РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ» (ВАРИАНТ 6.2)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Беличенко Елена Александровна

Данная рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательная коррекция» предназначена для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью данного коррекционного курса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.2_programma_dvigatelnaya_korrektsiya_6.2.docx43.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Принято»

на педагогическом совете ГКОУ ЦИО «Южный»

Протокол № _________

«____»_____________2022г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ Центр

                          инклюзивного образования «Южный»

____________ Т.В. Кизерман

« ___ » _________2022 года

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» _______________________________________________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ» (ВАРИАНТ 6.2)

1 (1 дополнительный) – 4 класс

Москва

 2022 г

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательная коррекция» предназначена для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью данного коррекционного курса. Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются не только замедленным темпом психомоторного развития, но и явными нарушениями физического статуса. Степень тяжести этих нарушений усугубляется общим недоразвитием двигательного опыта, бедной организацией произвольных движений, скованностью и напряженностью мышечного тонуса.

Цель: Обеспечение коррекции индивидуальных двигательных нарушений в зависимости от тяжести поражения ОДА.

Задачи:

- Улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений

- Стимуляция появления новых движений

- Развитие моторной ловкости

- Развитие функции руки, в том числе мелкой моторики

- Формирование ориентировки в пространстве

- Получение нового сенсомоторного опыта

- Улучшение чувства координации движений

- Увеличение целенаправленности и точности движений руки

- Повышение качества мелких моторных навыков

Общая характеристика коррекционного курса

Двигательная коррекция – метод, позволяющий наверстать когда-то упущенное в двигательном развитии, разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы, сформировать недостающие связи. Этот метод также позволяет воздействовать на те функции, которые так или иначе связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно сформироваться. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, предполагающих включение различных анализаторов процессе двигательнойкоррекции, смену видов деятельности, исходя из индивидуальных психофизиологических особенностей и уровня работоспособности обучающихся, деятельностный подход в процессе усвоения учебного материала.

Адресатом программы являются обучающиеся, для которых формирование и поддерживание двигательной активности является актуальной в плане формирования жизненных компетенций, обеспечения безопасности, сохранения имеющихся двигательных функций.

Программа состоит из следующих разделов: «Развитие моторики, графомоторных навыков», «Развитие тактильно-двигательного восприятия», «Кинестетическое и кинетическое развитие», «Восприятие пространства».

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач,связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел «Развитие тактильно-двигательного восприятия». Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, кинестиезии, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.

Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

Раздела «Конструирование предметов» с учетом особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями ОДА становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Им свойственны фрагментарность, бедность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований, к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при нарушениях опорно-двигательного аппарата в сочетании с интеллектуальными нарушениями. Важное место занимает обучение ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися в силу особенностей их психического развития.

Место коррекционного курса в учебном плане

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена коррекционно-развивающими занятиями. Курс «Двигательная коррекция» относится к курсам коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОО. Рабочая программа рассчитана на 1 занятие в неделю 1 (1 дополнительный) класс – 33 часа, 2 - 4 класс – 34 часа. Индивидуальное занятие – 40 минут Подгрупповые занятия – 40 минут.

Сроки реализации рабочей программы: 5 лет.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса
умение целенаправленно выполнять действия по инструкции

 ●развитие элементарных пространственных понятий.

 ●знание частей тела человека.

 ●знание элементарных видов движений.

●умение бросать, перекладывать, перекатывать.

способность самопроизвольно согласовывать свои движения и действия

Результаты по программе индивидуальны для каждого ребенка и зависят от степени дефекта. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается педагогом самостоятельно в зависимости от уровня развития ребенка. Положительным результатом можно считать снижение объема необходимой помощи, снижение эмоционального возбуждения и улучшение восприятия собственного тела.

Предметные результаты освоения данного курса не предусмотрены, т.к. он носит коррекционную направленность, главной целью освоения курса «Двигательная коррекция» в совокупности с остальными курсами коррекционной области является успешное овладение АООП НОО.

1 класс

Содержание коррекционного курса.

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие крупной моторики, целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ловля и бросание). Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Согласованность действий и движений разных частей тела. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Пальчиковая гимнастика, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Специальные упражнения для развития зрительно– моторной координации (застежки, шнуровки). Обводка, штриховка по трафарету, штриховка в разных направлениях. Аппликация. Сгибание бумаги. Графический диктант (зрительный и на слух).

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жесткие, мелкие – крупные). Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 2-3 предложенных, из 4-5 предложенных. Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета. Игры с мозаикой. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание).

