Статья "Формирование характера через привычки у детей с ОВЗ."
статья

Гончарук Наталья Викторовна

Статья: " Формирование характера через привычки у детей с ОВЗ" предназначена для учителей и воспитателей коррекционных школ. Ознакомившись с этой статьёй Вам будет понятно какими методами и приемами надо пользоваться, чтобы помочь детям с ОВЗ привить положительные привычки и как в дальнейшем они помогут ребятам социализироваться в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_haraktera_cherez_privychki_u_detey_s_ovz.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование характера через привычки у детей с ОВЗ.

Характер- это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.

Характер-это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяет тот, или иной образ поведения, образ жизни.

Учителя и воспитатели вспомогательных школ всегда заботятся не только об обучении детей, но и об их воспитании. Учителя и воспитатели стремятся сформировать у детей положительные черты характера. Им известно насколько важно воспитать у детей те черты характера, которые соответствуют нормам нравственности.  А это: быть честными, трудолюбивыми, добрыми по отношению друг к другу, любить свою Родину.

Главное состоит в том, чтобы сформировать у них такие черты, как трудолюбие, самостоятельность, правдивость, скромность, доброта, чувство товарищества. Эта за дача выполнимая, но весьма нелёгкая. И надо с самого начала понимать, что воспитать сформировать характер у умственно отсталого ребенка тяжелее, чем у здорового. Но было бы глупо считать, что это невозможно, что характер предопределён особенностями нервной системы. Поэтому педагоги коррекционных школ должны интересоваться научными данными о воспитании характера.

Здесь полезно вспомнить слова Л.С.Выготского: характер относится к вторичным образованиям в развитии психики ребёнка. В каждом заболевании центральной нервной системы ребёнка есть, видимо, первично-биологические проявления и вторичные, обусловленные процессом развития и образом жизни ребёнка, обладающего этим первичным биологическими проявлениями болезни. Характер ребёнка определяется его воспитанием, условиями жизни в конкретно-исторической обстановке. Болезнь не создаёт никакого склада характера, но создаёт, во-первых, определённые особенности динамики нервных процессов ребёнка и, во-вторых ,является сама по себе одним из важных условий жизни ребенка, к  которому он как- то приспосабливается.

Кроме причин, которые обуславливают особенности развития характера детей, перенесших те или иные болезни головного мозга, существуют некоторые другие, общие причины, влияющие на характер всех учащихся коррекционных школ.

Семейное воспитание больных детей представляет значительные трудности. Родители не могут обычно определить меру строгости и требовательности по отношению к ребенку с ОВЗ. Так, например,если слаб и неохотно выполняет действия по самообслуживанию, родителям нелегко  решить, следует  ли пожалеть его как больного и выполнить необходимые действия вместо него либо заставить его сделать всё требуемое самому. Если ребёнок насорил и не убрал, сославшись на головную боль либо на желание спать, следует ли наказать его за лень или пожалеть как больного? Правильное решение этих казалось бы, мелких вопросов важно для формирования характера ребёнка. От строгости и требовательности родителей, от трудовой нагрузки и организации режима дня ребёнка зависят основные черты его характера: воля, самолюбие, трудолюбие, чувства долга и т.д.

Между тем наблюдения показывают, что в семейном воспитании учащихся коррекционных школ часто преобладают крайности: родители либо чрезмерно жалеют своих детей, создавая для них дома тепличную, нетрудовую обстановку, способствуют формированию бесхарактерности, безответственности, безволия, либо, напротив, безжалостно третируют своих детей, унижая их достоинство, сердятся на их медлительность, забывчивость и другие недостатки, вызванные болезнью. Случается, что детей унижают и обижают сверстники-соседи по дому либо собственные братья и сёстры. Обе эти крайности –чрезмерная жалость и пренебрежение – одинаково сильно портят характер ребёнка. К сожалению, во многих случаях только в коррекционной школе (под влиянием учителя и воспитателя, с одной стороны, и равноправного положения в детском коллективе-с другой) становится возможной коррекция этих вредных влияний на характер детей с ОВЗ.

