РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Азбука вежливости»
методическая разработка

Егорова Наталья Дмитриевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Азбука вежливости»

общекультурное направление

для обучающихся 1 - 4 классас задержкой психического развития

(вариант 7.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_azbuka_vezhlivosti.docx99.89 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №  17 к АООП НОО

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»

                         

Рассмотрено и принято

Педагогическим советом

МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10»

(протокол № 1  от  30.08.2023 г.)

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10»

___________ Т.В. Русанова

 приказом  № 258-ОД от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Азбука вежливости»

 общекультурное направление

для обучающихся 1 - 4 класса  с задержкой психического развития

(вариант 7.2)

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности, авторской программы «Этика: азбука добра» », автор: И.С. Хомякова, В.И. Петрова. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой – М.: Издательский центр «Вентана-Граф» 2011 в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями на 11 декабря 2020 года);
  • Федеральный  государственный образовательный стандарт  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации  от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
  • Приказ Минпросвещения РФ № 1023 от 24.11.2022 г. «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего обучения для обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья»;
  • Устав  МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10».
  • на основе учебного плана МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10»;
  • на основе положения о разработке рабочих программ МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10»

Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

  • Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  • Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
  • Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  • Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

        Данная программа разработана для детей с ЗПР. Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.  Все  обучающиеся  с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех  обучающихся  с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо  неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у  обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Острейшая необходимость разработки вопросов развития младших школьников с ЗПР в сравнении с детьми с другими нарушениями развития, а также с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики. Переход школы на новые усложненные программы усугубил тяжелое положение стойко неуспевающих школьников.

По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы младшие школьники с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Срок реализации программы внеурочной деятельности: 5лет

  1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс «Азбука вежливости» входит во внеурочную деятельность по направлению общекультурное развитие обучающихся. Нравственное развитие личности обучающегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности.

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

  • личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
  • развивающие нравственное сознание;
  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной  детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

  1. Место учебного курса внеурочной деятельности

Направление программы: общекультурное.

Программа «Азбука вежливости» предназначена для учащихся 1 – 4 классов и рассчитана: в 1-х классах – 33 часа (1 час в неделю), с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2 - 4 классах по 34 часа (1 час в неделю), с продолжительностью занятия 40 мин.  

Общее количество часов курса внеурочной деятельности: 168 ч.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Содержание программы курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 и 1(д) классы. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

В результате прохождения программного материала к концу 1-х классов обучающиеся должны знать:

  1. отличие понятий «этика» и «этикет».
  2. правила вежливости и красивых манер.
  3. заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

  1. уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими;
  2. соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;
  3. быть доброжелательными;
  4. соблюдать заповеди;
  5. сострадать животным, не обижать их;
  6. придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома;
  7. быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради;
  8. не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала к концу 2-го класса обучающиеся должны знать:

  1. требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями;
  2. заповеди и правила этикета;
  3. о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отраженном в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена);
  4. афоризмы.

Уметь:

  1. исполнять заповеди;
  2. соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице;
  3. выполнять обещания;
  4. написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки;
  5. исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения программного материала к концу 3-го класса обучающиеся должны знать:

  1. ранее изученные заповеди и афоризмы;
  2. каким должен быть воспитанный человек;
  3. требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону;
  4. краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений;
  5. пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности;
  6. правила вежливого отказа, несогласия;
  7. как обращаться к разным людям;

Уметь:

  1. соблюдать правила вежливости и красивых манер;
  2. на практике применять методы самовоспитания и самоконтроля;
  3. уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета;
  4. уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним;
  5. проявлять тактичность и доброжелательность в общении;
  6. быть сострадательными к чужому горю, не обижать животных и птиц;
  7. различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию;
  8. проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала к концу 4-го класса обучающиеся должны знать:

  1. правила этики и культуры речи;
  2. требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного;
  3. об источниках наших нравственных знаний;
  4. о совести как основе нравственности;
  5. заветы предков. «Поучение» В. Мономаха;
  6. стихотворения о Родине (на выбор);
  7. афоризмы;
  8. о пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

