Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юный исследователь"
рабочая программа (2 класс)

Cамолюк Ирина Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Ciborg\Desktop\Титульные листы (скан) 2Бкл\Юный исследователь.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Юный исследователь» социального направления для 2 класса разработана в соответствии с требованиями: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012

№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г.

№ 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных

образовательных технологий»;

  • Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические        требования        к        условиям        и        организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 3 от 22.05.2019 №8);

  • Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального        бюджетного        общеобразовательного        учреждения

«Излучинская общеобразовательная начальная школа».

  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

Рабочая программа по курсу «Юный исследователь» составлена на основе

«Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.)

Цель программы: трансформировать процесс развития интеллектуальнотворческого потенциала личности ребенка путем

совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

  • Развивать познавательные потребности и познавательные способности младших школьников.
  • Обучить детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  • Формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска.
  • Формировать у младших школьников и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научноисследовательская конференция.

  1. Планируемые результаты освоения курса Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

  • ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской

деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия        результатов        требованиям        конкретной        задачи,

понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность        к        самооценке        на        основе        критериев        успешности проектноисследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

  • выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметными    результатами    изучения    курса        являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в

познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-осуществлять        поиск        нужной        информации        для        выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной

литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться        на        разные        способы        решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать        такими        понятиями,        как        проблема,        гипотеза,        наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять        расширенный        поиск        информации        в

соответствии        с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление

причинноследственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать    речь для    планирования     и     регуляции своей деятельности.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Юный исследователь»

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый        уровень результатов

(1 класс)

Второй        уровень результатов

(2-3 класс)

Третий        уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение

первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным

направлениям. Результат

предполагает позитивное отношение детей к базовым        ценностям общества, в частности к образованию                и самообразованию.

Результат проявляется в

предполагает получение

школьниками самостоятельного

социального        опыта. Проявляется в участии школьников                в

реализации социальных

выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно        решать проектные задачи.

активном        использовании школьниками метода проектов,

самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта

самостоятельного

поиска, систематизации и оформлении

интересующей информации.

проектов        по

самостоятельно выбранному

направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации

проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции,

фестивали, чемпионаты

и пр.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.

Обучающийся будет знать:

  • основы проведения исследовательской работы;
  • что такое мини – проект и творческий проект;
  • методы исследования: наблюдение, опыт;
  • способы поиска необходимой для исследования информации;
  • правила сотрудничества в процессе исследования;
  • основные логические операции, их отличительные особенности; • правила успешной презентации работы. Обучающийся будет уметь:
  • определять круг вопросов        и        проблем        при        выполнении исследовательской работы;
  • подбирать материал, необходимый для исследования;
  • оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
  • сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.

Способы проверки результатов освоения программы.

В        качестве        подведения        итогов,        результатов        освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся; •        мини – конференции по защите исследовательских проектов.

  1. Содержание учебного курса «Юный исследователь»

Подпрограмма «Тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляетсяпо принципу

«концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.

При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма «Мониторинг»

Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.

Основные особенности программы первого класса

Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс - исследований. Выделено (и это отмечено в таблице) специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.

Учебно-тематический план

№        Вид учебной работы        Всего        Сроки проведения часов

Тренинг

1 Общая трудоемкость        12                В течение 2-й и 3-й четвертей учебного

года 2 Занятия со всей группой (классом) 12 Еженедельно

учащихся

3 Индивидуальная работа        4

Самостоятельная работа

Исследовательская практика

5 Общая трудоемкость        8        В течение учебного года, начиная со 2-й четверти

  1. Занятия со всей группой (классом)        2        В начале 2-й четверти учащихся
  2. Индивидуальная работа 6        В течение 2-й, 3-й и 4-й

четвертей учебного года

  1. Самостоятельная работа

Мониторинг

  1. Общая трудоемкость        6        В течение 2-й, 3-й и 4-й

четвертей учебного года

  1. Занятия со всей группой (классом) 4 В течение 3-й и4-й четвертей учащихся (мини-конференции) учебного года
  2. Индивидуальная работа
  3. Самостоятельная работа (участие в 2 В течение 3-й и 4-й четвертей процедурах защит исследовательских учебного года работ учащихся вторых- четвертых

классов)

  1. Содержание занятий в первом классе

Подпрограмма «Тренинг» (19ч.) Тема «Что такое исследование»

Знакомство        с        понятием        «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом

«исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема «Что такое эксперимент»

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Тема «Знакомство с логикой»

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит

«классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема «Как задавать вопросы»

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

Тема «Как делать схемы»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

Тема «Как работать с книгой»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов. Тема «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма «Исследовательская практика» (8ч.)

Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

Тема «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

Тема «Семинар по итогам экскурсии»

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Тема «Коллекционирование»

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Тема «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Тема «Сообщения о своих коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы. Подпрограмма «Мониторинг» (6ч.)

2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.

Характеристика результатов Обучающийся

будет знать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;
  • методы исследования;
  • правила выбора темы и объекта исследования; - правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно выбирать тему исследования;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале; - указывать пути дальнейшего изучения объекта; - презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно        добывать,        обрабатывать,        хранить        и        использовать информацию по волнующей проблеме;
  • реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • общаться с людьми разных возрастов;
  • работать в группе, коллективе;
  • презентовать работу общественности.

Содержание занятий во втором классе

Тема 1. «Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.»

Обучающийся сможет сформировать умения работать с информацией, расскажет о свих увлечениях и хобби.

Тема 2. «Выбор темы проекта. Ты – проектант.»

Обучающийся сможет сформировать умения находить информацию в словарях и справочниках; умения находить шутливо-жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче;

познакомится с понятиями «словарь», «проект», «тема» самостоятельно.

Тема 3. «Работа со словарями.»

Обучающийся сможет сформировать умения работать с текстом, находить нужную информацию; познакомятся с понятием «формулировка».

Тема 4. «Выбор помощников в работе над проектом.»

Обучающийся        сможет        сформировать        умения        работать        в        команде; познакомится с понятием «помощником».

Тема 5. «Этапы работы над проектом.»

Обучающийся познакомится с этапами работы над учебным проектом и с понятием «этап».

Тема 6. «Актуальность темы проекта.»

Обучающийся сможет сформировать умения находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе; познакомится с понятием «актуальный».

Тема7. «Проблема. Решение проблемы.»

Обучающийся научится видеть проблему, сможет сформировать умения добывать недостающий способ действия (знания); познакомится с понятием

«проблема».

Тема8. «Выработка гипотезы-предположения.»

Обучающийся сможет сформировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий; познакомится с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение».

Тема9. «Цель проекта.»

Обучающийся научится ставить цель в конкретной сюжетной ситуации; познакомится с понятием «цель».

Тема 10. «Задачи проекта.»

Обучающийся сможет сформировать умения и способности в поиске способов решения проблемы проекта; познакомится с понятием «задачи проекта».

Тема 11. «Сбор информации.»

Обучающийся познакомится с понятиями «сбор», «информация»,

«энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы»; научится выбирать способы получения информации.

Тема 12. «Знакомство с интересными людьми. Интервью.»

Обучающийся сможет сформировать умения брать интервью, умения вести и участвовать в дискуссии; познакомится с понятиями «интервью»,

«интервьюер».

Тема 13. «Обработка информации. Отбор значимой информации.»

Обучающийся сможет сформировать умениявыделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи; познакомится с понятиями «обработка информации»,

«отбор».

Тема 14. «Создание продукта проекта.»

Обучающийся сможет овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов; познакомится с понятием «продукт проекта».

Тема15. «Играем в ученых. Это интересно»

Обучающийся применит полученные знания на практике.

Тема 16. «Тест.»

Обучающийся        сможет        сформировать        умения        правильно        использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы.

Тема 17. «Отбор информации для семиминутного выступления (минисообщение)»

Обучающийся        сможет        сформировать        умения        презентовать        свои достижения; познакомится с понятием «выступление».

Тема 18. «Творческая работа. Презентация.»

Обучающийся сможет сформировать умения в составлении презентации на бумаге; познакомится с понятием «презентация».

Тема 19. «Значимость компьютера в создании проекта. Презентация.»

Обучающийся познакомится с компьютерной презентацией; с понятием

«презентация».

Тема 20, 21. «Первые шаги составления презентации на компьютере.»

Обучающийся познакомится с программой МРР – MicrosoftPowerPoint и с кнопками клавиатуры компьютера.

Тема 22. «Совмещение текста выступления с показом презентации.»

Обучающийся сможет сформировать и будет развивать коммуникативную компетентность, а именно: умение «держать» аудиторию в поле зрения; познакомится с понятием «аудитория».

Тема 23. «Выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией.»

