Адаптированная рабочая программа по предмету "Развитие устной речи" и КТП (9кл)
рабочая программа

Уманская Любовь Алексеевна

Адаптированная рабочая программа по предмету "Развитие устной речи и КТП (9кл)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_razvite_ust.rechi_9kl.docx719.62 КБ
Файл kpt_razvitie_ustnoy_rechi.docx608.36 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Downloads\ТИТ.АДАПТ..jpg


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта специальной (коррекционной) образовательной  школы VIII вида и обеспечено УМК: учебником « Русский язык» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида, автор Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В, М: «Просвещение» 2004 год.

 Особенности курса

Программа по развитию устной речи  для 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей) определяет содержание предмета, последовательность его прохождения.

 Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей., направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание обучения  имеет практическую направленность.  

В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого,   и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом.  

Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материла учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

 В 9 классе, так же как и в 5-8 классах, большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной и устной речи, так как возможности умственно отсталых школьников выражать свои мысли в письменной форме ограничены. В 5-8 классах работа велась с деформированным текстом, ответы на поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, пересказ по плану и опорным словам служили созданию основы, позволяющей учащимся овладеть такими видами работ по развитию речи, как изложение и сочинение. Именно этим заданиям в  9 классе будет уделено основное внимание. Продолжается работа по привитию навыков делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.), в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, анкеты, объявления и др.).

Цели:

1)Развитие речи, мышления, воображения школьника, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка»

2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)

3) Овладение умениями  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Коррекционно-развивающие задачи предмета: 

1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

2) Формирование  орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

3) Обогащение словарного запаса, формирование умения пользоваться словарями разных типов;

4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника. 

Краткая психолого-педагогическая характеристика 

У обучающейся сформированы основные представления о себе, своей семье, родственниках, окружающем мире. Навыки пространственной ориентировки сформированы хорошо. У Ю.  возникают трудности при пользовании учреждениями социально-бытового обслуживания. Подросток достаточно не самостоятелен в быту.

Владение письменной речью. Пишет под диктовку, но допускает ошибки следующего плана: пропуск или замена букв, орфографические ошибки. Списывает с печатного текста,  понимая смысл слов, но допускает ошибки. Определяет границы не всех предложений. В деформированном тексте не может определить порядок предложений без помощи учителя. Самостоятельно определяет в предложении грамматическую основу, различает распространённые и нераспространенные предложения. Самостоятельно не определяет в предложениях однородные члены. Самостоятельно не определяет части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол). Без помощи учителя не может определить части слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Без помощи учителя не может составить текст по картине и плану и грамотно оформить предложения в тексте.

Обучение развитию речи носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений.

Владение устной речью.

 Может составить не большой, используя прилагательные. Словарный запас беден, выделить главную мысль не может.

Обучение развитию речи носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений.

Предметные УУД:

- освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация);

- знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения)

- уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения;

- знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным;

- знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний

- умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей;

- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров( художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий4 деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.)

Метапредметные УУД:

Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

6. Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные УУД:

- речевая деятельность (применение приобретенных навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

- навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)

- владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения)

Личностные УУД:

- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)

- (понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации)

- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и "незнания")
(достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью)

- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
(осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию)

В результате письма  в школе ученик должен:

знать:

  • смысл понятий речь устная и письменная; текст, его функционально-смысловые типы;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • нормы речевого этикета.

уметь:

  •  объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
  • использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • адекватно  понимать информацию устного сообщения; 
  • правильно  излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др);
  • соблюдать этические нормы  речевого общения (нормы речевого этикета);
  • грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  •  владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Повторение темы «Предложение»  Повторение изученного по теме «Предложение» в 5-8 классах. Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов. Знать строение предложения. Уметь ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окрашенности речи. Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять основу предложения, находить в предложении однородные члены. Знать правила постановки знаков препинания в простом предложении при однородных членах и в сложном предложении. Уметь разбирать простое предложение по членам предложения.

Развитие речи: знать, что такое деловое письмо, уметь написать объяснительную записку; знать основные части текста (вступление, главная часть, заключение).

