Внеурочная деятельность "Народные игры"
календарно-тематическое планирование

Катасонова Юлия Сергеевна

Развиваем интересно после уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_narodnye_igry.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №______

от «31» августа 2022 г.

и. о. директора Центра:

________________

Т.В. Гагарина

СОГЛАСОВАНО:

Педагог-организатор

_____________

 Л.В. Рыбакова

ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

РАССМОТРЕНО:

 на МО классных руководителей

Протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

руководитель МО:

__________  Л.В. Рыбакова

Рабочая программа внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Народные игры»

для обучающихся 3  классов

с тяжелой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (II вариант)

на 2022 – 2023 учебный год

Смоленск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения внеурочной деятельности:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Цель - развитие личности школьника на основе общепринятых ценностей и норм, культурно-исторических традиций.  

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1.        Формирование нравственных ориентиров на основе общечеловеческих ценностей,

2.        Формирование доверительного отношения к одноклассникам, к окружающим взрослым людям, оказывающим помощь и поддержку обучающемуся.

3.        Формирование осмысленного отношения к происходящему, понимания значимости событий, которые происходят в жизни людей.

4.        Формирование представления о семейных ценностях, уважения к близким людям, членам семьи.

5.        Формирование взаимодействия с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.

6.        Формирование уважительного отношения к историческим и национальным традициям страны, ориентация в религиозных ценностях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные результаты (ФГОС)

  • уважительно относится к историческим и национальным традициям своей страны;
  • доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.).
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять дисциплинированность, спокойно вести себя в помещении и на улице;
  • понимать личную ответственность за свои действия и поступки.

К концу курса обучающиеся получат возможность научиться:

Предметные результаты

  • обобщать и углублять знаний об истории, культуре народных игр;
  • формировать навыки здорового образа жизни;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр;

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности:

  1. Личностные БУД:
  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • расширение круга общения;
  • потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
  1. Регулятивные БУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

3. Познавательные БУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4. Коммуникативные БУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах, поведении в игре и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.
  •  работать  в парах и малых группах,  выполняя различные роли в группе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

             Каждая тема состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, показ изучаемых элементов игры, объяснение принципа движения, беседу с учащимися, просмотр видеоматериалов. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в ткань каждого учебного занятия. Практическая часть включает разминку, отработку движений учащимися, составление вариаций из изученных движений и их исполнение.

              Предлагаемая программа курса знакомит учащихся с национальными играми народов России, подвижными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры народов. Изучение курса в каждом классе заканчивается спортивным праздником, соревнованиями, викториной по изучаемой теме, тематическими конкурсами.

Виды деятельности:  игровая; познавательная; двигательная; сюжетно - ролевые игры; эстафеты. Данная программа реализуется  в объеме 34 часов с периодичностью 1 занятие в неделю.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.    

             Программный материал состоит из 3 разделов, которые содержат теоретическую и практическую часть.

1 разделПодвижные игры, основанные на элементах легкой атлетики, гимнастики, акробатики, спортивных игр.

Теория: техника безопасности во время проведения подвижных игр; правила игры, судейство; правила "честной игры"; роль и значение подвижных игр в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; конкурсы, аттракционы, игровые программы; ролевые и сюжетные игры.

Практика: игры: «Совушка», «Мышеловка», «Колобок», «Пустое место», «Коршун и наседка», «Переправа с досками», «Туннель», «Собери урожай», «На погрузке арбузов», «Принеси мяч», «Успей перебежать», «Гусеницы», «Штандер, стоп», «Ловишки», «Охотник и сторож», «Перестрелка», «Картошка», «Рыбак и рыбки», «День и ночь», «Салки в два круга», «Соревнования скороходов».

2 раздел. Русские народные игры.

Теория: техника безопасности во время проведения игр в спортивном зале, на стадионе; история русской игры; факты истории возникновения игр; традиции русского народа; русские народные празднества, забавы, обряды; считалки, заклички; хороводы и хороводные игры Руси.

