Рабочая программа по " История Санкт - Петербурга" 2 класса
рабочая программа (2 класс)

Запровская Елена Николаевна

Рабочая программа по " История Санкт - Петербурга" 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_gorod_-_sankt-peterburg._vneurochka.docx38.51 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  внеурочной  деятельности «Мой город – Санкт-Петербург» 2 класс

1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

            Цель:  формирование знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.  

         Задачи:

Обучающие:

  • обучить учащихся работать с литературой по истории и культуре Санкт-Петербурга (справочниками, энциклопедиями, картами и т.д.);
  • дать основные  знания по истории и культуре Санкт-Петербурга от его основания до наших дней;
  • дать основные сведения об архитектуре и монументальной архитектуре СПб, о музеях и театрах нашего города;
  • познакомить с историей Выборгского района и его достопримечательностями.

Развивающие:

  • развивать интеллектуальные способности, эрудицию учащихся;
  • развивать творческие способности  учащихся;
  • развивать устойчивый интерес к занятиям, потребность к самостоятельному пополнению своих знаний о СПб;

Воспитательные:

  • воспитывать в учащихся культуру поведения, внимательное отношение к окружающему миру и людям;
  • воспитывать желание познавать и открывать для себя новое;
  • формировать личностные качества и гражданскую позицию  юного петербуржца;
  • воспитывать чувство прекрасного, формировать художественный вкус.

1.2. Нормативные правовые документы,

на основании которых разработана рабочая программа:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 29.12.2010)
  • О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 24.11.2015 № 81

1.3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Данная программа разработана для учащихся 2класса, как один из видов занятости учащихся во внеурочное время (по ФГОС), на основе программы по школьному курсу «История и культура Санкт – Петербурга» Е.В. Дмитриевой. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

1.4.Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:

Программа «История Санкт-Петербурга» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

 Содержание программы направлено на изучение современного города, в котором живут школьники. Они открывают в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса». Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга: трудовой, культурной, административной; поведением и отношением петербуржцев к своему городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.

1.5.Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС:

      В начальном обучении внеурочный курс «История Санкт-Петербурга» занимает очень важное  место. Программа курса внеурочной деятельности «История Санкт-Петербурга» составлена с учетом требований ФГОС второго поколения.  Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.

              Очевидно, что изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адоптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.

     

1.6. Информация об используемых технологиях обучения, формах и типах уроков.

            Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности. Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «наш город - Санкт-Петербург» является урок. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • практические занятия
  • экскурсии
  • опыты, наблюдения
  • исследовательская деятельность, проектная деятельность
  • презентации, конкурсы
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Рабочая программа «Наш город - Санкт-Петербург» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к обучению;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
  • создание ситуации успеха.

Средства ИКТ применяются на различных этапах урока. При изучении нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно преподать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, задействовать различные виды памяти. На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий позволяет более объективно оценить знания самими учащимися и учителем.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.

1.7. Виды и формы промежуточного и итогового контроля:

        Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.

2.Требования к уровню подготовки обучающихся 1-4 классов

Ожидаемые результаты освоения программы

на 2-ом году обучения:

К концу 2 года  обучения учащиеся  должны:

-знать основные этапы истории Санкт-Петербурга от его основания;

-знать самые известные достопримечательности СПб, знаменитых архитекторов и скульпторов;

-знать историю музеев: Кунсткамеры, Петропавловской крепости (ППК), Эрмитажа, Русского музея и других;

-знать историю династии Романовых, эпоху Петра I и Екатерины II;

-знать о подвиге ленинградцев в годы ВОВ, мемориалы воинской славы в нашем городе.

-уметь ориентироваться на карте Санкт-Петербурга.

В курсе включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт – Петербурга, развившего на  островах в дельте реки Невы по воле Петра 1, о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях, о государственных символах, о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах в великолепном скульптурном убранстве.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
  • Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.

3. Литература и средства обучения

Литература для учителя:

Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Программно-методические материалы к курсу «История и культура Санкт- петербурга для начальной и средней школы» СПб.Корона принт. 2013

ЕрмолаеваЛ.К. Лебедева И.М. Чудесный город. Петербургская тетрадь. СПб Норинт, 1997.

КалюжнаяА. Мифы и были в скульптуре Северной Пальмиры. СПб. Издат.дом. «Литера», 2002

Матвеев П.Н. Атланты и кариатиды Петербурга. СПб, Искусство СПб, 2001.

МахинькоЛ.Я.Я – петербуржец. Пособие для учащихся начальной школы. СПб.Питер,1997.

Нестеров В.В.Львы стерегут город. Л, Искусство,1997

Санкт-Петербург: Три века архитектуры. СПб, Норинт, 1999

Раков Ю. Скульптурный Олимп Петербурга.СПб, Искусство Спб, 2000

Литература для обучающихся:

Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск 2. Пособие по истории города с вопросами и заданиями. СПб. Корона принт. 2013

 Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы:

Электронные образовательные ресурсы:

             Авторские:

  • Самостоятельно созданные в процессе подготовки к отдельным темам уроков

4. Информационно-техническая оснащенность кабинета:

  • Компьютер
  • МФУ
  • Документ-камера
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления печатных пособий
  • Образовательные ресурсы
  • Мультимедийный проектор
  • Демонстрационные печатные пособия
  • Дидактический материал:

-        альбомы по искусству;

-        репродукции картин, постеры;

-        календари по искусству и с видами Санкт-Петербурга;

-        книги и альбомы по архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга;

-        видеофильмы;

-        компьютерные презентации

-        энциклопедии и справочники;

-        сборники стихов, песенники.

