Дополнительная программа по финансовой грамотности "Юный финансист"
рабочая программа (4 класс)

Дополнительная программа (далее Программа) социально-гуманитарной направленности «Юный финансист» направлена на формирование основных предпосылок финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.odt66.32 КБ

Предварительный просмотр:

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная программа (далее Программа) социально-гуманитарной направленности «Юный финансист» направлена на формирование основных предпосылок финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами и методическими рекомендациями:

  • Федеральный закон от №273-ФЗ (ред. от ) «Об образовании в Российской Федерации»;

Порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам / Приказ Минпросвещения от 9 ноября 2018г. №196;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) /Письмо Минобрнауки РФ от #1075;. №09-3242;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от №28 «Об утверждении санитарных правил СП "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей, направленной на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей РФ до 2030 года»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от #1075;. № 816

«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовате6льных технологий при реализации образовательных программ».

Программа «Юный финансист» представляет собой комплексную систему интерактивных и очных занятий для детей в возрасте от 9 до 11 лет. Курс рассчитан на 8 месяцев в течение 1 учебного года (35 рабочих недель, исключая периоды каникул, нерабочие и праздничные дни), объемом в 50 академических часов, 2 учебных часа в неделю.

  1. Актуальность программы заключается в необходимости и важности формирования финансовой грамотности школьников, как поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений. Обучающиеся приобретают необходимые навыки, которые пригодятся им в будущем: от изучения бюджета и дохода семьи до правильного подхода к выбору профессии.

  2. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы потому, что именно в этом возрасте они вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком на доступных примерах и закрепить их на практических занятиях.

Направленность программы - социально-гуманитарная

Отличительная особенность программы заключается в том, что она составлена с опорой на проект Министерства финансов Российской Федерации по содействию повышения уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». акцент программы делается на управление личными финансами для обеспечения своего благополучия и благополучия семьи. Данная программа разработана на основе рабочей программы педагога дополнительного образования Фадеевой В.Н. («Финансовая грамотность»). Программа направлена на освоение базовых знаний об источниках денежных доходов семьи и возможных направлениях расходов, о семейном бюджете. В ходе реализации программы «Юный финансист» планируется совместное проведение занятий с сотрудниками местного отделения «Сбербанка».

Цель и задачи программы.

  1. Цель программы:

Формирование у детей младшего школьного возраста начального экономического мышления и финансовой грамотности, развитие элементов логического мышления, познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, через игровое обучение.

  1. Задачи программы:

Обучающие:

-познакомить обучающихся с основами финансовой грамотности

Развивающие:

-развивать навыки решения практических задач по основам финансовой грамотности;

-развивать экономическое мышление;

Воспитательные:

-формировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов.

Уровень программы: базовый

  1. Адресат программы

Программа «Финансовая грамотность для детей» представляет собой систему интерактивных и очных занятий для детей в возрасте от 9 до 11 лет.

  1. Объем программы:

Курс рассчитан на 35 недель, объемом в 50 академических часов (2 учебных часа в неделю).

Учебные группы набираются каждый год, в соответствии с утвержденным графиком запуска потоков обучения (Приказ №4 от #1075; «Об утверждении графика потоков обучения на курсе по финансовой грамотности для детей «ФинГрам» на 2022-2023 учебный год»)

Группы могут быть одного возраста или разновозрастные. Очные занятия проходят 1 раза в неделю по 2 часа.

Форма обучения по программе – очная.

  1. Формы, методы, приёмы, педагогические технологии реализации программы.

В процессе реализации программы используются следующие педагогические технологии: технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативная технология, здоровье- сберегающая технология.

При личностно-ориентированном обучении на первое место выдвигается индивидуализация обучения – процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы познавательная деятельность воспитанников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование значимых личностных качеств. Данная технология применяется на протяжении всего учебного периода, при выполнении индивидуальных занятий.

Выбирая форму ведения занятий, учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности. Занятия состоят из теоретической и практической частей.

Каждая тема занятия начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит освоить. Практические задания нацелены на применение на практике полученных знаний.

На протяжение курса обучения по программе происходит постепенное усложнение материала. Для развития творческого подхода создаются проблемные ситуации с целью поиска детьми различных вариантов решения проблемы, таким образом используется метод проектной деятельности.

Занятия предусматривают следующие формы организации деятельности:

  • индивидуальная (даются индивидуальные задания и задачи, с учетом его возрастной группы);
  • групповая (совместное обсуждение тем, заданий и результатов деятельности в группе).

