Статья « Педагогическая технология:проблемное обучение»
методическая разработка по теме

Горнышева Светлана Юрьевна

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения . В сатье раскрывается технология проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_problemnoe_obuchenie_dlya_chteniya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Идея активизации обучения имеет большую историю. Одним из первых сторонников активного учения школьников был Ян Амос Каменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на «необходимость воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», оно направлено против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».

За развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода вел борьбу Жан-Жак Руссо. «Сделайте Вашего ребенка внимательным к явлениям природы… Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что Вы сказали, а потому, что сам понял».

Константин Дмитриевич Ушинский, будучи сторонником активного обучения, писал: «Ученикам следует передавать не только те или иные познания, но и способствовать самостоятельно без учителя, приобретать новые знания».

Таким образом, многие прогрессивные педагоги разрабатывали активные методы обучения, выдвигали идею изменения самого принципа организации обучения на основе широкого применения исследовательского метода.

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения.

Цели проблемного обучения:

- усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов;

- формирование познавательной самостоятельности ученика;

- развитие его творческих способностей на основе овладения системой знаний, умений, навыков и формирование мировоззрения.

Методы обучения:

- проблемное изложение;

- частично-поисковый;

- исследовательский.

Формы организации учебного процесса:

- парное взаимодействие;

- микро групповое взаимодействие;

- групповое взаимодействие;

- межгрупповое взаимодействие.

Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения.

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

1) возникновение проблемной ситуации;

Проблемная ситуация создается специальными методическими приемами, а именно, учитель:

- подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы;

- определяет проблемные теоретические и практические задания.

Существует несколько правил создания проблемных ситуаций:

- перед учащимися следует поставит такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями;

- задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся;

- проблемное задание дается до объяснения усваимого материала;

- одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

2) осознание сущности затруднения и постановка проблемы;

3) нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснований гипотезы;

4) доказательство гипотезы;

5) проверка правильности решения проблем.

Технология проблемного обучения включает в себя:

- отбор самых актуальных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

- создание учебных методических пособий и руководств;

- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Достоинства технологии:

- наличие у учащихся положительного мотива к деятельности (…хочу разобраться, хочу попробовать, смогу ли разрешить эту ситуацию?);

- наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (…испытываю радость, удовольствие от деятельности…);

- переживание учащимися субъективного открытия (… я сам получил этот результат…);

- осознание учащимися усвоения нового, как личностной ценности (… лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации…);

- овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Технология проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе.

Курсовая работа по теме "Технология проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе".  В работе приведены фрагменты уроков. УМК "Школа 2100"....

Статья "Технология проблемно-диалогического обучения как фактор формирования универсальных учебных действий у младших школьников"

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое...

Статья учителя начальных классов Прониной Валентины Ивановны на тему "РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Mimio."

Наряду с требованиями ФГОС учитель должен дать ученику глубокие и прочные знания . Перед современной школой стоит задача развивать творческие способности каждого ученика , сформировать у него так...

Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"

Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....

Доклад на педагогическом совете по теме: «Технология проблемно - диалогического обучения как средство реализации ФГОС»»

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога....

Педагогические технологии. Проблемное обучение.

Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям науч...

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Толчком  к продуктивному ...