  1. различать хорошие и плохие поступки;
  2. воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках;
  3. уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим;
  4. исполнять заповеди;
  5. давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;
  • «планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

В результате изучения курса «Азбука вежливости» на уровне начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

Обучающиеся  научатся:

  • воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
  • оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене);
  • использовать в речи слова вежливости;
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
  • высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
  • создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
  • описывать сюжетную картинку (серию);
  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;
  • проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
  • оценивать свои действия во время уроков, дежурств;
  • воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
  • оценивать внешний вид человека;
  • использовать в общении доброжелательный тон;
  • оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Обучающиеся  получат возможность научиться:    

  • применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости;
  • применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
  • высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,  анализировать высказывания собеседников;    
  • проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к  вещам, созданным трудом других людей;
  • работать в паре и в группе;
  • проявлять доброе, терпимое   отношение к людям; уважение   к  родителям,   близким;
  • культурно выражать  свои эмоции в совместной работе;
  • ориентироваться   в   школьной   библиотеке,  находить   нужную   информацию   по   нравственной   тематике.  

Занятия «Азбука вежливости» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребѐнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

5.Содержание курса внеурочной деятельности по классам

1 и 1(д) класс (33 занятия)

Раздел 1: Школьный этикет

Инструктаж по ТБ. Мы в школе. Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены? Мы в школьной столовой. Правила поведения за столом. Инсценировка стихотворения «Я на уроке в первый раз». Мы в школьной библиотеке.

Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.  Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Ролевая игра. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок.

Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях. Анализ поведения героев художественных произведений. Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. В игровой форме учатся правильно себя вести в разных ситуациях.

Раздел 2: Правила общения

Зачем нужны вежливые слова? Правила вежливости. Элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов. Значение вежливых слов в жизни. Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Мой учитель. Думай о других: сочувствие, как его выразить? Моя семья. Пути выхода из конфликтной ситуации. Практическое знакомство с правилами коллективных игр.

Уметь применять слова вежливости в конкретной жизненной ситуации. Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Игровые ситуации с героями сказок. Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов. Употреблять в различных ситуациях слова вежливости. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости при общении с учителем. Конкурс рисунков. Уметь проявлять заботу о других, сочувствие.

Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях. Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода)

Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины) Уметь применять на практике правила коллективных игр

Раздел 3: О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Что помогает учиться лучше (старательность). Учение как основной труд и обязанность школьника. Трудолюбие как главная ценность человека. Игровое занятие «Путешествие в Страну Чистоты». Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

Оценивать проявления профессионального мастерства и результаты труда. Уметь практически применять правила коллективных игр. Определять значение трудолюбия (в культуре народов своего края) как одного из важнейших общественно значимых качеств личности. Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека. В игровой форме приучать к чистоте и аккуратности. Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности

Раздел 4: Культура внешнего вида

Внешний вид человека. Правила опрятности и их значение для здоровья. Основные правила Мойдодыра. Викторина «В гостях у Мойдодыра».

Раздел 5: Внешкольный этикет

Правила поведения на улице. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в общественных местах. Вежливое отношение к людям. «Спасибо» и «пожалуйста». «Здравствуйте» и «до свидания».

2 класс (34 занятия)

Раздел 1: Школьный этикет

Инструктаж по ТБ. Дисциплина в школе. Дисциплина в классе. В библиотеке. Книга — твой друг, береги её. Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. Поговорим о школе в стихах. Игровое занятие с будущими первоклассниками. Гимназисты. Как учились в прошлом век.

Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками. Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях. Воспроизводить правила поведения в классе и при взаимоотношении со сверстниками. Моделировать ситуации поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. Уметь работать с обложкой книги. Практическая работа: ремонт книги. Составлять план работы по поддержанию чистоты и порядка в классе и школе. Уметь представлять различные ситуации из школьной жизни в стихах, сценках, музыкальных номерах. Знакомство с историей школы. Кто такие гимназисты, лицеисты. Учить получать материал из исторических справок. Экскурсия в краеведческий музей.