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз.

Раздел 4. Конструирование предметов.

Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление серии предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (более 7 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (более 7 деталей).

Раздел 5. Восприятие пространства.

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия «ближе» - «дальше». Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). Ориентировка на листе бумаги по инструкции педагога по 2-3 признакам (верхний правый угол, нижний левый угол). Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т.д.)

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Диагностика

2

Развитие произвольности действий, тактильных ощущений. Развитие крупной и мелкой моторики

1

Развитие  навыков пространственной ориентировки

1

Развитие пространственных представлений, умения ориентироваться в схеме тела

1

Развитие умения группировать предметы по 3 признакам. Развитие пространственных представлений

1

Развитие дифференцировки предметов на ощупь по разным качествам. Развитие графомоторных навыков

1

Развитие точности движений, зрительно-моторной координации

1

Развитие слухомоторной координации, умения ориентироваться на листе бумаги

1

Развитие дифференцированных осязательных ощущений

1

Развитие зрительно-моторной координации, умения ориентироваться в схеме тела

1

Развитие умения сочетать движения и позы различных частей тела по инструкции

1

Диагностика

1

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти

1

Развитие тонкости и целенаправленности движений

1

Развитие зрительной памяти, умения соблюдать словесную инструкцию до конца задания

1

Развитие произвольности действий, тактильных ощущений. Развитие крупной и мелкой моторики

1

Развитие навыков пространственной ориентировки

1

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти

1

Развитие пространственных представлений, умения ориентироваться в схеме тела

1

Развитие слухового внимания, зрительно-моторной координации

1

Развитие умения группировать предметы по 3 признакам. Развитие пространственных представлений

1

Развитие зрительно-моторной координации

1

Развитие и координация движения рук и пальцев. Развитие памяти

1

Развитие произвольности действий, тактильных ощущений. Развитие крупной и мелкой моторики

1

Развитие крупной моторики, пространственная ориентировка

1

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела, умения выполнять действия по инструкции

1

Развитие точности движений, тактильного восприятия

1

Развитие умения сочетать движения и позы различных частей тела по инструкции

1

Развитие навыков зрительного и тактильного анализа предметов

1

Развитие пространственного восприятия (умения ориентироваться в линейном ряду)

1

Развитие точности движений, зрительно-моторной координации

1

Диагностика

2

        

1 дополнительный класс

Содержание коррекционного курса

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

 Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие.

 Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (изображение сказочных, литературных героев, пантомима, игра «Зеркало»).

Раздел 4. Конструирование предметов.

Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление серии предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (более 7 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (более 7 деталей).

Раздел 5. Восприятие пространства.

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Ориентировка на теле собеседника, распложенного напротив ребенка. Определение расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Работа с планом помещения. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). Ориентировка на листе бумаги по инструкции педагога по 2-3 признакам (верхний правый угол, нижний левый угол). Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Диагностика

2

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога.

1

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела.

1

Развитие графических движений с использованием трафарета.

1

Развитие ориентировки по основным пространственным направлениям.

1

Развитие слухомоторной координации, конструирование по образцу.

1

Развитие ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений.

1

Развитие зрительной памяти и мелкой моторики

1

Развитие дифференцированных осязательных ощущений. Определение на ощупь величины предмета

1

Формирование ориентировки на собственном теле. Расположение объектов на листе бумаги.

1

Развитие дифференцированных осязательных ощущений. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.

1

Диагностика

1

Развитие мелкой моторики, конструирование плоскостных и объемных предметов из составных частей.

Развитие движений в заданном направлении в пространстве

1

Развитие координации движений руки и глаза

1

Развитие мелкой моторики, конструирование плоскостных и объемных предметов из составных частей.

1

Развитие пространственных представлений, определение расположения предметов в пространстве.

1

Развитие произвольности действий, тактильных ощущений. Развитие крупной и мелкой моторики

1

Развитие крупной моторики, пространственная ориентировка.

1

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти.

1

Развитие пространственных представлений. Ориентировка в линейном ряду.

1

Развитие зрительной памяти, умения соблюдать словесную инструкцию до конца задания.

1

Развитие произвольности действий, тактильных ощущений. Развитие крупной и мелкой моторики.

1

Развитие умения группировать предметы по 3 признакам. Развитие пространственных представлений.

1

Развитие дифференцировки предметов на ощупь по разным качествам. Развитие графомоторных навыков

1

Развитие точности движений, зрительно-моторной координации

1

Развитие слухомоторной координации, умения ориентироваться на листе бумаги

1

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела.