Практика: игры: «Жмурки», «Кот и мышь», «Горелки», «Салки», «Пятнашки», «Охотники и зайцы», «Петушки», «Фанты», «Салки с приседаниями», «Птицелов», «Краски», «Царь горы», «Волк», «Гори, гори ясно!», «Третий лишний», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Шмель», «Падающая палка», «Гуси-лебеди», «Дедушка рожок».

3 раздел. Игры народов России.

Теория: техника безопасности во время проведения игр в спортивном зале, на стадионе; разнообразие игр различных народов, проживающих в России; факты истории возникновения игр; особенности игр разных народов; традиции народных праздников.

Практика: игры: бурятские «Рукавицу гнать», «Ищем палочку»,татарская «Спутанные кони», «Серый волк», башкирские «Юрта», «Медный пень», дагестанские «Отгадай», «Подними платок»,«Шапка канатоходца», чувашские «Хищник в море», «Рыбки», якутские «Сокол и лиса», «Пятнашки», марийские «Биляша», «Катание мяча», калмыцкие «Прятки», «Альчик!», карельские «Мяч», «Я есть!», народов Коми «Невод», «Стой, олень!», народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз», народов Забайкалья «Почта», северо-осетинская игра «Борьба за флажки», тувинские «Стрельба в мишень», «Борьба», чечено-ингушская «Чиж», кабардино-балкарская «Под буркой», удмуртские «Водяной», «Серый зайка».

Подвижные игры

Техника безопасности во время проведения подвижных игр. С чего начинается игра? Ролевые и сюжетные игры. Считалки. Выбор капитанов. Разучивание игр  «Беги и собирай», «Штандер, стоп», «Переправа с досками», «Туннель», «Вышибалы», «Пятнашки», «Успей перебежать», «День и ночь». История создания игр. Сюжетные действия детей в игре. Много игроков - игра веселее. Игровые имитационные действия в играх. Индивидуальные действия в играх. Поисковые игровые действия детей в играх. Роль и значение подвижных игр в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью. Командные и индивидуальные действия детей в игре.

Русские народные игры.

Техника безопасности во время проведения игр на воздухе и спортивном зале. Понятия: «игра», «правила игры». Разучивание игр « Жмурки», «Гуси-лебеди» Национальные традиции и факты из истории создания игр на Руси. Имитационные действия детей в игре. Сюжетные игры. Особенности игр русского народа: заклички, забавы, обряды на Руси. Разучивание игр «Шмель», «Дедушка рожок», «Краски», « Гори, гори, ясно!», «Падающая палка». Ролевые действия игроков в игре.

Игры народов России.

Разнообразие игр различных народов, проживающих в России. Разучивание игр народов Дагестана «Отгадай», Бурятии - «Рукавицу гнать», чечено-ингушской игры«Чиж», кабардино-балкарской игры «Под буркой». Имитационные сюжетные действия в играх. История игр Дагестана, Бурятии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии. Правила игр и индивидуальные действия детей в играх.

Особенности игр разных народов России. Традиции калмыцкого, татарского народов, народа Карелии, Коми. Разучивание игр Калмыкии «Прятки», «Альчик!», татарской народной игры «Спутанные кони», игр народа Карелии «Мяч», «Я есть!», игр народа Коми «Невод», «Стой, олень!».

Игры на внимание         

Развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей.

Соревнования, викторины, конкурсы.

Соревнования. Викторина по разученным играм. «Игровой марафон», «Фестиваль игр народов России».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности общекультурного направления

«Народные игры»

Количество часов:

35 часов

на первое полугодие Всего 16 ч., в неделю 1 ч.

на второе полугодие

Всего 19 ч., в неделю 1  ч.

Дополнительная литература:

1.Ванюшкин В. А. Методика проведения подвижных игр с детьми, имеющими недостаточное интеллектуальное развитие. – Екатеринбург, 2007. – 142 с.