Основные формы организации обучения детей:

  • интерактивная ирга путешествие;
  • проблемные игровые ситуации;
  • мини-игры (лабиринты, ребусы, головоломки и др.);
  • логические задачи;

  1. Планируемые результаты

Предметные результаты.

По итогам обучения обучающиеся будут знать:

  • особенность финансовых продуктов и их грамотное использование;
  • основные направления доходов и расходов семьи.

Метапредметные результаты.

У учащихся будет сформировано:

  • умение выбора наиболее подходящих вариантов для достижения цели;
  • умение работать по составленному плану, отличать верно выполненные подсчеты от неверных.

Личностные результаты.

У обучающих будут сформированы:

  • самостоятельность и осознание личной ответственности в области финансов;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях

Формы контроля

Необходимым элементом процесса обучения является контроль знаний, умений и навыков, которые были сформированы у ребенка. Это подразумевает определённую систему оценивания с выделением чётких критериев такого оценивания. Поскольку в процессе обучения предполагается использование различных видов деятельности, то и система критериальной оценки должна строиться с учётом различий в такой деятельности. В процессе освоения курса «Юный финансист» предполагается использование учителем трех видов контроля: вводного, промежуточного и итогового.

  1. Вводный контроль – в начале курса (педагогическое наблюдение, беседа);
  2. Промежуточный контроль: решение ситуативных, практических задач (закрепление изученного материала). Задачи и задания строятся по принципу «от простого к сложному», предлагают ребенку следующие виды активностей в формате интерактивной игры: соотнести данные, переместить данные, тестовые вопросы с одним или несколькими вариантами ответа, расстановка последовательности событий. Целью промежуточного контроля является оценка активности работы ребенка на занятии, уровень осознания обсуждаемого материала, креативность в решении поставленных задач.

Оценочные материалы (перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов).

Примерный (демонстрационный) вариант интерактивных заданий и задач:

  1. Итоговый контроль представляет собой итоговую финансовую игру, где ребенок применяет все полученные знания на практике. Проводится в рамках 9 разделов обучения и представляет собой итоговую финансовую игру «Фабрика мороженого», где ребенок применяет все полученные знания на практике. Целью итогового контроля является оценка выполнения требований к личностным, интеллектуальным и предметным результатам освоения курса. Перед учеником ставятся три финансовые цели, которые необходимо достигнуть за установленный срок согласно условиям игры.

Оценивание работ происходит на основе педагогического мониторинга. Ученик вводит ответы/выбирает действия в предложенной ситуации. В случае неправильного ответа, ученику дается пояснение к задаче / заданию, и предлагается повторная попытка (количество попыток не ограничено).

За каждое правильно выполненное задание ученик получает баллы – в виде виртуальных монет. Количество баллов (монет) зависит от сложности задания (от 2 до 20 баллов). Набранные баллы (монеты) используются учеником в финальной игре, где монеты становятся игровым инструментом, который применяется учеником в ходе выполнения игры.

Форма деловой финансовой игры позволяет оценить все аспекты подготовки ребенка по вопросам, которые поднимались в процессе изучения курса «Юный финансист» в наиболее близкой для ребенка игровой форме согласно его возрастному и психологическому развитию.

  1. Содержание программы

  2. #1059;чебный план

Очные занятия с педагогом:

Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды учебных занятий, учебных работ

Формы контроля

Теор. занятия

Практ. занятия

1.

Раздел 1. Что такое деньги

8

4

4

Занятие № 1. Бартер и натуральное хозяйство.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № 2. Бартер и натуральное хозяйство.

1

0

1

Вводный контроль Практическая работа, решение ситуативных задач

Занятие № 3. Первые деньги в мире.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № 4. Первые деньги в мире.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

Занятие № 5. Банкноты Российской Федерации. Их защита от подделок.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № 6. Банкноты Российской Федерации. Их защита от подделок.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

Занятие № 7. Функции денег.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач Промежуточный контроль

Занятие № 8. Функции денег.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

2.

Раздел 2. Рыночные отношения.

6

3

3

Занятие № 9. Места для торговли.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № 10. Места для торговли.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

Занятие № #1057;прос и предложение.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № 12. Спрос и предложение.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

Занятие № 13. Магазин.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач Промежуточный контроль

Занятие № 14. Магазин.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

3.

Раздел 3. Банковские продукты и финансовые инструменты.

