Опыт работы
материал

Шуванова Елена Александровна

Представлен опыт работы по теме "Формирование геометрических представлений младших школьников, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx153.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ  ВО «Мстерская специальная (коррекционная)

    общеобразовательная школа-интернат»

Опыт работы по теме:

«Формирование геометрических представлений  младших школьников, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)»

 

Учитель Шуванова Елена Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

Условия возникновения и становления опыта. Актуальность.

3

Личная концепция.

5

Ведущая педагогическая идея опыта.  

6

Теоретическая база опыта.

7

Новизна опыта.

11

Технология опыта.

14

Результативность.

23

Адресная направленность.

24

Литература.

23

Приложение.

25

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА. АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время в связи с изменениями в различных сферах общества возникают вопросы, связанные с подготовкой школьников к самостоятельной жизни. В особом подходе по данному направлению нуждаются дети с проблемами в умственном развитии, которые обучаются в коррекционных школах. Признание прав ребенка с интеллектуальными нарушениями, его потребностей, оказание необходимой помощи в процессе становления его личности, в выборе  профессии являются главными в работе с данной категорией детей.

В настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию методических, организационных, психолого-педагогических подходов к качеству обучения умственно отсталых школьников.  Социальная адаптация школьников с интеллектуальными нарушениями зависит от качества  и глубины знаний, умений и навыков, получаемых ими в коррекционной школе. Повышенный уровень сформированных знаний, умений и навыков  (также и математических) помогает приспособиться обучающимся с нарушениями интеллекта к требованиям современной жизни.  Поэтому одной из главных общеобразовательных задач обучения математики школьников с интеллектуальными нарушениями является овладение ими доступными математическими знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни и в будущей профессии. Полученные знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы их можно использовать в дальнейшей жизни.

Обучение математике — одно из основных направлений подготовки обучающихся  коррекционных школ к самостоятельной трудовой жизни. Одним из главных вопросов обучения математике школьников с нарушениями интеллекта является изучение геометрического материала.  Изучение элементов геометрии на уроках математики в коррекционной школе имеет для учащихся большое значение, так как формируется система геометрических представлений, которая способствует обогащению их математических знаний.

Геометрический материал является важнейшим звеном в системе обучения математике школьников с умственной отсталостью. Усвоение знаний и умений по данному разделу имеет большую значимость для подготовки обучающихся к профессионально-трудовой деятельности. Для успешного овладения рядом профессий требуется знание определённого объёма и содержания геометрических понятий, сформированности чертёжно-графических умений, а также умений решать задачи геометрического содержания.  [9]

Геометрический материал для обучающихся коррекционных школ является базой для овладения профессионально-трудовыми умениями и навыками,  играет значимую роль в их практической деятельности.

Формирование геометрических знаний у учащихся специальной общеобразовательной (коррекционной) школы имеет для них большое практическое значение. У учеников происходит накопление определенного запаса геометрических представлений, формируется система знаний о геометрических объектах, а также развивается познавательная деятельность. Изучение элементов геометрии создает благоприятные предпосылки для формирования у школьников пространственных представлений, понятий о формах, размерах, взаимном расположении геометрических фигур в пространстве. [1, 2]

В процессе изучения геометрического материала у учеников  развиваются наблюдательность, мыслительные процессы,  произвольное внимание. Они учатся классифицировать, сравнивать, дифференцировать геометрические фигуры. У  обучающихся  развивается способность к анализу и синтезу, к обобщениям, формируется умственная деятельность. Речь школьников обогащается специфическими геометрическими выражениями, терминами. Это способствует расширению и активизации словарного запаса.

Овладение навыками черчения, измерения,  работы с измерительными и чертежными инструментами развивает самостоятельность, совершенствует моторику.

Но усвоение геометрического материала вызывает большие трудности у обучающихся. Причины трудностей заключаются в особенностях познавательной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых детей: недоразвитии воображения, внимания, слабости обобщения, несовершенстве анализа, синтеза.

Вот поэтому и возникла такая педагогическая проблема как наличие  трудностей усвоения геометрического материала на уроках математики в начальных классах.

Для решения данной проблемы я пришла к необходимости поиска и внедрения в практику новых методов и приёмов. Так постепенно обозначилась тема моей работы: «Формирование геометрических представлений  младших школьников, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).

  ЛИЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Цель: разработка системы коррекционно-развивающих упражнений для формирования геометрических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

1.Формирование геометрических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

          2. Создание благоприятных  предпосылок для успешного преодоления трудностей в изучении геометрического материала.

         3.  Повышение мотивации учащихся к учебной деятельности.

4. Повышение  уровня развития   познавательных процессов.

Гипотеза:

Использование системы коррекционно-развивающих упражнений будет способствовать лучшему формированию геометрических знаний у учащихся младших классов.

Объект исследования:

Формирование геометрических представлений у учащихся младших классов коррекционной школы.

Предмет исследования:

 Использование коррекционно-развивающих упражнений с целью повышения уровня  геометрических представлений.

Действия по решению проблемы:

1.Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме.

2.На основе анализа изученной литературы отбор наиболее приемлемых коррекционно-развивающих упражнений для формирования геометрических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

3.Апробация отобранных коррекционно-развивающих упражнений.

4.Проведение диагностики с целью выявления результативности и успешности применяемой системы коррекционно-развивающих упражнений.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ИДЕЯ

Применение системы коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики при изучении геометрического материала является условием, способствующим повышению уровня формирования прочных геометрических знаний у учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

При изучении данной проблемы я руководствовалась основными фундаментальными исследованиями  дефектологов, педагогов                    М.Н. Перовой,   В.В. Эк,  А.А. Хилько, П.Г.Тишина, В. П. Гриханова, О.А.Бибиной, О.В. Бобковой, М.В. Кудрявцевой.

Теоретическая база опыта моей работы строится на следующих положениях:

1.    П.Г.Тишин, М.Н. Перова, В.В.Эк, О.А.Бибина  в работах, посвященных обучению школьников с нарушением интеллекта элементам геометрии,  описывают особенности и трудности усвоения геометрических знаний. [9, 13]. Они выделяют следующие:

  • Для многих учащихся геометрия является одним из трудных учебных предметов. Многие из них не понимают важности и необходимости усвоения геометрических знаний, их практической ценности.
  • Из-за отклонения в интеллектуальном развитии, у учеников практически не развито наглядно-образное мышление, они с трудом представляют образ того геометрического объекта, о котором идет речь. Образы геометрических понятий нечетки, расплывчаты и обычно не соответствуют действительному образу  геометрического объекта. Учащиеся плохо владеют действиями по преобразованию, моделированию геометрических фигур.
  •  Уровень овладения основными геометрическими понятиями низкий. Учащиеся слабо дифференцируют геометрические фигуры и тела. Полученные геометрические знания неустойчивые, быстро забываются, знания недостаточны, неточны, разобщены, бессистемны. Ученики плохо владеют геометрическими понятиями и не распознают их даже в простейших ситуациях, с трудом объясняют выполнение действий на распознавание.
  • Учащиеся не могут дать четкого определения понятия, затрудняются указать в определении существенные признаки понятия, при воспроизведении определения понятия и рассмотрении соответствующего ему образца в большинстве случаев не могут установить связи между ними.
  • Для школьников с нарушением интеллекта является типичным неумение пользоваться чертежными и измерительными инструментами. [13]
  • Большое количество ошибок обучающиеся допускают при решении задач геометрического содержания, в частности на построение геометрических фигур. [9]

           Все эти  трудности, которые возникают при изучении геометрического материала, объясняются особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей и сложностью геометрического материала. Только хорошее знание трудностей и особенностей усвоения геометрического материала учащимися коррекционной школы, умение предвидеть эти трудности, использование специфических приемов обучения, наглядных средств обучения позволит учителю преодолеть у учащихся возможные ошибки и недочеты в усвоении знаний, умений и навыков элементов наглядной геометрии. [13]

2. М.В.Кудрявцева установила, что школьники с нарушениями интеллекта при решении геометрических задач не анализируют в достаточной мере условие и требование задачи, не составляют план своих действий, что объясняется ошибочным, нерасчлененным пониманием содержания задач. В процессе построения ими не учитываются в должной степени все условия алгоритмов, происходит «соскальзывание» с правильного пути построения, не осознаётся необходимость точного выполнения чертежа. Школьники затрудняются в использовании чертёжных и измерительных инструментов. Многие из них осуществляют построение «на глаз», не применяя чертёжно- измерительные инструменты, не опираясь на знания существенных признаков понятий и не учитывая исходные числовые данные. Отмечается и уподобление алгоритмов построения   друг другу. Обучающиеся не соотнося полученные результаты с условием и требованием задач, не проверяют их правильность. В ряде случаев построения осуществляются лишь ради самого действия, а не с целью получения конкретного результата. Это свидетельствует о низком уровне развития контроля и самоконтроля. [8, 9] 

3. М. Н. Перова, В. В. Эк, П. Г. Тишин указывают на установление тесной связи геометрических знаний с жизнью, профессиональным трудом.

