Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имен прилагательных по падежам"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Урок проведён по УМК "Перспектива" в 3 классе с использованием презентации и самоанализом

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_yasnaya_polyana.doc53.5 КБ
    Office presentation icon prezentaciya.ppt1.31 МБ
    Microsoft Office document icon samoanaliz.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам»

    3 класс, УМК «Перспектива»

    Цели урока: создать условия для формирования представлений о падеже имен прилагательных

    Русский язык, урок введения нового знания

    Тема: Изменение имен прилагательных по падежам

    Продолжительность: 1 урок, 45 минут

    Класс: 4

    Технологии: презентация к уроку.

    Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявить особенности склонения этих частей речи.

    2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи:

        об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен  прилагательных в предложении от имени существительного.

     3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

    4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе, животным.

                    Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

    Предметные результаты:  уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

     изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

    Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

    Регулятивные  УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

    Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

    Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

    Личностные результаты:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

    Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 3 класс» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point. 

    Оборудование: 

    компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 3 класс» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, задания в конвертах для работы в парах, карточки в ковертах для разноуровневой работы

    Методы: продуктивный, частично-поисковый, проблемный.

    Тип урока: урок изучения нового материала 

    Ход урока

    1. Эмоционально-психологический  настрой. 

    (На фоне музыки из мультфильма «Крошка Енот» учитель произносит слова.)

       -  Улыбка и добрые слова помогают сохранять хорошее настроение. Именно такими словами я хочу начать наш сегодняшний урок. Слайд 1

    Ты улыбкой как солнышком брызни,

    Выходя поутру из ворот.

    Понимаешь,  у каждого в жизни

    Предостаточно бед и забот.

    Разве любы нам хмурые лица

    Или чья-то сердитая речь?

    Ты улыбкой сумей поделиться

    И ответную искру зажечь.

    -Подарите друг другу улыбку. Я надеюсь, что совместный труд принесёт нам радость общения.

    II Подготовка к работе на основном этапе

    -Эпиграфом нашего урока будут слова известного русского писателя Л.Н.Толстого:

    «Труд будит в человеке творческие силы» Слайд 2

    -Как вы понимаете смысл этого высказывания?

    -Сегодня на уроке нам предстоит сделать открытие, а объектом исследования будут имена прилагательные.

    - Вашему вниманию я предлагаю иллюстрации.

    Показ иллюстраций Слайд 3

    -Что объединяет эти иллюстрации? (-из рассказов и сказок Толстого)

    Слайд 4

    - Имя этого писателя будет часто звучать на нашем уроке.

    -Что вы знаете об этом человеке? Слайд 5

    -В этом году Льву Николаевичу Толстому исполнилось бы 185 лет.

    III Минутка чистописания

    - Проведём минутку чистописания

    На доске: ( жи па  де  )

    - Что вы можете сказать об этих соединениях?

    - Сколько слогов мягкого созвучия?

    - Запишите эти соединения, повторяя до конца строки.

    - Какое слово можно составить  из этих слогов? (- падежи)

    - Это слово встретится в теме сегодняшнего урока.

    IV Актуализация опорных знаний

    Слайд 6

    -Что объединяет  эти слова? ( прил, , число)

    - На какие группы можно разделить? Обоснуйте свой ответ.

    - Найдите лишнее прилагательное в каждом столбике. (- берёзовая, могучий) Слайд 7 С прилагательными 1 столбика работают мальчики, второго – девочки.

    - Запишите их в тетрадь и выделите орфограмму.

    - Какое задание можно предложить к этим словам?

     Разберите по составу. Проверка.

    -Эти прилагательные вам пригодятся для дальнейшей работы.

    V Физминутка

    Слайд 8

    VI  Открытие темы урока

    -А сейчас вам предстоит поработать в парах. Вспомните правила работы. Распределите между собой роли.

    На ваших столах карточки. Восстановите текст, используя опорные слова.

    На партах карточки с заданием для парной работы.

    Усадьба Ясная Поляна находится в Тульской области Щёкинского района. Здесь родился и прожил последние годы жизни Лев Николаевич Толстой.

            Приятно пройтись по ______________ аллее, полюбоваться красотой _____________ сада. ______________ мостик перекинут через __________ болотце. Хочется постоять в тени под __________ дубом. В __________ аллее старого парка можно найти могилу великого русского писателя.

    Проверка      Слайд 9

    Усадьба Ясная Поляна находится в Тульской области Щёкинского района. Здесь родился и прожил последние годы жизни  писатель Лев Николаевич Толстой.

            Приятно пройтись по берёзовой аллее, полюбоваться красотой фруктового сада. Маленький мостик перекинут через узкое болотце. Хочется постоять в тени под могучим дубом. В липовой аллее старого парка можно найти могилу великого русского писателя.

    -С какими трудностями столкнулись при выполнении этого задания? (- Изменяли окончания прилагательных для связи слов в предложении)

    - Кто догадался, какая тема  сегодняшнего  урока? (изменение по падежам (склонение) имён прилагательных)

    - Назовите словосочетания с прилагательными, которые вы вставляли.

    На доске и в тетрадях:

    По берёзовой аллее

    Фруктового сада

    Маленький мостик

    Узкое болотце

    Под могучим дубом

    В липовой аллее

    -Что вы можете сказать о связи слов в этих словосочетаниях?

    Вывод: прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя сущ.

    - Определите падеж имен существительных.

    - Что можете сказать о падеже имен прилагат.?

     - Сделайте вывод.

    СЛАЙД 10

    В КОПИЛКУ ЗНАНИЙ:

     Имя прилагательное стоит в той же падежной форме, числе и роде что и имя существительное, от которого оно зависит.

    - Такая связь называется согласование.

    VII  Итоговый контроль усвоения новых знаний. Дифференцированная работа

    Самостоятельная работа с заданиями разного уровня сложности

    Задания напечатаны на карточках. На партах конверты разного цвета.

    Каждый выбирает себе задание по силам и выполняет его самостоятельно.

    ПРОВЕРКА (чтение текста)

               Чудесная весна пришла в наш маленький городок. В голубом  небе засветило яркое солнышко. На тёплой земле показалась зелёная травка. Лёгкий ветерок заиграл ветками высоких деревьев.

    - Определите падеж имён прилагательных.

     VIII Итог урока.

    - Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?

    - Что особенно понравилось? В чем испытывали затруднения?

    - Кого вы хотели  поблагодарить за помощь?

     IX Рефлексия.

    - По какой теме мы работали?

    - Что нового сегодня узнали? Чему научились? К каким выводам пришли?

    (формулировки правил, понятий и т.д.).

    - Где можно применить полученные знания?

    -Что на уроке для вас было интересно?

    -Кому вы хотите сказать спасибо?

    - У каждого из вас на столе лежат солнечные лучики разных цветов.

    - Если вы довольны своей работой на уроке, возьмите желтый лучик.

    - Если вы испытывали некоторые затруднения, но вам помогли товарищи, возьмите  лучик оранжевого цвета.

    - А если вы испытывали большие затруднения, возьмите красный лучик.

    - Прикрепите эти лучики вокруг солнышка.

    (Дети прикрепляют лучики вокруг солнышка, находящегося на доске)

    - Посмотрите, какое получилось у нас яркое солнце. Оно способно растопить не только снег в природе, но и лед в  душе. Ведь мы его создали вместе.

    Слайд 11


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    «Труд будит в человеке творческие силы» Л.Н.Толстой

    Слайд 4

    Лев Николаевич Толстой

    Слайд 5

    Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и моё отношение к ней. (Л.Н.Толстой)

    Слайд 6

    берёзовая маленький липовая узкое фруктовый могучий русский старый

    Слайд 7

    берёзовая маленький липовая узкое фруктовый могучий русский старый

    Слайд 9

    Усадьба Ясная Поляна находится в Тульской области Щёкинского района. Здесь родился и прожил последние годы жизни писатель Лев Николаевич Толстой. Приятно пройтись по берёзовой аллее, полюбоваться красотой фруктового сада. Маленький мостик перекинут через узкое болотце. Хочется постоять в тени под могучим дубом. В липовой аллее старого парка можно найти могилу великого русского писателя.

    Слайд 10

    В КОПИЛКУ ЗНАНИЙ: Имя прилагательное стоит в той же падежной форме, числе и роде что и имя существительное, от которого оно зависит.

    Слайд 11

    Спасибо за урок!



    Предварительный просмотр:

    Самоанализ урока

    Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам

    Класс: 3

    Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

    Целевое назначение:  Применение усваиваемых  предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

    Результативность обучения: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

    Методы: 
    • наглядный 
    • словесный 
    • поисковый 
     проблемный

    Формы организации урока: 
    • индивидуальная 
    • фронтальная 
    • парная 

          Данный урок проводился в рамках учебного курса русский язык в 3 классе общеобразовательной школы по УМК «Перспектива»

    Свой урок я построила и провела  в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока  «введения нового знания»   осуществлялась в рамках деятельностного подхода.