11

6

5

Занятие № 15. Что такое банк.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № 16. Что такое банк.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

Занятие №17. Экскурсионное занятие в местное отделение банка «Сбербанк»

1

1

0

Занятие № 18. Что такое валюта.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № 19. Что такое валюта.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

Занятие № 20. Что такое драгоценные металлы.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № 21. Что такое драгоценные металлы.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

Занятие № 22. Что такое кредит.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № 23. Что такое кредит.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

Занятие № 24. Что такое банковский счет.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач Промежуточный контроль

Занятие № 25. Что такое банковский счет.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

4.

Раздел 4. Современные платежные технологии.

10

5

5

Занятие № 26. Банковская карта.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № 27. Банковская карта.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

Занятие № 28. Электронный кошелек.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № 29. Электронный кошелек.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

Занятие № 30. Бесконтактные технологии оплаты.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № 31. Бесконтактные технологии оплаты.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

Занятие № 32. QR код.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № 33. QR код.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

Занятие № 34. Мошенничество и правила покупок в интернете.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач Промежуточный контроль

Занятие № 35. Мошенничество и правила покупок в интернете.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

5.

Раздел #1056;есурсы, потребности и желания.

3

1

2

Занятие № 36. Чем отличаются потребности от желаний.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № 37. Чем отличаются потребности от желаний.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач платформы, решение интерактивных задач Промежуточный контроль

Занятие № 38. Мечта и финансовая цель.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

6.

Раздел 6. Личные финансы и семейный бюджет.

8

4

4

Занятие № 39. Твои личные финансы (карманные деньги, первый заработок).

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № 40. Твои личные финансы (карманные деньги, первый заработок).

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

Занятие № 41. Как накопить деньги?

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № 42. Как накопить деньги?

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

Занятие № 43. Доходы и расходы в семье.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач

Занятие № #1044;оходы и расходы в семье.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

Занятие № 45. Составление семейного бюджета.

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач Промежуточный контроль

Занятие № 46. Составление семейного бюджета.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

7.

Раздел 9. Заключительные занятия.

2

1

1

Занятие № 47. Финансовая игра

«Фабрика мороженого».

1

1

0

Изучение интерактивной платформы, решение интерактивных задач Итоговый контроль

Занятие №48. Заключительная квест-викторина.

1

0

1

Практическая работа, решение ситуативных задач

Общая продолжительность программы (часов)

48

24

24

  1. Содержание учебного плана

Раздел 1. Что такое деньги.

Тема № 1. Бартер и натуральное хозяйство.

Теория (1ч): Изучение понятий «бартер», «сделка», «ликвидность». Превращение товаров в деньги: драгоценные камни, соль, зерно, посуда

Практика (1ч): Решение интерактивных задач «Слова-потеряшки», «Выгодный обмен», «В плену», «Считай правильно».

Тема № 2. Первые деньги в мире.

Теория (1ч): Ознакомление с теорией о первом появлении денег в мире. Понятие эволюции денег. Путь развития денег: украшения из драгоценных металлов, золотые слитки, монеты, бумажные деньги, электронные деньги и банковские карты.

Практика (1ч): Решение интерактивных задач «Ценный товар», «Лестница эволюции», «На рынке», «Немного географии».

Тема № 3. Банкноты Российской Федерации. Их защита от подделок.

Теория (1ч): Изучение монет и купюр Российской Федерации. Номиналы купюр, история их появления. Изучение понятия «подделка».

Практика (1ч): Ситуационный комикс «В магазине». Просмотр видео «Как Банк России защищает свои банкноты» Решение интерактивных задач «Энигма», «Полинезия», «Мороженое», «Фальшивомонетчики».

Тема № 4. Функции денег.

Теория (1ч): Изучение понятия «Деньги». Функции денег: единица учета, способ платежей, единая мера стоимости, способ накопления и сбережения, средство обмена.

Практика (1ч): Решение интерактивной задачи-квеста «Базилио».

Раздел 2. Рыночные отношения.

Тема № 5. Места для торговли.

Теория (1ч): Изучение понятия «Рынок». Современные базары мира и их продукты. Варианты рынков: торговля недвижимостью, интернет-торговля, торговля в магазинах.

Практика (1ч): Ситуационный комикс «На базаре». Решение интерактивных задач «Времена года», «Города», «Торговый центр», «Спасем животных».

Тема № 6. Спрос и предложение.

Теория (1ч): Изучение понятий «Спрос», «Предложение». Определение факторов влияющих на спрос: появление товаров-заменителей, цены на товар, изменение цен на дополняющие товары, сезонность, численный и возрастной состав населения, привычки и вкусы, изменение дохода потребителей, мода.