4. П.Г.Тишин, А.А.Хилько, В. В. Эк, О.В.Бобкова, В. П. Гриханов при обучении учащихся с нарушением умственного развития элементам геометрии приобретает значимость проблема наглядности обучения. Использование наглядных средств в учебном процессе  способствует коррекции недостатков познавательной деятельности  обучающихся, так как предполагает организацию практической деятельности. В результате этой работы  происходит осуществление мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения,   классификации.

5. М.Н. Перова и В.В Эк [1, 2] отмечают, что одним из важных приемов обучения геометрии является сравнение, так как большинство геометрических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, установлении причинно-следственных связей между понятиями, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов дифференциации и классификации.

6.В. П. Гриханов, П. Г. Тишин  считают, что при изучении геометрического материала приобретаются практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. [4]

7. Е.М. Иванова [6], Е.М. Канайкина [7] среди методов изучения геометрического материала  в младших классах коррекционной  школы особую роль отводят дидактическим играм.  Дидактическая игра является одним из методов и приемов, которые активно действуют на познавательную деятельность учащихся коррекционных школ. Игра улучшает общую работоспособность, способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, дает возможность повторять уже изученный материал без монотонности и скуки. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное память, внимание.

С помощью дидактических игр и упражнений с четко выраженными правилами хорошо поддается тренировке произвольное внимание. Ученики могут выполнять рисунки, орнаменты, аппликации, постройки из деталей конструктора, поделки из бумаги, форма которых задается словесно или с помощью схемы взрослым. Кроме этого, на таких уроках с помощью дидактических игр и упражнений необходимо сформировать у умственно отсталых детей поисковые пробы ориентировки при выполнении задания, на этой основе создавать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом, подвести к подменной зрительной ориентировке (Мозаика, сложи картинку). Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях.

         В  игре ребенок незаметно для себя выполняет большое число умственных действий, развивает геометрические и  пространственные представления. [6]

        

Таким образом, подводя итог вышесказанному, отмечу ключевые моменты, на которых базируется опыт моей работы:

  • Для многих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью изучение  геометрического материала  является одним из трудных. Многие из них не понимают важности и необходимости усвоения геометрических знаний, их практической ценности.
  • Хорошее знание трудностей и особенностей усвоения геометрического материала обучающимися коррекционной школы позволяет педагогу преодолеть у учащихся возможные ошибки и недочеты в усвоении знаний элементов геометрии.
  • Изучение геометрического материала должно основываться на постоянном применении различных видов наглядности.
  • Одним из важных приемов обучения элементам геометрии у школьников с интеллектуальной недостаточностью является сравнение.
  • Среди методов изучения геометрического материала  в младших классах коррекционной  школы особую роль отводят дидактическим играм и упражнениям.

НОВИЗНА ОПЫТА

          В основе формирования геометрических понятий и способов действий  лежит деятельностный подход. В Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Стандарт) практико-ориентированный, действенный характер содержания образования относится к общим для всех школьников особым образовательным потребностям. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании, положенного в основу Стандарта наряду с дифференцированным подходом, признаётся обучение как процесс организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, обеспечивающий овладение ими содержанием образования и являющийся основным средством достижения цели образования.

        В контексте примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и, прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

        Выполнение геометрических заданий является средством закрепления знаний и выработки умений использовать их в практической деятельности. Благодаря реализации деятельностного подхода в процессе обучения школьников с интеллектуальными нарушениями элементам геометрии в целом происходит формирование обобщённых геометрических понятий, общих способов и приёмов действий, осуществляется коррекция недостатков и развитие мышления, памяти, воображения, чертёжно-графических и конструктивных способностей. Организация предметно-практической деятельности обучающихся с различными наглядными пособиями, специальным инструментарием и опосредование такой деятельности речью создаёт наглядно-чувственную основу усвоения материала, позволяет вовлечь школьников в процесс «открытия» знания или способа действий и обеспечивает более качественное и прочное их усвоение. [9]

Качество геометрических знаний определяется созданием  условий для их усвоения и применения в практической деятельности, своевременной коррекцией нечетко сформированных знаний.

