Статьи
статья

Максименко Ольга Вячеславовна

«Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта31.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО»

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но  и привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Она позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.   

Так как я работаю по учебно-методическому комплекту «Начальная школа ХХI века», работа над проектами входит в программу обучения  и является обязательной как для учителя, так и для ученика.

Изучая теоретические основы по данной теме, я пришла к выводу, что использование проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий.

Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой   вытекает и цель, и задачи проектной деятельности обучающихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение.    Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.  

Моя цель заключается в том, чтобы вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки. Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Как появляются проекты? Идея проекта, как правило, рождается у учителя. Но нужно таким образом создать проблемную ситуацию, чтобы ученику казалось, что эта проблема занимает его ничуть не меньше, и он давно пытается ее решить, правда, не знает, как это сделать.

Работа над проектом включает в себя:

  • выбор темы исследования, метод исследования;
  • составление плана исследования;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • защита проекта

В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие  методы и приемы работы:

  • изучение теоретических источников;
  • наблюдение;
  • поисковый эксперимент;
  • описание;
  • анкетирование;
  • интервьюирование.

Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничества учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.  Здесь самое главное, чтобы Родители поняли свою роль.  На родительском собрании, разъяснила родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказала об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Таким стал для нас проект «Зимующие птицы». Начиная работать над проектом, мы определили, что будем иметь в конце – это кормушки для птиц, которые развесим на территории школы и возле дома. А для реализации нашего плана нам потребуется помощь родителей.

Подготовительный этап. Планирование проекта.

  1. Вводная презентация «Зимующие птицы» для выявления представлений и интересов учащихся.
  2. Постановка проблемы. Перед обучающимися был поставлен проблемный вопрос: почему гибнут сотни птиц  и как им помочь?
  3. Выбор темы проекта, определение цели и содержание проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности.
  4. Разработали правила работы в группах

Основной этап. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.

  1. Приготовили сообщения о зимующих птицах; узнали, чем они питаются; подобрали материал о происхождении названий этих птиц, особенности их поведения.
  2. Подобрали загадки, пословицы, поговорки, приметы; составили ребусы о зимующих птицах.
  3. Подобрали стихи и рассказы русских писателей и поэтов о зимующих птицах.
  4. Нарисовали рисунки птиц зимой.

Заключительный этап. Итоги.

  1. Провели «Птичью викторину», где обобщили приобретенные знания.
  2. Выпустили листовки «Помогите птицам зимой!»
  3. Изготовили, совместно с родителями кормушки.

Этот проект позволил:

  • расширить знания учащихся о разнообразии видов птиц;
  • изучить вопросы, связанные с жизнедеятельностью птиц в сложных экологических условиях, о их роли в природе;
  • больше узнать о жизни и поведении зимующих птиц;
  • вести совместную деятельность с родителями (мастерить кормушки для птиц)
  • на практике помочь окружающей природе (организовывать в зимнее время птичью столовую)

           В результате участия в данных проектах у детей формируются такие виды универсальных учебных действий:

  • познавательные (наблюдали, делали выводы, научились осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, перерабатывать ее  и представлять);
  • коммуникативные (планировали учебное сотрудничество, согласовывали свои действия с партнерами, строили речевые высказывания, ставили вопросы, выступали на сцене, тесно контактировали с родителями);
  • личностные (формирование интереса к проблеме и способам ее решения; формирование основ экологической культуры, чувства прекрасного и эстетических чувств, освоение новых видов деятельности);
  • регулятивные (постановка задачи, нахождение путей решения, планирование действий; важно отметить такое регулятивное действие, как рефлексия)

Важный вопрос - это оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, несомненно, нужно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Я стараюсь определить несколько номинаций так, чтобы каждый проект был отмечен.

 Так при прохождении курса «Окружающий мир» в начальной школе работаем над проектами и проводим исследовательскую деятельность по следующим темам:

проекты: «История моей улицы»; «Мое генеалогическое древо»; «Моя фамилия»; «Любимый семейный праздник»; «Отношения в семье»; «Обязанности членов семьи»; «Мы приглашаем гостей»; «Мы идем в гости»; «История школы, в которой я учусь»; «Что я могу сделать с мусором?», «Все профессии важны».