2.Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. – М.: Советский спорт, 1991. – 32 с.

3.Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании. – М.: Академия, 2002. – 176 с.

4.Долгачева А. В. Инновационная методика физического воспитания детей с задержкой психического развития // Физическая культура. – 2007. - №2. – С.78-79.

5.Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.

6.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: 31 Советский спорт, 2002. – 212 с.

п/п

Содержание

Кол-во часов

Сроки проведения

По плану

По факту

I четверть – 9 часов

Раздел 1.  «Русские народные игры» – 13 часов

1.

«Русские народные игры»

1

02.09

2.

«Игры, в которые играли наши предки»

1

09.09

3.

Русская народная игра « Гори, гори, ясно!»

1

16.09

4.

Русская народная игра «Гуси-лебеди»

1

23.09

5.

Русская народная игра «Горелки».

1

30.09

6.

Русская народная игра «Краски»

1

07.10

7.

Русская народная игра «Шмель»

1

14.10

8.

Русская народная игра «Дедушка рожок»

1

21.10

9.

Русская народная игра «Падающая палка»

1

28.10

II четверть – 7 часов

10.

Русская народная игра «Царь горы»

1

11.11

11.

Русская народная игра «Кот и мышь»

1

18.11

12.

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

25.11

13.

Русская народная игра «Коршун и наседка»

1

02.12

14.

Подвижные игры «Картошка».

1

09.12

Раздел 2. «Подвижные игры» – 8 часов

15.

Подвижные игры «Вышибалы»

1

16.12

16.

Подвижные игры «День и ночь».

1

23.12

III четверть – 11 часов

17.

Подвижные игры «Туннель»

1

13.01

18.

Подвижные игры «Два Мороза».

1

20.01

19.

Подвижные игры «Волки во рву».

1

27.01

20.

Подвижные игры «Пятнашки»

1

03.02

21.

Подвижные игры «Штандер, стоп»

1

10.02

22.

Подвижные игры «Выше ноги от земли»

1

17.02

Раздел 3. «Игры народов России» – 5 часов

23.

Игры Калмыкии «Прятки», «Альчик!»

1

24.02

24.

Татарская народная игра «Спутанные кони»

1

03.03

25.

 Игры народа Карелии «Мяч», «Я есть!»

1

10.03

26.

  Игры народа Коми «Невод», «Стой, олень!»

1

17.03

27.

Игры на развитие внимания «Третий лишний».

1

24.03

IV четверть – 8 часов

Раздел 4. «Игры на развитие внимания» – 8 часов

28.

Игры на развитие внимания «Земля, вода, воздух».

1

07.04

29.

Игры на развитие внимания «Наперегонки парами».

1

14.04

30.

Игры на развитие внимания «Нас не слышно и не видно».

1

21.04

31.

Игры на развитие внимания «Хвосты».

1

28.04

32.

 Игры на развитие внимания «Беги и собирай»

1

05.05

33.

Игры на развитие внимания «Успей перебежать»

1

12.05

34.

Игры на развитие внимания ««Светофор»

1

19.05

35.

Игры на развитие внимания « Стой, иди, молчи»

1

26.05

ИТОГО:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Внеурочная деятельность. Игры с жестами

Данные игры могут быть использованы на занятиях внеурочной деятельности  курса " Давайте поиграем" ( ФГОС, программа " Перспектива")...

Внеурочное мероприятие. Игра "Незнайка учит правила дорожного движения"

Праздник « Незнайка учит правила дорожного движения» разработан для 1 класса. Цель праздника: повторить правила дорожного движения, перед учителем стоят следующие задачи: формировать у учащихся навыко...

План-конспект внеурочного занятия «Играем вместе»

Занятие является одним из системообразующих в интегрированной программе духовно-нравственного развития младших школьников "Играем вместе"....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Планирование кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира" 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование для 1 класса....