Календарно-тематическое планирование 2 класс 2019-2020 учебный год.

Наш город – Санкт-Петербург.

№ п/п

Тема занятия

Дата

 (кол-во часов)

Форма занятия

Способы выявления образовательных результатов учащихся

1 четверть –( 3 ч теория + 5 ч- экскурсионных)

1

Наш город – Санкт-Петербург. Вводный урок.

.09

1

Круглый стол

Тест самопроверки

2

Символы Санкт-Петербурга: Герб, Флаг и Гимн.

.09

1

Круглый стол

Тест самопроверки

3

Петр 1. Основание города. Крепость на Заячьем острове. Домик Петра 1.

.09

1

Круглый стол.

Тест самопроверки

4,5

Лицей в Царском селе

.09

2

Экскурсия

Творческая работа

6,7, 8

Музей политической истории СПБ « В гости к Филиппку»

.10

3

Экскурсия

Проект

« В гости к Филиппку»

2 четверть ( 4 ч- теория + 4 ч экскурсионных)

9

Первые верфи города. Адмиралтейство.

.11

1

Виртуальная экскурсия

Тест самопроверки

10

Реки и каналы Санкт-Петербурга. Из истории наводнений.

.11

1

Виртуальная экскурсия

Тест самопроверки

11

Такие разные мосты.

.11

1

Виртуальная экскурсия

Викторина « Узнай мост в СПБ»

12

Главная улица города Невский проспект

.11

1

Виртуальная экскурсия

Тест самопроверки

13 -

Интересные места Невского проспекта.

.12

1

Экскурсия

Творческие проекты по итогам экскурсии

14

Дворцовая площадь. Зимний дворец.

.12

1

Экскурсия

Творческие проекты по итогам экскурсии

15

Стрелка Васильевского острова.

.12

1

Экскурсия

Творческие проекты по итогам экскурсии

16

Иссакиевская площадь. Иссакиевский собор.

.12

1

Экскурсия

Творческие проекты по итогам экскурсии

3 четверть( 7ч теория, 4 – экскурсионных)

17

Эрмитаж – музей в Зимнем дворце.

.01

1

Круглый стол

Творческая работа

18

Первый музей России – Кунтскамера.

.01

1

Круглый стол

Творческая работа

19

Аничков дворец. Аничков мост.

.01

1

Круглый стол

Творческая работа

20

Животные и мифические существа в скульптуре Санкт-Петербурга.

.02

1

Виртуальная экскурсия

Викторина

« Знай и люби свой город»

21

Казанский собор.

.02

1

Виртуальная экскурсия

Викторина

« Знай и люби свой город»

22

Петропавловский собор

.02

1

Виртуальная экскурсия

Викторина

« Знай и люби свой город»

23

Триумфальные арки Петербурга

.02

1

Виртуальная экскурсия

Викторина

« Знай и люби свой город»

24

Гостиный двор. Городская дума.

.02

1

Экскурсия

Проект « Мой любимый музей в СПБ»

25

Летний сад. Летний дворец.

.03

1

Экскурсия

Проект « Мой любимый музей в СПБ»

26

Викторина по Санкт-Петербургу.

.03

1

Экскурсия

Проект « Мой любимый музей в СПБ»

27

«Музей воды»

.03

1

Экскурсия

Проект « Мой любимый музей в СПБ»

4 четверть (3ч – теория+ 4 экскурсионных)

28

Город с высоты птичьего полета. Знакомство с картой.

.04

1

Круглый стол

Творческая работа с картой СПБ

29

Петропавловская крепость.

.04

1

Виртуальная экскурсия

Индивидуальные проекты ко Дню рождения города

30

27 мая - День рождения Санкт-Петербурга

.04

1

Круглый стол

Индивидуальные проекты ко Дню рождения города

31 -   34

Пригороды Санкт- Петербурга. Петергоф.

.05

4 ч

Экскурсия

ИТОГО 34ч ( 17ч – ТЕОРИЯ, 17ч – ЭКСКУРСИИ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" 1 класс

Рабочая программа для кружка "История Санкт-Петербурга" для реализации во внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов (согласно ФГОС)...

Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса

Данная программа разработана мною для кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса, как один из видов занятости учащихся во внеурочное время (по ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 5-9 КЛАССЫ

Статус документа Рабочая программа по истории для V-XVIII класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая  ...

Рабочая программа кружка "История спорта" 4 класс

Рабочая программа кружка "История спорта" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на 34 часа (1 час в неделю)...

Рабочая программа по истории для 8 класса

Программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе авторской...

Рабочая программа курс "История Санкт-Петербурга" 1 класс.

Основная цель курса: воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей р...