Методика Р.С.Немова "Вербальная фантазия"
тест (2, 3, 4 класс)
Методика для выявления креативности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_r.s.nemova_verbalnaya_fantaziya.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Для выявления креативности мы использовали специальную методику Немова Р. С. «Вербальная фантазия».
Инструкция
Школьнику дается задание придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты, после этого ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим признакам:
- скорость процессов воображения;
- необычность, оригинальность образов;
- богатство фантазии;
- глубина и проработанность (детализированность) образов;
- впечатлительность, эмоциональность образов.
По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.
0 баллов – данный признак в рассказе отсутствует;
1балл – данный признак имеется, но выражен слабо;
2балла – соответствующий признак выражен достаточно сильно.
Оценивание скорости процессов воображения
Если в течение 1 минуты ребенок не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Ребенок получает 1 балл, если он сам придумал рассказ за одну минуту. Если ребенок в течение 1 минуты придумал как минимум два разных сюжета, это оценивается в 2 балла.
Оценивание необычности, оригинальности образов
0 баллов – пересказ ранее увиденного, услышанного;
1 балл – пересказ ранее известного с внесением элементов новизны;
2 балла – самостоятельное придумывание рассказа с новым сюжетом.
Оценивание богатства фантазии
При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе учащегося.
2 балла – число предметов и признаков превышает десять;
1 балл - общее количество деталей от шести до десяти;
0 баллов – признаков в рассказе мало, но не менее пяти.
Оценивание глубины и проработанности образов
Этот показатель определяется по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе.
0 баллов – центральный объект изображен схематично, без детальной проработки его аспектов;
1 балл – при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная;
2 балла – главный образ расписан достаточно подробно.
Оценивание впечатлительности и эмоциональности
Этот показатель оценивается по тому, вызывают ли образы в рассказе интерес и эмоции у слушателя.
0 баллов – образы малоинтересны, банальны.
1 балл – образы вызывают незначительный интерес.
2 балла – образы вызывают эмоциональную реакцию слушателей (удивление, восхищение, страх).
Таким образом, максимальное число баллов ребенок может получить за свое воображение до 10, минимальное – 0.
Данные исследования представлены в таблице.
Таблица
Оценка элементов фантазии младших школьников
Классы | Общее количество учащихся | Уровень развития фантазии | ||||
Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | Очень низкий | ||
2 класс | 30 | 3 | 5 | 11 | 6 | 5 |
3 класс | 30 | 6 | 7 | 10 | 4 | 3 |
4 класс | 30 | 11 | 9 | 7 | 2 | 1 |
Из таблицы видно, что учащиеся обладают недостаточной глубиной фантазийных элементов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
«Игровые методики по развитию творческого воображения и фантазии».
Цель: обогащение системы педагогических действий современными методами и приемами для развития творческого воображения и фантазии дете...
Доклад для выступления на ШМО Тема: «Игровые методики по развитию творческого воображения и фантазии»
Доклад на ШМО...
Урок ИЗО 2 класс "Изображение и фантазия" из раздела "Реальность и фантазия"
Тема урока просматривается по линии "Реальная птица- фантастическая птица"....
Презентация к уроку ИЗО 2 класс "Изображение и фантазия" из раздела "Реальность и фантазия"
Презентация уведёт детей в сказочный лес, населенный фантастическими существами....
Методика Р.С.Немова "Вербальная фантазия"- для выявления креативности
Эта методика определяет на сколько учащийся креативен в своем выборе и действии....
Методика «Вербальная фантазия»
Методика «Вербальная фантазия»...