Состав слова Развитие речи: обучение написанию сочинения

Развитие речи: обучение написанию сочинения по личным впечатлениям (по опорным словам); уметь дать ответы на вопросы по картине.

 Части речи Развитие речи: обучение написанию сочинения

Имя существительное  Развитие речи: умение подробно пересказать текст по данным вопросам.

Имя прилагательное   Развитие речи: обучение написанию сочинения по данному началу на основе личного опыта; знать, что такое деловое письмо, уметь написать автобиографию; наисание изложения по коллективно составленному плану с творческим заданием (оценкой описываемых событий).

Местоимение   Развитие речи: написание сочинения(подробный пересказ главной части текста по опорным словосочетаниям).

Глагол  Развитие речи: обучение написанию сочинения (описание) по вопросам, данным к репродукции с картины; написание краткого изложения  текста по данным вопросам, написание изложения по коллективно составленному плану с изменением лица; знать, что такое деловое письмо, уметь написать заявление и заполнить анкету.

Предложение Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложения. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом И, с союзами А, НО, повторяющимся союзом И. Знаки препинания при однородных членах предложения. Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении.

Развитие речи: написание изложения (подробный пересказ главной части текста по опорным словосочетаниям).

Повторение пройденного за год Развитие речи: обучение написанию сочинения-рассуждения.

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  В 9 КЛАССЕ

№ п/п

Разделы

Количество часов

I

Повторение темы «Предложение»

4

II

Состав слова

7

III

Части речи

2

IV

Имя существительное

10

V

Имя прилагательное

11

VI

Местоимение

5

VII

Глагол

14

VIII

Предложение

10

IX

Повторение пройденного за год

5

ИТОГО:

68



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Downloads\Календарно - тематическое планирование по предмету Развитие устной речи.jpg


Календарно-тематическое планирование уроков развития устной речи в 9 классе.

Количество часов в год – 68 часов

Количество часов в неделю – 2 часа

Количество учебных недель – 34 недели

1 триместр

2 триместр

3 триместр

12 нед., 24 ч

11 нед., 22 ч

11 нед., 22 ч

Административных контрольных работ

-

-

-

Работ по развитию речи. (Сочинений, изложений)

4

2

4

№ п/п

Темы уроков

Количество часов

Дата

Фактическая дата

1 триместр

I

Повторение темы «Предложение»

4

1

Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения. (Составление рассказа по картине)

05.09

2

Сложные предложения с союзами и, а, но и без них. (Диалог)

07.09

3

Однородные члены предложения. (Составление предложений)

12.09

4

Знаки препинания в предложениях. (написание объяснительной записки)

14.09

II

Состав слова.  

7

1

Однокоренные слова. (Подбор слов с разными суффиксами и приставками)

19.09

2

Подбор однокоренных слов. Разбор слова по составу

21.09

3

Единообразное написание звонких и глухих согласных в корне слова. (Составление словосочетаний упр.30)

26.09

4

Различение звонких и глухих, непроизносимых согласных на письме.(Составление текста с данными словосочетаниями упр.36)

28.09

5

Образование слов с помощью приставок, суффиксов (На Марсе упр.44)

03.10

6

Правописание слов с приставками и предлогами. упр. 48)

05.10

7

Сочинение по картине И.И.Левитана. «Золотая осень»

10.10

III

Части речи

2

1

Части речи, изученные в 5-8классах. (Составление текста-описания с.51)

12.10

2

Различение частей речи.  (Выписать существительные , обозначающие явления природы упр.69)

17.10

IV

Имя существительное

10

1

Имя сущ. как часть речи. (Пересказ сказки.)

19.10

2

Грамматические признаки имени сущ.(«Четвёртый лишний» упр.71)

24.10

3

Род и число существительных. (Расположение частей текста в правильной последовательности упр.95)

26.10

4

Сочинение по картине П.Д.Корин «Александр Невский»

07.11

5

Склонение имен сущ. в ед. числе. (Запиши выражения парами упр.104)

09.11

6

Правописание безударных падежных окончаний сущ. в ед. числе.(Краткий пересказ текста)

14.11

7

Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

16.11

8

Повторение по теме «Имя существительное» .(Пишем письмо)

21.11

9

Повторение по теме «Имя существительное»

23.11

10

Сочинение по картине Н.Н.Ге «И.И.Пущин в гостях у А.С.Пушкина в селе Михайловском»

28.11

V

Имя прилагательное

11

1

Имя прил. как часть речи.