Одним из средств  формирования  геометрических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью является использование системы коррекционно-развивающих упражнений. Применение  данного средства является условием, способствующим появлению познавательного интереса, развитию самостоятельности.

         Система разработанных упражнений помогает наиболее успешно усваивать математические, геометрические знания обучающимся с интеллектуальными нарушениями. Основными компонентами системы являются коррекционно - развивающие упражнения, которые направлены на формирование мотивации введения понятия; выявление его существенных свойств; упражнения с моделями фигур; упражнения на систематизацию понятий; применение их на практике и др.

            Применяемые упражнения положительно влияют на мотивацию обучающихся, повышают интерес к изучаемому предмету, способствуют формированию навыков запоминанию учебного материала и концентрации внимания.

           Метод упражнений позволяет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Я предлагаю ребятам  упражнения различной степени сложности. Ребята выполняют упражнения в том объеме, в каком позволяют их способности и возможности. Чаще всего дифференцированный  подход применяю для самостоятельных работ. Помощь оказываю исходя из сложности задания, способности ученика. Для самостоятельных работ использую карточки, задания из учебника и тетради на печатной основе.

Применение геометрического материала при изучении арифметических тем способствует не только закреплению геометрических знаний, но и отработке арифметических навыков.

Таким образом, мой педагогический вклад в решение поставленной проблемы заключается в  использование  коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики при изучении геометрического материала.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Обучение элементам наглядной геометрии в специальной коррекционной школе осуществляется разнообразными приемами и методами, которые учитывают особенности познавательной сферы учеников с нарушением интеллекта. Правильное сочетание их количества и приемов применения   способствует  формированию у обучающихся с интеллектуальными нарушениями полноценных геометрических представлений.

Специально разработанные и подобранные упражнения помогают наиболее успешно усваивать геометрические знания умственно отсталым школьникам.  Коррекционно-развивающие упражнения направлены на совершенствование познавательных способностей  обучающихся, являются хорошим средством для развития познавательного интереса, закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях.

Успешное формирование геометрических понятий у обучающихся с нарушением интеллекта возможно лишь при активном участии ученика в данном процессе. Важно заинтересовать ребенка, заставить его активно работать, думать, отвечать.

Коррекционно-развивающие упражнения использую на каждом уроке математики.

В качестве примера приведу  фрагмент открытого  урока  математики в 1 классе по теме: «Решение примеров и задач в пределах 7».  Урок проходил в нетрадиционной форме -  путешествие в сказку «Гуси лебеди».  На данном уроке  во время устного счёта использовала задание: найти  геометрические фигуры и геометрическое тело на рисунке.  Данный вид работы  способствовал  коррекции и развитию  зрительного восприятия, развитию процессов анализа и синтеза. 

 

Также на данном уроке использовала коррекционно-развивающее упражнение - нарисовать из геометрических фигур дорожку к домику Бабы-яги.

 Задание: нарисуйте в тетради красный квадрат, синий круг, зелёный треугольник, жёлтый прямоугольник.

В конце урока было следующее задание:  помогите Машеньке  быстро добежать до дома. А короткий путь всегда по прямой. Для этого вам нужно  начертить  в тетради путь Машеньки - прямую линию.

Также проводила открытый урок по математике в 3 классе по теме: «Умножение числа 5». Урок проходил в форме  лыжного похода. На уроке во время устного счёта дети выполняли задание – найти геометрические фигуры, из которых состоит снеговик.

Урок по математике 1 класс "Один и несколько" 

В конце урока было следующее геометрическое задание:

-Наш путь был долгим и трудным. Начертим наш путь по моей инструкции:

Поставьте одну точку; от неё отсчитайте вправо 4 клетки и поставьте вторую точку; теперь отсчитайте 4 клетки вниз и поставьте третью точку; от третьей точки отсчитайте влево 4 клетки и поставьте четвёртую точку. Соедините отрезками данные точки.

-Какая фигура получилась?

- Что вы знаете о квадрате?