Раздел 2: Правила общения

Что такое сопереживание? Помощь друзьям. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечии.

Дал слово — держи его. Диалоги со сверстниками и с взрослыми. О зависти и скромности. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Уметь применять нужные слова, сопереживать в конкретной жизненной ситуации. Уметь проявлять заботу о других, сочувствие. Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов. Моделировать отношения друзей: как правильно себя вести и что недопустимо в дружеских отношениях. Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры. Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова. Изучение поступков сказочных героев. Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины, терпимость, толерантность). Уметь проявлять внимание к окружающим, заботу о них.

Раздел 3:О трудолюбии

Самообслуживание. Учусь всё делать сам. Взаимопомощь дома и в школе. Труд моих родных. Труд людей вокруг нас. В мире мудрых мыслей. Что значит беречь результаты труда?

Оценить уровень собственного самообслуживания, составить план корректировки.

Определить, чему можно научиться самому, у друзей, взрослых. Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его. Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях. Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека. Трудолюбие как главная ценность. Элементы культуры труда

Раздел 4: Культура внешнего вида

Правила личной гигиены. Игра «Узнай по описанию». Бережное отношение к своей одежде. Ремонт одежды.

Определять оптимальные правила личной гигиены. Составить памятку личной гигиены. Соблюдать правила коллективной игры. Оценивать внешний вид человека. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности. Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях

Раздел 5: Внешкольный этикет

Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в музее, кино, театре. Растения в жизни человека. Братья наши меньшие. В мире мудрых мыслей.

Воспроизводить правила поведения в общественном транспорте. Воспроизводить правила поведения в музее, кино, театре. Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Выбирать заботливое с позиции нравственных норм отношение к животным. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику.)

3 класс (34 занятия)

Раздел 1: Школьный этикет

Правила поведения в школе. Перемена с увлечением. Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять. Взаимопомощь: учёба и труд.

Школьное имущество надо беречь. Викторина «В стране выученных уроков».

Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Воспроизводить правила поведения на перемене с пользой для себя и окружающих. Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях. Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Воспроизводить правила обращения со школьным имуществом. В игровой форме называть правила поведения в школе, моделировать различные ситуации, находить пути решения поставленных задач.

Раздел 2: Правила общения

Добрый день. Здравствуйте. По стране вежливых слов. Поговорим о доброте. Без друга в жизни туго. Порадовать близких — как это просто! Можно и не ссориться. Большое значение маленьких радостей. Этикет познавая, дружно, весело играем! Время надо беречь. Слово лечит, слово ранит. Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).

Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры. Просмотр отрывков мультфильмов. Обсуждение. Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов. Уметь проявлять внимание и заботу к другим. Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова. Изготовление сувениров. Уметь практически применять правила коллективных игр. Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Употреблять в различных ситуациях вежливые слова. Моделировать пути выхода из конфликтной  ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Раздел 3: О трудолюбии

Твой труд дома. Учись учиться. Ответственность. Труд кормит, а лень портит. Как организовать свой труд. Даже будни может труд сделать праздничными днями. Цена ломтика. Профессии людей.

Наметить пути избавления от неорганизованности, недисциплинированности. Наметить пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Анализировать и оценивать свои действия. Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека.  Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности. Обосновывать необходимость уважения к труду людей. Экскурсия на хлебозавод или в пекарню. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. Ролевая игра.

Раздел 4: Культура внешнего вида

Уход за своими вещами. Одежда будничная и праздничная. По одёжке встречают. Есть обычай у ребят - гигиену соблюдать.

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности. Практическое занятие. Учимся ремонтировать одежду. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях. Экскурсия в музей. Определять оптимальные правила внешнего вида. Применять основные правила Мойдодыра.

Раздел 5: Внешкольный этикет

Разговор по телефону. Поведение в гостях. Я пишу письмо. Правила безопасности при общении с животными. Я в роли прохожего. Путь от дома до школы.

Воспроизводить правила поведения в разговоре по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ. Воспроизводить правила поведения в гостях. Ролевая игра. Воспроизводить правила написания письма. Практическое занятие. Уметь применять правила поведения с животными. Воспроизводить правила поведения на улице в роли прохожего. Экскурсия в парк.

