Внеурочная деятельность "Юный финансист"
рабочая программа (2 класс)

Исаева Светлана Викторовна

Внеурочная деятельность "Юный финансист" 2-4 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_-_yunyy_finansist.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по  курсу внеурочной деятельности «Юный финансист»

в условиях реализации ФГОС начального общего образования

1.Пояснительная записка

           Программа внеурочной деятельности «Юный финансист» для обучающихся МКОУ СОШ №11 разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом требований, изложенных в   Основной образовательной программе начального общего образования МКОУ СОШ №11, на основе примерных программ  Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 2–4 классы  общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС 2014 заказчиком которой выступает Минфин России, методических рекомендаций для руководящих и педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края по организации образовательной деятельности в 2018/2019 учебном году.

         Курс внеурочной деятельности «Юный финансист» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 час в неделю,  составлена на 34 часа  для  учащихся 2-4 классов.

Цель и задачи изучения курса:

  • развитие экономического образа мышления;
  • воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет.

Актуальность. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии      с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Как утверждают многие наши психологи, школа способностей не развивает в том  случае, если для детей не создается ситуация успеха, а следовательно самооценка остается низкой и не обеспечивает развития.

Все способности можно разделить на две группы: общие и специальные.

Общие  способности есть у каждого ребенка, но развиты в разной степени. Общие способности практически полностью складываются к 13-летнему возрасту. Следовательно, максимум усилий  для развития способностей детей надо прилагать во время нахождения ребенка в дошкольном учреждении и вовремя обучения в начальной школе.

Специальные способности есть  далеко не у каждого. К ним относятся художественные, музыкальные, литературные, математические, конструкторско-технические способности. Очень многое в их  развитии зависит от задатков. Но, создавая условия, предоставляя каждому ребенку возможности для  развития специальных способностей, можно получить положительные результаты

    Новизна данной программы в том, что она повышает уровень общих способностей          учащихся, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов не только по школьным предметам, но и по многим другим, не входящим в школьную программу.

Программа рассчитана на средний возраст 8 – 9 лет. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста.

Общий объем времени по плану на один год обучения 34 часа.

Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяется требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.

Занятия проводятся в течение учебного года во 2 классе -  1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 30 минут.

2. Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Юный финансист» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Юный финансист» являются:

     познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми   предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

  • понимание цели своих действий;
  • составление простых планов с помощью учителя;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Юный финансист» являются:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

                                                    3. Содержание курса

2-й класс (34 часа)

Тема 1. Что такое деньги, и откуда они взялись?(4 ч)

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок (4 ч)

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Тема 3. Какие деньги были раньше в России (4 ч)

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Тема 4. Современные деньги России и других стран (4 ч)

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Тема 5. Откуда в семье деньги (4 ч)

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Тема 6. На что тратятся деньги (5 ч)

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Тема 7. Как с умом управлять своими деньгами (5 ч)

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Тема 8. Как делать сбережения (4ч)

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Формы и виды работы

  • творческая работа;
  • проект;
  • решение задач;
  • викторина.

Формы и методы контроля:

  • тест;
  • устный опрос.

 Тематический план

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

УУД

Аудитор

ные

Внеуади

торные

1

Что такое деньги, и откуда они взялись?

4

2

2

Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять проблемы, возникающие при обмене. Описывать свойства товарных денег. Приводить примеры товарных денег. Приводить примеры первых денег.

2

Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок

4

2

2

Объяснять, почему появились монеты. Описывать купюры и монеты. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. 

3

Какие деньги были раньше в России

4

2

2

Описывать старинные российские деньги. Объяснять происхождение названий денег.

4

Современные деньги России и других стран

4

2

2

Описывать современные российские деньги. Решать задачи с элементарными денежными расчётами. Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. Приводить примеры иностранных валют.

5

Откуда в семье деньги

4

2

2

Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, кому и почему платят пособия. Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

6

На что тратятся деньги

5

3

2

Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Сравнивать покупки по степени необходимости. Различать планируемые и непредвиденные расходы. Объяснять, как появляются сбережения и долги.

7

Как умно управлять своими деньгами

5

3

2

Объяснять, как управлять деньгами. Сравнивать доходы и расходы. Объяснять, как можно экономить. Составлять  бюджет на простом примере.

8

Как делать сбережения

4

2

2

Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. Приводить примеры доходов от различных вложений денег. Сравнивать разные виды сбережений.

Итого          

34

18

16


 Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата

план

факт

1

Что такое деньги, и откуда они взялись?

4

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия:

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

07.09

14.09

21.09

28.09

2

Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок.

4

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия:

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

05.10

12.10

19.10

26.10

3

Какие деньги были раньше в России

4

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия:

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

09.11

16.11

23.11

30.11

4

Современные деньги России и других стран

4

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия:

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

07.12

14.12

21.12

28.12

5

Откуда в семье деньги

4

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия:

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

11.01

18.01

25.01

01.02

6

На что тратятся деньги

5

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия:

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

08.08

22.02

01.03

15.03

22.03

7

Как с умом управлять своими деньгами

5

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия:

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

05.04

12.04

19.04

26.04

03.05

8

Как делать сбережения

4

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия:

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

10.05

17.05

24.05

29.05

Итого

34


Учебно-тематический план для 3 класса

занятия

Тема занятия

Теоретичес

кая

часть

Практическая часть

Форма занятия

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают

5

13

1-4

Что такое деньги и откуда они взялись.

1

3

Беседа, сюжетная игра.

5-8

Рассмотрим деньги поближе.