Обучающийся сможет сформировать и будет развивать коммуникативную компетентность, а именно: умение «держать» аудиторию в поле зрения.

Тема 24. «Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.»

Обучающийся сможет сформировать умения отстаивать свою точку зрения. Тема 25. «Тест «Добрые советы проектанту от мудрого Дельфина.» Обучающийся сможет продемонстрировать объем накопленных знаний во время проектной деятельности.

Тема 26, 27. «Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.»

Обучающийся сможет сформировать умения создавать собственные творческие замыслы доводить их до воплощения в творческом продукте; познакомится с понятием «визитка».

Тема 28. «Самоанализ.»

Обучающийся сможет сформировать умения контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах; познакомится с понятием

«самоанализ».

Тема 29. «Играем в ученых. Это интересно.»

Обучающийся сформирует основы практического мышления и сознания.

Тема 30. «Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности»

Обучающийся познакомится с различными конкурсами проектов.

Тема 31. «Памятка жюри конкурса»

Обучающийся сможет сформировать умения оценивать с вою работу по выработанным критериям.

Тема 32. «Выступление перед незнакомой аудиторией.»

Обучающийся сможет сформировать умения публичного представления результатов работы.

Тема 33. «Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.»

Обучающийся сможет сформировать умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места.

Тема 34. «Играем в ученых. Это интересно.»

Обучающийся        сможет        сформировать        умения        делать        прямые        выводы, заключения на основе имеющихся фактов.

Характеристика результатов Обучающийся

будет знать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;
  • понятия «хобби», «увлечения», «сбор», «аудитория», «презентация»,

«интервью» и т. д.;

  • правила выбора темы и объекта исследования; - правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно выбирать тему исследования;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • указывать пути дальнейшего изучения объекта; - отвечать на вопросы аудитории и жюри; - презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно        добывать,        обрабатывать,        хранить        и        использовать информацию по волнующей проблеме;
  • реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • общаться с людьми разных возрастов; - работать в группе, коллективе;
  • презентовать работу общественности.

Содержание занятий в третьем классе

Тема 1. «Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.»

Обучающийся сможет сформировать умения презентовать свои увлечения, достижения. Освоит этапы работы над проектом.

Тема 2. «Выбор темы проекта. Проблема. Решение проблемы.»

Обучающийся сможет сформировать умения создавать свои собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческий проект,

овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов.

Тема 3. «Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза.

Решение задачи»

Обучающийся сможет сформировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий.

Тема 4 – 5. «Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практические занятия.»

Обучающийся        сможет        сформировать умения        в        составлении        паспорта проекта.

Тема 6 – 7. «Требования к составлению анкет для проекта.

Анкетирование.»

Обучающийся        сможет        познакомиться        с        видами        вопросов        для        анкет; сформировать умения в составлении вопросов для анкетирования.

Тема8. «Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.»

Обучающийся сможет познакомиться с условиями размещения проектного материала на постере; сформировать умения в создании постера.

Тема9 – 10. «Практические занятия. Создание мини-постера.»

Обучающийся сможет сформировать умения создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами и планами; научится создавать

сообщения различной природы (устные и письменные тексты)

Тема 11 – 13. «Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.»

Обучающийся изучит и освоит возможности программы МРР; сможет сформировать умения и навыки при работе с фотографиями, фигурами, диаграммами.

Тема 14 – 16. «Программа МРР. Анимация. Настройка анимации.» Обучающийся сможет сформировать умения настраивать анимации на слайде.

Тема 17 – 19. «Программа МРР. Дизайн.»

Обучающийся        сможет        сформировать        умения        творчески        подходить        к созданию вещи.

Тема 20 – 21. «Фотографии на слайдах. Работа с фотографией на слайдах.»

Обучающийся        сможет        сформировать        умения        работать        с        командами

«Обрезка», «Границы рисунка»

Тема 22 – 23. «Требования к компьютерной презентации.»

Обучающийся сможет познакомиться с требованиями к компьютерной презентации; сформировать умения находить ошибки в готовой презентации и исправлять их.

Тема 24 – 25. «Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР»

Обучающийся сможет сформировать умения использовать полученные знания при тестовой проверке.

Тема 26 – 28. «Составление первой презентации по заданному тексту.»

Обучающийся сможет использовать полученные знания при составлении презентации по заданному тексту.

Тема 29 – 30. «Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.»

Обучающийся будет развивать умения создавать папку проекта; сможет выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные; сформирует

умения брать интервью.

Тема 31. «Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.»

