Родительское собрание "Современный ребенок и его проблемы. (родительское собрание начало 2 четверти)"
материал (1 класс)

Савчук Наталья Николаевна

Задачи собрания:

  1. Сформулировать проблемы современного ребенка (в данном случае первоклассника)
  2. Обосновать неизбежные трудности вовлечения первоклассника в школьную жизнь
  3. Показать возможные решения возникших трудностей.

Форма проведения (лекция-семинар)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_problemy.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Современный ребенок и его проблемы.

(родительское собрание начало 2 четверти)

Задачи собрания:

  1. Сформулировать проблемы современного ребенка (в данном случае первоклассника)
  2. Обосновать неизбежные трудности вовлечения первоклассника в школьную жизнь
  3. Показать возможные решения возникших трудностей.

Форма проведения (лекция-семинар)

Ход собрания:

Выступление классного руководителя. Здравствуйте уважаемые родители! Я поздравляю вас с окончанием первой четверти. Сегодня мы с вами поговорим о том, кто такой современный ребенок и с какими проблемами он сталкивается, как в повседневной так и в школьной обстановке.

Давайте посмотрим, что оказывает наибольшее влияние на формирование личности нашего ребенка, ведь не смотря на свой юный возраст- это уже личность со своими потребностями, мотивами и суждениями.

Мы рассмотрим все эти факторы.

Начнем с физиологических особенностей этого возраста и возникающих в связи с этим проблем.

Каждый ребенок развивается сугубо индивидуально, но на годы 6-11 лет (младший школьный возраст) приходится самый интенсивный рост детского организма – всех его органов и систем. У ребенка происходит перестройка деятельности всей нервной системы, костной и мышечной ткани, начинается выработка половых гормонов – андрогенов и эстрагенов, в результате все эти изменения требуют большого напряжения всего организма, который мобилизует все свои резервы. Неудивительно, что малыша в этом возрасте «не узнать»: он становится подвижным и непоседливым. Виноват не характер, а те физиологические процессы, в результате которых возбуждение преобладает над торможением. Но благодаря созреванию лобных отделов больших полушарий головного мозга создается основа для гармонии этих процессов. А именно их согласованность необходима школьнику для развития внимательности, усидчивости и целенаправленного поведения.

У первоклассников еще несовершенны все группы мышц, которые развиваются неравномерно – крупные опережают мелкие. Отсюда и неспособность долго писать, заниматься кропотливым делом. Наши дети с большим удовольствием побегают в коридоре школы, чем будут сидеть неподвижно за партой. Им необходим отдых и физическая разрядка.

Но бывают такие случаи когда созревание лобных структур происходит очень медленно и тогда мы с вами можем наблюдать гиперактивность ребенка, т.е ребенок не в состоянии контролировать себя и организовывать свое поведение, а ведь эта сформированность и является одним из важнейших показателей готовности ребенка к школе. К сожалению, в нашем классе есть детки, которые психологически оказались не готовы к школьной жизни, что может в дальнейшем привести к школьной дезадаптации. Конкретно по каждому ребенку, если вам это нужно, я могу дать консультацию индивидуально.

Что же делать если есть такие отклонения в развитии ребенка, конечно обращаться к специалистам. Я по мере своих сил и возможностей включаю в структуру урока элементы коррекции таких нарушений, но в условиях массовых школ это не всегда возможно, работа с такими детками должна вестись индивидуально, либо в малокомплектных школах.

Итак. Вы видите здесь примеры работ детей с нейропсихологическим нарушениями: это

Недержание строки;

Постоянные зачеркивания;

Перестановка букв;

Смешение письменных и печатных букв.

Если рассматривать ситуацию по классу, то на этом слайде можно увидеть, что нейропсихологическая и логопедическая коррекция нужна детям, чтобы преодолеть трудности обучения наших первоклассников.

Рассмотрим второй фактор и самый важный, который влияет на формирование личности ребенка – это влияние родителей.

Прежде, чем начнем обсуждение этой проблемы я прошу вас пройти тест. Будьте честными и ответьте правдиво на вопросы, я не буду собирать ваши ответы вы сами получите результат. И еще отвечайте сразу, ведь психологи говорят, что первая реакция всегда правдива.

Родительский стресс.

Детский стресс тесно взаимосвязан с переживаниями родителей. В зависимости от эмоционального состояния мамы и папы, приходящего с работы уставшим и со своими нерешенными проблемами, детский стресс нередко усиливается, но и возникает вновь. Родители ведь не меньше детей подвержены стрессу, но они умеют реагировать на него по-своему. Если один находит возможность расслабиться и отдохнуть, то другой – срывается на домочадцах. Действительно, давление, которое сегодня испытывает большинство людей, держит их в состоянии хронического стресса. Поэтому трудно быть спокойной и уравновешенной, когда вы уставшие приходите с работы, зайдя по дороге в магазин и неся тяжелые сумки, в думах о том, как быстрее приготовить ужин на всю семью, а ваше чадо сидит у телевизора и даже не приступало к урокам. Все попытки сдерживать себя терпят крах, и вы взрываетесь праведным гневом, уже не разбирая слов, адресованных «неблагодарному отпрыску». Как же реагирует дитя? Естественно, обидой ответной взрывной реакцией, потому что оно тоже устало в школе, и теперь пытается снять напряжение, посмотрев интересный фильм или поиграв в компьютерную игру. Чтобы сохранить самообладание в такой ситуации, нужно вам самим научиться бороться со стрессом. Если вам разрядка все же необходима, лучше не заглядывая в детскую, примите душ и выпейте чашечку чая с мятой. После этого можно приступать к проверке домашнего задания, возможно вы чуть позже ляжете спать, но зато избавите себя и ребенка от ненужного стресса.

