешно контролировать не только итог, но и процесс выполнения действий и по ходу его выполнения сверять совершаемые действия с готовой наличной схемой, однако проконтролировать соответствие самой схемы действий имеющимся новым условиям он не может.

     Пятый уровень - потенциальный рефлексивный контроль. Столкнувшись с новой задачей, внешне похожей на решавшиеся ранее, ученик точно выполняет учебные действия в соответствии с прежней схемой, не замечая того, что схема оказывается неадекватной новым условиям. Допущенные ошибки может обнаружить с помощью учителя и, отвечая на его наводящие вопросы, может объяснить их источник - несоответствие примененного действия новым условиям задачи. Обычно после этого ученик пытается исправить свои действия, перестроить применяемый способ, тем не менее это ему удается сделать только с помощью учителя. Под руководством учителя может переходить к выделению принципов построения плана действий соответствующего типа, т.е. устанавливать соотношение между основаниями выбора и построения способов действия и их обобщенных схем в зависимости от изменения условий. Задания, соответствующие применяемой схеме действия, как знакомые ему, так и незнакомые, выполняет регулярно и безошибочно, контролируя свои действия непосредственно в процессе выполнения. Уверенно отстаивает результат своих действий, обосновывая его анализом примененных способов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Определение корня .Безударная гласная в корне слова"

Урок русского языка по теме "Определение корня .Безударная гласная в корне слова" по программе "Школа2100" Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять коре...

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...

Методика определения комфортности в школе

В помощь учителям и родителям....

Конспект урока русского языка в 3 кл по теме "Определение имени прилагательного"

Предлагаемый педагогическому сообществу урок стоит первым в изучении темы «Имя прилагательное» в 3 классе. Он выстроен в русле проблемного изложения материала и отвечает всем требованиям современного ...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Закрепление понятия текст-описание. Упражнение в определении окончаний имён прилагательных по вопросу".

Урок закрепления материала. Закрепляет знания детей о тексте-описании. А также закрепляет умения определять окончания имён прилагательных по вопросу....