«Роль креативной функции сознания в реализации жизненных ценностей»
статья

Смирнова Елена Владимировна

Статья «Роль креативной функции сознания в реализации жизненных ценностей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Cтатья : «Роль креативной функции сознания в реализации жизненных ценностей»

Креативность активно изучается социологами, психологами и педагогами, начиная со второй половины ХХ века. Психологи определяют  креативность  как  творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.  Педагогами креативность определяется как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.   Креативность в профессиональной педагогике рассматривается как способность к творчеству, принятию и созданию нового, нестандартному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей. Креативность личности определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, помогает находить оригинальные решения сложных проблем в ситуации неопределенности; это внутренний ресурс человека, который поможет ему успешно самоопределиться в обществе. Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество, а предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству.

  Креативность с научной точки зрения рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. За период от первых попыток изучения творческих способностей до настоящего времени исследователями создана обширная детальная картина феноменологии креативности. С изучением креативности связаны такие  личности как 3игмунд Фрейд, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, Т. Амабайл, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов, В.Ф. Вишнякова, Р. Мэй, Ф. Баррон, Д. Харрингтон и другие.

Все исследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на две области:

  1. Первую   составляют исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Представители «познавательного» направления исследуют взаимосвязи между креативностью, интеллектом, когнитивными способностями и реальными достижениями. Наиболее яркими представителями данного направления являются: Дж. Гилфорд, С. Тэйлор, Э. Торренс, А.Я. Пономарев, С. Медник. В их работах представлено, в основном, влияние интеллектуальны познавательных характеристик на способность продуцировать новые идеи.

2. Другое направление изучает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов. Многие экспериментальные исследования посвящены созданию «портрета творческой личности», выявлению присущих ей характеристик, определению личностных, мотивационных и социокультурных коррелятов креативности.

Наиболее яркими представителями этого (второго) направления являются: Ф. Баррон, А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская.

Наша жизнь связана с множеством правил и законов. Часть из них  выполняется автоматически и рефлекторно. Природа дал человеку возможность быть «творцом», однако  шаблонность действий, скука от повторяемости   вступают с этой способностью  в противоречие.   В автоматизме действий и обыденности жизни это противоречие разрешается путем подавления способности к творчеству, то есть подавления креативности.  Поэтому чтобы развить креативность, прежде всего, необходимо научиться видеть вещи в новом ракурсе,   искать необычные способы применения обычных вещей,  не прятаться   за общественные стереотипы.

 Для меня, как педагога, наиболее  интересной представляется  проблема креативности в педагогической деятельности. Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы.  В развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.  В связи с этим перед современным учреждением образования встает задача целенаправленного формирования креативности учащихся, как необходимого условия становления творческой личности, способной выходить за пределы имеющихся знаний, взглядов и мнений, создавать новое.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. При традиционных формах обучения, ребенок, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способен воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т.п. Однако он не принимает участия в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специфического опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник средней школы, успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с конкурсными экзаменационными задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

Ведущим фактором обучения является личность учителя. Учитель направляет, организует, мотивирует учебную деятельность Педагог определяет задачи, исходя из уровня готовности ребенка, контролирует усвоение знаний и приобретение умений учащимися, определяет цели обучения и воспитания. Следовательно, если учитель поддерживает и организовывает развитие креативности   ученика в ходе обучения - создаются условия для актуализации его творческого потенциала.

Существенную роль в становлении основ творческой личности играет характер взаимодействия педагога с учащимися. Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию креативности, должно носить характер помощи, поддержки, не директивности. Выявлено, что творческие проявления чаще обнаруживают учащиеся, воспитывающиеся у педагога с демократическим стилем общения.  Педагог     должен быть личностью, умеющей принимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Учитель должен получать удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Но самое главное - учитель должен сам быть креативен, т.е. иметь высокий творческий потенциал, развивать его и умело пользоваться им.

Не секрет ,что в каждом классе есть особые дети и родители. Своей главной задачей считаю необходимость использования  в   работе инновационных образовательных  технологий, творческих идей, креативного подхода к  решению проблем . Моими и моих коллег основными функциями стали: обучение детей и социальное сопровождение семей обучающихся, оказании педагогической, психологической и социальной помощи детям и их родителям.  

В результате  при содействии всех участников этого процесса  был найден индивидуальный подход к каждому воспитаннику.  Перед нами, педагогами  была поставлена задача полного охвата воспитанников участием в творческих мероприятиях различного уровня-  повысилась их самооценка, одноклассники увидели ребят в другом свете.Многие родители были этому приятно удивлены, ибо не догадывались о способностях своих детей.  Обучающие успешно закончили начальную школу. Такой результат стал возможен благодаря творческому подходу педагогов в  выполнении поставленной перед ними задачи, в умении уходить от стереотипов,  при решения ряда проблем,   отбрасывать все традиционные пути и рассматривать  их под совершенно новым, неожиданным углом зрения.

Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество. А предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству. Необходимость учитывать в воспитании поколений креативности очевидна.  

Пути и судьбы творческого потенциала определяются, прежде всего, тем, как личность обращается со своим творческим потенциалом. Особенности личности могут стать непреодолимой преградой для реализации даже самого грандиозного творческого потенциала, но сильная и внутренне богатая личность может   в какой-то мере компенсировать недостаток одаренности.   В американских исследованиях креативности встречается такая характеристика знаменитого писателя первой половины ХХ века Томаса Вулфа: гений без таланта. Анализ жизненного пути выдающихся творцов все больше приводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемость и увлеченность своим делом играют более важную роль, чем собственно одаренность. Креативность это всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех, но при определённых условиях она может привести к грандиозным достижениям. При этом трудно  не согласиться с Богоявленской, которая писала: «когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях». Поэтому не стоит разделять эти три понятия (личность, креативность, творчество), а необходимо найти их взаимодействие, гармонию, как в воспитании наследуемых поколений, так и в воспитании самих себя…

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровье - основная жизненная ценность"

Родительский лекторий, посвященный двум распространенным проблемам современности: гиперактивность и гиподинами. Приводятся причины и последствия, а так же некоторые советы родителям таких деток....

Жизненные ценности (Сказкотерапия)

Цель:  1.  Расширение  представлений  о  счастье,  о  внутреннем  мире людей.       2.  Поиск  жизненных  цен...

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску....

Педагогический проект по теме "Развитие творческого потенциала и жизненных ценностей у младших школьников"

В ходе проекта сформировалось позитивное мышление,активная жизненная позиция.Представлены творческие работы-газеты по разным темам,участвовали в выпуске областного журнала "Бимка",ведётся шефская рабо...

Доклад на родительскую конференцию "Детское здоровье, как самое важная жизненная ценность".

Предлагаемый  проект программы  носит название  «Здоровый педагог  и  здоровые дети  -  здоровое общество».В основу программы заложена идея  совмест...

Мероприятие «Здоровье – это главная жизненная ценность»

Мероприятие направлено на формирование здорового образа жизни у воспитанников....

Конспект классного часа «Жизненные ценности человека» 2 класс

Класс: 2Тема: «Жизненные ценности человека»Цели: создание устойчивых представлений учащихся о жизненных ценностей человека: жизнь, здоровье, семья, знание, дружба.Подготовительная работа: ...