При проведении урока математики в 4 классе по  теме «Умножение числа 7 и деление на 7» использовала следующие виды работы:

Во время устного счёта обучающиеся решали примеры на умножение и деление чисел 5, 6, 7. В результате решения шифровок детьми были составлены слова – прямоугольник и квадрат.

5 х 7

а

63 : 7

к

7 х 7

д

 28 : 7

т

6 х 7

в

14 : 7

р

9

42

35

49

2

35

4

5 х 5

я

70 : 7

м

7 х 3

р

6 х 5

г

42 : 7

п

6 х 4

о

56 : 7

л

6 х 10

ь

45 : 5

и

6 х 8

к

6 х 3

у

49 : 7

н

6

21

25

10

24

18

30

24

8

60

7

9

48

Затем было предложено ответить на вопросы:

-Что вы знаете о квадрате?

-Что вы знаете о прямоугольнике?

-Чем квадрат отличается от прямоугольника?

Для повышения уровня формирования прочных геометрических знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики я использую следующие коррекционно-развивающие упражнения:

  • Задание: Закрась на рисунке четырёхугольники - жёлтым цветом, а треугольники зелёным.

  • Задание: найди 5 квадратов на рисунке.       

  • Игра «Геометрический квадрат»: вставь недостающие фигуры.

  • Задание: рассмотри рисунок. Из каких геометрических фигур он состоит?

       

   

  • Игра «Лишний предмет»: найди лишний предмет,  объясни свой выбор.

  • Задание: рассмотри рисунок, найди в нём геометрические фигуры.

  • Игра «Найди отличия»: рассмотри рисунки,  покажи в них геометрические фигуры, найди отличия.

Отчет по теме: "Активизация познавательной деятельности учащихся"

  • Игра «Геометрические бусы»: рассмотри рисунки, в каждой строчке найди ошибки.

        

  • Задание  «Составь фигуры»: составь из четырех треугольников эти фигуры.

                                     

  • Задание: сосчитай треугольники на рисунке с изображением кошки. Впиши в окошко домика,  сколько треугольников.

http://www.distedu.ru/mirror/_nach/nsc.1september.ru/2004/28/35.gif

  • Задание: «Найди все квадраты».   

  • Задание: подпиши под каждой геометрической фигурой ее название.

  • Найдите отрезки на этом рисунке:

  • Моделирование из геометрических фигур различных предметов, например флага, машины, домика, паровоза, корабля, снеговика,  елочки, лесенку и т. д.
  • Задание: «Слуховые и зрительные диктанты». Они очень полезны. С их помощью обучающиеся названия геометрических фигур,  учатся различать их.

Большое внимание  уделяю коррекционным заданиям, с помощью которых обучающиеся лучше запоминают образы геометрических фигур и тел, их названия, соотносят названия с соответствующим образом геометрической фигуры. Использую игры:

  • «Геометрическая мозаика»
  • «Геометрическое лото»
  • «Найди такую же фигуру»
  • «Покажи фигуру, на которую похож этот предмет»
  • «Угадай, что  лежит в мешочке» и др.

Закреплению знаний геометрического материала у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью также должно уделяться внимание при проведении предметных недель по математике.    Проводила предметную неделю по математике в начальных классах в форме путешествия в город Геометрических фигур (см. приложение 1).

             

          Все вышеназванные игры и упражнения положительно влияют на  формирование геометрических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, повышение мотивации учащихся к учебной деятельности и уровня развития   познавательных процессов.

Применение  данных видов работы способствует повышению уровня формирования прочных геометрических знаний у учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Положительным результатом моей работы в рамках данной темы является:

   -Повышение прочности усвоения геометрических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

- Повышение мотивации учащихся  к учебной деятельности,  уровня

    познавательной активности на уроках  математики.  

 - Повышения уровня развития познавательных процессов.  (см. приложения 2-4).

Основываясь на полученные результаты, правильно выбраны методы и приёмы, используемые на  уроках  математики при изучении геометрического материала. Значит, гипотеза подтвердилась.

Использование системы коррекционно-развивающих упражнений будет способствовать лучшему формированию геометрических знаний у учащихся младших классов.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Опыт моей работы по теме «Формирование геометрических представлений  младших школьников, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)»  может быть использован  учителями начальных классов специальных коррекционных, а также массовых школ. Кроме этого практическими наработками могут воспользоваться воспитатели коррекционных школ на самоподготовках и  внеклассных занятиях.