В классном коллективе в процессе учебных и трудовых  занятий учителя и воспитатели медленным и кропотливым трудом исправляют и заново формируют характер доверенных им детей.

Несмотря на малое количество исследований в этой области, может быть сделана попытка подсказать один из важнейших приемов формирования их характера. Речь пойдёт о воспитании у таких детей привычек, которые не случайно называют второй натурой.

Учёный –олигофренопедагог Э. Сеген писал: «Все органы без исключения, и особенно головной мозг, можно укрепить и развить упражнением. Оставаясь без действия, все органы, особенно головной мозг, лишаются способности реагировать, теряют жизненность, атрофируются».

Таким образом, привычка-все для детей с ОВЗ, всё для его спасения или для его окончательной гибели.

Наблюдая среди учащихся вспомогательных школ детей, бесконечно гримасничающих, назойливо пристающим ко всем с одной и той же просьбой, рвущих бумагу, монотонно развлекающихся всевозможными покачиваниями, ковырянием в носу, в ушах, онанирующих и т.д., мы нередко пытаемся отнести эти дурные привычки  к числу болезненных симптомов. Между тем детски психиатры знают, насколько относительна сама по себе эта грань. Трудность такого разграничения становится понятной, если учесть, что физиологической основой привычек является динамический стереотип и что привычка является, следовательно, тем механизмом, благодаря которому извне формирующиеся способы поведения становятся как бы свойством нервной системы ребёнка.

В ряде случаев возникает даже сомнение, насколько принципиально правомерно искать возможность подобного разграничения. Это сомнение обусловлено тем, что и психопатологические симптомы в основе своей являются отнюдь не спонтанной продукцией больного мозга, а лишь более или менее фиксировавшейся искажённой реакцией больного мозга и внешние и внутренние раздражители.

Хорошие и дурные привычки возникают у учащихся вспомогательных школ в результате определённого образа жизни больного ребёнка, как проявление его компенсаторных личностных тенденций.

Формирование привычек играет огромную роль и в воспитании здоровых детей. Не случайно великий русский педагог и психолог К.Д. Ушинский писал: «привычка есть основание воспитательной силы, рычаг воспитательной деятельности».

Сеген подчёркивает решающую роль привычек для судьбы ребёнка с ОВЗ, считает, что хорошие привычки могут его спасти, а дурные-погубить. Не стоит думать, что Сеген преувеличивает. В силу перенесенного перенесённого поражения мозга ребёнка с ОВЗ значительно труднее, чем здоровому, приспособиться к условиям окружающей его среды, труднее занять среди товарищей, сверстников, в какую-либо устойчивую жизненную позицию. Чтобы добиться необходимой адаптации, он непрерывно вынужден пускать в ход компенсаторные механизмы.

        Будучи моторно неловкими, дети с ОВЗ могут путём тренировки под руководством воспитателей приобрести хорошую осанку, хорошую походку, некоторые спортивные умения. Но если ему не прийти вовремя на помощь, он компенсирует плохое равновесие раскачивающейся походкой, привыкает толкаться, проходя мимо людей, находит разряд накопившейся энергии в драке.

Таким образом, неудачные пути компенсации приводят иногда к возникновению дурных привычек. Но возникший таким образом вред усугубляется тем, что, как отмечал К.Д.Ушинский, одна какая-либо привычка, раз появившись, прокладывает путь другой, аналогичной. Например, привычка гулять с друзьями допоздна способствует привычке курить, сквернословить и т.д. а привычка гулять в парке, в лесу прокладывает путь к привычке изучать окрестности, любоваться природой и т.д.

Таким образом, воспитание положительных привычек способствует общему положительному направлению компенсации ребёнка с ОВЗ, а стихийное формирование дурных привычек побуждает его вступить на путь отрицательной, ложной компенсации.

