Теоретические основы игровой деятельности
статья

гришакова оксана сергеевна

Теоретические основы игровой деятельности(доклад)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Теоретические основы игровой деятельности»

2019 г.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский).

        С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве.  Основными видами деятельности для ребенка продолжает оставаться игра.

   Первоначальная цель игровой деятельности в начальной школе – мотивация ребят к обучению. В процессе занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные знания, использовать их в решении различных задач в будущем.

    Еще одна цель игры – укрепление физического и психологического здоровья учащихся. Ребята учатся общению в коллективе в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который получают малыши в итоге, способствует укреплению собственного «Я». Именно игра помогает справиться с детскими комплексами. Особенно это важно для ребят, которые не уверены в себе. 

        Для адаптации, для приспособления ребенка к учебной деятельности, особенно на начальном периоде обучения, целесообразно вводить в процесс элементы сюжетных или дидактических игр. Однако при этом надо формировать у ребенка осознание того, что учебные задания в любой форме, являются совсем иной деятельностью, чем игра, и они предъявляют к нему настоящие, серьезные требования. Дети должны понимать разницу между игрой и игровыми учебными заданиями, понимать, что учебные задания необходимо выполнять в обязательном порядке, независимо от того, хочет этого ребенок или нет.

     Игра имеет и сильное релаксирующее значение. Использование в учебной деятельности игровых моментов помогает ребенку не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но и научиться отличать особенности, разницу игровой и учебной деятельности.

        Процесс обучения невозможен без достаточной сформированности  такой функции психики, как внимание. У детей, приходящих в школу преобладает непроизвольное внимание. Ребенок в большей степени реагирует на яркие, эмоциональные признаки информации, чем на ее содержание. В процессе игры развитие внимания происходит более легко и ненавязчиво, позволяет лучше концентрироваться на учебном задании.

   Одним из важных свойств внимания является его объём. Основным условием расширения объема внимания является формирование следующих умений: группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал. Наиболее удобно развивать эти умения во время игры.

        Мышление в младшем школьном возрасте приобретает абстрактный обобщенный характер.

        Применение игр и игровых элементов на уроках делает создание образа задаваемого объекта более наглядным и понятным для ребенка, что способствует развитию такой важной психической способности, как воображение.

     Каждая игровая технология в начальной школе по ФГОС должна решать следующие задачи:

-Развить у ребят способность самостоятельно мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи.

-Добиться полного усвоения материала по предмету каждым учеником в школьном коллективе.

-Сохранить физическое и психическое здоровье ребят во время учебного процесса.

   Большинство педагогов считает, что игровая технология в начальной школе должна стать приоритетным направлением в организации учебного процесса у ребят младшего возраста.  

        Педагогические игры выполняют важнейшие функции в обучении.

  • РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Основная задача игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, а для учителя сделать урок интересным и продуктивным.

Инструментом включения в игру могут служить наглядные пособия, кукольные игрушки, музыкальное оформление урока.

  • КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

Создавая в игре коллектив, мы учим детей общению, взаимодействию, взаимоотношению, взаимоуступкам. Для достижения этих целей используются групповые задания, работа в парах.

  • ФУНКЦИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Разыгрывая художественные произведения, мы включаем ребёнка в систему общественных отношений.  Играя, ребёнок усваивает нормы человеческого общежития.

Так же учащимся на уроках можно предложить поиграть во взрослую жизнь, например «Стань учителем»: оцени своего товарища, корректно сделай замечание.

  •  ФУНКЦИЮ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Каждый ребёнок должен быть самодостаточным, уметь высказывать своё мнение, даже если оно не совпадает с мнением учителя, автора произведения.

  • ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игр предоставляет возможности педагогу диагностировать различные проявления ученика: интеллектуальные, эмоциональные. Ведь ребёнок ведёт себя в игре на максимум проявлений.
  • ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игровых технологий заключается в использовании игры, как средство преодоления различных трудностей возникших у ребёнка в поведении, общении, учении. Эффект игровой терапии учащиеся максимально получают в ролевой игре.
  •  КОРРЕКЦИОННАЯ и МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Функция коррекции – это внесение позитивных изменений в личные показатели учащегося.

Функция межнациональной коммуникаций – усвоение общечеловеческих отношений, культур представителей разных народов.

        Возможны два подхода к классификации игр:

        Первый подход состоит в классификации игр в зависимости от того, для решения каких задач во время урока может быть использована игра.

1. Введение новой темы урока. Использование игрового момента позволяет подвести учащихся к теме урока с использованием элемента заинтересованности за счет того, что они сами формулируют тему урока

на основе игрового задания.

2. Изучение нового материала. Игра позволяет на базе ранее изученного материала построить изучение нового материала.

3. Закрепление изученного материала. Применение игрового элемента позволяет охватить более большой объем пройденного материала, задействовать всех учащихся, экономить время выполнение задания, создавать и использовать межпредметные связи.

4. Игровые моменты позволяют осуществить плавный переход между этапами урока

5. Подведение итогов урока. Игра позволяет более кратко и содержательно подвести итоги урока.

Второй подход позволяет классифицировать игры в зависимости от их сути и содержания.

Подводя итог выше изложенному можно отметить   «за» использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

 - идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

 

«Минусы»  при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

 - невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценки учащихся.

Заключение

  • Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
  • Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами.

 Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе».  Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Теоретические основы развития социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования.

Материал поможет педагогам в организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС и заставит взглянуть на внеурочную деятельностьучащихся как на социально-пе...

Психолого-педагогические основы игровой деятельности

В этой статье можно найти материал о сущности дидактической игры на уроках и во внеурочной деятельности. Игровая деятельность привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к заал...

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Проект – понятие многозначное и многоаспектное, оно может рассматриваться с различных точек зрения:   − как отражение интересов участников;  − как организованная &laqu...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКИМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Изучив данную статью вы сможете прийти к следующим выводам: нарушение зрение – это снижение способности видеть, которая порой не может быть восстановлена полностью. Данное нарушение имеет свои с...