На мой взгляд, описанная в данной работе модель учебно – воспитательной деятельности, способствующей  формированию геометрических представлений  у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, хорошо зарекомендовала себя на практике и является перспективной.

Формы изучения данного опыта:

  • Открытые уроки.
  • Внеклассные мероприятия и предметные олимпиады        .
  • Выступления на педагогических советах        .
  • Проведение мастер – классов         с педагогами школы.        
  • Проведение мастер – класса для педагогов, проходивших курсы повышения квалификации «Проектирование модели организации специального (дефектологического) образования в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог – дефектолог (учитель – логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» в ВИРО им. Л.И. Новиковой.        
  • Печать элементов опыта в педагогическом сборнике.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Перова М. Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе: Учебник для вузов. – М.:ВЛАДОС,2001.
  2. Перова М.Н., Эк В. В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1992.
  3. Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горскин Б.Б. и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) Под ред. Б.П.Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

 

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией Воронковой В.В. М: Школа – Пресс, 1994.

  1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М: Просвещение, 1987

  1. Иванова Е.М. Новые подходы к построению коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии// Сайт практического психолога. - Интернет-ресурс: http://iemcko.narod.ru/2113.html

7.   Канайкина Е.М. Дидактические игры с элементами самоконтроля на уроках математики в первом классе специальной (коррекционной) школы VIII вида// Мордовский республиканский образовательный портал. – Интернет-ресурс: http://www.edurm.ru/index.php/

8. Кудрявцева М.В. Коррекционно-развивающее значение наглядности при изучении элементов геометрии в специальной коррекционной школе VIII вида  -  М., 2001.

9. Кудрявцева М.В.  Обучение школьников с интеллектуальными нарушениями построению многоугольников на основе реализации деятельностного подхода - Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 1-2017

10.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии

М: Народное образование, 1998.

11.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно – воспитательного процессов в школе.  – Волгоград: Учитель, 2007.

12.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный класс 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010 - 428 с.

13.https://nsportal.ru

14.http://www.motiv-pozitiv.com

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

Неделя математики

Путешествие в город Геометрических  фигур

Цели:

  • Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
  • Работать над развитием произвольного внимания, памяти, процессов анализа и синтеза обучающихся посредством выполнения заданий.
  • Развивать интерес к изучению математики у младших школьников через игру.
  • Корригировать и развивать зрительное восприятие в ходе просмотра мультимедийной презентации.
  • Воспитывать чувство коллективизма, поддержки и взаимовыручки.

Учитель: Уважаемые ребята, гости! Мы сегодня собрались на заключительную игру в рамках недели математики.

-Сегодня  я вас приглашаю в увлекательное путешествиие в Город геометрических фигур. Как вы думаете, кто живёт в этом городе?

В этом городе живут фигуры,

Линии, точки и тела.

Треугольники, квадраты.

Вот такие вот дела!

В этом городе буквально всё состоит из геометрических фигур: и люди, и животные, и дома, и машины.   

В рамках недели математики был проведён конкурс рисунков «Рисуем из геометрических фигур». Все вы приняли в нём участие.  Ваши  рисунки теперь находятся в «городе Геометрических фигур». Все  вы постарались, и рисунки получились очень красивыми.

А чтобы вам было не скучно в  городе Геометрических фигур,   для вас его жители   приготовили много интересных заданий, которые вы должны постараться выполнить.    

Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, активными.

Отгадайте загадку и вы узнаете, на чём мы отправимся в геометрическую страну:

Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь — прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь...  (паровоз).  

-Да, мы с вами отравимся в путешествие на  паровозах.  Первая команда поедет на первом паровозе и будет называться «Квадраты». Вторая команда поедет на втором паровозе и будет называться «Треугольники».

Но прежде, чем отправиться в путешествие, нам нужно собрать паровозы из геометрических фигур. Каждой команде я предлагаю конверты с геометрическими фигурами. Ваша задача: сконструировать из геометрических фигур паровоз и соединить детали с помощью клея.

1 конкурс «Конструкторы»: конструирование паровозов из геометрических фигур.

-Наши паровозы готовы. Из каких геометрических фигур они состоят?

-Посмотрите внимательно на эти паровозы и найдите отличия.

Итак, в путь! Чтобы паровозики отправились в путь, скажем чистоговорку:

Загудел паровоз,

И вагончики повёз.

