Юный финансист
план-конспект по окружающему миру

На занятии обучающиеся познакомятся с денежными купюрами, монетами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx26.65 КБ
Файл yunyy_finansist.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия Финансовой грамотности для начальных классов

                                 «Юный финансист»

                                                                                Учитель начальных классов  

                                                                         Захарова Валентина Леонидовна                  


Цели занятия: изучить структуру личных финансов, практическое закрепление навыков накопления, сбережения и разумной траты личных финансов.

Предметные образовательные результаты:

  • ознакомить учащихся с понятием “Личные финансы”,
  • ознакомить с принципами формирования личного дохода, его сохранения и преумножения;
  • усвоение (применение, и т.п.) понятий по теме: финансы, деньги, источники , виды доходов и расходов:
  • овладение предметными умениями: практической деятельностью учащихся с личными финансами (зарабатывание , сохранение, преумножение капитала).

Метапредметные образовательные результаты

  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Личностные:

  • развивать умение работать в группе,
  • воспитание рационального отношения к личным финансам,
  • формирование социальной активности и самостоятельности,
  • выработка навыков культурного общения.

Коммуникативные:

  • развитие коммуникативной культуры учащихся;
  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей (по количеству учеников); банкноты 50, 100, 500, 1000 рублей..

Организационный момент.

- Для всех мы в обилии рождаемся на свет. 
У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)

Маленькая, кругленькая, 
Из кармана в карман скачет. (Монета.)

Презентация

– Сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах. Слайд №1

– Что такое деньги? (Ответы учеников.)

Жизнь любого человека так или иначе связана с деньгами, причем ими необходимо правильно распоряжаться, для того, чтобы избежать финансовых трудностей.

В словаре С.И.Ожегова дается такое определение этого слова: «Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления». Слайды №2

Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги – это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменяно.

Актуализации знаний

- Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести  жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.) Слайд №3

- Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)

 Функции денег.     Слайд №4

- Как вы понимаете фразу «Личные финансы»?

- Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам?

- Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется?

- Есть ли у вас собственные сбережения?

- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о  деньгах.

Этап открытия новых знаний

1. Практическая работа

У детей на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.)

– Что изображено и написано на монетах? Сравните. 

– Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду.

Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (l рубль), называется «реверс», или «решка». Почему решка? (Слайд №5) Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой.

Слайд  №6 Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».

Слайд №7

– Покажите на монете легенду, номинал, реверс (или решку), аверс (или орел) и гурт.

– Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.)

– Опишите монету достоинством 1 рубль.

-Из чего раньше изготавливали деньги?

-Из чего делают монеты сейчас?

-Раньше  монеты изготавливали из золота и серебра. В банках и сейчас есть такие монеты, но их нельзя потратить - это инвестиции.

-Значит такие монеты называются инвестиционными.

-Для чего они нужны?

(Пояснение учителя)

Можно хранить эти деньги, со временем они станут дороже, значит при их продаже можно получить прибыль.

-А что такое прибыль?

-Кто знает, как называется человек, который коллекционирует монеты?

(Учитель демонстрирует различные монеты)

Какие бывают ещё деньги?

50 рублей. .( слайд №8)Изображён город Санкт – Петербург. Лицевая сторона – основание Ростральной колонны с женской фигурой, которая восседает на троне – это символ Невы. За Ростральноколонной видно Петропавловскую крепость.   Оборотная сторона – здание бывшей биржи, которая находится на набережной

100 рублей. ( слайд №9) Москва. Лицевая часть – скульптура с фронтона Большого  Театра – Аполлон с колесницей. Оборотная часть – площадь перед Большим Театром и само здание театра

500 рублей ( слайд № 10) Представлен город Архангельск. Лицевая часть -  на фоне морского вокзала и парусника расположен памятник Петру l. Оборотная часть – Соловецкий монастырь, который является одной из великих святынь

1000 рублей. ( слайд №11) На этой денежной купюре изображён город Ярославль. Лицевая сторона – памятник Ярославу Мудрому, который держит храм в руках. Это символизирует, что наша вера в наших же руках. Оборотная сторона – храм Иоанна Предтечи ( Крестителя) .

