Технология проблемного обучения. Статья.
статья (3 класс)

Комарова Ирина Борисовна

Технологией проблемного обучения учителя пользуются давно, несмотря на это, урок проблемного обучения построить сложно. В этой статье даны конкретные рекомендации учителю по построению урока данного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obuchenya.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технология  проблемного обучения.

Из опыта работы.

       В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. На  первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирования у младшего школьника познавательных интересов и таких учебных умений, которые позволят ему успешно продолжить своё образование в основном звене. Научить мыслить, находить рациональные пути решения учебных проблем, воспитать потребность  в саморазвитии - вот основные ориентиры современного школьного обучения. Проблемное обучение — это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем.

Уровни проблемного обучения:

1.Усмотрение проблемы самими учащимися.

2.Проблема создается учителем, решение – самостоятельно учеником.

3.Учитель создает проблему, учащиеся включаются в ее разрешение.

4.Учитель сам ставит проблему и решает её.

     Проблема в образовательном процессе -  это осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося  опыта и знаний

  • Обнаружение учеником противоречивости в проблемном задании, приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний.
  • У учащегося возникает субъективная потребность в новых знаниях
  • Осознав недостаточности ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения. Ученик строит предварительные гипотезы разрешения проблемы.
  • Проверка гипотез приводит к тому, что ситуация становится проблемой

Признаки учебной проблемы:

1.Отсутствие у ученика необходимого для решения проблемной ситуации знания.

2.Отсутствие достаточного опыта.

3.Осознание учеником противоречивости ситуации.

Учебная проблема имеет форму познавательной задачи или задания продуктивного типа, содержащей некоторое противоречие в своих условиях

а) избыточные данные;

б) недостающие данные;

в) неверные данные;

г) альтернативные данные.

Проблемная технология содержит три главных компонента:

  • потребность учащегося в новом знании или способе действия

("хочу узнать..., научиться...")

  • неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить  по проекту педагогических целей урока
  • известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы

Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.

  • Модель организации учебного процесса «обучение через открытие» строится на реализации принципа проблемности в обучении.
  • Принцип проблемности реализуется:
  • — как в содержании учебного предмета;
  • — так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация — состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.  «Мышление начинается с    проблемной    
ситуации».
                            С. Л. Рубинштейн.

Технологические приемы организации
учебного процесса.

Как создать?

а)  в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию;

б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;

в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

 Усвоение нового материала

1.     Учитель должен четко представлять, что и   как будет изучаться на уроке.

  2.  Обеспечить максимальную   самостоятельность учеников.

  3.  Обеспечения дифференцированного подхода к обучению.

  4.     Оказывать помощь в решении  проблемной задачи следует индивидуально.

  5.     В новом задании должны проявляться   некоторые элементы актуализированных знаний.

Практическая работа

  • 1.     Задание выбирается соответственно, требованиям учебной программы.
  • 2.     Процесс должен включать новые способы действия.
  • 3.   Определить содержание и форму инструктажа.
  • 4.     Обеспечить сознательное выполнение каждой из операции действия.

Заключительная часть урока

1. Проблемные задания на этом этапе должны носить обобщающий характер, способствовать развитию вариативности.

2. Проверять результаты практической работы лучше вместе с учениками.

3.В конце урока преподаватель должен подвести итог.

Рефлексия
Цель этапа – осознание учащимися метода собственной познавательной деятельности

  • нарисуй настроение на листочке;
  • поднимись на горку;
  • наполни ведро знаний;
  • собери букет;
  • расшифруй слово и прочитай; и т.д.

Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:

  • более качественное усвоение знаний
  • мощное развитие интеллекта, творческих способностей
  • воспитание активной личности.

Результативность применения в учебном процессе можно оценить с помощью критериев:

  • а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации

("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться  смогу ли разрешить эту ситуацию...),

  • б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере

(" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...")

  • в) переживание учащимися субъективного открытия:

        ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон..."),

  • г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;

("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."),

  • д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Бернард Шоу утверждал:

«Единственный путь, ведущий к знанию,-это деятельность. Чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного старья на затворках интеллекта, ученик должен с ними работать, т. е. применять, искать условия и границы их применимости, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача учителя – создать для этого все условия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья « Педагогическая технология:проблемное обучение»

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения . В сатье раскрывается технология проблемного обучения....

Статья "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира"

В статье представлен теоретический материал,  описывающий вопросы технологии и подготовки  проблемного урока- урока "открытия" новых знаний, а также конспект урока по окружающему миру в 4 кл...

Статья по теме: «Применение технологии проблемного обучения на уроках математики»

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний   день детского развития… Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития…         ...

Статья на тему "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира в 4ом классе"

Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира в 4ом классе...

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Статья "Технология проблемного обучения"

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

Статья "Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"

Примеры практичекого ипользования элементов проблемного обучения на уроках рксского языка в начальных классах по программе "Школа России"...