«Чу-чу-чу, далеко я укачу!»

Звучит отрывок из песни В.Шаиского «Голубой вагон».

-И вот мы с вами в городе Геометрических фигур. Отгадайте загадки о его жителях.

2 конкурс «Загадки»:

1.Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой,

 Все 4 стороны одинаковой длины.

 Вам его представить рад. Как зовут его? (Квадрат)   

1 ученик: Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:
Стороны четыре в нём,
Две скрепляются углом.
Круг в нем может разместиться,
В куб он сможет превратиться.

2.    Нет углов у меня

       И похож на блюдо я.    (Круг)  

2 ученик: Круглый круг похож на мячик,

Он по небу солнцем скачет.

Круглый словно диск луны,

Как бабулины блины,

Как тарелка, как венок,

Как веселый колобок,

Как колеса, как колечки,

Как пирог из теплой печки!

 3. Четыре угла и четыре стороны,

    Мои стороны разной длины:

   Две длинные, и две короткие.  (Прямоугольник)    

3 ученик: Как окно прямоугольник,

Аккуратный, словно школьник.

Он похож на дверь, на книжки

И на ранец у мальчишки.

На автобус, на тетрадку,

На большую шоколадку.

На корыто поросенка

И на фантик у ребенка.

4. Три вершины, три угла, 
Три сторонки –  кто же я?   (Треугольник)

4 ученик: Треугольник — три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых —
Треугольник – «остроносый».

Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,

Знать его теперь мы будем.

5. На круг похож я,

   Только вытянут слегка.   (Овал)      

5 ученик: С высоты кружок упал.

Он теперь не круг – овал!

Он овальный как жучок,

Он похож на кабачок,

На глаза и на картошку,

А еще похож на ложку,

На орех и на яйцо,

На овальное лицо!

 -Продолжаем отгадывать загадки. Отгадайте, какими инструментами пользуются на уроках математики при изучении геометрических фигур.

6. Палочка волшебная

    Есть у меня, друзья.

     Палочкою этой

     Могу построить я

     Башню, дом и самолет,

     И большущий пароход. (Карандаш.)  

7. В тетради я бываю
    Косая и прямая.        

    В другом совсем значении

    Я планка для черчения.

    И, наконец, порою

    В шеренгу вас построю. (Линейка.)  

8. Сговорились две дуги

    Делать дуги и круги. (Циркуль.)  

Сценка «Про треугольник и квадрат»

Прослушайте еще одну загадку: если у квадрата отрезать все углы, сколько углов останется?

- Чтобы правильно ответить на данный вопрос, посмотрим и послушаем сказку, которую приготовили для вас ребята.  (слайд 13).

(Выходят три человека, исполняющие роли треугольника, четырехугольника и автора. На груди у них висят соответствующие фигуры.)

АВТОР:

Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом
Старший - квадратный
Добродушный, приятный,
Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашивать квадрат:

КВАДРАТ:

«Почему ты злишься, брат?»

АВТОР:

Тот кричит ему:

ТРЕУГОЛЬНИК:

«Смотри, ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!»

АВТОР:

Но квадрат ответил:

КВАДРАТ:

«Брат! Я же старше, - я - Квадрат!»

АВТОР:

И сказал еще нежней

КВАДРАТ:

«Неизвестно кто нужней!»

АВТОР:

Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато.
Срезать - старшему углы. (Отрезает у квадрата углы и показывает.)

АВТОР:

Уходя, сказал:

ТРЕУГОЛЬНИК:

«Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился ты, квадратным,
А проснешься без углов!»

АВТОР:

Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад
Поглядел он, нет квадрата
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть!
Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

- Так, если у квадрата отрезать все углы, какая новая фигура получится?

3 конкурс «Зоркий глаз»:          

Я показываю карточку с изображением различных фигур  2-3 секунды и убираю. А вы по команде «Внимание!» рисуете фигуры, которые запомнили.    4 конкурс «Найди предметы»

Внимательно  посмотрите  вокруг себя и найдите предметы, напоминающие  вам  геометрические фигуры. (Каждой команде нужно найти по 3 предмета).

5  конкурс «Оживи фигуру»:

Перед вами листы с геометрическими фигурами.  Вы должны  дорисовать эти фигуры и превратить их в какой - нибудь предмет.

