Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 3 кл по теме "Определение имени прилагательного"
    методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

    Сорокина Лариса Викторовна

    Предлагаемый педагогическому сообществу урок стоит первым в изучении темы «Имя прилагательное» в 3 классе. Он выстроен в русле проблемного изложения материала и отвечает всем требованиям современного урока. Важной составляющей предлагаемого материала является Презентация, которая наглядно отражает все этапы урока и усиливает восприятие учебного материала, способствует глубокому пониманию и запоминанию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_Sorokina_LV.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 3 классе по ОС «Школа 2100».

    Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22»

    г. Октябрьского Республики Башкортостан

    Сорокина Лариса Викторовна

     Sorolarisa@mail.ru 

    Предлагаемый урок стоит первым в изучении темы «Имя прилагательное» в 3 классе. Он выстроен в русле проблемного изложения материала и отвечает всем требованиям современного урока. Основная форма работы на уроке – исследование языкового материала через наблюдение, сравнение и анализ.  Важной составляющей предлагаемого материала является Презентация, которая наглядно отражает все этапы урока и усиливает восприятие учебного материала, способствует более глубокому пониманию и запоминанию.

    Тема:  «Определение имени прилагательного».

    (первый урок по теме)

    Цель: вывести определение имени прилагательного как части речи.

    Задачи урока:

    • познакомить обучающихся с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи;
    • упражнять обучающихся в подборе имен прилагательных к существительным;
    • развивать внимание к языковым явлениям, орфографическую зоркость;
    • воспитывать здравомыслие в общении с компьютером;
    • формировать навыки самооценивания на уроке.

    Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, счетные палочки для оценивания на партах, карточки со словарными словами, карточки с индивидуальными заданиями, листочки для словарного диктанта.

    Ход урока:

    Ι. Оргмомент. (2 мин)

    - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. Когда в семье гости, это радостное и ответственное событие. Их стараются встретить особенно, готовят самое лучшее. И мы сегодня постараемся нашим гостям показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будет наш хороший знакомый – домовой Афанасий.

    (Слайд 1, 2)

    Оценивание работы на уроке будет комплексным: за правильные ответы вы берете палочку, я провожу свои наблюдения, а в конце урока мы совместим наши результаты.

    ΙΙ. Индивидуальная работа по карточкам (см. после конспекта) 

    ΙΙΙ. Словарная работа. (5 мин)

    Запись числа в тетради.

    1). Словарный диктант: костюм, вдоль, поперек, горох, акробат, печаль, искусство, почерк, когда.

     2). Введение нового слава КОМПЬЮТЕР.

    - Отгадайте о чем мое четверостишие?

    Что за чудо-агрегат

    Может делать все подряд -

    Петь, играть, читать, считать,

    Самым лучшим другом стать?  (компьютер) (Слайд 3)

    Показ карточки и запись слов на доске (ребенок у доски)

    - Подберем однокоренные слова запишем их в тетрадь.

    Компьютер, компьютерщик, компьютерная, компьютеризировать.

    Дополнительный вопрос ребенку у доски: с помощью чего образуются однокоренные слова, какой способ образования существительных мы знаем?       (оценка)

    - Компьютер, конечно, вещь полезная и в современном мире просто необходимая, но не надо забывать о правильном его использовании. Время работы человека за компьютером должно быть строго ограничено, а в детском возрасте оно не должно превышать 15 минут, так как от монитора идет сильное излучение и постоянно напряжены глаза. Если пренебрегать правилами пользования компьютером, то нарушается зрение, осанка человека. Берегите свое здоровье!

    ΙV. Введение в раздел. Формулирование темы урока. (5 мин)

    - Отгадайте еще одну загадку.

    (Слайд 4)

     Конь …, хвост …. 

    - Почему вы ее не поняли? Помогли ли вам существительные догадаться о чем речь?