Обучающийся сможет сформировать умения оценивать свою работу и видеть пробелы в ней, научится критиковать себя.

Тема 32. «Твои впечатления от работы над проектом.»

Обучающийся сможет сформировать умения подводить некоторые итоги своей деятельности.

Тема 33. «Пожелания будущим проектантам.»

Обучающийся        сможет        сформировать        умения        делать        выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам.

Тема 34. «Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.»

Обучающийся        сможет        сформировать        умения        высказывать        слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года.

Характеристика результатов

В результате работы в 3 классе обучающиеся должны знать:

  • основные этапы работы над проектом деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия предположения, гипотезы исследования;
  • требования к паспорту проекта;
  • правила составления паспорта проекта;
  • требования к составлению анкет для проекта;
  • требования к созданию постера и условия размещения материала на постере;
  • возможности программы МРР (вставка фотографий, диаграмм, рисунков, фигур, анимация, дизайн);
  • требования к компьютерной презентации. Обучающиеся должны уметь:
  • презентовать свои увлечения, достижения;
  • высказывать предположения о неизвестном, проверять свои гипотезы;
  • составлять паспорт проекта;
  • составлять вопросы для анкетирования;
  • создавать постер;
  • работать в программе МРР;
  • настраивать анимации на слайде;
  • находить ошибки в готовой презентации и исправлять их;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
  • составлять презентации по заданному тексту;
  • подготовить проектную документацию к выступлению на конкурсе;
  • обрабатывать        информацию,        брать        интервью,        составлять        визитку;        

оценивать свою работу и видеть пробелы в ней;

  • подводить итоги своей деятельности.

Содержание занятий в четвертом классе Составление паспорта проекта (2ч.)

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема.

Решение проблемы. Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. Требования к паспорту проекта.

Составление паспорта проекта. Создание постера (3ч.)

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Создание мини-постера. Освоение программы МРР (6ч.)

Изучение и освоение возможностей программы MPP . Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. Программа MPP. Анимация. Настройка

анимации. Фотография на слайдах. Работа с фотографией на слайдах.

Требования к компьютерной презентации. Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой MPP. Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.

Тесты. Тестирование.(3ч.)

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам.

Виды проектов.(10ч.)

Исследовательско-творческий проект. Творческий проект. Ролево-игровой проект.        Информационно-ориентированный        проект. Практикоориентированный проект. Монопредметный проект. Межпредметный проект.

Виды презентационных проектов. Работа с памятками.(2ч.)

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления. Типичные ошибки проектантов. Критерии итогового оценивания.

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся(6ч.) Формирование умения в работе с диаграммой. Формирование умения в работе с таблицей. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Использование

ресурсов Интернета при подготовке презентации. Программа Microsoft Offis Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и

абзацев.

Защита проектов.(2ч.)

Проект «Говорите правильно», «Природа родного края», «Числа вокруг нас».

Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам.

  1. Календарно-тематическое планирование по курсу

«Юный исследователь» 1 класс (1 час в неделю, 33 часа в год)

№ п/п

Тема

Кол. часов

Дата

план

факт

Тренинг.

19

1-2

Что такое исследование.

2

3-4

Наблюдение и наблюдательность.

2

5-6

Что такое эксперимент.

2

7-8

Учимся вырабатывать гипотезы.

2

9-10

Знакомство с логикой.

2

11-

12

Как задавать вопросы.

2

13

Учимся выделять главное и второстепенное.

1

14

Как делать схемы.

1

15

Как работать с книгой.

1

16

Что такое парадоксы.

1

17-

18

Мысленные эксперименты и эксперименты на

моделях.

2

19

Как сделать сообщение о результатах

исследования.

1

Исследовательская практика.

8

20

Тренировочное занятие по методике

проведения самостоятельных исследований.

1

21

Индивидуальные занятия по методике

проведения самостоятельных исследований.

1

22

Экспресс- исследование.

1

23

Семинар по итогам экскурсии.

1

24

Коллективная игра – исследование.

1

25

Коллекционирование.

1

26

Экспресс        - исследование «Какие коллекции собирают люди».

1

27

Сообщения о своих коллекциях.

1

Мониторинг.

6

28-

29

Мини – конференция по итогам экспресс –

исследований.

2

30-

31

Мини – конференция по итогам собственных исследований.

2

32-

33

Участие в защитах исследовательских работ и

творческих        проектов        учащихся        вторых        – четвертых классов.