1

Развитие точности движений, тактильного восприятия

1

Развитие умения сочетать движения и позы различных частей тела по инструкции

1

Развитие зрительной памяти, умения соблюдать словесную инструкцию до конца задания.

1

Диагностика

2

2 класс

Содержание коррекционного курса

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

 Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3- х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант. Паззлы.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие  

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, мелкие - крупные). Определение на ощупь формы предметов, материала. Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 2-3 предложенных, из 4-5 предложенных. Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета. Игры с мозаикой. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание).

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…), вербализация ощущений. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз.

Раздел 4. Конструирование предметов

Сравнение серии предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по 2-3 признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов предметов по заданному признаку. Конструирование предметов из геометрических фигур (более 9 деталей) по схеме, по инструкции, по образцу. Различение основных частей предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (более 12 деталей) по схеме, по инструкции, по образцу

Раздел 5. Восприятие пространства

Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Работа с планом помещения, картой пришкольной территории. Составление простейших планов.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Диагностика

2

Развитие точности движений

1

Развитие целенаправленным действиям по инструкции педагога

1

Развитие синхронности работы обеих рук. Развитие крупной и мелкой моторики

1

Развитие произвольности действий, тактильных ощущений. Развитие мелкой моторики

1

Развитие  навыков пространственной ориентировки

1

Развитие пространственных представлений, умения ориентироваться в схеме тела

1

Развитие умения группировать предметы по заданным признакам. Развитие пространственных представлений

1

Развитие дифференцировки предметов на ощупь по разным качествам. Развитие графомоторных навыков

1

Развитие тонкости и целенаправленности движений

1

Развитие зрительной памяти, умения соблюдать словесную инструкцию до конца задания

1

Диагностика

1

Развитие синхронности работы обеих рук. Развитие мелкой моторики

Развитие ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений.

1

Развитие зрительной памяти и мелкой моторики.

1

Развитие дифференцированных осязательных ощущений. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.

1

Развитие синхронности работы обеих рук. Развитие мелкой моторики

1

Развитие слухомоторной координации, умения ориентироваться на листе бумаги

1

Развитие точности движений, зрительно-моторной координации

1

Развитие слухомоторной координации, умения ориентироваться на листе бумаги

1

Развитие дифференцированных осязательных ощущений

1

Развитие мелкой моторики, конструирование плоскостных и объемных предметов из составных частей.

1

Развитие пространственных представлений, определение расположения предметов в пространстве.

1

Развитие произвольности действий, тактильных ощущений. Развитие крупной и мелкой моторики

1

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела, умения выполнять действия по инструкции

1

Развитие точности движений, тактильного восприятия

1

Развитие умения сочетать движения и позы различных частей тела по инструкции

1

Развитие навыков зрительного и тактильного анализа предметов

1

Развитие пространственного восприятия (умения ориентироваться в линейном ряду)

1

Развитие точности движений, зрительно-моторной координации

1

Развитие произвольности действий, тактильных ощущений. Развитие крупной и мелкой моторики.

1

Развитие зрительной памяти, умения соблюдать словесную инструкцию до конца задания.

1

Диагностика

2

3 класс

Содержание коррекционного курса

 Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Оригами по показу, инструкции, схеме.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие.

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жесткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных, инсценирование.

Раздел 4. Конструирование предметов.

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов предметов по заданному признаку величины. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (пазлы различной сложности).

Раздел 5. Восприятие пространства

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Работа со схемами, планами. Составление планов. Ориентация на карте местности. Школа, дом, социально значимые объекты на карте микрорайона. Улица на карте города

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Диагностика

2

Развитие движений рук и мелкой моторики. Графические упражнения.

1

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

1

Развитие тактильных ощущений. Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств

1

Развитие целенаправленных действий по инструкции педагога.

1

Развитие тактильных ощущений. Восприятие свойств и качеств

1

Развитие точности движений, зрительно-моторной координации

1

Развитие статических и динамических поз различных частей тела, вербализация собственных ощущений

1

Развитие пространственных представлений. Комбинирование форм из геометрического конструктора.

1

Развитие пространственных представлений.Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

1

Развитие тактильных ощущений. Выбор контур предмета на ощупь.

1

Диагностика

1

Развитие зрительного восприятия. Рисование бордюров по наглядному образцу.

Развитие пространственных представлений. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

1

Развитие зрительного восприятия. Рисование бордюров по наглядному образцу.

