ИКТ-компетентность
статья

Федина Екатерина Владимировна

 Ещё в конце 2000-х гг. в квалификационные требования учителя были включены фрагментарные элементы ИКТ-компетентности. За прошедшее время российская школа в целом быстро развивается в направлении информатизации всех процессов, становится цифровой. Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов, сотовым телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях педагоги используют мультимедийный проектор или интерактивную доску, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt-kompetentnost.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Ещё в конце 2000-х гг. в квалификационные требования учителя были включены фрагментарные элементы ИКТ-компетентности. За прошедшее время российская школа в целом быстро развивается в направлении информатизации всех процессов, становится цифровой. Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов, сотовым телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях педагоги используют мультимедийный проектор или интерактивную доску, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что ИКТ позволяют повысить эффективность образовательного процесса. Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут и должны стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся. Я являюсь приверженцем новых технологий в школьном образовании и активным пользователем ИКТ. Считаю, что повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, online тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Я работаю учителем в начальной школе. Начальная школа -  это образовательная область, где ИКТ  можно и нужно использовать практически на каждом уроке и на каждом этапе, не забывая о санитарно-гигиенических требованиях. Мне очень помогает использование ИКТ в работе с 1 классом, на уроках  письма, при  изучении написания букв.  Урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии, вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Уроки окружающего мира  проходят интересней и продуктивнее  при использовании ИКТ технологий ( можно совершать виртуальные путешествия в другие страны, увидеть разнообразие животного и природного мира, и  даже услышать). Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Планируя урок с применением  ИКТ, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определяю педагогическую цель применения  ИКТ в учебном процессе;

- уточняю, где и когда буду использовать ИКТ;

- учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.

В своей педагогической деятельности предпочтение я отдаю использованию на уроках презентаций.  Цель   презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.  Она  даёт мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

 На уроках литературного чтения я использую презентации при работе с литературными произведениями и когда знакомлю обучающихся с биографией писателей и поэтов. Помимо создания и использования презентаций я очень эффективно пользуюсь ресурсами Интернета. Ведь именно там можно найти всё что угодно твоей душе. В своей работе я часто применяю ИКТ, это стало возможным, благодаря оборудованию нашего компьютерного класса. В классе есть интерактивная доска -  это ещё один помощник учителю. С каким удовольствием дети работают на ней!  С каким желанием они идут к доске! С помощью интерактивной доски, я активно вовлекаю учащихся в процесс освоения материала, при этом улучшаются  темп и течение урока. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение. За счет наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. На доске можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать. Данные возможности интерактивной доски делают уроки  интересными и развивают мотивацию: учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

 Применение компьютерных тестов и диагностических работ позволяют учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала, своевременно скорректировать его. В арсенале учителя имеется еще достаточно много интерактивного материала:

  • «Кроссворды анимированные» (помогают за короткое время проверить знания детей и познакомить с новыми фактами);
  • Тренажёры (и на этапе закрепления, и при контроле знаний);
  • Обучающие изложения разного уровня сложности);
  • Деформированный текст (на экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.)

Благодаря подобным заданиям с использованием ИКТ, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей. Вместе с ребятами мы собирали материал и представили его в виде  проектной работы  «Значение моего имени», «История посёлка Кратово». Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена и самого учителя. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе. Но не стоит забывать, что никто и ничто не сможет заменить живого общения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся...

ИКТ-компетентность учителя, как аспект ИКТ-компетентности ученика

Выступление на Педагогическом совете МОУ СОШ №11 пос.Дружба (ноябрь 2015 г.)...

От компетентного учителя к компетентному ученику

Публичное выступление "Педагогический дебют"...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО.

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО. Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразоват...

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...