Исследовательские работы: «Вода и ее значение для жизни человека»; «Люди земли Перелюбской»; «Мир растений родного края»; «Мир животных родного края»; «По страницам Красной книги Саратовской области»; «Береги свое здоровье смолоду»; «Вредные привычки – враг здоровья» и др. Результат работы стенды, альбомы.

По русскому языку результатом работы над проектом «Такие разные слова» стали словарики: «Неизменяемые существительные», «Слова наоборот» (антонимы), «Слова друзья» (синонимы), ребусы.

По математике  учащиеся 3 класса работали над проектом «Меры длины». Было определено четыре направления: «Старинные русские меры длины», «Измерительные инструменты», «Меры длины в литературе», «Решай…Смекай… Угадывай…». Конечным продуктом проекта стали альбом загадок, ребусов, кроссвордов, книга пословиц и поговорок, брошюра «Старинные русские меры длины», дидактическое пособие  «Меры длины».

На уроках чтения при изучении произведений русских поэтов о Родине, Русские народные сказки проекты были представлены в виде книжек малышек.

             К 80 летию Саратовской области Проект «Саратовские писатели детям и о детях» оформлен стенд.

           Проект «Экология в произведениях русских писателей и поэтов»  
в рамках предметной методической недели учителей начальных классов, приуроченной к Году экологии в России проведена научно-практическая конференция.

Особенно удачные проекты те, которые основаны на наблюдении младших школьников: наблюдение за жизнью домашних животных, за растениями, за делами человека. Также в своей практике я использую мини-проекты, которые занимают несколько минут урока на этапе закрепления или применения полученных знаний. Задачей таких мини-проектов является: закрепление на практике  знаний, открытых на уроке;  умений извлекать и перерабатывать информацию; договариваться о правилах поведения в группе и следовать им; развитие познавательной и творческой активности детей. Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок переходит во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, информатику и  уроки технологии. Таким «затянувшимся» уроком для нас стал творческо-познавательный проект «Времена года». Класс был разделен  на четыре группы. У каждой группы было своё время года. В ходе работы учащиеся вели сбор материала о временах года, собирали народные приметы, пословицы, поговорки, загадки. В результате проекта ребята создали книжку с сочинениями, пословицами и приметами выбранного времени года.

Большую ценность имеют воспитательные проекты. Как классный руководитель  реализую проект «С чего начинается Родина?» Данный проект  рассчитан на четыре года и предусматривает  четыре направления: «Моя семья», «Мои сверстники», «Каким бы мог быть герб моего села?», «Село мое родное».

Интересным для нас стал информационно - практико - ориентированный проект «Уход за комнатными растениями». Ребята не только узнали названия комнатных растений своего класса и правила ухода за ними, но и определили, как называется растение, которое нам подарила Фея цветов. Пользовались разными источниками информации: Интернетом, Энциклопедией «Комнатные растения», Статьей, Толковыми словарями. Узнали  чего не любит сенполия, что такое дренаж. Результат проекта - размножение сенполии при помощи листового черенка. Ребята посадили новые сенполии, ухаживают и ведут наблюдение.

Во внеурочной деятельности (Кружок «Умелые ручки») очень интересными получились творческие проекты «Открытка к  Новому году», «Елочная игрушка».

Провожу семейные проекты, например: «Семейное генеалогическое древо»; «Наши семейные традиции»; «Великая Отечественная война в истории нашей семьи»; «Семейные реликвии» и другие, при разработке которых участие родителей просто необходимо.

Предпочтение мы отдаем свободным долгосрочным проектам всероссийского и регионального уровней. Участвуя в Межмуниципальном сетевом проекте «Путешествие по Земле Саратовской» к 80-летию Саратовской области, стали победителями. В муниципальном дистанционном конкурсе творческих и исследовательских работ «Удивительное рядом» стали призерами в номинации «Презентация» с работой «Река Камелик».

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, позволяет сделать учебный процесс  насыщенным познавательной деятельностью, а это способствует улучшению качества знаний; даёт возможность каждому чувствовать себя умелой личностью, что  в свою очередь повышает  самооценку, мотивацию и интерес к занятиям, вызывает  привычку к систематической учебной деятельности, к труду. Развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только проектной деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Используемая литература:

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под.ред.А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения Директор школы. М.1995, №6

3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2005. №9

4. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. Начальная школа.2008. №8

5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. - М.: Вентана-Граф, 2004.

6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной

деятельности. Нар. образование. - 2000. - №7.

 7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...