Оценка и отметка
статья

Ломейко Елена Васильевна

Для некоторых понятия оценки и отметки одно и то же. В данной статье кратко раскрыты основные отличия между этими понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_i_otmetka.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка и отметка в современных образовательных системах

Каждый учитель знает, какие разные эмоции вызывает отметка у детей: это и радость, восторг, это и разочарование, слёзы, а иногда и страх.

В разные периоды истории российского образования уровень знаний оценивался по-разному: словесно, цифрами, словесно и цифрами. В 19 веке в России ввели пятибалльную систему по примеру других стран, но несколько раз пытались её отменять из-за «жестокости» и «бессердечия». С 1918 года по решению новых властей учителю вместо отметки необходимо было писать развёрнутую характеристику на каждого ученика, но учителя продолжали вместе с тем выставлять баллы. Поэтому вскоре оценивание снова было узаконено, сначала в словесном виде, а с 1944 года  - в цифровом.

Задача и функции оценивания

Система контроля и оценки не может ограничиваться целью «проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету». Она ставит более важную задачу: развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций:

  1. Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Она включает в себя:
  • возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника;
  • сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

Проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН, установленным государственным эталоном (стандартом)

  1. Образовательная функция:
  • сравнение ожидаемого эффекта обучения с действительным;
  • устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности, что усвоено прочно, осознано, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

3. Воспитательная функция:

  • выражается в формировании положительных мотивов учения.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольной работой, снижает уровень тревожности.

4. Информационная функция. Главная ее особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса.

5. Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.

Почему же отметка и оценка так важны для ребёнка? Потому что они тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как

  • самооценка,
  • мотивация достижения,
  •  тревожность,
  • эмоциональный комфорт,
  •  взаимоотношения с окружающими,
  • самовыражение.

Что такое «оценка» и «отметка»

В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы. В практике работы школы используются отметки и оценки.

«Оценка» - этот процесс оценивания, процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями, выражающийся в развёрнутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме. Таким образом, это словесная характеристика результатов действия.

Оценивать можно любое действие действия ученика, но в первую очередь успешное.

        «Отметка» - это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом. То есть, это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.

         Отметка выводится из оценки, поэтому оценка предшествует отметке.

        Смысл комментирования отметок заключается:

  • в указании на наиболее типичные ошибки в работе ученика;
  • в стимулировании интереса к учению, открытию перспектив перед ребёнком;
  • в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.

В современной педагогике всё чаще возникает вопрос о ликвидации отметочной системы, т.к. это осуществит гуманистический подход к обучению и воспитанию, а значит, не позволит больше наносить психологическую травму слабоуспевающим детям.

Действительно ли отсутствие отметок окажет положительное воздействие на обучение?

  1. Оценка может восприниматься ребёнком абстрактно, отметка вносит чёткую конкретику.
  2. Школьники (и их родители) уже привыкли, что за свой труд они получают не только устное поощрение, а и вполне осязаемую отметку.
  3. Отметка имеет стимулирующий характер, побуждая ребёнка к активной деятельности.
  4. Безотметочное обучение порождает стереотип о неважности, ненужности изучаемого предмета.

Таким образом, мы видим, что отсутствие отметки может тормозить процесс обучения.

Закончить своё выступление я хочу словами выдающегося психолога ХХ столетия, доктора педагогических наук Ананьева Бориса Герасимовича: «Отсутствие оценки является самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее».

Спасибо за внимание.

Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, её не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному тёплыми словами.

Прекрасно!

Молодец!

Умница!

Хорошо!

Удивительно!

Остроумно!

Несравненно!

Красота!

Как в сказке!

Ярко!

Очень эффектно!

Сенсационно!

Очень точно!

Я горжусь тобой!

Ты увлек всех.

Ты помог другому!

Выдающаяся работа!

Огромный успех!

Огромное достижение!

Ты – победитель.

Поразительно!

Ты хорошо постарался!

Великолепное открытие!

 Я восхищаюсь тобой.

Ты быстрее двигаешься вперед.

Я уважаю тебя!

Ты очень ответственный человек.

Ты уникален!

 Я верю в тебя.

Я знала, что ты сможешь это сделать.

Ты добился большого успеха!

 Какой ты внимательный!

Я не видела ничего подобного!

Это трогает меня до глубины души!

Ещё лучше, чем прежде.

 Это как раз то, что нужно.

С каждым днём у тебя получается всё лучше.

Тут мне без тебя не обойтись.

Как я рада!

 Я так расстроена. (огорчена, подавлена, убита)...

Как же ты меня удивил...

Я знаю, что ты можешь больше.

Передай маме, что я в восторге (опечалена)...  

Я в тебе не сомневалась!

Ты сам себя не знал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка и отметка в педагогическом процессе

Оценивание является естественной составляющей человеческих отношений и деятельности. ем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего усилия.Поэтому недостаточно просто отменить отме...

Родительское собрание 2 класс.Тема:Оценка и отметка.

Встреча с родителями расширила  педагогическую грамотность. Теперь мамы и папы знают критерии и требования к оценке разных видов деятельности....

Родительское собрание "Оценка и отметка в современной школе"

Со 2 класса достижения учащихся оцениваются отметкой. Что такое "отметка" и "оценка", критерии оценивания по различным предметам, требования к оформлению письменных работ...  На эти вопросы родит...

Родительское собрание 2 класс. Оценка и отметка

Родительское собрание 2 класс. Оценка и отметка...

Родительское собрание во 2 «В» классе «Оценка и отметка в современной школе»

Цели: Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.            Выявить представление родителей об организации учебной работы дете...

Галина Цукерман "Оценка без отметки"

Раскрыты этапы формирования самооценки ребенка, дана диагностика учебной самооценки....

Оценка без отметки – основное условие успешности младших школьников

Современное состояние развития общества требует организовать процесс обучения так, чтобы обеспечить условия для самооценки школьником своих достижений и трудностей, сформировать у подрастающего поколе...