Проект "Свойства полезных ископаемых"
методическая разработка

-----------------------------

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shablon.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Тема проекта

Свойства полезного ископаемого

Актуальность проекта

Полезные ископаемые имеют очень важную роль в жизни человека и в частности младшего школьника. Не зная свойств полезных ископаемых, мы не сможем по назначению их использовать в своей жизнедеятельности.

Проблема исследования: Какие свойства имеют полезные ископаемые?

Объект исследования

Глина, песок, графит

Цель проекта

Для учителя: организовать исследовательскую деятельность учащихся по определению свойств полезных ископаемых на основе проведения опытов

Для ученика: выяснить свойства полезных ископаемых

Тип проекта

Задачи проекта

По содержанию: исследовательский

По организационной форме: групповой

По времени выполнения: краткосрочный

  1. Изучить необходимую литературу по теме «Свойства полезных ископаемых»
  2. Провести исследование по определению свойств песка
  3. Оформить выводы в таблицу и создать плакат «Свойства полезных ископаемых»

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

Подготовительный:

Выбор темы исследования

- определение проблемы исследования

-постановка цели и задач исследования

-определение объекта и предмета исследования

-разработка гипотезы

Выбором темы исследования послужила проблемная ситуация

Исходя из проблемной ситуации, мотивирует обучающихся на определение темы, формулировку цели и задач исследования, выдвинута гипотеза «если песок является полезным ископаемым, то он имеет полезные свойства»

Проектировочный:

Планирует совместно с обучающимися действия для достижения цели

-составление плана исследования

-выбор методов исследования

Теоретический: Анализ методической и художественной литературы по данной теме.

Исследовательский:

-изучение литературы;

-беседа;

- проведение опытов; наблюдение

-составление плаката «Свойства полезных ископаемых»

 Аналитический: формулировка выводов, фиксация результатов (анализ проделанной работы);
Рефлексивно-оценочный:
рефлексия, возвращение к цели.

-Подведение итогов

-оформление продукта проекта

Организует работу по соотнесению результатов исследования с поставленной целью и опровержению гипотезы

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: определить свойства песка в ходе опытов

Гипотеза исследования: если песок является полезным ископаемым, то он имеет полезные свойства

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, обобщение, изучение литературы по теме исследования

Оборудование для проведения исследования: смарт-доска, раздаточный материал, ноутбук, документ-камера, микроскоп, лупа, песок, вода.

Ход исследования:

1. Мотивационно- целевой этап: (описание пробл. Ситуации, задаем проблемный вопрос) определение проблемы исследовательского этапа (рассказ притчи «О вежливости», после чего проводится беседа. Задаем проблемный вопрос: Нужно ли использовать вежливые слова в своей речи?) 

Учитель содействует формулированию темы и цели исследовательского этапа

2.Проектировочный этап: организует планирование деятельности  

  1. Узнать о свойствах полезных ископаемых
  2. Поучаствовать в исследовании по определению свойств песка (опыты)

3) Оформить выводы в таблицу и создать плакат «Свойства полезных ископаемых»

3.Процессуальный: организует исследование по определению свойства песка.

Опыт №1«Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»

Цель: показать свойства песка хорошо пропускать воду.

Оборудование: 2 одинаковые воронки, 2 стакана, емкости с песком и глиной.

Детям совместно с учителем необходимо укрепить две одинаковые воронки и поставить под них стаканы. В каждую воронку положить немного ваты. В одну воронку до половины насыпать песок, в другую положить истолченную глину, налить в обе воронки доверху воды и понаблюдать. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой, она обладает связывающим свойством. Сырая глина почти не пропускает воду.

Опыт №2«Песок в воде не растворяется»

Цель: показать, что в песок не растворяется в воде

Оборудование: 2 стакана, песок, сахарный песок.

Берём 2 стаканчика с водой, в один дети насыпают обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Далее берём другой стаканчик и насыпаем в него ложечку сахарного песка и размешаем.

Что теперь произошло? В каком стакане вещество растворилось?

Вместе с детьми мыделаем вывод, что сахарный песок растворяется в воде, а обычный песок нет.

Каждый день мы проводим этот опыт, когда сластим чай.

По окончании проведения опытов детям будет предложена таблица, в которой даны 10 свойств полезных ископаемых, некоторые из них относятся к песку. Ребятам необходимо поставить в таблице плюс к тем свойствам, которые относятся именно к песку.

4.Рефлексивно оценочный: содействует формулированию выводов, контролирует фиксацию. Организует рефлексивный анализ плана действий, определение дальнейших шагов, демонстрация продукта исследовательского этапа (плакат)

Продукт проекта

  Плакат «Свойства полезных ископаемых», на нём присутствуют фотографии полезных ископаемых: глины, песка и графита. От каждой фотографии ведутся стрелки со свойствами данных полезных ископаемых, а ниже написано, где можно применить эти полезные ископаемых, что можно из них соорудить.

Перспектива проекта

На основе анализа данного проекта, определить идеи для создания новых проектов по темам: «Полезные ископаемые моей Родины», «Охрана полезных ископаемых», «Все ли полезные ископаемые полезны?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...