Педагогические технологии. Проблемное обучение.
статья

Маспанова Екатерина Владиленовна
Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии.

 Проблемное обучение.

Джон Дьюи (1859-1952)- американский философ-прагматик, психолог и педагог. Предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем.

        В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М. И. Махмутов, А. В. Брушлинский, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер и др.

        Технология проблемного обучения получила большое  распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях Д. Дьюи, основавшего в 1894 г. В Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Для обучения Дьюи выделял четыре важнейших потребности-инстинкта: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

        Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками(ЗУН) и развитие мыслительных способностей(СУД).

        Классификационные параметры технологии.

        Уровень и характер применения: в области педагогики проблемному обучению сегодня отведена довольно скромная роль для построения ограниченного круга учено-воспитательных задач.

        Философская основа: прагматическая + приспосабливающаяся.

        Методологический подход: исследовательский.

        Ведущие факторы развития: биогенные(по Д.Дьюи) + социогенные + психогенные.

        Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СУД.

        Характер содержания: обучающий, светский, общеобразовательный, гуманистический + технократический, проникающий.

        Вид социально-педагогической деятельности: развивающая.

        Преобладающие методы: проблемные.

        Организационные формы: индивидуальная +групповая, академическая +клубная.

        Преобладающие средства: вербальные +программированные.

        Направление модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.

Целевые ориентации.

  • Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися.
  • Повышение прочности знаний.
  • Усвоение способов самостоятельной деятельности.
  • Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.
  • Развитие познавательных и творческих способностей.

Особенности содержания.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации –проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, виду рассогласования информации, другим методическим особенностям.

По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:

  • Решении научных проблем (научное творчество) –теоретическое исследование, т. е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;
  • Решение практических проблем(практическое творчество) – поиск практического решения, т. е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем.
  • Создание художественных решений(художественное творчество)- художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т. д.

Особенности методики.

Проблемные методы- это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.

Педагогическая проблемная ситуация.

Психологическая проблемная ситуация.

Создаётся с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания.

Сугубо индивидуальное явление: это «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Технологическая схема проблемного обучения.

1этап-постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие её проявления, организация появления у ребёнка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью различных вербальных и технических средств.

2этап-перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение психологической проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подходов.

3этап- поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию.

4этап- появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся.

5этап- реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

6этап- отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций:

  • Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.
  • Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
  • Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, педагога).
  • Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты(побуждающий диалог)
  • Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
  • Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские).
  • Формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения).

Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:

  1. построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова. мультимедиасредств.);
  2. отбор и использовании самых актуальных, сущностных задач(проблем);
  3. учёт особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной деятельности;
  4. исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способность вызвать активную познавательную деятельность ребёнка.

Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разный уровни мышления.

Уровень обычной несамостоятельной активности- это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.

Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путём логического анализа доказывает гипотезы - помощь педагога при этом минимальна.

Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения.

Урок. Логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер, а более сложный – спиралеобразный. Логика учебного процесса такова: если в начале урока поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на её разрешение, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока ,к тому ,как она поставлена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья « Педагогическая технология:проблемное обучение»

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения . В сатье раскрывается технология проблемного обучения....

Выступление на педагогических чтениях: "Технология проблемного обучения ".

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учить...

Представление педагогического опыта Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Представление педагогического опытаИспользование технологии проблемного обучения в начальной школе Представление педагогического опытаИспользование технологии проблемного обучения в начальн...

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения

педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....