Программа курса "Клуб юных финансистов"
рабочая программа

Программа курса внеурочной деятельности на 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_yunyh_finansistov.docx360.01 КБ

Предварительный просмотр:

F:\РП и КТП 2020-21 Конашева Е.В\Сканы титульных листов\012.jpgПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Клуб юных финансистов» составлена на основе:

  • Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014 года)
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября  2009 г. № 373),
  • Приказа Минобрнауки РФ № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования» Раздел 3. п.19.5
  • Приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Ямальская  школа-интернат имени Василия Давыдова»
  • Учебного плана МБОУ «Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова» на  2020-2021 учебный год.
  • Авторской программы Корлюговой Ю.Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н.Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.

Направление программы – социальное.  

Авторы программы «Финансовая грамотность»: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 3–4 классы общеобразовательных орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018, заказчиком которой выступает Минфин России.

Программа рассчитана на 1 час в неделю,  всего 34 часа в год.

Актуальность программы

Актуальность обучения учащихся 3-4 класса возрастает в связи с низкой осведомленностью детей и  молодежи в финансовых вопросах. Молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют долги, не участвуют в формировании семейного бюджета и не понимают необходимости его составления. Важно понимать, что школьники – это будущие участники финансового рынка, покупатели, налогоплательщики, вкладчики и кредитополучатели. Поэтому обучение финансовой грамотности необходимо реализовывать в школе.

Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия в будущем.

Современные подростки являются активнымипотребителями, и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток знаний и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.

Цели и задачи программы

Цели: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 3-4 класса, предполагающих освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи программы:

  • повышение финансовой грамотности и уровня финансового самосознания школьников;
  • формирование мотивационной готовности учащихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;
  • обучение основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
  • повышение уровня знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.

Формируемые компетенции:

  • осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
  • определять актуальные и потенциальные источники доходов;
  • анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
  • выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;
  • оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;
  • оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;
  • сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
  • оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
  • оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.

Основные содержательные линии курса:

  1. деньги, их история, виды, функции;
  2. семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы стекстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Содержание программы курса внеурочной деятельности

«Клуб юных финансистов»

1. Что такое деньги и откуда они взялись

Тема 1. Как появились деньги.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Компетенции

•  Объяснять выгоды обмена.

•  Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

•  Объяснять, почему драгоценные металлы  стали деньгами.

•  Описывать ситуации, в которых используются деньги.

•  Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

•  Составлять задачи с денежными расчётами.

Тема 2. История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в X веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Компетенции

•  Объяснять, почему появились монеты.

•  Описывать устройство монеты.

•  Приводить примеры первых монет.

•  Описывать старинные российские деньги.

•  Объяснять происхождение названий денег.

Тема 3. Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине П. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Компетенции

•  Объяснять, почему появились бумажные деньги.

•  Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.

•  Приводить примеры первых бумажных денег.

•  Описывать первые российские бумажные деньги.

•  Объяснять,  почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 4. Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Компетенции

•  Сравнивать виды денег.

•  Объяснять роль банков.

•  Объяснять условия вкладов и кредитов.

•  Рассчитывать проценты на простых примерах*.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Тема 5.Валюты.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Компетенции

•  Приводить примеры валют.

•  Объяснять, что такое резервная валюта.

• Объяснять понятие валютного курса.

•  Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

2. Из чего складываются доходы в семье

Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Компетенции

•  Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

•  Объяснять причины различий в заработной плате.

•  Объяснять, как связаны профессии и образование.

•  Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

•  Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

Тема 7. На что семьи тратят деньги.

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Компетенции

•  Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

•  Описывать направления расходов семьи.

•  Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

•  Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

•  Составлять собственный план расходов.

4. Деньги счёт любят, илиКак управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.

Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Компетенции

Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять последствия образования долгов.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Учебно-тематическое планирование для 3 класса

Номер раздела

Название разделов

Количество часов

1

Что такое деньги и какими они бывают

16

2

Из чего складываются доходы в семье

4

3

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

4

4

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

10

Итого

34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовыхотношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления вобласти семейных финансов;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

        Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

        Познавательные:

        • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

        • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

        • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

        • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

        Регулятивные:

        • понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;

        • составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

        • оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;

        • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

        Коммуникативные:

        • составление текстов в устной и письменной формах;

        • готовность слушать собеседника и вести диалог;

        • готовность признавать возможность существования различных

        точек зрения и права каждого иметь свою;

        • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и

        оценку событий;

        •умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной

        деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение

        окружающих.

        Предметные результаты изучения курса:

        • понимание и правильное использование экономических терминов;

        • представление о роли денег в семье и обществе;

        • умение характеризовать виды и функции денег;

        • знание источников доходов и направлений расходов семьи;

        • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

        • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

        • проведение элементарных финансовых расчётов.

        Общая характеристика факультативного курса

«Клуб юных финансистов» является прикладным курсом внеурочной деятельности, реализующим интересы обучающихся  в сфере экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

•  семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Используемые технологии:

  • проблемное обучение;
  • групповые технологии;
  • технология развивающего обучения;
  • игровая технология;
  • проектная технология;
  • технология разноуровнего обучения;
  • информационные технологии.

Используемые методы работы:

  • объяснительно-иллюстративные,
  • проблемно-поисковый, рассказ,
  • беседа,
  • практикум,
  • самостоятельная работа.

При выборе методов изложения программного материала приоритет отдаётся дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.

Методы преподавания

        При изучении курса предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения.

        Мозаика

        Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

        • Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

        • Членам группы случайным образом (например, на каждом столе

        лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

        • Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом

        оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают за-

        дачу (задачи), соответствующую их номерам.

        • Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.

        • Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

        «Один — два — вместе»

        Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.

        Дерево решений

        При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.

        Мозговой штурм

        В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.

        Мини-исследование

        Поскольку цель курса  вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.

        Кейс

        Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

        Аукцион

        Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:

        • У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).

        • Право ответа на вопрос покупается.

        • Стартовая цена простого вопроса  5 баллов, сложного  10 бал-

        лов.

        • Цена может меняться с шагом 5 баллов.

        • Окончательная цена определяется в результате торгов.

        • При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто

        отвечал, при неверном  вычитается.

        Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.

        Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума, mind-map)

        Mind-map (ментальная карта, или карта памяти)  способ схематического изображения какой-то идеи или системы. В русских переводах термин может звучать по-разному: карта ума, карта разума, карта памяти, интеллект-карта, майнд-мэп. Эта техника позволяет наглядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвящегося «дерева». Этот способ активно применяется при обучении и мозговых штурмах1.

        Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д.

        Диаграммы можно строить вручную, иллюстрировать собственными рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные программы построения диаграмм. Специально для детей предназначенпрограммаKidspiration (i-Pad).

        

Для младших школьников задания можно дифференцировать.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • индивидуально-групповые,
  • фронтальные,
  • классные и внеклассные.

Программа реализуется через следующие формы занятий:

  • ситуационная игра,
  • образно-ролевые игры,
  • исследовательская деятельность,
  • урок-практикум,
  • дискуссия, обсуждение.

Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.

Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.

Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.

Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»

Дискуссионный клуб–метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.

Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваются несколькими условиями:

  • в работу вовлечены все участники;
  • используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;
  • обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.

Средства обучения:

  • наглядные пособия,
  • технические средства,
  • цифровые образовательные ресурсы,
  • Интернет-ресурсы.

Формы оценивания

Система оценивания курса «Клуб юных финансистов» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

        

Текущая аттестация:

        • устный опрос;

        • тестовые задания;

        • решение задач;

        • решение кроссвордов и анаграмм;

        • мини-исследования;

        • графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

        • творческая работа: постер, компьютерная презентация.

        Итоговая аттестация:

        • викторина;

        • тест.

Критерии оценивания:

  • Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
  • Обработка, анализ и представление информации в виде простыхтаблиц, схем и диаграмм.
  • Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
  • Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
  • Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
  • Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
  • Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.

Учебно-тематический план для 3 класса

занятия

Тема занятия

Форма занятия

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают.(16 часов)

1-2

Что такое деньги и откуда они взялись.

Беседа

3-4

Рассмотрим деньги поближе.

Беседа, практические занятия

5-6

Какие деньги были раньше в России.

7-8

Защита от подделок

Беседа, практические занятия

9-16

Современные деньги России и других стран.

Сюжетно – ролевая игра

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье. (4 часа)

10-11

Откуда в семье деньги.

Беседа, практические занятия

Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать. (4 часа)

12-13

На что тратятся деньги.

Беседа, практические занятия

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. (10 часов)

14-15

Как умно управлять своими деньгами.

Беседа, практические занятия

16-17

Как делать сбережения.

Беседа, практические занятия

Итого часов: 34

Учебно-методическое обеспечение:

Литература:

  1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  3. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
  4. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
  5. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
  6. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/
  7. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/
  8. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data /2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf
  9. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.
  10. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.
  11. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т.   Равичевой, под   ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.

Интернет-источники:

1.Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnai-rabota-i-zarplata;

3.Портал «Профориентир»   «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/

5.Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru

6.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/

7.Сайт  «Интеллект-карты.  Тренинг  эффективного  мышления»  — http://www.mind-map.ru. Сайт  посвящён  истории,  философии,  технике  создания  и  применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).

8. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/ lib/mindmap/economic/

Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике

9.Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/ finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность» 3 «г» класс 2020-2021 учебный год

№ п/п

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

Форма проведения

По плану

По факту

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают.(16 часов)

1

1

Что такое деньги и откуда они взялись

1

04.09.

2019

Беседа

2

2

Что такое деньги и откуда они взялись

1

11.09

Беседа, Игра

3

3

Рассмотрим деньги поближе

1

18.09

Беседа, Презентация, Практическое занятие

4

4

Рассмотрим деньги поближе

1

25.09

Беседа, Презентация, Практическое занятие

5

5

Какие деньги были раньше в России.

1

02.10

Беседа, Презентация, 

6

6

Какие деньги были раньше в России.

1

09.10

Беседа, Презентация, 

7

7

Защита от подделок

1

16.10

Беседа, Презентация, Практическое занятие

8

8

Защита от подделок

1

23.10

Беседа, Презентация, Практическое занятие

9

9

Современные купюры России и других стран.

1

06.11

Беседа-диалог

10

10

Современные купюры России и других стран.

1

13.11

Беседа, Презентация, Практическое занятие

11

11

Безналичные деньги. (Электронные деньги, пластиковые карты.)

1

20.11

Беседа, Практическое занятие

12

12

Решение задач с денежными расчетами

1

27.11

Беседа, Практическое занятие

12

12

Валюта. Денежные знаки разных стран.

1

Беседа

13

13

Валюты. Викторина

1

04.12

Беседа, Викторина

14

14

Дизайн купюры сказочной страны. Представление творческих работ.

1

11.12

Творческая работа. Практическое занятие

15

15

Игра - путешествие «Сказочная страна финансов»

1

18.12

Практическое занятие -игра

16

16

Итоговый тест по теме «Деньги».

 Пословицы и поговорки про деньги.

1

25.12.

2019

Беседа, тест

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье. (4 часа)

17

1

Откуда в семье берутся деньги. Клады, лотерея, наследство.

1

15.01.

2020

Беседа-диалог

18

2

Откуда в семье берутся деньги. Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль»

1

22.01

Презентация,

Практическое занятие-игра

19

3

Откуда в семье берутся деньги. Пенсии, пособия, стипендии. Мини-исследование «Основные доходы в семье»

1

29.01

Беседа-диалог, Презентация, Практическое занятие

20

4

Откуда в семье берутся деньги. Тест

1

05.02

Беседа, Тест

Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать. (4 часа)

21

1

На что семьи тратят деньги. Необходимые расходы

1

12.02

Беседа-диалог

22

2

На что семьи тратят деньги. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин».

1

19.02

Беседа, Игра

23

3

На что семьи тратят деньги. Хобби. Вредные привычки.

1

26.02

Практическое занятие

24

4

На что семьи тратят деньги. Расходы и доходы. Составление примерной сметы на неделю.

1

04.03

Беседа-диалог, Практическое занятие

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. (10 часов)

25

1

Как правильно планировать семейный бюджет. Что такое экономия? Кого называют банкротом?

1

11.03

Беседа

26

2

Как правильно планировать семейный бюджет. Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами

1

18.03

Беседа-диалог, Практическое занятие

27

3

Как правильно планировать семейный бюджет.

Игра «Распредели семейный бюджет»

1

01.04

Беседа, Игра

28

4

Как правильно планировать семейный бюджет.

«Путешествие в страну Капиталлия»

1

08.04

Беседа-путешествие

29

5

Как накопить на мечту

1

15.04

Беседа-диалог

30-31

6-7

Карманные деньги

2

Беседа-диалог, Практическое занятие

32

8

Итоговая работа

1

Практическое занятие

33

9

Обзорный урок. Рефлексия

1

Практическое занятие

34

10

Путешествие по стране финансов

1

Игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность "Юный финансист"

Внеурочная деятельность "Юный финансист" 2-4 классы....

Внеклассное мероприятие "Юные финансисты"

Внеклассное мероприятие из курса "Финансовая грамотность". Познавательное, увлекательное с выполнением практических заданий....

Юный финансист

На занятии обучающиеся познакомятся с денежными купюрами, монетами....

Рабочая программа "Юные финансисты"

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и инд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  "ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ" ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА...

Дополнительная программа по финансовой грамотности "Юный финансист"

Дополнительная программа (далее Программа) социально-гуманитарной направленности «Юный финансист» направлена на формирование основных предпосылок финансовой грамотности у детей младшего шк...