4 класс   (34 занятия)

Раздел 1: Школьный этикет

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Забота о младших. «Познай самого себя». Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ. Моделировать ситуации поведения с младшими, уметь проявлять заботу о других, сочувствие. Шефская помощь детскому саду. Объяснять причины своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, определять границы собственного знания и незнания. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия. Моделировать ситуации поведения в различных ситуациях, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Уметь ставить конечную цель своей деятельности и планировать способы её достижения. Уметь анализировать свои действия, адекватно принимать оценку других.

Раздел 2:Правила общения

Традиции общения в русской семье. «Домострой». Культура общения в современной семье. Правила приличия в житейских ситуациях.

Культура спора. Правила этикета: знакомство. Язык, мимика и жесты. «Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей». Игра «Город вежливости».

Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов, обсудить правила «Домостроя». Экскурсия в музей. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения. Ролевая игра. Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины). Ролевая игра. Употреблять вежливые слова в различных ситуациях. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости. Уметь точно излагать свои мысли, адекватно воспринимать других, используя жесты, мимику. Обсуждение прочитанных произведений. Уметь практически применять правила коллективных игр.

Раздел 3:О трудолюбии

Культура физического и умственного труда. Положительные герои в былинах и сказках. Книга — источник знаний. Золотые руки. Кем быть? Твоя малая родина. Герои труда.

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений.  Формулировать собственное мнение и позицию, осознавать необходимость самосовершенствования. Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека, расширять познавательные интересы. Сценические образы людей разных профессий. Ролевая игра. Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности. Экскурсия в краеведческий музей.

Раздел 4:Культура внешнего вида

Что такое культура внешнего вида? Одежда и осанка. Вежливость и внешний вид. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

Определять оптимальные правила внешнего вида. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности, правила сохранения осанки. Применять основные правила вежливости и опрятности

Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Раздел 5:Внешкольный этикет

Осваиваем правило «так нельзя». Услышать собеседника. Совесть — основа нравственности. Что такое хорошо и что такое плохо.

В мире мудрых мыслей. Россияне о любви к Родине. Итоговое занятие.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на восприятие позиции собеседника, уметь работать в паре. Диалоги. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм поведения  во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Обсуждение поступков киногероев. Уметь работать с дополнительными источниками информации, уметь объяснять пословицы. Занятие в читальном зале детской библиотеки. Оценивать яркое проявление патриотизма. Акция «Узнай больше о своих земляках». Подводить  итоги, осознавать необходимость к самосовершенствованию.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Теория

Практические работы

По плану

Факт

1 класс

33

16

17

1.

Школьный этикет

7

3

4

2.

Правила общения

11

5

6

3.

О трудолюбии

6

3

3

4.

Культура внешнего вида

4

2

2

5.

Внешкольный этикет

5

3

2

1(д) класс.

33

16

17

1

Школьный этикет

7

3

4

2

Правила общения

11

5

6

3

О трудолюбии

6

3

3

4

Культура внешнего вида

4

2

2

5

Внешкольный этикет

5

3

2

2 класс

34

14

20

1

Школьный этикет

7

3

4

2

Правила общения

11

5

6

3

О трудолюбии

7

2

5

4

Культура внешнего вида

4

2

2

5

Внешкольный этикет

5

2

3

3 класс

34

13

21

1

Школьный этикет

6

2

4

2

Правила общения

11

5

6

3

О трудолюбии

8

2

6

4

Культура внешнего вида

4

2

2

5

Внешкольный этикет

5

2

3

4 класс

34

15

19

1

Школьный этикет

8

4

4

2

Правила общения

8

4

4

3

О трудолюбии

7

2

5

4

Культура внешнего вида

4

2

2

5

Внешкольный этикет

7

3

4

Итого

168

74

94

  1. Оценка результатов освоения курса внеурочной деятельности

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.        

В ходе реализации программы «Азбука вежливости» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и - т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания, социализации младших школьников.