2

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Юный исследователь» 2 класс

(1 час в неделю, 34 часа в год)

№ п/п

Тема

Кол. часов

Дата

план

факт

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

2

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант.

1

3

Работа со словарями.

1

4

Выбор помощников в работе над проектом.

1

5

Этапы работы над проектом.

1

6

Актуальность темы проекта.

1

7

Проблема. Решение проблемы.

1

8

Выработка гипотезы-предположения.

1

9

Цель проекта.

1

10

Задачи проекта.

1

11

Сбор информации для проекта.

1

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

1

13

Обработка информации.        Отбор значимой информации.

1

14

Создание продукта проекта.

1

15

Играем в ученых. Это интересно.

16

Тест.

1

17

Отбор        информации        для        семиминутного

выступления (мини-сообщение)

1

18

Творческая работа. Презентация.

1

19

Значимость компьютера в создании проекта. Презентация.

1

20

Первые шаги составления презентации на компьютере.

1

21

Первые шаги составления презентации на компьютере.

1

22

Совмещение текста выступления с показом презентации.

1

23

Выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией.

1

24

Подготовка        ответов        на        предполагаемые

вопросы «зала» по теме проекта

1

25

Тест «Добрые советы проектанту от мудрого Дельфина»

1

26

Изготовление визитки. Правильное составление

1

титульного листа визитки.

27

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.

1

28

Самоанализ.

1

29

Играем в ученых. Это интересно.

1

30

Различные        конкурсы        проектно-

исследовательской деятельности

1

31

Памятка жюри конкурса.

1

32

Выступление перед незнакомой аудиторией

1

33

Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.

1

34

Играем в ученых. Это интересно.

1

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Юный исследователь» 3 класс

(1 час в неделю, 34 часа в год)

№ п/п

Тема

Кол. часов

Дата

план

факт

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

2

Выбор        темы твоего        проекта. Проблема. Решение проблемы.

1

3

Выбор        темы        исследования.        Предположение. Гипотеза. Решение задачи.

1

4

Требования к паспорту проекта.

1

5

Составление паспорта проекта.

1

6

Требования к составлению анкет для проекта.

1

7

Анкетирование.

1

8

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.

1

9

Создание мини-постера.

1

10

Создание мини-постера.

1

11

Изучение и освоение возможностей программы МРР.

1

12

Вставка фотографий, рисунков.

1

13

Вставка фигур, диаграмм.

1

14

Программа МРР.

1

15

Анимация. Настройка анимации.

16

Анимация. Настройка анимации.

1

17

Программа МРР. Дизайн.

1

18

Программа МРР. Дизайн.

1

19

Программа МРР. Дизайн.

1

20

Фотография на слайдах.

1

21

Работа с фотографией на слайдах.

1

22

Требования к компьютерной презентации.

1

23

Требования к компьютерной презентации.

1

24

Программа МРР.

1

25

Программа МРР.

1

26

Составление первой презентации по заданному тексту.

1

27

Составление первой презентации по заданному тексту.

1

28

Составление первой презентации по заданному тексту.

1

29

Подготовка        проектной        документации выступлению на конкурсе.

к

1

30

Обработка информации. Интервью. Визитка.

1

31

Тест. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

1

32

Твои впечатления от работы над проектом.

1

33

Пожелания будущим проектантам.

1

34

Страница благодарности.

1

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Юный исследователь» 4 класс (1 час в неделю, 34

часа в год)

Тема

Кол.

часов

Дата

п/п

план

факт

1-2

Наблюдение и экспериментирование

2

3-4

Методы исследования

2

5-6

Наблюдение и наблюдательность

2

7-8

Совершенствование техники

экспериментирования

2

9-10

Интуиция и создание гипотез

2

11-

12

Правильное мышление и логика

2

13-

14

Искусство делать сообщения

2

15-

16

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

2

17-

18

Семинар «Как готовиться к защите»

2

19-

20

Определение проблемы и выбор темы

собственного исследования

2

21-

23

Индивидуальная        работа        по        планированию        и

проведению самостоятельных исследований

3

24-

25

Коллективная игра-расследование

2

26-

28

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

3

29-

30

Семинар

2

31-

32

Участие в защитах исследовательских работ и

творческих проектов учащихся

2

33

Подготовка собственных работ к защите

1

34

Собственная защита исследовательских работ и

творческих проектов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учитьс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" для 4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана по требованиям ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь"

      Программа “Проектная деятельность” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной системы , мето...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные исследователи"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (проектно-исследовательская работа)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:• у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического...