Главные вкладки

    Урок русского языка по теме: "Определение корня .Безударная гласная в корне слова"
    презентация к уроку (русский язык, 2 класс) по теме

    Лезина Елена Геннадьевна
    Урок русского языка по теме "Определение корня .Безударная гласная в корне слова" по программе "Школа2100" Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные орфограммы. Развивающие: -развивать орфографическую зоркость, внимание, память; -развивать логическое мышление. Воспитательные: -воспитывать интерес к изучаемому предмету. Оборудование Демонстрационный материал: ПК, проектор; экран, презентация, запись на доске, толковый словарь. Для индивидуальной работы: тетрадь по чистописанию, рабочая тетрадь, дидактический материал, учебник

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Opredelenie_kornya_.Bezudarnaya_klasnaya_v_korne_slova.rar965.84 КБ

    Предварительный просмотр:


    Разработка урока по русскому языку

    во 2 классе  

    по программе «Школа 2100»

    учитель начальных классов  МОУ «СОШ № 5» Г.САРАТОВА

    Лезина Е.Г.

    Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

    Цели:

    Образовательные:

    - познакомить с однокоренными словами;

     -научить определять корень слова;

    -повторить ранее изученные орфограммы.

    Развивающие:

    -развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

    -развивать логическое мышление.

    Воспитательные:

    -воспитывать интерес к изучаемому предмету.

    Оборудование

     Демонстрационный материал:  ПК, проектор; экран, презентация, запись на доске, толковый словарь.    

     Для индивидуальной работы: тетрадь по чистописанию, рабочая тетрадь, дидактический материал, учебник


     Ход урока.

    1. Организационный момент.

    -Проверьте свое  рабочее место: все ли в порядке?

    -Настроились на работу. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости – Знайка и Незнайка. Они нам будут помогать и давать задания.

    2.Актуализация знаний.

    -Повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках, то, что мы уже знаем.

    -Для чего это нужно?

    -Мы говорили о предметах, о признаках, о действиях.

    3.Минутка чистописания.     СЛАЙД 2

    Для чего каждый урок работаем над чистописанием?(Чтобы правильно и красиво писать) 

    -Открыли тетради по чистописанию урок 58 стр.25. Какую букву будем писать? Дайте характеристику. (Буква «ха» - согласная, имеет звук   [х ]   и

     [ х ] –твердый и мягкий, глухой.

    -Посмотрите и вспомните, как правильно писать букву «х». Запишите эту букву и слоги. А наблюдать за вами будут герои Н.Носова – ЗНАЙКА и НЕЗНАЙКА                  СЛАЙД 3

    4. Работа со словарем.                СЛАЙД 4

    -Вспомните, какой следующий этап урока? ( словарные слова). Зачем мы изучаем словарные слова? Мы уже с вами знакомы с толковым словарем. Я буду читать статьи из Толкового словаря, поняв о чём статья, вы записываете слово, выделяя опасные места и ставите ударение.

    1.Дерево с собранными в кисти горьковатыми красно – оранжевыми ягодами.( рябина)

    2. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими. (человек)

    3.Узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди. ( дорога)  

    4.Небольшая певчая птица серая, с красной грудью.( снегирь)

    5.Зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами. Иногда так называют безбилетного пассажира.(заяц)            

    5.Повторение пройденного материала.

    Задание

    Незнайка вам приготовил задание: распределить слова в 3 столбика.                                                                    СЛАЙД 5

    1 столбик - слова, обозначающие предмет;

    2 столбик - слова, обозначающие признак предмета;

    3 столбик – слова, обозначающие действие.

    СЛОВА: обед, веселый, заморозить, веселье, веселиться, мороз, обеденный, морозный, обедать.

    ВЗАИМОПРОВЕРКА.

    -Проверьте работу соседа по парте, если есть ошибка, исправьте их простым карандашом.

    (Ученики сравнивают запись в тетради с записью на доске)              СЛАЙД 6

    Поставьте в словах ударение.(1 ряд- 1 столбик слов, 2 ряд- 2 столбик, 3 ряд- 3 столбик)

    Что вы заметили в написании этих слов? ( среди них есть однокоренные или родственные). Выделите корень.

    6.Объяснение нового материала.

    Учитель: Ребята, вспомните, из каких частей состоят растения? (корень, стебель, плод, цветок)

    Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес- из деревьев, речь – из предложений, а предложения – из слов. Слова имеют корень.

    Я вам расскажу одну историю.