В первых классах дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

Для оценки планируемых, результатов освоения программы «Азбука вежливости» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Диагностика нравственной воспитанности:

  • диагностика нравственной самооценки;
  • диагностика этики поведения;
  • диагностика отношения к жизненным ценностям;
  • диагностика нравственной мотивации.
  • Наблюдения педагогов и родителей.

Для оценки результативности программы «Азбука вежливости» в Приложении приведены диагностические материалы и тесты, задания.


Приложение

Тест на знание правил поведения в общественных местах  

Этот тест покажет Вам,  насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.

Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?

1) следует, если их принимают в гардероб

2) не следует, если они тебе не мешают

3) следует

Можно ли трогать руками музейные экспонаты?

1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены

2) нежелательно

3) нельзя ни в коем случае

Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?

1) допустимо

2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность

3) шумное поведение допустимо везде

Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?

1) нужно

2) не нужно

3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен

Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?

1) не нужно

2) нужно

3) желательно, но не обязательно

В какой одежде ходят в кино?

1) в нарядной

2) в спортивной

3) в будничной

Что лучше надеть, собираясь в театр?

1) свитер и джинсы

2) легкую декольтированную одежду

3) нарядную одежду по сезону

4) желательно брючный костюм

Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?

1) да

2) нет, платье может иметь декольте только спереди

3) для театра предпочтительнее платье без декольте

Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

1) и юноше, и девушке обязательно

2) на усмотрение юноши и девушки

3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка)

4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать)

Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

1) нет

2) сколько угодно

3) в любом, кроме меховой шапки

4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма

Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену

лицом к сидящим

2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену

Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?

1) следует

2) не следует

3) желательно

Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?

1) обязательно

2) желательно

3) не следует

Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?

1) можно, если успеешь это сделать первым

2) желательно

3) нежелательно

Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?

1) можно — ничего в этом особенного нет

2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам

3) на ваше усмотрение

Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

1) можно

2) нельзя

3) нежелательно

Можно ли аплодировать, когда занавес поднят, и спектакль вот-вот начнется?

1) нельзя

2) нежелательно

3) можно — в знак одобрения декораций

Можно ли вслух комментировать спектакль?

1) можно, если это интересно вашим соседям

2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей

3) нельзя — подождите антракта

Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?

1) можно, если у вас хорошие слух и голос

2) желательно — чтобы подбодрить артистов

3) нельзя

Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?

1) можно

2) нежелательно

3) нельзя

Как выразить свой восторг от концерта?

1) громким свистом и топаньем ног

2) криками «браво» и вставанием

Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?

1) свистеть и топать ногами

2) немедленно встать и покинуть зал

3) молчать и не аплодировать

Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?

1) можно

2) нельзя

3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус

4) на ваше усмотрение

Задания «О добром отношении к людям».

1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).

Графы.        1. Слова приветствия.

2. Прощальные слова.

3.Слова извинения.

4. Слова благодарности.

5. Слова просьбы.

1

2

3

4

5

Слова на карточках

Спасибо         

Пожалуйста

Благодарю

Здравствуйте

Добрый день

Извините

Будьте добры

До свидания

Простите

Добрый вечер

Будьте любезны

Жаль

Очень признателен

Доброе утро

До встречи

Если Вас не затруднит

Не могли бы Вы мне помочь

Я рад Вас видеть

Мне очень жаль

Прощайте

У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:

— отдашь все открытки сестре;

— отдашь ей одну открытку;

— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;

— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;

— _________________________________________ .

2. Запиши ответы.

2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал ?

____________________________________________________________ .

2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:

мама ____________________________________;

папа ____________________________________;

бабушка __________________________________;

дедушка __________________________________.

3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.

Каким ты бываешь чаще всего:

• радостным;

• злым;

• спокойным;

• плачущим;

• смеющимся;

• недовольным;

(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).

Задания «О добром отношении к людям».

1.  Выбери нужные ответы и подчеркни его.

Доброжелательность — это:

доброе отношение к окружающим, желание им помочь;

желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;

желание и стремление оказать помощь любому человеку;

умение ничего не делать;

нежелание быть добрым.

2. Закончи предложение:

Доброжелательный человека всегда __.

Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .

3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.

Назови сказку.