Адаптация к школьной жизни – третий фактор, который доставляет проблемы нашему школьнику.

Кажется, что все так просто, как дважды два. Если ребенок хочет и может учиться, то он психологически готов к школе. Важно, чтобы у него было сформированы желание учиться, и возможности для этого.

Что бы понять такого ребенка представьте, что есть сильное желание, что-то делать, но возможности не позволяют заниматься этим успешно. Естественно в таких условиях чахнет любая инициатива, пропадает любое желание учиться, если оно не подкреплено успехами в учебе. А успешность зависит от возможностей первоклассника, которые не сводятся лишь к умениям читать и писать, считать.

В другом случае ребенок может иметь развитые возможности (хорошую память, мышление, внимание и т.д.), но при этом не иметь желание учиться и узнавать что-то новое. Такой ребенок, несмотря на  свои высокие способности, при отсутствии интереса к учебе скорее всего не станет прилагать большие усилия для освоения школьной программы. Ведь когда нам, взрослым чего-то делать совсем не хочется, мы стараемся избежать это любыми способами, что уж говорить о детях.

«В чем же смысл? Ради чего я должен ходить в школу и высиживать там 4 урока кряду?»- недоумевает первоклассник. Мы взрослые чаще всего придаем школе единственный смысл-научиться чему-то новому, получить начальное образование. И нам кажется, что дети вкладывают в свое посещение школы такой же смысл. Но не тут то было! Дети существа разумные и вполне могут найти свой собственный смысл пребывания в школе. Этот смысл зависит от главного мотива ребенка – того, что его больше всего привлекает в школе. И если главный мотив ребенка - познавательный, связанный с желанием узнать что-то новое и учиться или социальный, когда он хочет стать взрослее и серьезнее, изменить привычный образ жизни, то можно сказать, что созрели все психологические предпосылки для успешного обучения в школе.

Как это сделать? Вопрос не из простых, потому что здесь как раз меньше всего готовых решений. Точнее, их нет вообще. Мотив за полгода до школы или если такие проблемы возникают уже в школе, не создашь в мгновение ока. Начинать надо с обычной любознательности и детского любопытства. Даже игрушки многие дети ломают не из вредности, а из чистого любопытства (А как она работает?)

Дети начинают задавать вопросы обо всем на свете. Но многих родителей утомляют постоянные и бесконечные А что? А где и почему?  В результате ребенок видит, что для взрослых познание окружающего мира не имеет ценности. А то, что не ценят родители, перестают ценить дети. Поэтому нужно развивать не только детей, но и самих себя. Ребенок должен видеть, что родители то же всегда чему-то учатся и тогда и у него появится этот необходимый ему познавательный мотив.

Поступая в школу любой ребенок встречается с еще одной проблемой – конфликтом: как совместить «хочу и надо». Привыкнув все делать по своему желанию, он должен сидеть за партой 35 минут. Первые 10 минут ему интересно, а потом.. потом наступает «не хочу», а то что надо он еще не понимает. И внушать это малышу-первокласснику бесполезно, а уж тем более ставить в пример прилежного ученика.

Итак по исследованиям психологов он идет и находит 4 пути.

Так что же делать вам родителям, чтобы школа все-таки не превратилась для ребенка в ночной кошмар, а первая учительница не предстала в его воображении сущей ведьмой? Для это взрослым как минимум следует:

  • перестать пугать ребенка школой;
  • избегать тыканья ребенка носом в его промахи и ошибки;
  • формировать акценты на положительные стороны жизни школы;
  • не требовать от ребенка невероятных достижений;
  • прислушиваться к его страхам;
  • осознать собственные страхи и держать их при себе.

Четвертый фактор. Влияние окружающей среды.

Телевидение давно стало частью жизни детей, его возможности в развитии ребёнка очевидны. Дети довольно много проводят времени у телевизоров, смотрят передачи и для детей и для взрослых.  Оно помогает детям находить ответы на те вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости; узнавать о различных явлениях в разных областях знаний; развивать воображение, эмоциональную сферу, фантазию. Для большинства детей телевидение стало большим другом, помогающим узнать много нового и интересного.