    Много-много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?»

    А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево»

    Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть.

    Вот какое дерево выросло.   СЛАЙД 8

    Как-то много лет назад

    Посадили странный сад.

    Не был сад фруктовым-

    Был он только словом.

    Это слово, слово-корень

    Разрастаться  стало  вскоре.

    И плоды нам принесло-

    Стало много новых слов.

    Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у  них есть одна общая часть. Какая?

    -Что мы называем корнем?  СЛАЙД 9

    Корень- это общая часть родственных слов.

        Задание 1.           СЛАЙД 10

    «Посадить» корень слова «сад», вырастить деревце и получить как можно больше листьев (однокоренных слов.)

    7. Постановка целей через  проблемную ситуацию.

    Проблема.

    Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»                        СЛАЙД 11

    - Вы кто такие?

    - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

    - А я ваша тетка – гусеница.

    Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?

    Учитель. Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница – это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово»

    Вы согласны с Петей? Почему не согласны? ( Слово «гусеница имеет другое смысловое значение)

     - Какие слова можно называть однокоренными?                

     Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.  СЛАЙД 12

    Учитель. Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

    Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая       часть   в них является общей

    Задание. На доске записаны слова в два столбика. Слова второго – закрыты. Прочитайте слова в 1 столбике. Подумайте и ответьте, являются ли однокоренными:                СЛАЙД 13

            Пододеяльник                    одеяло

            Подорожник                       дорога

            Подосиновик                      осина

            Подберёзовик                     берёза

    Варианты ответа:

    - Да, они имеют одинаковый корень: «подо»

    - Нет! Эти слова разные по смыслу.

    Вопрос: объясните смысл этих слов.

    Пододеяльник- мешок из ситца, надетый на одеяло.

    Подорожник – лекарственное растение, растущее вдоль дорог.

    Подосиновик – гриб, растущий под осиной.

    Подберезовик – гриб, растущий под березой.  После объяснения смысла слов учитель открывает на доске однокоренные слова во 2 столбике, которые были закрыты.- Прочитайте слова. Что можно сказать о парах слов в 1 и 2 столбиках? (Они однокоренные) Запишите их, выделите корень.

                       Физ.минутка.       СЛАЙД 14 – 19

    Задание

    Разделите слова на группы, запишите их в 2 столбика, выделите корень  СЛАЙД 20

    1. Лист                хвостик                
    2.        хвостатый                листок      
    3.  листочек                  хвост    
    4.                   листопад  

    8.Выполнить фонетический разбор:       СЛАЙД 21

    У доски  - слово   лист

    Остальные  самостоятельно  слово    хвост    

    9.   Письмо по памяти        СЛАЙД 22

    Землю вьюга белая

    Замела снежком.

    Мы из снега сделали

    Двухэтажный дом.

            Проверка в парах.

    Найти в стихотворении однокоренные слова, выделить корень.

    -В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу.

    10.Самостоятельная работа        СЛАЙД 23

    (По учебнику Р.Н. Бунеева, с.74, упражнение 120.)

    11.Итог урока.                СЛАЙД 24

    Кто прав из сказочных героев – Мальвина, Буратино или Золушка?

    Прочитайте их утверждения.

    Итак. Корень – это общая часть родственных слов.

    Какие слова мы называем однокоренными?    

    1.Какое задание понравилось?             СЛАЙД 25

    2.Какое задание было самым трудным? Лёгким?

    3.О чём не знали, а на уроке узнали?

    12.Домашнее задание.       СЛАЙД 26

    Для всех - упр.100, 101 ( из дидактического материала), ну, а те ребята, которые хотят быть такими же умным, как Знайка - ещё упр.103.

    13.Рефлексия.    СЛАЙД 27

    Вы считаете, что урок прошёл для вас              

    плодотворно, с пользой. Вы научились и

    можете помочь другим.

                           

       Вы считаете, что научились выделять корень

       в словах, можете подобрать однокоренные слова,

       но иногда вам ещё нужна помощь.

    Вы считаете, что было трудно на уроке            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

    Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

    Презентация урока русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных в корне слова"

    Совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова, продолжить формирование умений написания словарных слов,развивать внимание, речевые умения и творческие способности....

    Урок русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных в корне слова"

    Урок русского языка в 3 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"...

    Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

    Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

    Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс

    Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...

    Урок русского языка во 2-ом классе "Безударная гласная в корне слова"

    Закрепление знаний о правописании безударной гласной в корне слова...