Программа внеурочной деятельности 2023-2024 г.
рабочая программа (4 класс)

Калина Ольга Игоревна

Программа внеурочной деятельности  "Творческие проекты "Известные люди Красноярского края" рассчитанная на учащихся 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izvestnye_lyudi_krasnoyarskogo_kraya_4_klass.docx47.91 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе ООП НОО (4 классы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя школа № 1 им. Е.К. Зырянова»

Аннотация к рабочей программе

учебного курса внеурочной деятельности

 «Факультатив «Известные люди Красноярского края»

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Факультатив «Известные люди Красноярского края» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и реализуется 1 года 4 класс.

Рабочая программа разработана учителями начальных классов в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности педагогом в школе по определенному учебному курсу внеурочной деятельности.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности является частью ООП НОО, определяющей:

- содержание;

- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);

- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР;

- поурочное планирование.

Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова

Дата 30.08 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Министерство образования Красноярского края 

 Муниципальный отдел образования администрации
Березовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя школа № 1 им. Е.К. Зырянова»

РАССМОТРЕНО
МО учителей начальных классов
учитель начальных классов
___________(_______________)

Протокол №1
от "
________ 202___ г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________(_______________)

 "____" ______ 202___ г.

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова
______________(___________ )
Приказ №
_____
"____" ______ 202___ г

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности

 «Факультатив «Известные люди Красноярского края»

для обучающихся 4 классов

Составитель: Калина Ольга Игоревна

Вагина Наталья Николаевна

учителя начальных классов

п.г.т. Березовка 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному курсу внеурочной деятельности «Факультатив «Известные люди Красноярского края» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова

Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности «Факультатив «Известные люди Красноярского края» на уровне начального общего образования составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №286(31.1 ФГОС НОО);
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Образовательной программы начального общего образования МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е. К. Зырянова» (вариант 5.1.);
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е. К. Зырянова» (вариант 7.1.);
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е. К. Зырянова» (вариант 7.2.);
  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
  • Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Положения о рабочей программе учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, разработанных в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФООП НОО, ФОП ООО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К. Зырянова;
  • авторской программы «Я - исследователь», Савенков А. И. (сборник программ внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: составитель Е.Н. Петрова. – 2012 год).

Цель программы учебного курса внеурочной деятельности «Факультатив "Известные люди Красноярского края"» создание проектов, через знакомство с биографией и творчеством известных людей Красноярского края.

 Задачи изучения данного курса:

  • поддерживать учебную деятельность обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы общего образования;
  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • повышать общую культуру обучающихся, углублять их интерес к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
  • развивать навыки совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде - умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
  • воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному краю, духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
  • воспитать интерес к творчеству выдающихся деятелей искусства и культуры Красноярского края.

Актуальность программы внеурочной деятельности:

Реализация данной программы позволит обучающимся развивать познавательные интересы, творческое мышление и творческие способности, формировать и развивать общеучебные умения и навыки.

Программа рассчитана на 33 часа: в 4 классе – 33 часа (1 час в неделю).  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4 класс

Тренинг исследовательских способностей

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент). Практические задания – использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы).

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в группе. Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Знакомство с понятием «Интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Практические занятия на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование, определение понятий.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления.

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практическое занятие по тренировке умения задавать вопросы, по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Занятие, на котором учащиеся могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей.

Самостоятельная исследовательская практика.

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.

Методика проведения коллективныхигр – исследований, разработка собственного сценария.

Занятие, на котором желающие могут представить результаты и предварительную защиту собственных работ.

Подготовка детских работ к публичной защите. Индивидуальная работа с учащимися.

Мониторинг исследовательской деятельности.

Слушание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФАКУЛЬТАТИВ «Известные люди Красноярского края»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе изучения данного учебного курса в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:

  • уважение и ценностное отношение к своей Родине – России; поселку Березовка, Красноярскому краю
  • ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
  • духовно-нравственное развитие обучающихся;
  • мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности;
  • ценностное отношение к себе, окружающим людям и жизни в целом;
  • позитивный опыт участия в творческой деятельности.  

Гражданско-патриотическое воспитание 

- сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам;

- понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства;

- принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.

Духовно-нравственное воспитание

- сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека;

- умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки;

Эстетическое воспитание 

- способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей;

- проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;

Трудовое воспитание

- сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;

- проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление;

- проявляющий интерес к разным профессиям;

Ценности научного познания

- выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;

- имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе изучения данного учебного курса в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия:

Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся базовых логических действий, базовых исследовательских действий, умений работать с информацией.

Базовые логические действия

- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

Базовые исследовательские действия

- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки;

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске в информацинно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Интернет);

- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся таких групп умений, как общение и совместная деятельность.