Назови добрых героев.

Назови недобрых,

Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.

Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».

Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.

Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________

Сделай рисунки к сказкам.

4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.

5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.

6.  Вычеркни лишнее:

•  желать добра

•  сочувствовать

•  сопереживать

•  воровать

7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.

8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.

9.  Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.

Задания «Правила опрятности и аккуратности».

1. Закончи предложения:

Бережное отношение к вещам — это ...

Бережливым мы называем человека, который ...

2.  Подчеркни нужный ответ или допиши его.

Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.

Что ты сделаешь?

• Буду читать самую интересную книгу.

• «Вылечу» все «больные» книги.

• Поищу журнал с комиксами.

... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).

3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?

4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.

4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.

5.  Прочитай текст и ответь на вопрос.

Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.

К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.

Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»

Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».

Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?

6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?

7.Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выводом (правилом).

8. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.

Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.

9. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку — береги;

Не ломай, не мни, не рви.

Тест на умение пользования мобильным телефоном?

Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.

Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?

- да

- нет

Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?

- да

- нет

Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?

- да

- нет

У тебя есть наушники к мобильному телефону?

- да

- нет

Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?

- да

- нет

Говоришь ли ты звонящему, где находишься?

- да

- нет

В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?

- да

- нет

Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?

- да

- нет

Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по сторонам?

- да

- нет

Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур электрички?

- да

- нет

- когда как

Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя вещь?

- да

- нет

- не знаю

Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?

- да

- нет

- когда как

Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля одежды?

- да

- нет

После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?

- да

- нет

- когда как

Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?

- не буду

- буду


Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса

Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки

Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Вопросы:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2

3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

4

3

2

6

Я  думаю,   что  можно   выругаться   на  несправедливое замечание в мой адрес

4

3

2

7

Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2

8

Мне приятно доставлять людям радость

4

3

2

9

Мне   кажется,   что   нужно   уметь   прощать  людям   их отрицательные поступки

4

3

2

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.


Методика № 2. Диагностика этики поведения

Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Тексты:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...

Интерпретация:

Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и

грубости.

Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.


Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.

п/п

Список желаний

ответов

1.

Быть человеком, которого любят.

2.

Иметь много денег.

3.

Иметь самый современный компьютер.

4.

Иметь верного друга.

5.

Мне важно здоровье родителей.

6.

Иметь возможность многими командовать.

7.

Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8.

Иметь доброе сердце.

9.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10.

Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

4, 3 – средний уровень.

2 – ниже среднего уровня.

1, 0 – низкий уровень.


Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации

Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.

2. Я   с   другом   играю   в   бадминтон,   к   нам   подходит   мальчик   лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

б) отвечу, что не могу ему помочь;

в) скажу,     чтобы     он     попросил    родителей    купить     ему     такую игру;

г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если    кто-то    в   компании   расстроился    из-за   того,    что    проиграл
в игру:

а) я не обращу внимания;

б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:

а) подумаете   о   его   чувствах   и   о   том,   что   можете   сделать   в   этой
ситуации;

б) обидитесь в ответ;

в) докажете ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее    педагог   подсчитывает    сумму    положительных    ответов,    данных воспитанником.

4 балла - высокий уровень;

2, 3 балла - средний уровень;

0, 1 балл - низкий уровень.

Результаты освоения образовательных программ внеурочной деятельности обучающихся фиксируются в листе оценки результатов освоения образовательной программы по внеурочной деятельности и заносятся в лист оценки результатов.

Лист оценки результатов освоения образовательной программы по внеурочной деятельности ________________________________(название)

Обучающегося: _________________________________________________

Планируемые результаты

Результат (+ да, - нет)

К концу 1 класса

К концу 2 класса

К концу 3 класса

К концу 4 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" для 1-4 кл

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" разработана на 4 года обучения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Азбука вежливости"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Азбука вежливости"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Курс внеурочной деятельности "Азбука безопасности" разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Азбука безопасности

Содержание программы «Азбука безопасности» отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и концентрическим расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов безо...

КРАТКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "АЗБУКА ЖИЗНИ"

      Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука жизни»   составлена на основе следующих документов:- требования Федерального государственного образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...