Значение воспитания привычек для нравственного развития детей с ОВЗ особенно велико ещё и потому, что в связи с нарушениями в области познавательной деятельности, малой развитостью их сознания и самосознания воспитание нравственных убеждений, принципов и т.д. относительно затруднено. Наиболее действенным путём формирования нравственности, культурных потребностей и характера ребёнка с ОВЗ является воспитание привычек. Поэтому следует согласиться с мыслью Э. Сегена о том, что привычка – все или, во всяком случае, очень многое в судьбе таких детей.

Таким образом можно сделать вывод: что учитель и воспитатель должен сформировать в ребёнке с ОВЗ прочные положительные привычки на долгое время.

Обычные условия воспитания, при наличии которых здоровый ребёнок может развиваться успешно, оказываются недостаточными, а порой и просто вредными для нормального развития привычек ребёнка, перенёсшего мозговое заболевание. Так, например, для того чтобы предостеречь здорового ребёнка от ошибочного действия, достаточно нескольких справедливых замечаний и разъяснений. Этих замечаний бывает недостаточно, когда речь идёт о детях с ОВЗ, так как его отличается слабость замыкательной функции коры, слабость словесной регуляции поведения. Больше того, увеличение числа замечаний и разъяснений едва ли явится достаточно пригодным средством для того, чтобы уберечь его от ошибки и, следовательно, от начала формирования дурной привычки.

Появление какого-либо случайного сильно действующего вредного впечатления может оказаться безвредным для нормального, занятого учебным процессом ребенка, поскольку доступное ему активное внутреннее торможение погасит силу этого агента внешней среды. Однако для ослабленной коры мозга ученика коррекционной школы это впечатление может оказаться сверхсильным; оно может спровоцировать импульсивный поступок, который в дальнейшем может зафиксироваться в виде привычного способа реагирования. Влияние таких эпизодических  (редких или однократных) ошибочных действий на некоторых детей, которым свойственна  инертность нервных процессов, довольно велико: они  возникновения дурных могут служить основой возникновения дурных привычек.

Таким образом, даже обычные, нормальные условия воспитания могут способствовать возникновению дурных привычек у ребенка с ОВЗ. Такой ребёнок нуждается, следовательно, в особом корригирующем воспитании. Воспитание привычек и характера ребёнка с ОВЗ не в меньшей, а в большей степени, чем его обучение, требует особой программы и методики.

Сроки формирования привычек имеют не меньшее, а большее практическое значение, чем сроки формирования привычек имеют не меньшее, а большее практическое значение, чем сроки формирования учебных и трудовых навыков. И вот по какой причине. Особенность формирования привычек состоит том, что этот процесс происходит неминуемо и независимо от воздействия воспитателя тогда, когда возникают новые обстоятельства, новые виды деятельности, новые формы общения. И если вовремя не обеспечить разумного воздействия со стороны воспитателя, то очень часто стихийно вместо положительной привычки формируется отрицательная, вредная. Так, например, в возрасте трех-четырех лет ребенок получает свои личные вещи—это игрушки. И если параллельно с этим не приучать его аккуратно складывать это его имущество в определенное место, возникнет и укрепится привычка разбрасывать вещи как попало. Если специально не приучать обмениваться и делиться своими вещами, игрушками, очень часто стихийно возникает привычка разрешать такие «имущественные» разногласия с помощью драки.

Следовательно, именно опоздание родителей и вообще воспитателей и учителей полезных правильных привычек поведения является наиболее частым источником возникновения и укрепления вредных привычек.

Можно описать наиболее типичные ошибочные тенденции в воспитании детей с ОВЗ. Чаще всего это внушенная безграничной жалостью неразумная, чрезмерная опека. В иных случаях почти те же отрицательные результаты из-за недостаточного внимания, нетерпеливого, раздражительного отношения к малым возможностям детей с ОВЗ. Эти дети не привыкают к труду, если у родителей не хватает ни терпения, ни желания приучать детей хотя бы к домашнему труду.

Немало дурных привычек приобретают такие дети и в случаях их пробного обучения в стенах массовой школы, так и условия воспитания, которые пригодны и хороши для здоровых детей, оказываются малопригодными и даже вредными для воспитания детей с ОВЗ.

Правильное решение вопросов методики воспитания привычек важно потому, что из совокупности привычек постепенно складывается характер ребенка.

Говоря о привычных действиях, мы подчеркиваем все время именно действенную часть привычного акта. Но привычными становятся и мотивы поступков.

Неправильное воспитание, неблагополучные условия жизни, а иногда отрицательное влияние некоторых   взрослых приводят в отдельных случаях к тому, что развитие личности ребенка с ОВЗ идет в неблагоприятном направлении. Не следует относить такие случаи к последствиям болезни, так как это по большей части брак воспитания. При хорошем воспитании, достаточном развитии культурных потребностей и интересов ученик коррекционной школы может стать полноценным тружеником.

Большое значение привычек в воспитании детей с ОВЗ объясняется тем, что привычки являются зародышами потребностей. Их правильное формирование способствует росту духовных потребностей. Их правильное формирование способствует росту духовных потребностей и интересов детей, т.е. правильному развитию их личности.

Многие учителя и воспитатели умеют формировать у учащихся коррекционной школы необходимые привычки поведения. Дети привыкают заполнять день трудом, а досуг-спортом, прогулками, чтением; заботиться об окружающих людях, учитывать их интересы; следить за порядком на своем рабочем месте. На основе этих привычек они могут легче и прочнее усвоить и более сложные нравственные убеждения. Из этих привычных мотивов и действий формируется потребность в труде, в общественной оценке, потребность занимать достойное место среди других людей.

Огромная, вдумчивая работа педагогов, формирующих нормальные взаимоотношения в классном коллективе, способствует воспитанию у детей с ОВЗ самостоятельности, самообладания, интеллектуальной регуляции чувств и правильной самооценки. В одной из работ, посвященных проблеме дефекта и компенсации, Л.С.Выготский пишет: «Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая. И далее, напоминая, что слово «характер» по-гречески означает чекан, Выготский говорит о том, что «характер и есть социальные чекан личности».

В этой статье указывалось на то, что одним из путей формирования высших культурных, т.е. духовных, потребностей является своевременное развитие полезных привычек. Путь этот трудный, но наиболее успешный.  Педагоги должны использовать компенсаторные возможности каждого ребенка с ОВЗ. От знания особенностей психики ребенка с ОВЗ , от умения подойти к нему часто зависит  судьба ребенка и даже всей его семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика вредных привычек у детей

Презентация для проведения родительского собрания в начальной школе по профилактике здоровго образа жизни...

Методическое пособие "Формирование полезных привычек у детей младшего школьного возраста по УМК "Мир и человек" А.А.Вахрушева.

Всем известно насколько широко распространили своё действие злейшие враги человечества – алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества. Говорить о причинах, почему люди обзаводятся вредными привычк...

Буклеты по профилактике вредных привычек у детей и подростков

В данной папке содержатся буклеты и брошюры по профилактике вредных привычек у подростков. Данный материал можно использовать при подготовке к классным часам и родительским собраниям....

Вредные привычки у детей

Вредные привычки у детей. Как от них избавиться? (Памятка для родителей)...

Родительское собрание "Профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста"

Цель родительского собрания: Информировать родителей о системе профилактики вредных привычек в младшем школьном возрасте, сформировать воспитательные подходы.Одна из самых актуальных проблем совр...

«Образ здания и его назначение» (Выражение характера через постройку.) Урок во 2 классе по программе

Цель урока: Приобрести навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни.Задачи урока: (воспитательные, образовательные, развивающие).Воспитательные: формировать эстетические чувства, эм...