Практика (1ч): Ситуационные комиксы «По чем верблюд?», «Яблоки». Решение интерактивных задач «Фенек», «Витамины», «Спрос», «Нелегкий выбор».

Тема № 7. Магазин.

Теория (1ч): Изучение понятий «Производитель», «Наценка», «Прибыль», «Реклама».

Как формируется цена на товар.

Практика (1ч): Ситуационный комикс «Фабрика велосипедов». Просмотр видео

«Золотое яблоко». Решение интерактивных задач «Пицца», «Тортики», «Пазл»,

«Мороженое».

Раздел 3. Банковские продукты и финансовые инструменты. Тема №8. Что такое банк.

Теория (1ч): Изучение понятия «Банк». Знакомство с финансовыми операциями банка (получение заработной платы, пенсии, оплаты счетов, переводы, займы, кредиты)

Практика (1ч): Интерактивная игра «Деньги в банке». Решение интерактивных задач «Специальная операция», « Банк», «Глава банка», «Функции».

Тема №9. Экскурсия в местное отделение банка.

Теория (1ч): Изучение работы банка «со стороны сотрудников банка»

Тема №10. Что такое валюта.

Теория (1ч): Изучение понятия «Валюта». Расчет валютного курса.

Практика (2ч): Решение интерактивных задач «Обмен валюты», «Выгодный курс»,

«Верно-неверно», «Сказочный замок».

Тема №11. Что такое драгоценные металлы.

Теория (1ч): Изучение понятия «драгоценные металлы». Знакомство с драгоценными металлами: рутений, осмий, родий, палладий, иридий, платина, серебро, золото.

Практика (1ч): Игра в интерактивное лото «Названия металлов». Решение интерактивных задач «Ценные металлы», «Верно-неверно», «Благородный», «Химия».

Тема №12. Что такое кредит.

Теория (1ч): Изучение понятия «Кредит», «Заемщик», «Кредитный договор».

Практика (1ч): Просмотр видео «Золушка», «Подарок». Решение интерактивных задач «Пазл», «Договор», «Почему?».

Тема №13. Что такое банковский счет.

Теория (1ч): Изучение понятия «Банковский счет», способы и условия его открытия.

Практика (1ч): Ситуационный комикс «Банк». Решение интерактивных задач

«Правда-кривда», «Счет», «Верю – не верю».

Раздел 4. Современные платежные технологии. Тема №14. Банковская карта.

Теория(1ч):Изучение понятия «Банковская карта», «Дебетовая карта», «Кредитовая карта». Как выглядит банковская карта, информация на ней. Как работать с банковской картой. Условия получения банковской карты.

Практика (1ч): Ситуационный комикс «Банкомат». Решение интерактивных задач

«Пазл», «Банкомат», «Преимущество», «Двое из ларца».

Тема №15 Электронный кошелек.

Теория (1ч): Изучение понятия «Электронный кошелек» и правила работы с ним.

Правила безопасности работы с электронными деньгами.

Практика (1ч): Электронная галерея «Кошельки» (QiWi, Яндекс, WebMoney).

Решение интерактивных задач «О кошельке», «Кто есть кто», «Квиз».

Тема №16. Бесконтактные технологии оплаты.

Теория (1ч): Изучение понятия «Терминал», «Бесконтактная оплата». Правила безопасности работы с бесконтактными средствами оплаты.

Практика (1ч): Ситуационный комикс «Температура». Решение интерактивных задач «Тайный знак», «Платеж».

Тема №17. QR код.

Теория (1ч): Изучение понятия «QR-код», «Штрихкод». Использование QR и штрихкода.

Практика (1ч): Решение интерактивных задач «Секретный шифр», «Тайное послание», «Верно-неверно», «QR-код».

Тема №18. Мошенничество и правила покупок в интернете.

Теория (1ч): Изучение 10 правил безопасности при работе с банковской картой и электронными деньгами.

Практика (1ч): Ситуационный комикс «Мошенники». История «Первая продажа через интернет». Решение интерактивных задач «sms», «Безопасность», «Бесплатный ноутбук», «wi-fi».

Раздел 5. Ресурсы, потребности и желания.

Тема №19. Чем отличаются потребности от желаний.

Теория (1ч): Изучение понятия «Потребности», «Желания», «Семейный бюджет». Практика (1ч): Просмотр видео «Лимонадный крош». Электронная галерея

«Распределение семейного бюджета». Решение интерактивных задач «Пазл», «Желания»,

« О самом главном», «Потребности».

