Программа по спортивно-оздоровительному направлению "Народные игры"
рабочая программа

Микишанова Е.А

      Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

      Игра – ведущая деятельность обучающихся в начальной школе. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма с более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы обучающихся с умственной отсталостью, развитию их мышления и самостоятельности действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_narodnye_igry.docx42.15 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 172

от «31» августа 2021 г.

директор:

___________ С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Педагог-организатор:

_____________

 Л.В. Рыбакова

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «31» августа 2021 г.

РАССМОТРЕНО:

 на МО классных руководителей

Протокол № 1

от «31» августа 2021 г.

руководитель МО:

__________  Л.В. Рыбакова

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

«Народные игры»

на 2021 - 2022 учебный год

реализуется в 5 «А», 5 «Б», 6 «А» классе

Программу составила:

Микишанова Е.А.

учитель   высшей категории

Смоленск

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
  • АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Народные игры» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • формирование первоначальных представлений о подвижных играх для укрепления здоровья обучающихся.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  активизировать двигательную активность школьников во внеурочное время;

 познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

  формировать знания о русских народных играх, о традициях, истории и культуре     русского народа;

 развивать умения ориентироваться в пространстве;

  обучение жизненно - важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях;

 укреплять здоровье обучающихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, способствовать гармоническому, физическому развитию.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

  1. Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.).
  2. Заботиться о близком человеке, товарище, о младших и старших, помогать им.
  3. Играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами.
  4. Делиться игрушками, сладостями и др.
  5. Помогать друг другу.
  6. Отрицательно относиться к грубости, жадности.
  7. Радоваться своим успехам и успехам других.
  8. Излагать свои просьбы вежливо, употребляя слова «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.

Предметные результаты:

1) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры);

 2) первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности;

3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта;

4) умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.

 Минимальный уровень:

 • представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

 • выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

• взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

• знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Достаточный уровень:

 • практическое освоение элементов спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;

 • самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

• выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя;

• совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;

• оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;

 • знание спортивных традиций своего народа и других народов;

• знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;

 • знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;

• соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.

Требования к знаниям и умениям к концу обучения

Обучающиеся должны знать:

• Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке;

• Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями;

• Правила подвижных и спортивных игр, предусмотренных планом        

Обучающиеся должны уметь:

 • Занимать требуемые для выполнения упражнений исходные положения;

• Выполнять различные виды основных движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание) с разным темпом, положением рук и ног;

• Играть в подвижные игры

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности:

  1. Личностные БУД:
  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • расширение круга общения;
  • потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
  1. Регулятивные БУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

3. Познавательные БУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4. Коммуникативные БУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах, поведении в игре и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.
  •  работать  в парах и малых группах,  выполняя различные роли в группе.

Ожидаемый результат:

  • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
  • Развитие умений работать в коллективе.
  • Формирование у детей уверенности в своих силах.
  • Умение применять игры самостоятельно.

Общая характеристика курса

      Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

      Игра – ведущая деятельность обучающихся в начальной школе. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма с более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы обучающихся с умственной отсталостью, развитию их мышления и самостоятельности действий.

       Реализация программы  осуществляется посредством двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность. В программу включены подвижные игры, разнообразные по своему содержанию, тематике и организации, которые можно проводить как в теплое, так и в холодное время года. В ней представлены также игры малой подвижности. Программа знакомит обучающихся с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальные аспекты и истоки самобытности культуры русского народа, с историей возникновения каждой из игр. Процесс формирования первичных умений и навыков при этом неразрывно связывается с задачей развития умственных и физических способностей детей.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Народные игры», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил подвижных игр; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Содержание  данной программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Виды деятельности:  игровая; познавательная; двигательная; сюжетно - ролевые игры; эстафеты.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.    

Данная программа реализуется  в объеме 32 часов с периодичностью 1 занятие в неделю.

Программа адресована обучающимся 5«А», 5«Б», 6«А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Народные забавы»

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению состоит из 8 разделов:

  1. «Русские народные игры»
  2. «Хороводные игры»
  3. «Сюжетные подвижные игры»
  4. «Игры-забавы»
  5. «Игры разных народов»
  6. «Музыкально-подвижные игры»
  7. «Игры на развитие внимания»
  8. «Эстафеты»

«Русские народные игры»

            Курс начинается теоретическим материалом о видах игр. Выделяются следующие виды игр: русские народные игры, подвижные игры других народов, сюжетные подвижные игры, бессюжетные подвижные игры, игры-забавы, хороводные игры, музыкально-подвижные игры, эстафеты, игры на развитие внимания.

            Основы знаний о народной подвижной игре. Что такое народная игра? Знакомство с историей народной подвижной игры. история возникновения русских народных игр, старинные славянские игры: «Лапта», «Чижик», «Бабки», «Горелки», «Городки» и др., русские народные игры сейчас. Сходство и различие в правилах игр различных народов и народностей России. Понятие правил игры. Выработка правил. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек. Понятие команды в подвижных играх. Провести знакомство с играми своего народа.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами.