    - Послушайте еще раз:

    Конь стальной, хвост льняной. Что это?

    (Слайд 5)

    - Какие слова помогли вам  отгадать загадку?

    (Стальной, льняной)  

    (Слайд 6)

    - Что они обозначают? (признак предмета)

    - Рассмотрите иллюстрацию на с. 67. На чем спит Афанасий? Подушка (какая?) …

    - О каких словах пойдет речь у нас на уроке? Может кто-то помнит, как они называются? (имена прилагательные)

    (Слайд 7 с темой.) 

    - Сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы. Прочитаем их хором (со слайда).

    1. Что обозначает эта часть речи?

    2. На какие вопросы отвечает?

    3. Почему так названа?

    4. Для чего употребляется в речи?

    5. Как изменяется?

    V. Наблюдение над признаками имен прилагательных (8 мин)

    Упражнение в подборе прилагательных к существительным.

    - Попробуем сами охарактеризовать некоторые предметы.

    (Слайд 8 - 9 – ландыш, роза)    

    (устный подбор – запись с комментированием по цепочке)

    (Слайд 10 – солнце, дети) 

    (Работа по вариантам  (устная проверка)

    - Что же называют эти слова?

    Вывод: данные слова называют, какой это предмет, разные признаки одного  и того же предмета.

    - Какие могут быть признаки у предметов найдем в таблице

    (Слайд 11- таблица признаков)

    - Что же обозначают имена прилагательные?

    (Слайд 12)

    - На какие вопросы они отвечают?

    (Слайд 13 - чистый)

    VΙ. Работа с определением на с. 69 (1 абзац) (2 мин)

    VΙΙ. Физминутка  (на 23 мин) 2 мин

             Игра «Форма, цвет, размер»

        Форма – хлопнем,

        Цвет – топнем,

        Размер – присядем.

    (Квадратный,  большой, сиреневый, треугольная, лиловый, багровый, гигантский, малиновый, овальный, лилипутский, круглый, маленький.)

    VΙΙΙ. Продолжение наблюдений.

             Связь прилагательных с существительными, роль прилагательных в речи.

    1. Постановка проблемы. (2 мин)

    - Давайте вспомним, почему имена существительные получили такое название?

    - Как вы думаете, что обозначает слово прилагательное? К чему оно прилагается?

    - Давайте обратимся к учебнику Упр. 308.

    2. Сравнение  текстов.

    (Слайд 14) (6 мин)

    - Прочитаем и сравним тексты.

    А) Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Возвращаются птицы.

    Б) Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Возвращаются перелетные птицы.

    -  Какова тема первого, второго текста?

    - Можно ли считать тексты одинаковыми?

    - Какой текст вам понравился больше  и почему?

    - Что же отличает второй текст от первого?

    (Во втором тексте есть прилагательные. С ними текст стал ярче, образнее, поэтичнее)

    Вывод: прилагательные нужны для красоты описания (Слайд 15)

    Запишем первое предложение второго текста, выделим орфограммы.

    (ребенок у доски)

    - Найдите прилагательное, докажите. С каким словом оно связано?

    - Прочитайте вопрос на с. 69 после правила.

    (Не может быть признака без предмета)

    ΙΧ. Наблюдение за изменением прилагательных. (6 мин)

    - Понаблюдаем, как изменяются имена прилагательные.

    - Упр. 309.

    - Что вы можете сказать? Пронаблюдаем это по таблице.

    (Слайд 16)

    - Работа с правилом (2 абзац).

    - Как же изменяются прилагательные?

    (Слайд 17)

    Χ. Рефлексия. (3 мин)

    (Слайд 18 - вопросы темы)

    - Подведем итог нашего исследования.

    ΧΙ. Домашнее задание (3 мин)

    (Слайд 19)

    С. 88, упр 2, правило

    Оценивание.

    ФИ ____________________________________

    КАРТОЧКА № 1.