Общение

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;

- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

- подготавливать небольшие публичные выступления;

- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- ответственно выполнять свою часть работы;

- оценивать свой вклад в общий результат;

Овладение регулятивными универсальными учебными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся умений самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся четвертого года освоения учебного курса научится:

  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
  • выделять объект исследования;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
  • составлять план действий совместного исследования;
  • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
  • пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
  • осуществлять сотрудничество с взрослыми и одноклассниками;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности

4 класс

№п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

1

Значимые достижения выдающихся людей Красноярского края.

8

0

3

  • устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
  • инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего к отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации,
  • применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: групповая работа или работа в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися
  • реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: слушание и анализ выступлений своих товарищей,
  • инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Электронный архив научно – популярных журналов http://library.controlchaostech.com/bel/

2

Земляки-выдающиеся люди Березовского района

7

0

4

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Интернет -ресурсы

3

Работники тыла. (работники тыла времен ВОВ, которые внесли особый вклад в Победу Красноярского края)

9

0

8

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Интернет -ресурсы

4

Герои Войны, уроженцы Красноярского края.

10

0

6

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Интернет -ресурсы

Всего:

34

0

21

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс, 2023 – 2024 учебный год

 

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

(план)

Дата изучения

(факт)

всего

контрольные работы

практические работы

1

Знакомство с биографией спортсменов и спортивными достижениями Красноярского края

1

0

0

4.09

2

Знакомство с биографией известных ученых и архитекторов Красноярского края

1

0

0

11.09

3

Знакомство с биографией известных ученых и архитекторов Красноярского края

1

0

0

18.09

4

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

0

1

25.09

5

Искусство делать сообщения

1

0

0

2.10

6

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

0

0

9.10

7

Подготовка проекта «Известные люди Красноярского края» к защите.

1

0

1

16.10

8

Проект «Известные люди Красноярского края, посвященный конкурсу «Парта героя» - защита.

1

0

1

23.10

9

Знакомство с биографией почетных граждан Березовского района.

1

0

0

13.11

10

Знакомство с биографией почетных граждан Березовского района.

1

0

0

20.11

11

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

0

0

27.11

12

Составление плана исследования

1

0

1

4.12

13

Семинар «Как работать с разными источниками информации?»

1

0

1

11.12

14

Подготовка проекта: Земляки (выдающиеся люди Березовского района)

1

0

1

18.12

15

Защита проекта: Земляки (выдающиеся люди Березовского района)

1

0

1

25.12

16

Знакомство с информацией о ВОВ, Кто такие «Работники тыла?»

1

0

0

15.01

17

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

0

1

22.01

18

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

0

1

29.01

19

Составление плана исследования

1

0

1

5.02

20

Семинар «Как работать с разными источниками информации?»

1

0

1

12.02

21

Семинар «Как правильно оформить презентацию проекта»

1

0

1

19.02

22

Подготовка проекта «Работники тыла. «Они ковали Победу»

1

0

1

26.02

23

Индивидуальная консультация по подготовке проекта

1

0

1

4.03

24

Защита проекта «Работники тыла. «Они ковали Победу»

1

0

1

11.03

25

Знакомство с биографией и подвигами героев войны, уроженцев Красноярского края.

1

0

0

25.03

26

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

0

0

1.04

27

Составление плана исследования

1

0

0

8.04

28

Семинар «Как работать с разными источниками информации?»

1

0

1

15.04

29

Семинар «Как правильно оформить презентацию проекта»

1

0

1

22.04

30

Подготовка проекта «Герои войны, уроженцы Красноярского края».

1

0

6.05

31

Подготовка проекта «Герои войны, уроженцы Красноярского края».

1

0

1

13.05

32

Индивидуальная консультация по подготовке проекта

1

0

1

20.05

33

Промежуточная аттестация: выполнение индивидуального проекта в программе «Известные люди Красноярского края» «Герои войны, уроженцы Красноярского края».

1

0

1

27.05

34

Игра - викторина «Известные люди Красноярского края»

1

0

1

28.05

Всего:

34

0

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы внеурочной деятельности НОО 2023-2024 учебный год

Рабочие программы внеурочной деятельности НОО 2023-2024 учебный год....

Рабочая программа по конструктору 2023-2024 уч. г. "Изобразительное искусство 2 класс"

Рабочая программа по конструктору 2023-2024 уч. г. "Изобразительное искусство 2 класс"...

Рабочие программы по внеурочной деятельности (2023/2024)

Рабочие программы по внеурочной деятельности для начальной школы...

Рабочая программа начальных классов 2023-2024

Рабочая программа учебных предметов: русский язык, математика, литературное чтение....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для обучающихся 1 дополнительного Б класса (вариант 8.3) на 2023-2024 учебный год направление «художественно-эстетическое» название «Калейдоскоп.»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИдля обучающихся 1 дополнительного Б класса (вариант 8.3)на 2023-2024 учебный годнаправление «художественно-эстетическое»название «Калейдоскоп.»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ) с КАЛЕНДАРНЫМ ПЛАНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа с календарным планом предназначены для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённ...