Особенности адаптации к школьному обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья
статья (1 класс)

Содержательный аспект статьи посвящен вопросам школьной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья (РАС, ДЦП, синдром Дауна, ТМНР), раскрывает особенности интеллектуального и личностного развития данной категории детей, основные причины появления возможных дезадаптационных трудностей, а также способы их профилактики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация: Содержательный аспект статьи посвящен вопросам школьной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья (РАС, ДЦП, синдром Дауна, ТМНР), раскрывает особенности интеллектуального и личностного развития данной категории детей, основные причины появления возможных дезадаптационных трудностей, а также способы их профилактики.

Ключевые слова: адаптация к новым условиям, школьная дезадаптация, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Процесс обучения и результат образовательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья (РАС, ДЦП, синдром Дауна, ТМНР) зависит от целого ряда факторов, ключевым из которых является успешная адаптация к новым условиям.

        Понятие «адаптация» подразумевает приспособление человека к изменившимся условиям жизни. Если рассматривать этот процесс в рамках нашего вопроса, то в данном случае под «адаптацией» следует понимать формирование у обучающегося механизма привыкания к новым условиям, требованиям школы, а также возникновение связанных с этой деятельностью затруднений.

        Необходимо отметить, что адаптация к учебной деятельности напрямую связана с уровнем психологической готовности ребенка. Особенно со степенью его социальной и эмоциональной готовности, то есть с вхождением ребенка в социальную среду, усвоением им принятых социальных норм, а также способностью управлять своим поведением и контролировать свои эмоции.

Выделяют три этапа, которые проходит ребенок с ограниченными возможностями здоровья в процессе адаптации к новым для себя условиям школьного обучения:

  1. Бурная реакция и напряжение организма из-за возникновения новых обстоятельств существования;
  2. Организм находит какие-либо варианты реакции на новые условия - нестабильное приспособление;
  3. Организм находит подходящие варианты реагирования на сложившиеся условия - устойчивое приспособление.

Для того, чтобы выявить особенности школьной адаптации детей с ментальными нарушениями, необходимо выделить общие характеристики данной группы детей:

- слабая дифференциация норм поведения в разных социальных условиях, низкая любознательность и продолжительное доминирование социальных и игровых мотивов при обучении;

- недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности;

- следование заученным правилам, конструкциям, неспособность видоизменять их в зависимости от окружающих условий;

- слабая критичность мышления, трудности в отслеживании причинно-следственных связей, выделении главного и выработке сложных понятий;

- безынициативность, пассивность, легкая внушаемость;

- сложности в подавлении собственных желаний и влечений;

- повышенная отвлекаемость внимания;

- особенность развития общей и мелкой моторики, нескоординированность движений рук.

Вышеперечисленные особенности непосредственно отражаются на школьной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Практика показывает, что чаще всего у детей с ментальными нарушениями возникают трудности, связанные с усвоением определенных норм поведения, с принятием новых правил и новой социальной роли ученика.

Очень часто у детей наблюдается излишняя эмоциональность, повышенная тревожность, импульсивность, развитие защитных механизмов поведения, которые имеют невротический характер.  Ребенку трудно определить собственное «Я» и принять себя. Он нуждается в признании, уважении, самоутверждении. Сталкиваясь с проблемами, дети прибегают к помощи окружающих, проявляя инфантилизм и не стараясь справится с трудностями собственными силами.

Срыв, и последующая дезадаптация происходит по следующим причинам:

- отсутствие навыков учебной деятельности и мотивации;

- неспособность контролировать свое поведение, внимание;

- сложности с привыканием к новому ритму жизни;

- столкновение с неизвестными ранее трудностями и обстоятельствами: новый учитель, незнакомые ситуации, проблемы с восприятием материала.

- важно! низкая (недостаточная) оценка со стороны окружающих.

В результате педагоги сталкиваются с целым рядом проблем в обучении детей. Дети долгое время не могут принять режим занятий, часто отвлекаются на внешние раздражители. При выполнении заданий требуют постоянного побуждения и поддержки, не умеют общаться с другими детьми, не всегда реагируют на инструкции учителя, с большим трудом включаются в учебный процесс.

Для того, чтобы избежать и снизить риск возникновения трудностей, связанных со школьной адаптацией детей с интеллектуальными нарушениями, необходимо реализовать следующие задачи:

- создать гибкий учебный график, привлекать родителей обучающихся к посещению регулярных коррекционных занятий, консультаций с узкими специалистами;

- оказать ребенку помощь в принятии новой роли, преодолении неосознанной тревожности, страха и других негативных эмоциональных проявлений;

- помогать ребенку в освоении навыков общения, сотрудничества с учителем и сверстниками, в принятии определенных правил поведения;

- учить ребенка самоконтролю, постоянно мотивировать к обучению и поддерживать активность.

Важным моментом сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является не коррекция недостатков, а поиск скрытых ресурсов развития личности ребенка:  

- ищите у ребенка те качества, которыми он может выгодно отличаться (возможно, это будут какие-то способности, умения, хобби, черты характера);

- давайте задания, с которыми он может справиться; создавайте ребенку ситуации успеха как в учебе, так и вне ее (участие в различных проектах, конкурсах и т.д.). Это позволит повысить его самооценку, его уверенность в себе;

- учите ребенка преодолевать посильные для него трудности.

Осуществление данных задач возможно только при тесном сотрудничестве и понимании между родителями и образовательной организацией. Причем, каждая сторона в равной степени несет ответственность за успех школьной адаптации ребенка с нарушениями интеллекта.    Положительный результат этого процесса проявляется в сохранении благоприятного психического и физического здоровья, проявлении адекватного поведения на уроках, повышении работоспособности и установлении контакта со сверстниками и учителями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варламова А. Я. Школьная адаптация / А. Я. Варламова; ВГПУ, Институт проблем личностного ориентирования образования. - 2-е изд., перераб. и доп. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 204 с.

2. Мещерякова И.Ю. Особенности школьной адаптации детей с умственной отсталостью // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77265

3. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-shkolnoy-adaptatsii-obuchayuschihsya-s-lyogkoy-umstvennoy-otstalostyu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество

Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...

Особенности общения со сверстниками у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста

Материал выступления на I Международной научно-практической конференции "Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ОВЗ в современных условиях"...

Особенности развития связной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР), имеющих ЗПР.

В данной статье раскрывается вопрос о  нарушениях  связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР),   так как данноя проблема имеет актуальность  в современной ко...

Особенности развития связной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье раскрывается вопрос о  нарушениях  связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья,   так как данноя проблема имеет актуальность  в современной коррекци...

Опыт работы по адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к социальной среде

В статье рассматривается структура работы специалистов по обучению и адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

Мастер-класс «Интерактивный стол как фактор повышения мотивации к обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в работе учителя-логопеда».

Показать использование интерактивного стола Teachtouch Table 43 в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда. Передавать педагогический опыт проведения игр на данной модели стола....