Тема №20. Мечта и финансовая цель.

Теория (1ч): Изучение понятия «Финансовые цели». Различие мечты и финансовой цели. Целеполагание.

Практика (1ч): Электронная галерея «Полезные привычки». Заполнение электронной формы «Список желаний». Решение интерактивных задач «Пазл», «Цели», «Угадай-ка»,

«AirPods».

Раздел 6. Личные финансы и семейный бюджет.

Тема №21. Твои личные финансы.

Теория (1ч): Изучение понятия «Личные финансы», «Резюме». Интерактивная галерея «Истории миллиардеров».

Практика (1ч): Заполнение электронной формы «Карманные расходы». Ситуационный комикс «Помощники», «Влад ищет работу». Квиз-исследование «Тейлор Мокси». Решение интерактивных задач «Карманные деньги», «Подработка», «CV»,

«Цепочка».

Тема №22. Как копить деньги?

Теория (1ч): Постановка финансовой цели, полезные привычки – умение копить, укладываться в бюджет.

Практика (1ч): Виртуальная копилка Moonjar. Интерактивная галерея «Учимся копить». Решение интерактивных задач «Moonjar», «20 золотых», «Разумное потребление», «Финансовая цель».

Тема №23. Доходы и расходы в семье.

Теория (1ч): Изучение понятия «Доходы», «Расходы». Виды доходов и расходов семьи.

Практика (1ч): Решение интерактивных задач «Необходимость», «Сбережения», «Приоритеты», «Бюджет».

Тема №24. Составление семейного бюджета.

Теория (1ч): Изучение понятия «Семейный бюджет». Тактика составления семейного бюджета.

Практика (1ч): Электронные таблицы «Семейный бюджет». Заполнение электронной формы «Бюджет моей семьи». Решение интерактивных задач «Цель»,

«Расходы», «Расчет», «ЖКУ».

Раздел 7. Заключительные занятия. Тема №25. «Фабрика мороженого»

Теория (1ч): Повторение изученного материала. Рекомендации по прохождению финансовой игры.

Практика (1ч): Прохождение интерактивной игры-симулятора «Фабрика мороженого»: достижение трех поставленных финансовых целей за один виртуальный год.


2. Комплекс организационно – педагогических условий

Методическое обеспечение

Методы обучения. Занятия включают теоретическую и практическую часть. Практическая часть курса организована в форме выполнения интерактивных заданий и задач, упражнений для самостоятельного выполнения. Теоретическая часть курса представлена так же в интерактивном формате – ребенок изучает материал через игру-путешествие по стране денег, самостоятельно определяя ход развития событий игры. Используются мультфильмы, анимированные комиксы, видеофильмы.

Методы и средства в обучении:

  • словесные (рассказ, беседа, чтение, прослушивание аудио-роликов);
  • наглядные (показ иллюстраций, просмотр документальных и учебных фильмов, работа с учебной и специальной литературой, дидактическим материалом);
  • практические (работа в компьютерной программе);
  • игровые (применение финансовых игр (в т.ч. деловые, ролевые, викторины, конкурсы, олимпиады и др.);
  • информационные (интерактивное обучение)
  • электронные образовательные ресурсы, презентации, компьютерные программы;

Методы и средства в воспитании:

  • методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, беседа, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, тренинги);

Информационно-коммуникативная технология (ИКТ) раскрывается в том, что большинство заданий программы выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Под здоровье-сберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу воспитанников. Технология сбережения здоровья раскрывается через следующие приемы: во время физкультминутки делаются физические упражнения для снятия общего напряжения и усталости глаз. Предусмотрена смена деятельности детей, предполагающая чередование статических и динамических состояний, поз, нагрузок. Проводится регулярное проветривание помещения. Наглядное пособие «Гимнастика для глаз», «Безопасность при работе за компьютером».

Важное значение имеет мотивация детей к деятельности. Деятельность, построенная на личной заинтересованности обучающегося, осуществляется с меньшими нервными затратами и не приводит к утомлению. При этом образовательные результаты такой деятельности значительно выше.