6 конкурс «Быстро отвечай»: Учитель задаёт вопросы каждой команде по очереди:

1.Назовите геометрическую фигуру, в названии которой один слог.   (Круг)

2.Назовите фигуру с равными сторонами. (Квадрат).

3.Назовите фигуру, у которой все углы прямые. (Квадрат, прямоугольник).

4.У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У круга)

5.Какие виды углов вы знаете? (Прямой, острый, тупой)

6.Чем отрезок отличается от прямой?

7 конкурс «Недостающие фигуры»: подумайте, какие фигуры нужно вставить.  

   

8  конкурс «Художники»: найдите на картинке круги и закрасьте их красным цветом, прямоугольники  - синим цветом, треугольники – зелёным.  

Контрольная работа: Основные особенности внимания дошкольников - BestReferat.ru - Банк рефератов, дипломы, курсовые работы, сочи

-Вот и подошло к концу наше путешествие в город Геометрических фигур. Вы показали свои знания  по математике о геометрических фигурах. Но пора возвращаться назад. Давайте  вспомним чистоговорку:

Загудел паровоз,

И вагончики повёз.

«Чу-чу-чу, далеко я укачу!»

Звучит отрывок из песни В.Шаиского «Голубой вагон».

Вот закончилась игра,         
Результат узнать пора. 
Кто же лучше всех трудился 
И в Математике отличился?

Подведение итогов игры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 Тестирование «Геометрические фигуры»

Ф.И.

уч-ся

 

 1 класс

2 класс

3 класс

Знание

Геометрических фигур

Выделение существенных, отличительных признаков

Оперирование геометрическими понятиями

Умение сравнивать геометрические фигуры по заданным параментам

Знание

геометрических фигур

Выделение существенных, отличительных признаков

Оперирование геометрическими понятиями

Умение сравнивать геометрические фигуры по заданным параментам

Знание геометрических фигур

Выделение существенных, отличительных признаков

Оперирование геометрическими понятиями

Умение сравнивать геометрические фигуры по заданным параментам

Мария А.

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+

  Андрей В.

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

 Михаил В.

-

-

-

-

+

-

-

-

+

-

+

+

Илья

Е.

-

-

-

-

+

-

+

-

+

+

+

+

Сергей К.

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 Руслан К.

+

-

-

-

+

+

-

+

+

+

+

+

Арсений М.

-

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

+

 Сергей Ц.

+

-

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

Ярослав Ц.

-

-

-

-

+

-

-

-

+

+

+

+

44 %

22 %

11 %

22 %

88 %

44 %

33 %

33 %

100 %

66 %

77 %

88 %

 

Вывод: Сравнительный анализ таблицы и гистограммы позволяют наглядно проследить повышение уровня формирования   геометрических знаний у учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, а также повышения уровня развития  мыслительных  процессов в период с 1 по 3 класс.      

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Диагностика «Классификация геометрических фигур по группам»

Ф.И. уч-ся

1 класс

2 класс

3 класс

Мария А.

+

+

+

  Андрей В.

-

-

-

  Михаил В.

-

-

+

Илья Е.

-

-

+

Сергей К.

+

+

+

 Руслан К.

-

+

+

Арсений М.

-

-

-

 Сергей Ц.

-

+

+

Ярослав Ц.

-

-

+

22 %

44 %

77 %

Вывод:  Сравнительный анализ таблицы и гистограммы позволяют наглядно проследить повышение уровня формирования   геометрических знаний у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии и уровня развития познавательных процессов в период с 1 по 3 класс.      

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Методика «Настроение»

Уроки  математики

Вывод: Анализируя гистограммы, видим, что у большинства детей настроение на уроках  математики стало хорошее. Детям стало интереснее на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Опыт работы и проведения внеурочной физкультурно-оздоровительной работы

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основопологающей задаче государственной политики федеральной целевой программы “Развитие физической кул...

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»2-4 класс...

Опыт работы по проблеме "Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения"

Из опыта работы в обучении французскому языку  в начальной школе в свете требований  ФГОС нового поколения...

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...

Опыт работы: "Развитие креативного потенциала учащихся начальных классов на уроках как результат применения разных видов самостоятельных работ"

В начальную школу дети  уже приходят с определенным творческим потенциалом, у них развито  большое желание проявлять себя в разных видах деятельности, выполнять работы творческого хара...