5000 рублей. ( слайд №12)  Здесь мы можем увидеть город Хабаровск. Лицевая сторона  - памятник, посвящённый генерал - губернатору восточной Сибири, графу Николаю Николаевичу Муравьёв – Амурскому. Именно он дал начало возвращению Амура, который был отдан Китаю в 1689 году. Оборотная сторона изображает Царский амурский мост длиной 2700 метров

- Что можно назвать личными финансами ребёнка.

Обсуждение ответов

- Вы мечтаете что-то себе купить. Откуда вы можете взять деньги? (Накопить карманные деньги, подарок деньгами, заработать)

- Что можно назвать личными финансами ребёнка

- Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.

- Какую тетрадь вы купите: с разноцветной картонной обложкой за 40 рублей или такую же, но с простой обложкой за 10 рублей? (слайд №13)

Что можно сделать с сэкономленными деньгами? (Отложить на более нужную покупку)

Этап применения новых знаний

Литературно-финансовая викторина (слайд №14)

-Назовите героя и произведение, который  последовал следующему совету: «на этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. На утро из ямки вырастет небольшое дерево, а вместо листьев на нем будут золотые монеты». (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» )

-Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад-это деньги такие и сокровища, которые люди спрятали в землю. Разбойники всякие.

-А зачем?

-А ты зачем косточки в саду закапываешь и под печку суешь?

-Я? Про Запас?

-Вот и они про запас». (Шарик и Матроскин. Ю. Энтин «Трое из Простоквашино»)

-Из чего были сделаны монеты в царстве Гвидона? (строчками из произведения) (Все скорлупки золотые,.. Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету.)

Закрепление новых знаний.

- Деньги настолько прочно вошли в нашу жизнь, что даже появились крылатые выражения, которые человек часто употребляет в своей речи.

- Я предлагаю вам проверить, насколько вы понимаете смысл того, о чем говорят люди.

- Ваша задача: внимательно послушать крылатое выражение и найти подходящее значение. ("платить той же монетой", "гроша медного не стоит", "принять за чистую монету")

Прослушайте притчу. (Слайд №15)

«Ученик спросил Мастера:

— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто.  Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум».

- Какова главная мысль притчи?

 Подведение итогов занятия.

- С какими понятиями мы познакомились на уроке? (личные финансы, деньги, доходы, расходы)

- Что нельзя купить за деньги?

- Что не имеет цены?

- Пригодятся ли вам в жизни полученные знания?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ

Слайд 2

Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.

Слайд 3

Зачем нужны деньги? Покупка одежды, вещей Покупка продуктов питания Покупка лекарств Оплата коммунальных услуг Отдых и путешествия Покупка жилья

Слайд 4

ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ

Слайд 5

Монета времён Петра Первого

Слайд 7

Покажи и назови части монеты РЕВЕРС (РЕШЁТКА) ГУРТ АВЕРС (ОРЁЛ) ЛЕГЕНДА НОМИНАЛ

Слайд 13

10 рублей 40 рублей

Слайд 14

Литературно-финансовая викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность "Юный финансист"

Внеурочная деятельность "Юный финансист" 2-4 классы....

Внеклассное мероприятие "Юные финансисты"

Внеклассное мероприятие из курса "Финансовая грамотность". Познавательное, увлекательное с выполнением практических заданий....

Программа курса "Клуб юных финансистов"

Программа курса внеурочной деятельности на 1 год...

Интеллектуально - познавательная игра «Юный финансист»

Формирование финансовой грамотности у  младших школьников - это вопрос, который сейчас волнует современное общество. Актуальность данной темы обусловлена ещё и тем, тем, что новые времена ставят ...

Игра «Юные финансисты» в формате занятия «Своя игра».

В рамках недели по финансовой грамотности в 3 классе проведена интеллектуальная игра «Юные финансисты» в формате занятия  «Своя игра».Цель: развитие финансовой грамот...

Рабочая программа "Юные финансисты"

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и инд...