Признавая несомненную пользу, которую может оказать телевидение в воспитании детей, необходимо помнить, что эту пользу надо еще суметь извлечь. А для этого важно представить себе, какое место в режиме дня должен занять просмотр передач, какие передачи следует смотреть младшим школьникам, какую воспитательную работу необходимо проводить после того, как дети посмотрели ту или иную передачу.

Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач? В первую очередь, это переутомление.

Впечатлительные дети после просмотра эмоциональных передач часто становятся нервными, возбужденными. Фильмы ужасов у таких детей могут породить новые или усилить уже существующие страхи. В результате дети плохо спят, становятся неуравновешенными, беспокойными, хуже учатся.

Особенно опасными для ещё не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости и насилия. Под воздействием таких сцен дети становятся более готовыми к жестокости в реальном мире, который становится для них более агрессивным и пугающим. В результате, чтобы защититься от этого мира, ребенок сам может стать более жестоким и агрессивным. Для этого требуется особый контроль за телепрограммой со стороны родителей.

По данным социологических исследований, современные дети общаются со своими родителями во много раз меньше, чем с телевизором. Общение с телевизором -  одностороннее, ребёнок не является собеседником, поэтому дети, проводящие много времени перед экраном могут не научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли.

Что же делать? Прежде всего заменить телевизор собой: поиграть в театр, порисовать и т.д.

Родителям на заметку:

- договоритесь с ребенком о «квоте» на просмотр телевизора. Важно, чтобы он придерживался утвержденного расписания;

- если вы считаете, что выбор ребенком той или иной передачи не совсем удачен, объясните свою позицию;

- детская - не место для телевизора: столь доступное удовольствие составит серьезную конкуренцию чтению и развивающим играм;

- не используйте телевизор в качестве «фона» - дети быстро перенимают у родителей эту вредную привычку;

- объясните малышу, что такое реклама. Научите его не принимать на веру все, о чем вещают с экрана.

Вреден ли компьютер?

Ответ на этот вопрос очевиден: компьютер ребенку вреден. Но поскольку жизнь сложилась так, что мы с вами уже не умеем обходиться без компьютера, давайте обсудим возможности сократить вред, причиняемый ребенку компьютером, и попытаемся научить своих детей помимо вреда извлекать из дружественной машины пользу.

Трудно представить современный обучающий процесс и досуг ребенка без этой чудо – машины.

Чаще всего страдают спины пользователей и их руки (кисти).

     К пятому классу 60 – 70% школьников имеют сколиоз.

Семь шагов к спасению от компьютеромании.

  • Самим ориентироваться в том, что интересно ребенку.
  • Как можно больше времени проводить вместе.
  • Первое время сидеть за компьютером вместе, тогда машина не станет для него большим авторитетом.
  • Больше разговаривайте с ребенком.
  • Прививайте ребенку «компьютерный вкус».
  • Не покупайте жестокие игры.
  • Не забывайте, что дети по-прежнему с удовольствием рисуют, раскрашивают, играют с друзьями, лепят, занимаются спортом.

Кстати:

Психологи, к которым обращаются родители компьютерных маньяков, часто советуют приобрести ребенку собаку – она как ничто другое помогает вырвать малыша из компьютерного мира.

Новые стандарты обучения предполагают совершенствование образовательных программ, а также использование новых информационных средств обучения (средства ИКТ).  Эти средства необходимы для развития познавательной деятельности,  в современных условиях играют важную роль и в подготовке учащихся к продолжению образования в профессиональной школе.

Итак, мы рассмотрели только некоторые аспекты, которые влияют на формирование личности современного ребенка и возникающие в связи с этим трудности. Ни одна формула не в состоянии описать  жизнь человека, а уж тем более ребенка. Поэтому нет универсальных решений того, как помочь первокласснику влиться в эту многообразную жизнь. Все, о чем мы говорили, лишь общие ориентиры и советы, которые кому-то помогут лучше понять своего ребенка, а также современную школу и ее проблемы. Без желания понять, что и почему происходит с ребенком, который приходит в школу, вы родители не сможете оказать ему поддержку. Но если вы живете в с ребенком в мире и любви, взаимного доверия и понимания, то школьный мир за углом не будет так страшен, а ведь безусловная любовь – это тот багаж, который возьмет с собой в школу и который окажется гораздо важнее любого туго набитого бесполезными нравоучениям и калорийными бутербродами рюкзака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к школе. Первое родительское собрание.

В статье, адресованной родителям, описываются четыре вида психологической готовности ребенка к школе:личностно-социальная, эмоционально-волевая, мотивационная, интеллектуальная. Даются полезные советы...

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...

Выступление на родительском собрании (начало учебного года)

Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам обучения и воспитания учащихся в школе и дома. Гл...

Родительское собрание 4 четверть

Родительское собрание за  4 четверть во 2 классе совместно с детьми....

Родительское собрание 1 четверть 4 класс.

Тема родительского собрания" Особенности обучения в 4 классе"...

Родительское собрание «Начало школьного обучения важный этап в жизни ребёнка»

Родительское собрание №1 в 1 классе«Начало школьного обучения важный этап в жизни ребёнка»...