          Место и роль данного урока в курсе изучения русского языка определены правильно, он  находится в связи с предыдущими уроками. Цель урока совпадает с его конечным результатом

          В целях решения поставленных задач были использованы современные методы обучения: метод проблемного обучения, частично-поисковый. Каждый ребёнок был вовлечён в творческий поиск, в самостоятельное открытие новых знаний и как следствие -цель урока совпадает с его конечным результатом

            +Применение проблемного  обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре. Учителю удалось ли занять роль равноправного члена дискуссии?

          Урок построен таким образом, что работа школьников была направлена не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование. Все предложенные задания носили развивающий характер. Учебный материал урока соответствовал принципу научности и доступности. Учебная задача принята учащимися.

                В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям.

         В течение всего урока дети анализировали объекты, сопоставляли, группировали, выделяли главное, формулировали выводы по результатам своих наблюдений. В процессе выполнения заданий они учились принимать и сохранять учебную задачу,  высказывали  собственное мнение, контролировали действия партнёра, вносили коррективы в свои действия,  овладевали монологической речью.

    Мотивирование к учебной деятельности предполагало осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

    1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности

    ("надо");

    1. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу");
    2. устанавливаются тематические рамки ("могу").

    Здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я" с образом "Я - идеальный ученик", осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

    Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию диалог. Изложение новых знаний мною  не давалось в готовом виде, детям было предложено  самим  сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться.

     На уроке создана ситуация, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели.

       Такая организация позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать  знания, находить ответы на вопросы.

          На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень  их подготовленности, осуществлялась  индивидуализация обучения и дифференцированный  подход.

          На этапе открытия «новых» знаний использовалась работа в парах. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций.

          Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, помогли создать в классе благоприятный климат. У школьников возникало чувство удовлетворения, что повышало их познавательную активность. У слабых ребят появилась уверенность в своих силах, создалась положительная мотивация к учению.

    Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий. Взаимодействие организовано  по принципу, ученик- ученик,    ученик-группа (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель      (сравнение своей работы с образцом на слайде). Ученик контролировал как  процесс выполнения действия  тек и результат.

           Словесные и наглядные методы выступали на уроке в дидактическом единстве, т.е. информационно-коммуникативные технологии используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом.

         Высокая работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась сменой видов деятельности, а также применением здоровьесберегающих технологий.

          На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что  способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

          При подведении итогов урока и оценки работы, акцентировала внимание детей не на предметном содержании, не на умениях, которые осваивали. Обращала особое внимание на коммуникативные навыки и на универсальные действия. Это способствует осознанию процесса учения ребёнком. Направляла аналитическую деятельность учащихся  на метапредметный уровень. Таким образом, на уроке решала не только частные задачи урока (предметный уровень), но и общие задачи начального обучения (метапредметный уровень).

             На заключительном этапе урока дети продемонстрировали способность давать адекватную оценку своей деятельности. Созданная на уроке ситуация успеха способствовала самореализации учащихся и обеспечила педагогическую поддержку каждому ученику. При работе дети опирались на свою собственную оценку.

          Я считаю, что на данном уроке мною были реализованы все поставленные цели.  По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка "Общие признаки имен прилагательных"

    Цель урока: доказать значимость имён прилагательных в речи, совершенствовать навыки определения признаков частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола), формировать навыки грамо...

    Конспект урока русского языка "Правописание окончаний имен прилагательных".

    Конспект урока русского языка "Правописание окончаний имен прилагательных"....

    Конспект урока русского языка.Тема: "Число имен прилагательных". УМК "Школа России".

    Конспект урока русского языка.Тема: "Число имен прилагательных"....

    Конспект урока русского языка.Тема: "Изменение имен прилагательных по числам". УМК "Школа России".

    Конспект урока русского языка.Тема: "Изменение имен прилагательных по числам"....

    Конспект урока русского языка. Тема "Число имен прилагательных" 3 класс (УМК Школа России)

    Тема урока:  «Число имён прилагательных»Цели урока: развивать умение определять число имён прилагатель­ных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила­гатель...

    Конспект урока русского языка. Тема: «Роль имен прилагательных в тексте» 3 класс (УМК Школа России)

    Тема урока:  «Роль имен прилагательных в тексте»Цели урока: развивать умения употреблять имена прилагательные в речи; познакомить с понятием текст-описание.Планируемые результаты:Пред...