  1. Формы мотивации

  1. Интерактивная карта: прохождение программы обучения с помощью интерактивной карты – где каждый новый раздел – «замок», который нужно открыть, а каждая новая тема в разделе – «дорожка» к новому замку;
  2. Награды за правильно выполненные задания – виртуальные монеты и значки;
  3. Постоянная коммуникация героев обучающего курса с ребенком (мотивация на изучение материала и дальнейшее открытие «замков»);

  1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы:

  • Персональный компьютер или ноутбук с предустановленным программным обеспечением;
  • Средства телекоммуникации - локальная сеть, выход в Интернет;
  • Видеохостинг Youtubе, cервисы Google, интернет-сайты;
  • Проектор мультимедийный;
  • средства ИКТ на занятиях (презентации, видеофильмы, обучающие игры, обучающие компьютерные программы, компьютеры, интерактивная доска, проектор);
  • Экран;
  • Колонки;
  • Рабочая тетрадь;
  • Специализированная учебная мебель: компьютерные столы, стулья.
  1. Дидактическое обеспечение:

  • презентации и видео к занятиям, дидактический материал;
  • использование дидактического материала (карточки, задания, схемы, таблицы, инструкции, практические задания и задачи);
  • учебники, учебные пособия, журналы, книги;
  • тематические подборки теоретического материала, игр, практических заданий;
  • ресурсы сети Интернет;
  • авторские настольные игры «ФинГрам» (8 игр).
  1. Кадровое обеспечение:

Реализовать программу может педагог, имеющий среднее общее или высшее образование, прошедший подготовку по программе повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности для детей различных возрастных групп, 72 ч.»

  1. Особенности реализации программы.

Программа состоит из 9 разделов. Разделы программы взаимосвязаны и реализуются последовательно. Последовательность задаётся интерактивной картой, где каждый предыдущий раздел (участок карты) является допуском к открытию следующего участка (раздела программы).

Количество обучающихся по программе Минимальное количество в группе 12 человек. Максимальное количество в группе 15 человек.

  1. #1054;ценочные материалы

Эффективность реализации программы определяется согласно выработанным критериям количества и качества.

  1. 1. Уровень усвоения детьми содержания дополнительной общеразвивающей программы.

Уровень освоения учащимися содержания дополнительной образовательной программы исследовался по следующим параметрам:

  • предметные результаты, - знают основные понятия и терминологию по предмету, имеют представление о финансах. Умение решать финансовые задачи, выявляется на основе данных, полученных в ходе выполнения контрольных заданий, опросов;
  • формирование метапредметных качеств личности. Выявляются на основе

наблюдения, результатов выполнения заданий и др.

  • личностные результаты учащихся - устойчивый интерес к занятиям по программе (выявляется на основе педагогического наблюдения); участие в обсуждениях, решении ситуативных задач, дидактических играх, а также овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
  1. Список литературы

Для педагога:

  1. Антонова Ю.В. «Обсуждаем, рассуждаем и играем. Креативные задания для детей по финансовой грамотности». – М.: Вита-Пресс, 2017. – 56 с.
  2. Васин Д. «Деньги и бизнес для детей». – М.: Эксмо, 2018. – 128 с.
  3. Гин С. «Мир логики». Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: пособие для учителя 4 класса / Школа креативного мышления; Светлана Гин. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

– 160 с

  1. Гин С. «Мир человека». Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: пособие для учителя 2 класса / Школа креативного мышления; Светлана Гин. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

– 160 с.

  1. Гин С. «Мир фантазии:. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: пособие для учителя 3 класса / Школа креативного мышления; Светлана Гин. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

– 144 с.

  1. Горяев А., Чумаченко В. «Финансовая грамота для школьтников», М:

«Баккара-Принт», 2010г. – 40с.

  1. Хо Адам, Чи Кеон. «Дети и деньги». М.: Бомбора, 2017. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности для 2- 4 классов...

программа кружка "Финансовая грамотность"

1.  Пояснительная записка  Рабочая программа по финансовой грамотности  для 4 класса (в рамках предмета «Математика») составлена на основе авторской прогр...

Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс

Программа "Финансовая грамотность" составлена на основе Учебной программы, 2-4 классы общеобразов.орг./ Ю.Н. Корлюгова(Дополнительное образование. Серия"Учимся разумному финансовому пов...

Программа курса "Клуб юных финансистов"

Программа курса внеурочной деятельности на 1 год...

Взаимодействие детского сада и учреждения дополнительного образования в рамках реализации сетевых программ (из опыта работы по дополнительной программе "Знайка")

В статье расматриваются вопросы  организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и школах. Представлены формы мероприятий, п...

Дополнительные материалы по финансовой грамотности

Предствалены дополнительные материалы - название мультфильмов по финансовой грамотности....

Рабочая программа дополнительного образования "Азбука финансовой грамотности"

Рабочая программа курса «Азбука финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...