Оценка и отметка
статья
Для некоторых понятия оценки и отметки одно и то же. В данной статье кратко раскрыты основные отличия между этими понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_i_otmetka.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка и отметка в современных образовательных системах
Каждый учитель знает, какие разные эмоции вызывает отметка у детей: это и радость, восторг, это и разочарование, слёзы, а иногда и страх.
В разные периоды истории российского образования уровень знаний оценивался по-разному: словесно, цифрами, словесно и цифрами. В 19 веке в России ввели пятибалльную систему по примеру других стран, но несколько раз пытались её отменять из-за «жестокости» и «бессердечия». С 1918 года по решению новых властей учителю вместо отметки необходимо было писать развёрнутую характеристику на каждого ученика, но учителя продолжали вместе с тем выставлять баллы. Поэтому вскоре оценивание снова было узаконено, сначала в словесном виде, а с 1944 года - в цифровом.
Задача и функции оценивания
Система контроля и оценки не может ограничиваться целью «проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету». Она ставит более важную задачу: развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций:
- Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Она включает в себя:
- возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника;
- сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.
Проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН, установленным государственным эталоном (стандартом)
- Образовательная функция:
- сравнение ожидаемого эффекта обучения с действительным;
- устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности, что усвоено прочно, осознано, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
3. Воспитательная функция:
- выражается в формировании положительных мотивов учения.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольной работой, снижает уровень тревожности.
4. Информационная функция. Главная ее особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса.
5. Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.
Почему же отметка и оценка так важны для ребёнка? Потому что они тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как
- самооценка,
- мотивация достижения,
- тревожность,
- эмоциональный комфорт,
- взаимоотношения с окружающими,
- самовыражение.
Что такое «оценка» и «отметка»
В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы. В практике работы школы используются отметки и оценки.
«Оценка» - этот процесс оценивания, процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями, выражающийся в развёрнутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме. Таким образом, это словесная характеристика результатов действия.
Оценивать можно любое действие действия ученика, но в первую очередь успешное.
«Отметка» - это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом. То есть, это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.
Отметка выводится из оценки, поэтому оценка предшествует отметке.
Смысл комментирования отметок заключается:
- в указании на наиболее типичные ошибки в работе ученика;
- в стимулировании интереса к учению, открытию перспектив перед ребёнком;
- в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.
В современной педагогике всё чаще возникает вопрос о ликвидации отметочной системы, т.к. это осуществит гуманистический подход к обучению и воспитанию, а значит, не позволит больше наносить психологическую травму слабоуспевающим детям.
Действительно ли отсутствие отметок окажет положительное воздействие на обучение?
- Оценка может восприниматься ребёнком абстрактно, отметка вносит чёткую конкретику.
- Школьники (и их родители) уже привыкли, что за свой труд они получают не только устное поощрение, а и вполне осязаемую отметку.
- Отметка имеет стимулирующий характер, побуждая ребёнка к активной деятельности.
- Безотметочное обучение порождает стереотип о неважности, ненужности изучаемого предмета.
Таким образом, мы видим, что отсутствие отметки может тормозить процесс обучения.
Закончить своё выступление я хочу словами выдающегося психолога ХХ столетия, доктора педагогических наук Ананьева Бориса Герасимовича: «Отсутствие оценки является самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее».
Спасибо за внимание.
Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, её не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному тёплыми словами.
Прекрасно!
Молодец!
Умница!
Хорошо!
Удивительно!
Остроумно!
Несравненно!
Красота!
Как в сказке!
Ярко!
Очень эффектно!
Сенсационно!
Очень точно!
Я горжусь тобой!
Ты увлек всех.
Ты помог другому!
Выдающаяся работа!
Огромный успех!
Огромное достижение!
Ты – победитель.
Поразительно!
Ты хорошо постарался!
Великолепное открытие!
Я восхищаюсь тобой.
Ты быстрее двигаешься вперед.
Я уважаю тебя!
Ты очень ответственный человек.
Ты уникален!
Я верю в тебя.
Я знала, что ты сможешь это сделать.
Ты добился большого успеха!
Какой ты внимательный!
Я не видела ничего подобного!
Это трогает меня до глубины души!
Ещё лучше, чем прежде.
Это как раз то, что нужно.
С каждым днём у тебя получается всё лучше.
Тут мне без тебя не обойтись.
Как я рада!
Я так расстроена. (огорчена, подавлена, убита)...
Как же ты меня удивил...
Я знаю, что ты можешь больше.
Передай маме, что я в восторге (опечалена)...
Я в тебе не сомневалась!
Ты сам себя не знал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка и отметка в педагогическом процессе
Оценивание является естественной составляющей человеческих отношений и деятельности. ем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего усилия.Поэтому недостаточно просто отменить отме...
Родительское собрание 2 класс.Тема:Оценка и отметка.
Встреча с родителями расширила педагогическую грамотность. Теперь мамы и папы знают критерии и требования к оценке разных видов деятельности....
Родительское собрание "Оценка и отметка в современной школе"
Со 2 класса достижения учащихся оцениваются отметкой. Что такое "отметка" и "оценка", критерии оценивания по различным предметам, требования к оформлению письменных работ... На эти вопросы родит...
Родительское собрание 2 класс. Оценка и отметка
Родительское собрание 2 класс. Оценка и отметка...
Родительское собрание во 2 «В» классе «Оценка и отметка в современной школе»
Цели: Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка. Выявить представление родителей об организации учебной работы дете...
Галина Цукерман "Оценка без отметки"
Раскрыты этапы формирования самооценки ребенка, дана диагностика учебной самооценки....
Оценка без отметки – основное условие успешности младших школьников
Современное состояние развития общества требует организовать процесс обучения так, чтобы обеспечить условия для самооценки школьником своих достижений и трудностей, сформировать у подрастающего поколе...