Цели: провести знакомство с играми своего народа. Развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Знакомство с устным народным творчеством. Разучивание считалок, перекличек, потешек.

«Игры разных народов»

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

«Подвижные игры»

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

 «Эстафеты»

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, сообразительность, навыки передвижения, умение действовать в коллективе. Совершенствовать координацию движений. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход, чувства коллективизма. Игры-эстафеты проводятся с разделением на команды, каждый играющий стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

«Игры на внимание» 

Цели: развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей.

Алгоритм работы с играми. 

1. Знакомство с содержанием игры.

2. Объяснение содержания игры.

3. Объяснение правил игры.

4. Разучивание игр.

 5. Проведение игр.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Народные игры»

Количество часов:

32 часов

на первое полугодие

Всего 15 ч., в неделю 1 ч.

на второе полугодие

Всего 17 ч., в неделю 1  ч.

 

Дополнительная литература:

1.Ванюшкин В. А. Методика проведения подвижных игр с детьми, имеющими недостаточное интеллектуальное развитие. – Екатеринбург, 2007. – 142 с.

2.Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. – М.: Советский спорт, 1991. – 32 с.

3.Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании. – М.: Академия, 2002. – 176 с.

4.Долгачева А. В. Инновационная методика физического воспитания детей с задержкой психического развития // Физическая культура. – 2007. - №2. – С.78-79.

5.Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.

6.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: 31 Советский спорт, 2002. – 212 с.

п/п

Содержание

Кол-во часов

Сроки проведения

По плану

По факту

I четверть – 8 часов

Раздел 1.  «Русские народные игры» – 5 часов

1.

«Русские народные игры».

1

07.09

2.

«Игры, в которые играли наши предки».

1

14.09

3.

Русская народная игра «У медведя во бору»

1

21.09

4.

Русская народная игра «Зайка беленький сидит».

1

28.09

5.

Русская народная игра «Горелки».

1

05.10

Раздел 2.  «Хороводные игры» – 4 часов

6.

Хороводные игры «Каравай»,  «Заря - зарница».

1

12.10

7.

Хороводные игры «Золотые ворота».

1

19.10

8.

Хороводные игры «Угадай, чей голосок»

1

26.10

II четверть – 7 часов

Раздел 3. «Игры других народов» –  4 часов

9

 «Лес, болото, озеро» - белорусская подвижная игра

1

09.11

10.

«Цапля» - украинская народная игра

1

16.11

11.

«Хлопушки» - татарская народная игра

1

23.11

12.

«Дети и петух» - азербайджанская народная игра

1

30.11

Раздел 4. «Игры-забавы» – 3 часа

13.

Игры-забавы «Картошка».

1

07.12

14.

Игры-забавы «Тише едешь, дальше будешь».

1

14.12

15

Игры-забавы «Колечко»

1

21.12

III четверть – 10 часов

Раздел 5. «Подвижные сюжетные игры» – 5 часов

16.

Подвижные сюжетные игры «Воробушки и кот»

1

11.01

17.

Подвижные сюжетные игры «Два Мороза».

1

18.01

18.

Подвижные сюжетные игры «Волки во рву».

1

25.01

19.

Подвижные сюжетные игры «Лягушки».

1

01.02

20.

Подвижные сюжетные игры «Часовые и разведчики»

1

08.02

Раздел 6. «Музыкально-подвижные игры» – 5 часа

21.

Музыкально-подвижные игры

 «Шел король по лесу», «Дударь, что болит?»

1

15.02

22.

Музыкально-подвижные игры

«Шапочка», «У жирафа пятна» 

1

22.02

23.

Музыкально-подвижные игры

 «У оленя дом большой», «Самолет»

1

01.03

24

Музыкально-подвижные игры

 «Веселая зарядка», «Буги-вуги»

1

15.03

25

Музыкально-подвижные игры

«Вперед четыре шага», «Пяточка, носочек»

1

22.03

IV четверть – 7 часов

Раздел 7. «Игры на развитие внимания» – 5 часа

26.

Игры на развитие внимания «Третий лишний».

1

05.04

27.

Игры на развитие внимания «Земля, вода, воздух».

1

12.04

28.

Игры на развитие внимания «Наперегонки парами».

1

19.04

29

Игры на развитие внимания 

«Нас не слышно и не видно».

1

26.04

30

Игры на развитие внимания «Хвосты».

1

17.05

Раздел 8. «Эстафеты» – 2 часа

31

Эстафеты с мячами

1

24.05

32

Эстафеты бегом и прыжками

1

31.05

ИТОГО:

32

Тематическое планирование составила ________ Микишанова Е.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по спортивно - оздоровительному направлению «Подвижные игры»

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры"

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней  к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по  спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Образовательная программа спортивно-оздоровительной направленности  для обучающихся 7-8 лет «Подвижные игры для младших школьников» разработана на основе Примерной программы по организации ...

Программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Спортивные игры"

       Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и цел...