1

3

Беседа,практические занятия

9-12

 Какие деньги были раньше в России.

1

3

Беседа,практические занятия

13-16

Защита от подделок

1

3

Беседа,практические занятия

17-18

Современные деньги России и других стран.

1

1

Сюжетно – ролевая игра

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье.

1

3

19-22

Откуда в семье деньги.

1

3

Беседа,практические занятия

Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.

1

3

23-26

На что тратятся деньги.

1

3

Беседа,практические занятия

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.

2

6

27-30

Как умно управлять своими деньгами.

1

3

Беседа,практические занятия

31-34

Как делать сбережения.

1

3

Экскурсия.

Итого часов:  34

9

25

Учебно-тематический план для 4 класса

занятия

Тема занятия

Теоретическая

часть

Практическая часть

Форма занятия

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают

10

10

1-4

Как появились деньги.

2

2

Беседа

5-8

История монет.

2

2

Беседа, практи-

ческие занятия

9-12

 Бумажные деньги.

2

2

Беседа, практи-

ческие занятия

13-16

Безналичные деньги.

2

2

Беседа, практические занятия

17-20

Валюты.

2

2

Сюжетно – ролевая игра

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье.

2

2

21-24

Откуда в семье  берутся деньги.

2

2

Беседа, практические занятия

Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.

2

3

25-29

На что семья  тратит  деньги.

2

3

Беседа, практические занятия

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.

2

3

30-34

Как правильно планировать семейный бюджет.

2

3

Беседа, практические занятия

Итого часов: 34

16

18

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса.

п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

                                                1.Библиотечный фонд

1

Программа по финансовой грамотности  

Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

1

2

«Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4  класс. В 2-х частях. С.Н. Федин  Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

25

3

«Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

1

4

«Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

25

5

«Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

25

                                              2. Печатные пособия

1

  -словари; энциклопедии

- иллюстративный наглядный материал, фотографии.

                                      3. Технические средства обучения

1

- компьютер, проектор,

- фотоаппарат;

- CD диски.

                                         4. Интернет-источники

1

- Сайт журнала «Семейный бюджет» - http://www.7budget.ru

- Уроки тётушки Совы- https://www.youtube.com/watch?v=LVI0-FuzbZA

Список рекомендуемой литературы

        1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf

        2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

        3. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

        4. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/

        5. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном  процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/

        6. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007

          7. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.

        8. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.

        9. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т.   Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.

Интернет-источники

        Методика

        1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»  http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html

По этой ссылке вы попадаете в раздел компьютерных игр. В курсе  может быть использована игра «Карл» (создание собственной фирмы и навыки предпринимательства).

        2. Сайт «Основы экономики»  http://basic.economicus.ru

Содержит учебно-методические материалы для школьного курса  экономики от начальной до старшей школы. Раздел «Инфотека» включает учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты. Раздел «Игротека» содержит  большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся основной и старшей школы. Также на сайте имеется путеводитель по истории экономической мысли и обзор основных ресурсов российского и зарубежного Интернета, посвящённых школьному образованию.

        3. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением  http://ecschool.hse.ru 4.

Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя»

http://zanimatika.narod.ru/

        5. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

        6. Сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления»

http://www.mind-map.ru

Сайт посвящён истории, философии, технике создания и применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).

        7. Сайт тренингового центра «Стимул» http://www.stimul.biz/ru/

Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике.

        8. Метод «дерево решений»  http://www.forex4.info/index.php/finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh

        9. Сайт «Тостер». Как построить дерево решений  http://toster.

        10. Портал для счастливых нижегородских родителей «НН Мама».

Тренинг мозгового штурма  http://www.nnmama.ru/content/evolution/

        Methods/tamberg4

        

Актуальная информация, статистика

        1. Сайт Федеральной службы государственной статистики  http://

        www.gks.ru/

        2. Сайт Пенсионного фонда России  http://www.pfrf.ru/

        3. Сайт «История денег»  http://pro.lenta.ru/money 4. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru 5. Сайт Общества защиты прав потребителей — http://ozpp.ru/laws/zpp.php

        6. «Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru

        7. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata

        8. Портал «Профориентир» «Мир профессий» — http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php

 9. JobFair.ru — карьерный проект по поиску вакансий и работы для студентов и молодёжи, ярмаркам вакансий, стажировкам выпускников и составлению резюме. Статья «Новые профессии XXI века» — http://www. jobfair.ru/articles/102

        10. Сайт «Всё о пособиях» — http://subsidii.net/

        11. Сайт «Всё о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php

        12. Сайт страховой компании «Уралсиб» (о ДМС) — http://www. uralsibins.ru/moscow/retail/dms/index.wbp

        13. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» (о страховании школьников)

14. Сайт Форекс — http://www.forex4.info/

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра "Клуб фикси-финансистов"

Квест-игра "Клуб фикси-финансистов". Что же делать: копить или тратить? Пройди все финансовые испытания и найди ответ....

Внеклассное мероприятие "Юные финансисты"

Внеклассное мероприятие из курса "Финансовая грамотность". Познавательное, увлекательное с выполнением практических заданий....

Программа курса "Клуб юных финансистов"

Программа курса внеурочной деятельности на 1 год...

Квест - игра «Лесная школа Зайца-финансиста"

Финансовая грамотность младших школьников...

Юный финансист

На занятии обучающиеся познакомятся с денежными купюрами, монетами....

Интеллектуально - познавательная игра «Юный финансист»

Формирование финансовой грамотности у  младших школьников - это вопрос, который сейчас волнует современное общество. Актуальность данной темы обусловлена ещё и тем, тем, что новые времена ставят ...