Олимпиада школьников
олимпиадные задания (4 класс)

Павлова Елена Васильевна

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

РУССКИЙ ЯЗЫК

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_blanki_otvetov_4_kl.docx57.37 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2020/21 гг.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

РУССКИЙ ЯЗЫК

4 класс

Задания для обучающихся

Прочитайте отрывок из книги И.И. Постниковой, Т.Н. Зинченко и др. «Это непростое простое предложение» и выполните задания.

(1) Без главных членов предложение не построишь, а без второстепенных оно возможно. (2) Однако далеко не всегда грамматическую основу можно оставить нераспространённой. (3) Если кто-то вдруг скажет вам: «Я нашёл» - и не продолжит своей мысли, вы непременно спросите у собеседника: «Что ты нашёл?». (4) Для полноты мысли здесь необходимо дополнение к глаголу найти: «Я нашёл книгу» (или письмо, или ещё что-то).

(5) Да что говорить, нередко второстепенные члены несут даже основную смысловую нагрузку. (6) Вот вы разговариваете с новыми знакомыми, и один из них сообщает вам: «Я учусь в шестой школе. А мой товарищ – в восьмой». (7) Какой же вопрос вы задали воображаемому собеседнику? (8) А вы, очевидно, спросили: «В какой школе вы, ребята, учитесь?» - значит, вас интересовал номер школы. (9) И в ответе главным по смыслу будут определения шестая и восьмая, потому что именно они удовлетворят наше любопытство. (10) Не случайно во втором предложении сказуемое учится и обстоятельство места в школе даже опускаются - они известны по первому предложению.

Задание 1. Напишите фонетическую транскрипцию слова нагрузку (предложение 5) и предложно-падежного сочетания в школе (произносится как одно фонетическое слово).

Ответ:

нагрузку - [ _____________________ ]

в школе -  [ _____________________ ]

Задание 2. Представьте себе, что в предложении (6) сообщение от одного из знакомых такое: «В шестой школе учусь я, а в восьмой – мой товарищ». Какой вопрос в этом случае вы задали воображаемому собеседнику? Какое слово пропущено в предложении а в восьмой – мой товарищ? Каким членом предложения оно является?

Ответ:

Вопрос воображаемому собеседнику: ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

        

В предложении а в восьмой – мой товарищ пропущено слово _____________________________________, как член предложения оно является ___________________________________________________ .

Задание 3. Отметьте предложения, в которых основа обязательно требует распространения второстепенными членами.

1) Родители мне пообещали пойти в кино.

2) Я сегодня на завтрак ел гречневую кашу.

3) Весело чирикают какие-то птички в кустах.

4) На столе в вазе стояли очень красивые цветы.

5) Дети с интересом читают сказки.

Ответ:

Основа обязательно требует распространения второстепенными членами в предложениях № ____ , _____ , _____ .

Задание 4. Местоимения потому так и называются, что употребляются вместо какого-либо слова (имени существительного, имени прилагательного, имени числительного). Выпишите из текста выделенные жирным шрифтом местоимения и напишите, вместо каких конкретно слов из данного текста они употреблены.

Ответ:

В предложении №1 местоимение оно употреблено вместо слова _____________.

В предложении №6 местоимение (из) них употреблено вместо слова (из) _____________ .

В предложении №9 местоимение они употреблено вместо слова _____________.

В предложении №10 местоимение они употреблено вместо слов __________________ и __________________.

Задание 5. В каком значении в тексте употреблено слово оставить (предложение №2)?

ОСТАВИТЬ

1. Уйдя, удалившись, не взять с собой (намеренно или забыв). Оставить книгу дома.

2. Сохранить, приберечь. Оставить еду на ужин.

3. Сохранить в каком-нибудь положении, состоянии. Оставить пол некрашеным.

4. Запечатлеть где-нибудь, на чём-нибудь, сохранить не исчезнувшим. Оставить следы на песке.

5. Передать кому-нибудь, предоставить в чьё-нибудь пользование. Оставить наследство.

6. Побудить, заставить остаться или находиться где-нибудь. Оставить гостей ночевать.

7. Удалиться от кого-чего-нибудь, покинуть, не имея больше дела с кем-чем-нибудь. Оставить позади кого-нибудь (опередить).

8. Прекратить, перестать заниматься чем-нибудь. Оставить прежнее увлечение.

9. Не предоставить чего-нибудь. Оставить просьбу без внимания.

10. В некоторых сочетаниях: перестать существовать, исчезнуть. Силы оставили кого-нибудь.

Ответ:

В предложении №2 слово оставить употреблено в значении № ____.

Задание 6. Отметьте, какие слова (союзы) можно поставить на место тире в предложении №10.

1) и

2) ведь                

3) так как                

4) потому что        

5) зато

Ответ:

На место тире в предложении №10 можно поставить слова (союзы) № ____ , _____, _____ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в  начале олимпиады самими у...

Работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по окружающему миру в 4 классе начальной школы - 2016

Материал включает задания по окружающему миру за полный курс начальной школы. Готовые бланки заполняются самими учащимися в самом начале олимпиады....

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников - 2015-2016 уч.г.) -олимпиадные задания по математике в 4 классе

В олимпиадные задания входит изученный материал по всей начальной школе в усложнённом виде. готовые бланки заполняются самими учащимися в начале олимпиады....

Школьный этап Всероссийской ОЛИМПИАДЫ школьников. 4 класс.

Подборка заданий для  школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, русскому языку, окружающему миру. 4 класс. С ключами....

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для 4 класса.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для 4 класса....

Бочарникова Т.Б. Подготовка учеников к всероссийской олимпиаде школьников

Подготовка учеников достигается путём создания условий для выполнения тренировочных заданий, тестов....

Олимпиада школьников (математика) 4 класс

Олимпиада школьников (математика) 4 класс...