30.11

2 триместр

2

Согласование прил. с сущ.

05.12

3

Правописание падежных окончаний прил.

07.12

4

Падежные окончания прил. в ж.роде ед.ч.

14.12

5

Падежные окончания прил. в м.р. ед.ч.

15.12

6

Падежные окончания прил. в ср.роде ед.ч.

19.12

7

Сочинение по картине Н.К. Рерих. «Поход князя Игоря». Рабоа над ошибками.

21.12

8

Имена прил. на –ий, -ья, -ье, -ьи.

09.01

9

Склонение прил. в ж.роде на –ья, мн. числа на –ьи.

11.01

10

Повторение правописания окончаний имен прил.

12.01

11

Повторение правописания окончаний имен прил.

16.01

VI

Местоимение

5

1

Значение местоимения, отличие от сущ.

18.01

2

Лицо и число местоимений.

23.01

3

Склонение личных местоимений.

25.01

4

Изменение местоимений 3 лица по родам. Правописание местоимений с предлогами.

30.01

5

Сочинение по картине В.Д.Поленов «Московский дворик». Работа над ошибками.

01.02

VII

Глагол

14

1

Найди глаголы, подчекни их. ( упр.119)

06.02

2

Изменение глаголов по временам. (Составление сложного плана к тексту упр.120)

08.02

3

Прошедшее время глагола.(Диалог)

13.02

4

Правописание НЕ с глаголами.

15.02

5

Изменение глаголов по лицам и числам (Работа с текстом )

20.02

6

Правописание глаголов 2 лица единственного числа. (Работа с текстом упр. 152)

27.02

7

Глаголы 3 лица. (план и краткий пересказ текста упр.168)

01.03.02

3 триместр

8

Различай глаголы на  -ТСЯ и  –ТЬСЯ.(Работа с текстом упр.170)

01.03

9

Изменение глаголов по лицам и числам

06.03

10

Изложение (упр.171.)  Работа над ошибками.

13.03

11

Спряжение глаголов.Ударные и безударные окончания глаголов.

15.03

12

Второе спряжение глаголов. (План и краткий пересказ упр.175)

20.03

13

Способы проверки безударных окончаний глаголов (Составление текста по выбранной теме упр.184)

22.03

14

Сочинение по картине А.К.Саврасов «Грачи прилетели». Работа над ошибками.

03.04

VIII

Предложение

10

1

Распространённые и нераспространённые предложения. (Составление расказа по картинке)

05.04

2

Главные и второстепенные члены предложения. (Анкета)

10.04

3

Однородные члены предложения.

12.04

4

Изложение. Работа над ошибками. (упр.195)

17.04

5

Распространённые и нераспространённые однородные члены.

19.04

6

Обращение. Знаки препинания при обращении.(Составление диалога)

24.04

7

Сложные предложения.(Работа с диалогом)

26.04

8

Сложные предложения.(Работа с диалогом)

03.05

9

Закрепление изученного(работа с текстом)

10.05

10

Закрепление изученного

15.05

IX

Повторение

5

1

Состав слова(Работа с текстом)

17.05

2

Части речи (работа с текстом)

22.05

3

Части речи(Диалог)

24.05

4

Сочинение по картине Н.С. Самокиш. «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой». Работа над ошибками.

29.05

5

Повторение. Однородные члены предложения.

31.05

Итого: 68 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.

Цель.- направлять  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные  задачи предмета « развитие  устной речи на основе изучения предметов и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.

Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...

Адаптированная рабочая программа "Коррекция устной и письменной речи у детей 1 класса с ОВЗ"

Адаптированная рабочая программа "Коррекция устной и письменной речи у детей 1 класса с ОВЗ"....

Адаптированная рабочая программа для детей с ТУО по развитию устной речи, 7 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ТУО по развитию устной речи, 7 класс...