1

Развитие слухомоторной координации, умения ориентироваться на листе бумаги

1

Развитие дифференцированных осязательных ощущений

1

Развитие пространственных представлений. Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей.

1

Развитие дифференцировки предметов на ощупь по разным качествам. Развитие графомоторных навыков

1

Развитие точности движений, зрительно-моторной координации

1

Развитие пространственных представлений. Узнавание предмета по его отдельным частям.

1

Развитие пространственного восприятия (умения ориентироваться в линейном ряду)

1

Развитие точности движений, зрительно-моторной координации

1

Развитие навыков зрительного и тактильного анализа предметов

1

Развитие пространственных представлений, ориентировка в пространстве, вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

1

Развитие крупной моторики, пространственная ориентировка

1

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела, умения выполнять действия по инструкции

1

Развитие точности движений, тактильного восприятия

1

Развитие пространственных представлений. Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.

1

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти

1

Развитие пространственных представлений, умения ориентироваться в схеме тела

1

Развитие слухового внимания, зрительно-моторной координации

1

Диагностика

2

4 класс

Содержание коррекционного курса

 Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

 Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие.

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

 Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Раздел 4. Конструирование предметов.

 Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам.Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.).

Раздел 5. Восприятие пространства.

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление схем-планов помещений, зданий, архитектурных памятников. Ориентация в частях света (север-юг, запад-восток) относительно своего тела и на карте. Использование компаса. Составление маршрутов на плане, карте (план эвакуации, маршрут прогулки, поход в магазин) Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Диагностика

2

Развитие согласованности движений на разные группы мышц.

1

Развитие умения перемещаться в заданном направлении.

1

Развитие крупной и мелкой моторики. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом

1

Развитие зрительной памяти, умения соблюдать словесную инструкцию до конца задания

1

Развитие тактильно-двигательного восприятия. Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам

1

Развитие точности движений, зрительно-моторной координации

1

Развитие крупной и мелкой моторики. Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий

1

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела

1

Развитие восприятия,измерение и сопоставления предметов и отдельных параметров предметов

1

Развитие слухового внимания, зрительно-моторной координации

1

Диагностика

1

Развитие зрительно-моторной координации

1

Развитие произвольности действий, тактильных ощущений. Развитие крупной и мелкой моторики

1

Развитие восприятия. Узнавание предмета, знака (буквы, цифры) по одному элементу.

1

Развитие умения группировать предметы по 3 признакам. Развитие пространственных представлений

1

Развитие дифференцированных осязательных ощущений их словесное обозначение

1

Развитие крупной и мелкой моторики, конструирование сложных форм предметов.

1

Развитие зрительно-моторной координации

1

Развитие и координация движения рук и пальцев. Развитие памяти

1

Развитие дифференцированных осязательных ощущений. Определение противоположных качеств предметов.

1

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела, умения выполнять действия по инструкции

1

Ориентировка на листе бумаги разного формата

1

Развитие тактильно – двигательного восприятия, определение противоположных действий, совершаемых с предметами

1

Развитие пространственного восприятия (умения ориентироваться в линейном ряду)

1

Развитие точности движений, зрительно-моторной координации

1

Развитие тактильного восприятия(восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Сравнение различных предметов по тяжести

1

Развитие пространственных представлений. Определение расположения предметов в помещении

1

Развитие зрительной памяти, умения соблюдать словесную инструкцию до конца задания

1

Развитие тактильно – двигательного восприятия. Дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам

1

Развитие навыков пространственной ориентировки

1

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти

1

Диагностика

2

Описание материально-технического обеспечения.

Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда:

-функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото,сенсорные модули и др.);

- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи,сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);

- оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью(магнитофон, набор аудио, видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 1 класс, II вариант...

Рабоча программа по курсу "Двигательное развитие", 2 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 2 класс, II вариант...

Адаптированная рабочая программа коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант)

Адаптированная рабочая программа, коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант). ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» предназначена для учащихся 1-4 класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 2021 год

Двигательное развитие является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-со...

Рабочая программа коррекционного курса «Двигательная коррекция» для 4 класса 6.1

Рабочая программа разработана для учеников 4 класса с НОДА.Цель курса - поддержание и развитие способностей к движению и функциональному использованию двигательных навыков.Содержание учебного предмета...

Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для учащихся 2б, 4в класса (вариант 2).

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для учащихся 2б, 4в класса (вариант 2).Основная цель программыЦель программы- ...