    Замени подчеркнутые существительные местоимениями. Разбери одно местоимение как часть речи.

    Лиса.

    Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе³ это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

    _________________________________________________________________

    ФИ_________________________________

    КАРТОЧКА № 2.

    В предложения вставь недостающие местоимения в нужной форме.

    1) Концерт пианиста ______ понравился. Его игра произвела _________ прекрасное впечатление.  (Я)

    2) Я вчера весь вечер звонил ______, но у _____постоянно было занято. (Ты)

    3) Я учусь с Володей с первого класса. Я очень хорошо _____ знаю и давно дружу с _______³. (Он)

    4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за _____ в детский сад. (Она)

    ФИ _________________________________

    КАРТОЧКА № 3.

    Вставь пропущенные местоимения в нужной форме. Одно разбери как часть речи.

    Татьяна Сергеевна работает в краеведческом музее. Посетители часто обращаются к ______ с самыми разными вопросами. Татьяна Сергеевна много читает, от _______³ можно услышать много интересного об истории нашего города. С _______ часто советуются учителя, архитекторы, журналисты. Татьяну Сергеевну хорошо знают старожилы города и говорят о ______ с уважением.

    _______________________________________________________________

    _ФИ_________________________________________________

    КАРТОЧКА № 4

    Спиши, замени подчеркнутые существительные местоимениями. Разбери одно как часть речи.

    Ёлка.

    Я увидел ёлку. Ёлка (1) росла в тени, и оттого сучья у ёлки были опущены вниз. Теперь после рубки леса ёлка оказалась на свету. Каждый сук ёлки³ стал расти кверху. Под ёлкой был шалашик.

    ФИ_________________________________________________

    КАРТОЧКА № 5.

    Вставь вместо точек пропущенные местоимения. Разбери одно как часть речи.

    Охотник пошел в лес. За ______ бежала собака. Вот они в лесу. Вдруг _______ навстречу выскочил заяц. Собака бросилась ________. Зайцу удалось уйти. Охотник вышел на поляну. На _____³ было маленькое озеро. Там плавали дикие утки. Охотник осторожно подкрался к уткам, но ______ почуяли опасность и улетели.

    _______________________________________________________________

    ФИ_________________________________________________

    КАРТОЧКА № 6.

    Спиши предложения, употребляя местоимения в нужной форме.

    1) К _______ в класс пришел новый ученик и быстро подружился с _______. У _______ в классе сложился хороший коллектив. (мы)

    2) Серёжа собирал с ребятами металлолом. «С ______ приятно работать, - сказал он. – У ______ работа спорится». (вы)

    3) Старшеклассники – наши шефы. Мы с _______ ходим в походы. У _______ мы научились быстро ставить палатки, разжигать костёр. (они)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имен прилагательных по падежам"

    Урок проведён по УМК "Перспектива" в 3 классе с использованием презентации и самоанализом...

    Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

    Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

    Урок русского языка в 3 классе УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ. СЛОЖНЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. СОЧИНЕНИЕ ПО ОПОРНЫМ СОЧЕТАНИЯМ СЛОВ.

    В разработке представлен вариант работы над развитием речи учащихся 3-го класса. Дети рассказывают о своих вспечатлениях от похода в лес за грибами, какие грибы им знакомы, какие нельзя собирать (связ...

    Конспект урока русского языка на тему: Морфологический разбор имени прилагательного

    Конспект урока русского языка на тему: "Морфологический разбор имени прилагательного...


     

    Комментарии

    Сорокина Лариса Викторовна

    Предлагаемый педагогическому сообществу урок стоит первым в изучении темы «Имя прилагательное» в 3 классе. Он выстроен в русле проблемного изложения материала и отвечает всем требованиям современного урока. Важной составляющей предлагаемого материала является Презентация, которая наглядно отражает все этапы урока и усиливает восприятие учебного материала, способствует глубокому пониманию и запоминанию.