ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для обучающихся 1 дополнительного Б класса (вариант 8.3) на 2023-2024 учебный год направление «художественно-эстетическое» название «Калейдоскоп.»
рабочая программа (1 класс)

Талдыкина Татьяна Андреевна

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для обучающихся 1 дополнительного Б класса (вариант 8.3)

на 2023-2024 учебный год

направление «художественно-эстетическое»

название «Калейдоскоп.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1b_klass_kaleydoskop_vneurochka_.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рассмотрено

на  заседании

методического

объединения учителей начальных  классов

ОКОУ «Курская школа»

Протокол от «   » августа 2023г. № 1

Рассмотрено

на заседании

методического совета

ОКОУ «Курская школа»

Протокол от «   » августа 2023 г. № 1

Утверждено

решением

педагогического

совета

ОКОУ «Курская школа»

Протокол от «   » августа 2023 г. № 1

Введено в действие приказом по школе

   №            

от    августа 2023 г.

Директор школы

______Сеин П.В

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для обучающихся 1 дополнительного Б класса (вариант 8.3)

на 2023-2024 учебный год

направление «художественно-эстетическое»

название «Калейдоскоп.»

                

                           Ответственный за реализацию

программы: Талдыкина Т.А

Курск – 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3). Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности.

Рабочая программа определяет:

  •         порядок, последовательность и время изучения разделов и тем образовательной программы;
  • темы и краткое содержание каждого урока;
  •         основные требования к уровню подготовки обучающихся по разделам образовательной программы;
  •         порядок, последовательность и время выполнения практической части образовательной программы внеурочной деятельности;

Актуальность изучаемой деятельности:

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребѐнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель  - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного

происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи:

  • научить детей основным техникам изготовления поделок;
  • развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
  • воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
  • привить интерес к народному искусству;
  • обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
  • организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Место курса в плане внеурочной деятельности

        Курс внеурочной деятельности «Калейдоскоп» предназначен для обучающихся 1 дополнительного Б класса; рассчитан на 1 час в неделю (33 ч. в год).

Содержание курса внеурочной деятельности

        Содержание программы внеурочной деятельности для 1 дополнительного Б класса «Калейдоскоп» составлено с учетом рабочей программы воспитания ОКОУ «Курская школа»  и направлена на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Важное направление уделяется нравственному воспитанию обучающихся. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Калейдоскоп» выделяет и другие направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • развитие коммуникативной активности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность обучающихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, выбор цвета, разметка линейкой, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками опорного учебного материала.

Содержание программы нацелено на активизацию художественно- эстетической, познавательной деятельности каждого обучающегося с учѐтом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с школьными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду.

Виды и формы организации учебного процесса

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

        Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно- коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

             Содержание программы

Организация рабочего места: правильно размещать на рабочем столе необходимые для работы материалы, инструменты и приспособления, аккуратно убирать их после работы, сохранять прядок на рабочем столе в процессе конструирования.

Обучение приемам работы с целью развития умения целостного восприятия объекта:

  • складывание целого изображения из его частей;
  • составление по образцу композиции из нескольких объектов;

Различение формы предметов геометрических фигур при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавание и называние основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб).

Формирование графических представлений формы предметов и геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, различать круг и овал).

Ориентировка на плоскости: нахождение середины, верхнего, нижнего, правого, левого края. Вертикальное, горизонтальное положение листе.

Развитие мелкой моторики руки: правильное удержание деталей, формирование навыка произвольной регуляции нажима. Дополнение постройки отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности. Расположение приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета по образцу. Конструирование: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым продукт должен соответствовать (например, дом для собаки должен быть маленьким, а для человека — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что учащийся сам или с помощью педагога, без каких-либо внешних ограничений, создает образ и воплощает его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Предполагаемые результаты реализации программы

К концу 1 года обучающиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  • название        и        назначение        ручных        инструментов        и        приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • правила        безопасности        труда        и        личной        гигиены        при        работе        с указанными инструментами.

К концу 1 года обучающиеся должны уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться:
  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять        взаимный        контроль        и        оказывать        партнѐрам        в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • высказываться в устной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
  • использованию        методов        и        приѐмов        художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий по предложенной программе:

  • развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться        с        новыми        технологическими        приѐмами        обработки различных материалов;
  • использовать        ранее        изученные        приѐмы        в        новых        комбинациях        и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами. Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям.

Календарно - тематическое планирование

по внеурочной деятельности  «Калейдоскоп»  с учащимися 1дополнительного Б класса

Тема

Дата

1

Правила работы на уроках.

2

Аппликация из природных материалов на картоне «Ёжик»

3

Аппликация из геометрических фигур.

4

Аппликация из пуговиц.

5

Мозаика из цветной бумаги.

6

Мозаика из цветной бумаги.

7

Аппликация из листьев «Зайчик».

8

Аппликация из круглых Салфеток, бумаги и пуговиц.

9

Открытка с аппликацией.

10

Моделирование из бумаги.

11

Аппликация. Коллективная работа.

12

Аппликация из природных материалов на картоне.

13

Работа с сыпучими          материалами (различная крупа).

14

Рисование пластилином.

15

Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе.

16

Картина с использованием круп «Фрукты и овощи».

17

Объемные игрушки из бумаги «Лиса».

18

Лепим из пластилина. «Чудо-дерево».

19

Учимся сгибать картон и плотную бумагу. Открытка для мамы.

20

Аппликация из геометрических фигур «Парусник».

21

Аппликация «Салют».

22

Работа с ореховой скорлупой «Рыбка».

23

«Одуванчик» аппликация.

24

Аппликация «Русская матрешка».

25

Панно – мозаика «Мои любимые сказочные

герои», выполненное из салфеток, скатанных в

шарики. 

Панно – мозаика «Мои любимые сказочные

герои», выполненное из салфеток, скатанных в

шарики. 

Панно – мозаика «Мои любимые сказочные

герои», выполненное из салфеток, скатанных в

шарики. 

Панно-мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненные из салфеток, скатанных в шарики.

26

Панно-мозаика с использованием макаронных изделий.

27

Объемные игрушки из бумаги «Лягушонок».

28

Размазывание пластилином «Цветы».

29

Фантазии из «ладошек».

30

Аппликация «Радужная рыба».

31

Пластилинография «Любимые животные».

32

Коллективная аппликация «Дерево дружбы».

33

Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.  Программа «В мире книг» спосо...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4   классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для обучающихся 2 Г класса на 2020-2021 учебный год направление «духовно-нравственное» название «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина»  разработана на основе требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (и...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для обучающихся 2 Г класса на 2020-2021 учебный год направление «общекультурное» название «Чудеса своими руками»

Программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуа...

Программа внеурочной деятельности "Рукотворный мир" 1-9 классы, вариант 2

Программа внеурочной деятельности "Рукотворный мир" 1-9 классы, вариант 2 (для детей с ТМНР)....

Программа внеурочной деятельности "Я умею" 1-9 классы, вариант 2

Программа внеурочной деятельности "Я умею" 1-9 классы, вариант 2 (ТМНР)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России » для 1 класса начального общего образования на 2023/2024 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...